Шлемазл

                1

Ирина приехала в Оттаву одна. Муж с двумя пацанами-погодками, шести и семи лет, остался в Минске.
Первым делом она заказала себе мобильник. Когда не имеешь постоянного места жительства и ищешь работу в незнакомой стране, мобильник – это самое главное. В Резюме можно вписать любой адрес, вряд ли кто будет проверять. А телефон обязателен. Хотя бы ради того, чтобы договориться с потенциальными работодателями или агентами по трудоустройству о встрече, а иногда и для собеседования по телефону.

Когда получила работу, сняла и уютный домик, и домашний телефон сделала. Муж въехал с тёщей и двумя детьми, когда всё было практически готово.

Не хватало только самой важной в семье вещи – телевизора. Да и машиной пока не обзавелись, но это – потом. Главное – телевизор!

Поэтому она попросила меня помочь ей купить телевизор и привезти домой. Заказать доставку ей почему-то не пришло в голову. Наверное, я понадобился, чтобы помочь выбрать телевизор.

А что же её муж?

Я работал в той же компании, что и она, только по контракту, который должен был скоро закончиться.
Я конечно же согласился.

Когда вносили этот тяжеленный агрегат, мне помогал её худосочный муж. Мне показался очень странным взгляд на меня и его тёщи, и его жены. Он был каким-то пристальным и... оценивающим, что ли? Потом мамаша вопросительно посмотрела на дочку.
Смысл происходящего я понял много лет спустя.

Когда установили телевизор, два милейших пацана быстренько оккупировали лучшие места.

Если бы не эти пацаны, дом казался бы, наверное, мёртвым. Он был какой-то полупустой и тёмный (из-за экономии электричества?) и какой-то съёжившийся. Очевидно, дом может впитывать настроение поселившихся в него людей, он их чувствует, он их копирует: их шаги, их неуверенный в завтрашнем дне взгляд, как бы застревающий в зеркалах и окнах. Чтобы дом мог их как следует разглядеть – новых граждан с непонятным языком, непонятными мыслями и ментальностью?
Единственными, кто вливал жизнь в это жилище, были эти самые пацаны, кричащие, визжащие, догоняющие, игриво тузящие и обзывающие друг друга. Как счастливы дети, чьи папы и мамы берут на себя все удары судьбы, все трудности, всю заботу!

И вот в доме воцарилась, можно сказать, неприличная тишина: пацаны, обняв друг друга, уставились в вожделенный телик, но тот предательски молчал, отчего у его молодых зрителей в глаза постепенно проникала непонятная тоска и обида. В чём же дело?!

Взрослые не могли скрыть улыбки:

– Ну-у, пока телевизор не будет работать.
– Мам, так надо же его включить!
– Здесь этого мало. Нужно подсоединить к кабелю.

До этого молчавший папаша, худой, измождённый, с жиденькой бородкой и жадными глазами, высказал мысль, которая, наверное, решило его дальнейшую судьбу, а в настоящий момент прозвучала как ругательство:

– Я узнавал у Шейниных, они платят за бейсик одиннадцать долларов двенадцать копеек!!!
(Tак и сказал – копеек. Причём цифры он называл растягивающим весомым голосом). Мы пока этого позволить себе не можем. Вот я закончу курсы английского языка, найду работу, потом – посмотрим.
Я неприязненно поинтересовался у «склизняка», как я его стал про себя называть, – для чего, мол, тогда покупали столь дорогую вещь? Он встрепенулся:

– Вам огромное спасибо!

Я понял, что меня культурно выпроваживают.

                2

Много лет спустя у меня намечался очередной контракт в той же Оттаве, и я решил разыскать Ирину, узнать, как у неё дела. Если, конечно, она не поменяла работу, так как у меня оставался только её рабочий телефон.

Я вышел на оператора компании и попросил Ирину Шапиро. После чего довольно бойкая женщина на другом конце провода сделала длительную паузу.

– Она теперь уже не Ирина Шапиро, а Айрин Томлинсон.

Настала очередь для моей длинной паузы.

– Хорошо, позовите миссис Томлинсон.

Ирина, а это была она, с некоторым смущением рассказала, что она давно уже Томлинсон, и что у неё всё хорошо, и с мамой всё прекрасно, а про первого мужа ничего не сказала, а я и не стал спрашивать.

Я вспомнил – когда она впервые появилась в компании, руководитель проекта представлял её как мать двоих детей! А по её миниатюрной фигурке и молодому личику и не скажешь! Это произвело фурор, потому что в Канаде выходить замуж не торопятся, да и детей заводить – тоже.

Я вспомнил и Томлинсона. Надо же, этот парень из отдела разработчиков взял её с двумя детьми, с другой ментальностью, с не англоговорящей мамашей. Вoт это любовь!

Мне почему-то вспомнилась та история с телевизором. Где-то теперь её бывший шлемазл-муж? Наверное, вернулся на родину.
А возможно, ему удалось закончить курс английского языка, и он где-нибудь работает на простой работе, и живёт у кого-то в полуподвальном этаже с напарником – таким же шлемазлом, как и он, и смотрит бейсик по кабелю. Есть люди, которые не созданы для эмиграции, да и для счастья, наверное, тоже.

Июнь 2017

***


Рецензии