Сказки для Ксюши. Королевство вредных привычек

У меня есть внучка, когда она была маленькой много приходилось бороться с её не вполне приятным поведением,и вот для того, чтобы помочь ей и себе я и написала эту сказку, которую уже выросшая внучка бережно хранит.

                КОРОЛЕВСТВО ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Не так давно,можно сказать почти вчера, жила-была девочка.Звали её Ксюша. У неё были смышлёные зелёные глазки, вздёрнутый любопытный носик, лёгкие пушистые волосики и маленький упрямый ротик. В общем вполне симпатичная,смешливая и очень живая девочка.


Жила она с мамой,папой,дедушкой и бабушкой, а также дядей, в обычной московской квартире. Ходила Ксюша и в детский садик, где были у неё подружки.
И всё было бы хорошо,но иногда Ксюша капризничала, вредничала,не слушалась старших,задирала носик перед подружками и,страшно сказать, порой хитрила, обманывала
, сваливала свою вину на других и делала всё наоборот.


Мама зовёт-Ксюша, иди кушать-а Ксюша играет или в телевизор уткнётся, делая вид, что маму не слышит.
Просит папа-Ксюша, убери за собой игрушки-а Ксюша ныть начинает-Ой, пальчик болит,ой животик больно или ещё что-нибудь придумает,чтобы мама её пожалела и за ней убрала. Вот ведь Ксюша-хитрюша.


И никто не мог понять, что же с Ксюшей происходит и как это исправлять. И говорили с ней по-доброму,и ругали, и даже не поверите, в угол ставили, или удовольствий лишали-ничего не помогало.


Сделает Ксюша несчастное лицо, вид, что всё поняла и раскаивается,прощения попросит, маму с папой оближет, обнимет, вымолит прощения и тут же снова за своё.


То за обедом трещит как сорока, рот не закрывается, суп льдом покрывается,за час не съедается.
То примется ныть ,что скучно ей и заняться нечем и играть не во что,а её бедные игрушки, где попало разбросаны,забыты, плачут хозяйку зовут,да она их не слышит. Долго так продолжалось, до тех пор, пока однажды всё не изменилось.


После очередных капризок, легла Ксюша спать, на всех обиженная, к стене отвернулась, носом сопела, пыхтела, да незаметно для себя уснула.


Утром проснулась Ксюша, глазки открыла и ничего вокруг не узнала. Села она на кроватке, огляделась:
-Ой, где это я?


Стены в комнате из конфет,пол из шоколада,окна леденцовые,разноцветные, кроватка из зефира,одеялко и простыня с подушкой из сахарной ваты. И вся Ксюша, ну просто липкая в этой сладости.


Смотрит Ксюша, ничего не понимает, маму позвать или заплакать?
Пока Ксюша размышляла, как ей поступить, распахнулись вафельные двери и в комнату не вошёл, а прямо-таки впрыгнул странный мальчик. Примерно одного с Ксюшей возраста,безобразно толстый, невероятно вертлявый, но толщина ему не мешала.


Он, то высовывал язык,то оскаливал зубы в хищной улыбке,то закатывал заплывшие жирком глазки, при том весь извивался, размахивал ручками и чудно подпрыгивал на ходу.


-Ты кто такой?-спросила Ксюша-и почему дразнишься?
-А я вовсе и не дразнюсь, я всегда такой и вообще меня зовут Кривляка. Вот-ответил мальчик и снова высунул язык, закатил глаза и подпрыгнул.


-Фу, как некрасиво так себя вести,-рассудительно, тоном воспитателя произнесла Ксюша.
-Правда?- ухмыльнулся мальчишка-На себя в зеркало посмотрись, разве ты не так себя ведёшь?
-Нет, не так, не так, я не такая. И вообще уходи, я с тобой не вожусь-захныкала Ксюша.


Но мальчишка, не обращая на Ксюшу внимание, кривляясь подбежал к дверям, приоткрыл их и закричал кому-то:
-Эй, Капризка, заходи,пополнение прибыло, твоя подружка к нам приехала,вот уже и канючит, как ты всегда.


На зов в комнату вбежало круглое, как колобок создание,в мокром, обвисшем от слёз,заляпанном пятнами платьишке. Волосы, слипшиеся от крема взъерошены,глаза покраснели от постоянных слёз, рот перекошен гримасой.
И сразу с порога создание заныло занудным тоненьким голоском:
-Кто это приехал?.. Что за такая подружка.... Никого не хочу видеть,ни с кем не желаю дружить.... Мне скучно, мне всё надоело....
-Ох-вырвалось у Ксюши. Слов у неё не нашлось.


Да ладно-закричал Кривляка-Не хотите дружить, не надо и вообще пора на завтрак,а потом на приём к Королеве. Она не любит ждать.
Тут Капризка и Кривляка, не спрашивая Ксюшу, подхватили её за руки и потащили в другую комнату.


Здесь на огромном столе шоколадном стояли и лежали горами разные сладости-конфеты, печенья, круасаны, марципаны,торты, пироженое, мороженое-разные сладости и фруктовые напитки всех сортов и видов.
Вот-широким жестом указал на стол Кривляка-приступай, завтракай.


-А я не ем на завтрак сладостей-ответила Ксюша-я ем кашу или омлет и йогурт.
-Вот ещё, забудь эти глупости. Разве не ты всегда ныла не хочу кашу, не хочу омлет, не люблю йогурт, хочу сладкого. Вот и ешь до пуза-заверещала Капризка.-Дети не должны есть гадости, они должны есть сладости и толстеть как мы, королева любит только сладеньких и толстеньких и обязательно в прыщиках от сладостей, таких как мы.


Нечего делать,есть-то хочется, а другого нет. Пришлось есть сладости и запивать сладкой же водой, простой воды в королевстве не водилось. А много ли сладостей влезет за раз? Скоро Ксюша почувствовала, что больше не может съесть ни крошки и выпить ни глотка.


-Ну вот, раз ты наелась вперёд- скомандовал Кривляка и подхватив Ксюшу за руки, не дав даже вытереть их от сладкого, они потащили её дальше.


По пути через разные комнаты, сквозь которые они проходили, Ксюша видела вокруг себя мебель, стены, растения, игрушки, украшения, всё всё абсолютно всё из сладостей, так что её даже начало чуть-чуть подташнивать.


Но вот наконец они очутились в большом сверкающем словно хрусталь, леденцовом зале,полном множества толстых, липких неопрятных малышей,в заляпанных пятнами жира и сладостей одеждах. Все они шумели, сопели, толкались, громко спорили друг с другом, при этом беспрерывно чавкая, чмокая и жуя разные сладости.


-Ах-ах, смотрите все-подлетела к Ксюше очередная Толстушка-новенькая. Ещё одну сластёну доставили, только она какая-то худенькая, заморенная, придётся её откармливать. Ну, да мы это умеем, станешь как мы, толстенькой, прыщавенькой, красивенькой, как мы-девочка трещала без умолку, не забывая при этом откусывать шоколад и похлопывать Ксюшу липкими руками по щекам.


-Не трогай меня-возмутилась Ксюша-у тебя руки грязные и липкие и ты меня оглушила.
-Так я и должна говорить не закрывая рта. Ведь я твоя подружка, по имени Болтушка-ответила девочка.
-А я не хочу с тобой дружить-отвернулась Ксюша.
-Как же, как же, сама с собой дружить не хочешь-съехидничала девочка.


В это время подбежал другой мальчик и зло закричал на Ксюшу, -не смей говорить моих слов, или побью.
-Каких слов-растерялась Ксюша.
-Не хочу-это мои слова, ведь это я Нехочуха и только я могу их говорить.


-Ишь раскомандовался-фыркнула Ксюша, слова всехные, они ничьи, а вовсе не твои. Ты мне не указчик, что хочу,то и делаю.


-Это кто здесь смеет нос задирать и делать что хочет-раздалось от новой подошедшей весьма агрессивной личности.-Кто ты такая, чтобы мою роль играть и моими словами бросаться? Это только мне дозволяется говорить и делать что угодно.


-А ты кто-растерялась Ксюша глядя на высокую девочку с высоко задранным носом.
-Я, Задавака, -ответила девочка, ещё выше задирая нос.
И тут же рядом засуетилась маленькая толстушка, поддакивая высокой:-Да, да, она у нас самая главная,а я самая умная, самая красивая,самая умелая, самая...самая..
-Кто?-спросила Ксюша.


-Воображулька-ответило создание-я дочка Королевы. Моя мама здесь всеми командует,моя мама может наказать тебя, моя мама может наказать любого, моя мама....


Девочка ещё долго бы воображала, но в этот момент распахнулись двери и в них вплыла громадная, величавая, похожая на торт фигура дородной женщины, с прической из пчелиных сот, из которых прямо ей на плечи и на платье капал мёд, а сопровождавшие её грумы, неустанно слизывали этот мёд с платья Королевы.


Королева чинно водрузилась на огромный трон и стала похожа на сладкую клумбу. Заговорила она звучным, слащавым голосом.
-Дорогие мои чада, поздравляю вас с прибытием новой подружки, Ксюши, которую мы с радостью примем в свою семью и откормим и полюбим и сделаем счастливой.
Ксюше очень тяжело жилось в своей семье. Она хотела есть одни сладости, ей не давали, она хотела всё время получать подарки, её ограничивали, она хотела делать всё, что ей вздумается, ей запрещали. А ведь Ксюша очень талантливая девочка. Все качества, которые есть у каждого из вас по отдельности, Ксюша объединила в себе одной, поэтому вы все её братья и сёстры по духу. Я долго смотрела на её мучения и её слёзы в семье и наконец решила, что она заслуживает жить с нами. Такие способности должны быть вознаграждены.
Вот так Ксюша, по моей воле, ты оказалась здесь.

С некоторыми ты уже познакомилась, позволь представить тебе остальных.
Вот это Врушкин-он твой давний друг и хотя у тебя дома все сразу понимали, когда ты обманываешь,здесь можешь обманывать сколько хочешь,здесь это можно.
А это Непослушайкин, ты давно с ним сдружилась,ведь ты тоже не любишь слушаться.
А это Длинноручка,она как и ты любит лазить по чужим столам и ящикам, всё вынюхивать и высматривать.
А рядом Беспорядкин, уж его-то ты знаешь лучше всех,он как и ты всё любит разбрасывать и заставлять убирать других.
И наконец Незнайка и Забывайка, сладкая парочка. Один никогда ни о чём не знает, другая всё обо всём забывает и без конца всё теряет.


Видишь, Ксюша, сколько у тебя здесь друзей. Главное здесь можно делать всё что тебе хочется, только не забывай, что и другие делают также.
Здесь не нужно никого слушаться, никому подчиняться, ничему учиться, здесь можно есть, спать играть и гулять, когда тебе хочется и сколько хочется.


Ты в Королевстве вредных привычек и я его Королева Ленивица, разрешаю своим подданным жить в своё удовольствие без вредных мам и строгих пап, нудных дедушек и строгих бабушек-самим по себе.
Я закончила-Королева откинулась на подушки трона и задремала, а все дети зашумели, загомонили. Каждый делал что и как хотел и никому не было дела до другого.

....Никому не было дела до другого. Ксюша села в уголке и заплакала.
-Ты чего ревёшь?-подскочили к ней Кривляка и Врунишкин.
-Я к маме хочу-заливалась слезами Ксюша-Я,я к папе хочу,хочу домой -ой-ой.....
-Ты что, и это после того, как королева рассказала, как над тобой издевались?
-Неправда это-закричала Ксюша-они меня любили и хотели чтобы я была хорошей, а вы-вы-Ксюша прерывалась слезами-вы любите только себя, вам ни до кого нет дела.


-Да, да , это так-теперь уже все дети обступали Ксюшу всё плотнее и плотнее-И нет, нет, теперь ты уже не попадёшь домой, ты наша, наша. Мы твои сестрёнки и братишки, мы твои привычки, а куда же ты без нас. Нет, нет, ты теперь наша....


И потекли дни похожие один на другой. И на завтрак и на обед и на ужин одни сладости. Вокруг Ксюши постоянно крутились толстяки-привычки и врали ,и кривлялись ,и капризничали, и подглядывали ,и лазили по Ксюшиным потайным уголкам. То одежда её была разбросана в беспорядке, то игрушки оказывались на других местах,то вообще всё исчезало. И все отнекивались, отказывались, сваливали вину друг на друга и дразнились.


Вот теперь Ксюша поняла, что жизнь без правды и без правил, без установленного порядка и на одних сладостях-оказалась на деле очень горькой и безрадостной. Раньше и мама и бабушка и папа и дед могли помочь, подсказать, поддержать, хоть и требовали от неё чего-то, а здесь никто не помогал,всё тащил только к себе и без конца дразнил.


Никто теперь не целовал и не обнимал Ксюшу, никто не сказал ей доброго ласкового слова. Да не было запретов, но не было и любви и дружбы и внимания к ней самой.
Здесь умели только объедаться, задираться, толстеть, любоваться собой, хвастаться,обманывать и обижать.


А главное отсюда нельзя было уйти. Много раз Врушкин и Кривлякин обещали ей ,показать дорогу домой и указывали тропинку в саду, но каждый раз проблуждав понапрасну в сладких зарослях, продираясь с трудом через мармеладные болотца, Ксюша вновь и вновь оказывалась перед королевским дворцом, а противные мальчишки смеялись над ней и корчили рожицы.


Ксюша начала меняться. От сладостей она потолстела, кожа её покрылась гадкими болячками ,диатезом на сладости,глаза постоянно слезились, волосы слиплись в сплошной колтых ,одежда покрылась липкой коркой и Ксюша теперь ничем не отличалась от остальных малышей. Но самое страшное, что её постоянно мучила жажда, сколько не пей сладкой воды, от неё всё больше хочется пить.


Однажды днём,уединившись от своих вредных соседей в самом укромном уголке сладкого сада, Ксюша сидела, прижавшись к вафельному забору и тихо и горько плакала, вспоминая дом, своих родных,игрушки....

 Даже воспоминания о настоящей траве и живых цветах навевали на неё горькие сожаления об утрате. А ещё ей очень хотелось простых бабушкиных супов или котлеток, сырничков или голубцов, всего того, от чего она раньше нос воротила. Но больше всего хотелось выпить стакан простой холодной воды. А ещё, ещё, захлёбываясь слезами шептала Ксюша, я хочу в свой садик , к своим подружкам. Они же совсем не такие, как эти вреднюги.
И Ксюша зарыдала ещё горше.


-Девочка, милая девочка, что ты так горько плачешь? Твои слёзы просолили землю и залили наш домик....
Ксюша отвела от лица ручки,которыми заслонялась и увидела прямо перед собой крошечных человечков,которые с жалостью смотрели на неё и гладили по ножке.
Ой, вы кто-спросила она сквозь слёзы.


-Мы гномики, а живём прямо здесь, под землёй в маленьком домике. Но твои слёзки проникли в него и затопили почти, а значит вынудили нас выйти из домика, посмотреть кто так плачет.
-Вы, вы всегда здесь жили, что-то я раньше вас не встречала?
-Нет,раньше мы были большими и сильными,совсем как ты и жили у одной девочки. Мы её добрые привычки. Звали девочку Ксюша. Потом она стала меняться, всё реже дружила с нами. Ксюша завела новых друзей, вредные привычки. Мы стали сохнуть и уменьшаться, а они расти и крепнуть. Выросли до таких размеров, что в один прекрасный день увели куда-то Ксюшу и она пропала, а нам пришлось уходить жить в подземелье, ведь таким маленьким нельзя находиться среди людей.


-Ксюша пропала-грустно повторили гномики и горестно покачали головками в смешных красивых колпачках.
-Нет, никуда я не пропала,вот же я перед вами. Я правда попала в беду. Королева Ленивица забрала меня в своё королевство вредных привычек. И теперь я живу здесь и не могу убежать. Мне здесь очень плохо. Я так хочу домой- и Ксюша снова горько заплакала.


-Да, нет, ты не Ксюша. Ксюша стройненькая, чистая опрятная и весёлая девочка, а ты унылая, болящая толстуха слезливая и грустная.
-Нет, нет, это я, только потому, что здесь едят одни сладости я покрылась болячками, потолстела и стала липкой грязной и грустной. Мне и мама и бабушка говорили, что нельзя есть много сладкого, это вредно, но я не слушала их, а теперь поняла, да поздно. Я к маме хочу,домой- и слёзы хлынули рекой.


-Ладно, ладно, не реви. Слезами горю не поможешь. Ты и вправду очень подурнела,тебя прямо не узнать,а вот помочь очень даже можно.
-Правда, а как-слёзы сразу высохли на глазах у Ксюши  и глазки загорелись надеждой.


-Для начала тебе нужно поближе познакомиться с нами-сказал самый рассудительный гномик.
-Вот первая твоя знакомая Миловида. Именно она помогала тебе быть привлекательной и милой для всех,но ты променяла её на Воображулю.
Вторая, сестричка Миловиды Добронрава. А ей ты обязана тем, что была доброй и отзывчивой девочкой, до тех пор пока не сдружилась с Капризулей.
Третья Смешинка,уж в её компании ты умела весело, заливисто смеяться,от души радоваться и быть всеми любимой. Но тут появилась Задавака и ты стала задирать нос, а радоваться разучилась.
Четвёртая сестричка добрая привычка Умейка. С ней твои ручки научились делать самые разные нужные и интересные дела:лепить, рисовать, мастерить, чистить зубки,умываться, правильно держать ложку и вилку, одеваться и многому другому, но тут появились Забывайка и Нехочуха и ты стала ото всего отлынивать,обо всём забывать, свои навыки терять.


И наконец мы братишки:Послушник, Молчун и я Разумник.
С нами ты тоже раньше дружила, училась дружить, умнела, взрослела, слушалась старших и находила правильный выход из трудных ситуаций, но  подвернулись тебе Непослушник, Врушкин и Болтушкин и ты стала со всеми пререкаться, болтать и вертеться за едой,обманывать хитрить,от хороших советов отворачиваться притворяться и делать всё наперекор-вот так и накликала сама на себя беду.


Ой-снова собралась заплакать Ксюша-значит я сама себя наказала? Выходит сама во всём и виновата?
-Конечно, но не реви, мы зла на тебя не держим и рады тебе помочь, только и тебе придётся потрудиться, если хочешь домой воротиться. Само ничто не делается.
-Я на всё согласна, только помогите, подскажите, что мне делать, как беду поправить и домой вернуться.
Да и ещё, как я вернусь домой, такая толстая, прыщавая, грязная липкая и безобразная?


-Это дело поправимое-ответил Разумник. Он отступил на шаг, хлопнул в ладоши и произнёс-Землица-матушка расступись, родник волшебный-появись.
Тут же из под земли забил чистый и прозрачный фонтанчик, ключевой воды.


-Ой, водичка, настоящая водичка-радостно воскликнула Ксюша и бросилась к фонтанчику. Сначала она напилась воды, а потом принялась старательно отмывать ручки ,лицо, волосы от липкой массы. Откуда-то появилось и мыло и полотенце. Гномы помогали ей.


Умейка протянула щётку и зубную пасту,Добронрава подала гребешок и помогла расчесать волосок к волоску, а Миловида погладила Ксюшу по лицу своими бархатными ручками и куда подевались все диатезные болячки. Личико очистилось и засияло свежестью.


Смешинка весело рассмеялась и принялась тормошить Ксюшу и гладить её по бокам и животику. Платье на Ксюше стало чистеньким, а сама Ксюша похудела и постройнела. Смешинка заливалась счастливым смехом:Ой, правда, правда, это наша Ксюша и она вернулась.

И в то время, как с Ксюшей происходили эти перемены новые друзья росли на глазах и теперь рядом с Ксюшей стояли не гномики, а равные ей милые и добрые дети.


-А теперь-торжественно произнёс Разумник,  -ты должна доказать, что что-то умеешь.
И перед Ксюшей поставили столик и стульчик, а Умейка,Молчун и послушник принесли пластилин, альбом и краски.

С какой радостью и удовольствием устроилась Ксюша за столом и принялась творить.
Она слепила из пластилина ёлочку и грибок. А в альбоме нарисовала красивые цветы, солнце и небо. А в уголке рисунка домик. Вот это мой садик и мой домик, куда я хочу вернуться-произнесла Ксюша показывая рисунок друзьям.


Ай, да Ксюша, ай да молодец-захлопали в ладоши друзья. Ничего не забыла, ничему не разучилась, значит и вернуться ты сможешь.
Все улыбались и согласно кивали головами.


И в это время на дорожке сада показались грязные толстые липкие малыши, вредные привычки.
Впереди всех бежал Кривляка и громко кричал-Вот она, вот, держи её, лови её, окружай.....
-Ой, всё пропало-испугалась Ксюша, сейчас они меня схватят.
-Нет, не схватят, не бойся, мы рядом,главное скажи что ты думаешь, дай честное слово.


И Ксюша громко и уверенно стала говорить:
Я хвастать не стану, не буду спесивой,
Не стану обманывать, воображать,
Я стану послушной, доброй красивой,
Мне б только домой к маме с папой попасть.
Уйдите недобрые злые кривляки,
Мне вредных привычек не нужно совсем.
Я добрым привычкам открою дорогу,
Вот честное слово даю в этом всем.


И вот чудеса, по мере того, как Ксюша говорила свои слова, вредные привычки сжимались и становились всё меньше и меньше, пока по дорожке к ногам Ксюши не прикатились маленькие разноцветные горошины.
Ксюша отступила от них, чтобы они не прилипли к ней.
А её хорошие привычки спросили её:
-А ты нас не подведёшь?-Не обманешь?-Не забудешь данное слово?
Ведь если ты отступишь, то вредные привычки снова начнут расти и одолеют тебя. Тогда уже вряд ли кто сумеет тебе помочь.


-Нет, моё слово твёрдое-ответила Ксюша-я очень хочу жить с моими родными, я их люблю и люблю вас и я постараюсь исправиться. А вы ведь мне поможете?
-Конечно, конечно, с радостью и удовольствием.


И в этот миг Ксюша увидела, как всё вокруг стало меняться, исчезли сладости, на их месте появились настоящие деревья, кусты трава и цветы. Растаял дворец королевы Ленивицы и исчезли горошины-вредные привычки,только какие-то микробы со злыми мордочками копошатся в лужице.


-Смотри Ксюша и запоминай, станешь прежнее творить, привычки вредные кормить, оглянуться не успеешь, зло сумеешь отрастить. И тогда без промедленья, возвратишься в сладкий мир, где не знают сожаленья, к разным горестям твоим.
-Нет, ни за что, я теперь поумнела.
Тогда иди вот в эту дверку и окажешься дома-сказал Разумник, показывая рукой на большущее дерево с красивой дверцей, неизвестно как появившееся здесь.
-Смело входи и окажешься дома.......


-Ксюша, Ксюшенька-кто-то тронул её за плечо, пора вставать.
Подскочила Ксюша и видит, лежит она дома, на своей кроватке, рядом стоит дедушка и будит её.
-Пора идти мультик смотреть и в садик собираться. Тебе уже недолго ходить.туда осталось, скоро выпускной, лето отдохнёшь и в школу пойдёшь.
Мигом Ксюша подхватилась, дедушку обняла, в щёку поцеловала, в ванну побежала,без уговоров и напоминаний. Умылась, зубки почистила, йогурт съела, мультик посмотрела и без каприз в детский садик пошла


Весь день там весело и плодотворно провела. С подружками играла,занималась, гуляла на площадке и была просто счастлива.
День прошёл чудесно, вечером мама за ней в садик пришла, Ксюша её целует обнимает, тут по дороге и папа встретился, его тоже расцеловала, и бабушку с дедушкой дома обнимает, щебечет.


-Что это с моей дочкой,- говорит мама-совсем её не узнаю.
Тут Ксюша всё маме с папой и рассказала и про королевство и про вредные привычки и про добрых друзей, что её выручили и всем пообещала:
-Я теперь всегда послушной и доброй буду, я вас всех люблю и без вас жить не хочу. И братику строго настрого накажу, никогда не дружить с вредными привычками. Чтобы не попасть в беду.


-Что ж-ответила мама-мы будем только счастливы и рады. Ведь мы любим тебя и хотим тебе добра, хорошо, что ты побывала в этой стране и повидала многое и поняла. Теперь мы сможем тобой гордиться, раз у нас растёт такая умница-разумница.
Вечером, перед сном взяла Ксюша к себе в кроватку любимого щенка плюшевого Бетховена, обняла его, прижалась. Слышит, кто-то рядом скребётся. Оглянулась, потом заглянула под подушку, а там рядком сидят её друзья, полезные привычки и улыбаются ей,а Молчун пальчик к губам прижал: тсссс,мы рядом, спи спокойно..... Мы твой сон бережём.


Рецензии
Вера, такая сказка могла родится только благодаря опыту, накопленному от общения с маленькой Ксюшей. Пишите, творите.
Удач!
Дружески, Андрей

Андрей Калецкий   24.06.2017 07:56     Заявить о нарушении
Да, именно так вы правы. Спасибо вам.

Вера Гончарук   24.06.2017 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.