Католическая реформа и гуманизм перед Реформацией

КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И ГУМАНИЗМ ПЕРЕД РЕФОРМАЦИЕЙ
Джон Алден (1970)
http://www.umanitoba.ca/colleges/st_pauls/ccha/Back Issues/CCHA1970/Alden.pdf

Как недавно показал Герхард Ладнер, идея Реформы, связанная с личным обращением верующего ко Христу, может быть найдена уже в новозаветных посланиях Павла (1). Павлова концепция о том, что Церковь постоянно нуждается в преображении по образу Христа, впоследствии была подчеркнута как греческими, так и латинскими Отцами и стала частью средневековой традиции (2). Движение XI в., обычно называемое григорианской реформой, делало особый акцент на разработку идеи, что все церковное устройство может испытывать особую потребность в реформах в течение определенного периода истории. Этот подход касался всей Церкви, а не только или даже прежде всего монастырей.
 В XIII веке Церковь в своей практической деятельности была преобразована в обширную систему власти. Этот процесс был весьма эффективен, и в XIV в. юридический взгляд на Церковь, изначально разработанный специалистами по каноническому праву, был широко принят богословами. Церковь как в теории, так и в практике стала правовой структурой, целиком подчиненной папе (3). Но «вавилонское пленение» Церкви вызвало значительное падение авторитета папской власти, и раскол 1378 года, который продолжался почти сорок лет, нанес дополнительный ущерб как престижу папства, так и институциональной структуре Церкви (4). Кроме того, Великий раскол вряд ли закончился отставкой антипапы Феликса V и разгоном Базельского собора, а затем последовала эпоха возрождения светской власти пап, большинство из которых относилось к папству прежде всего как к итальянскому политическому правлению. Поэтому неудивительно, что уже на рубеже XIV - XV вв. добрые католики по всей Европе постоянно призывали к реформированию Церкви сверху, "от главы (папы) к членам" (5).
Чтобы понять связь между католической реформой и гуманизмом накануне Реформации, необходимо иметь четкое представление о том, чем был ренессансный гуманизм на самом деле. Хотя немецкий (а с него был взят и английский) термин "гуманизм" возник лишь в 1808 году, этот термин, тем не менее, непосредственно вытекает из латинского понятия humanista, которое использовалось в определенном смысле уже в эпоху Ренессанса (6). Это понятие вместе со своими эквивалентами на итальянском, французском, английском и других языках в XVI в. стало использоваться для обозначения преподавателя или студента, изучающего гуманитарные науки, поскольку эти дисциплины были поняты в течение этого периода как возрождение древних латинских и греческих культурных идеалов. Studia humanitatis, гуманитарные науки были исследованиями, которые проводились, чтобы привести к "цивилизованной" культуре образованного человека в соответствии с древним римским идеалом, прежде всего по трудам Цицерона и Авла Геллия, латинского писателя II в. н.э. (7).  Описание Цицероном гуманитарных наук и того характера, который они прививали, оставалось идеалом пестрого культурного движения, известного историкам как эпоха ренессансного гуманизма.
Таким образом, гуманизм эпохи Возрождения не имеет никакого отношения к атеизму в общем современном значении слова, но указывает скорее на образовательный идеал, основанный на возрождении классической культуры. Ибо хотя его сторонники хотели возродить всю «античность», даже большинство гуманистов итальянского Ренессанса были убежденными христианами. Это в еще большей степени применимо к гуманизму Северной Европы, вдохновленному чаще всего преданному благочестию позднего средневекового Севера. Гуманисты не видели антагонизма между их гуманистическими идеалами и идеями католической реформы. Напротив, гуманистические реформаторы этого периода продолжали один из аспектов средневековой церковной традиции в своих попытках обновить Церковь, восстановив ее в изначальной апостольской форме. Они считали, что эта изначальная и идеальная форма Церкви действительно могла быть возрождена, лучше всего посредством применения гуманитарных критических инструментов, каковыми считались  литературные источники христианской древности: Библия (в ее ранних текстах), Отцы Церкви и древнее каноническое право. Они также полагали, что вес христианский мир или католическая Церковь может быть обновлена и преобразована в образ Христа через такое возрождение изначальной Церкви ранних христианских веков. Это подход к церковной реформе, который мы находим в работах Джона Колета и его друга Дезидерия Эразма из Роттердама.
Недавно Колет был назван «председательствующим гением» группы гуманистов, которых Фредерик Зебом сто лет назад неверно предпочел назвать "оксфордскими реформаторами 1498 года" (8). Взгляды Колета на церковную реформу наиболее четко изложены в проповеди, которую он прочел в Кентерберийском соборе 6 февраля 1511 или 1512 года. Эта проповедь обычно интерпретируется в свете утверждений в других его работах, из которых становится ясно, что Колет стоял в той же общей традиции католической реформы, которую профессор Ладнер усматривает у Павла, Отцов Церкви и реформаторов XI века, а монсеньор Хубер Джедин прослеживает у ряда богословов XIV - XVI вв. до Тридентского собора.
Проповедь Колета была настолько откровенной в ее нападках на клерикальные злоупотребления того времени, что писатель XVIII в. Сэмюэл Найт ошибочно счел ее началом английской Реформации (9). Но проповедь на самом деле показывает, что Колет стоит в конце средневековой традиции призыва к реформе Церкви "от главы к членам", за исключением того, что, поскольку он обращался к главному церковному совету Англии, он не упоминает реформаторскую роль папы. В начале проповеди он просит совет начать свои молитвы для церковной иерархии с молитвы за папу; однако, поскольку это конкретно касается состояния английской церкви, о котором идет речь, руководство должно исходит от епископов и аббатов Ecclesia Anglicana как руководителей национальной церкви. Более того, поскольку в его комментарии к "Церковной иерархии" Псевдо-Дионисия Колет обращается к «тому самому высокому епископу [Summus pontifex], которого мы привыкли называть папой", в этой проповеди безусловно не стоит вопрос о каком-либо отступлении папского органа власти (11). Я говорю это, потому что профессор Леланд Майлз в недавней статье в Anglican Theological Review попытался доказать, что Колет был протестантом перед Лютером (12) Следует, однако, отметить, что в том же комментарии к "Церковной иерархии" и аналогичном к письмам св. Иеронима Колет утверждал, что папское господство над другими епископами в Церкви является полностью законным верховенством, которое исторически сложилось в ранние христианские века с целью рассмотрения споров (13). Здесь мы приводим пример того, каким образом гуманистический подход к изучению Библии и Отцов Церкви оказал влияние на экклезиологию.
Архиепископ Кентерберийский Уорхэм созвал соборное совещание провинции в феврале 1511/12, прежде всего для того, чтобы иметь дело с возрождением идей Уиклифа, и Колет, как ожидалось, должен был, открывая его, проповедовать по общей теме зла ересей. Декан показывает, что у него было мало симпатий к еретикам, но он считал, что явная ересь - всего лишь симптом более общей болезни Церкви, которая отчаянно нуждается в реформе. Именно "злая и нечестивая жизнь священников" является основной причиной недавнего подъема ереси. Я цитирую перевод латинской проповеди Колета в XVI веке, несколько осовременивая старый английский, чтобы лучше понять смысл. Выступая от имени английского духовенства, собравшегося вместе, Колет заявляет: "Мы ... в настоящее время огорчены еретиками, безумными людьми с их ужасающими глупостями. Но их ереси не так пагубны для нас, как злая и нечестивая жизнь священников, которая, если верить св. Бернарду, есть поистине ересь, причем самая главная и самая опасная из всех... Этот святой отец в проповеди священникам своего времени говорил так: "Есть множество людей, которые являются католиками в своих речах и проповедях, но еретиками по своим делам. Если  еретики воздействуют через их злобное учение, они совращают людей с правильного пути и вводят в заблуждение, не обязательно подавая им пример. Но такие люди хуже еретиков, ибо их дела действуют сильнее, чем еретические слова" (14).
Тем не менее, на протяжении всей этой проповеди ясно, что Колет разделяет средневековую точку зрения, что иерархия священства отделена и стоит выше в онтологическом статусе в Церкви, чем народ. По этой причине духовенство должно сначала реформировать себя, если оно хочет положить конец ереси и антиклерикализму, поскольку Колет считает, что миряне будут всегда стараться подражать примерам, данным им правящим духовенством, независимо от того, хороши они или плохи. Поскольку духовенство является и должно быть душой в мистическом теле Христа - Церкви, миряне составляют лишь его плоть.   Следовательно, проблемы Церкви не могут быть решены иначе как в соответствии с надлежащим иерархическим порядком, установленным для нее Богом, то есть если клир сначала не реформирует себя под руководством своих лидеров - епископов и аббатов.
Колет характерно выбрал для этой проповеди текст из 12-й главы его любимого Послания к Римлянам. Рим.12.2 является, по сути, самым явным текстом на тему христианской реформы во всем корпусе Павла и он был, таким образом, любимым текстом по этой теме и у греческих, и у латинских Отцов (15). Когда Павел писал: "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" - он, по Колету, имел двоякую цель. Декан поэтому разделяет его проповедь на две отдельные части в сознательном последовании любимому апостолу. "В этом тексте Апостол делает две вещи. Во-первых, он запрещает нам соответствовать миру и становиться плотскими. Затем он повелевает преображаться в Духе Божьем, через Которого мы становимся духовными людьми" (16).
В соответствии с этим разделом его текста в первой части его проповеди Колет уничтожает современные злоупотребления, вызванные соответствием духовенства этому миру, а во второй части он подробно описывает способ, которым, как он считает, должна быть реформирована английская Церковь. Колет начинает эту часть, подтверждая свою веру в то, что реформация должна развиваться иерархически, от главы - папы, через епископов и аббатов к членам - низшему духовенству и мирянам. "Эта реформация и восстановление статуса Церкви обязательно должна начаться с вас (епископов), и перейти на священников и на все духовенство. Вы наши головы, вы - наш пример для жизни ... В вас и в ваших жизнях мы хотим читать, как в живых книгах, и жить согласно им. «Врач, исцели себя сам!» - это древние слова. Вы, духовные врачи, сначала излечитесь сами лекарством чистых нравов, а затем предложите то же самое лекарство нам" (17).
Правильный способ для епископов инициировать реформу - строгое соблюдение существующих канонов ими самими и требования к остальной части духовенства. Нет необходимости в новых совещаниях, чтобы каждый раз утверждать каноны на местах, поскольку "законов уже и так достаточно много" (18). Проблема скорее в том, чтобы применять каноны, которые уже существуют. По словам Колета, консервативного гуманиста-богослова, все, что необходимо для начала реформы, состоит в том, чтобы основные законы Церкви, которые включены в Корпус канонического права, должны были быть зачитаны публично на соборах, а затем на совещаниях высшего духовенства. Декан приводит следующие причины его веры в действенность этого подхода к реформированию: "Нечестивцы, которые сейчас существуют в Церкви, были в ней и  раньше, и нет никакой ошибки, от которой Отцы не предоставили очень хорошие средства. Нет преступлений, которые не имеют законов против них в корпусе канонического права. Поэтому нет необходимости создавать новые законы и установления, а скорее надо позаботиться, чтобы  были сохранены те, что есть. Следовательно, пусть те законы, которые даны, будут... объявлены и зачитаны, особенно те, которые сдерживают пороки и те, что поощряют добродетель" (19).
Колет продолжает настаивать на силе канонов, которые должны быть однажды установлены и тщательно соблюдаемы. Епископы должны начать реформу, действуя согласно тем канонам, которые запрещают поспешно рукополагать священников: "Пусть будут утверждены те правила, которые предупреждают вас как отцов не возлагать ни на кого рук и не принимать в святые ордена поспешно. Это широкие ворота для зла - принимать в ордена всех того желающих... Это причина общего разврата и нечестия священства. Недостаточно, чтобы кандидат на священство ответил на общие вопросы, но гораздо важнее его добрая, чистая и святая жизнь, строгий нрав, надлежащее обучение Священному Писанию, знание таинств... и, прежде всего, страх перед Богом и любовь к небесной жизни" (20). Далее, церковные бенефициары также должны выбираться по достоинству, а не через непотизм и фаворитизм, в результате чего правят "юноши вместо старцев, глупцы вместо мудрых и злые вместо добрых". Следует также применять каноны, которые требуют от пастырей нести личную ответственность за дела приходов, "вместо того, чтобы делегировать свои духовные обязанности неподходящим заместителям" (21).
Мы получаем значительное представление о разболтанном состоянии английского духовенства того времени, когда Колет потребовал соблюдения законов, которые запрещают клирику быть торговцем, ростовщиком, охотником или игроком, носить оружие, посещать таверны или давать повод к подозрению в сожительстве с женщинами. Кроме того, монахи, каноники и члены религиозных орденов должны быть полностью исключены из всех светских дел в соответствии с каноном Халкидонского собора, которое требует, чтобы "монахи были заняты молитвой и постом, изнуряя плоть и соблюдая правило" (22). Но реальным ключом к эффективной реформации является то, что сами епископы должны подчиняться каноническому праву. Во-первых, они должны быть избраны в надлежащем каноническом порядке, соборно, а не назначены по усмотрению светских князей. Действительно, общая современная практика политического назначения епископов - самая главная причина распространенного обмирщения и утраты духовности в Церкви. Епископы также канонически обязаны проживать в своих епархиях, чтобы регулярно служить в кафедральных соборах, а   также выполнять свои обязанности по совершению мессы для мирян. Здесь Колет прямо критикует практику, которая стала нормальной в Англии  к началу XVI в., когда поместные епископы, поскольку они обычно назначались королем и были его советниками, проводили большую часть своего времени в Лондоне и редко когда-либо посещали свои епархии (23).
В своем явно частном комментарии к "Церковной иерархии" Дионисия Колет еще жестче атаковал современные ему практики королевского назначения поместных епископов как первопричину близкого падения Церкви. Комментируя представление Дионисия о священстве в этой работе, он писал: "Нет слов для описания отвратительного порядка, который уже долгое время растет в Церкви и укореняется к погибели христиан. Безумные мирские князья, называющие себя христианами, на самом деле вводят в Церковь врагов Христа и богохульников, разрушающих ее... По своему надменному разумению они  назначают епископов, чтобы управлять Церковью. Поставленные таким образом люди - что уже есть отвратительное беззаконие! - которые не знают ни о чем святом, хотя поднаторели во всем мирском, сами завися от князей, начинают продавать саны... О безумие князей! Слепота и глупость церковных властей! Весь порядок свергнут... Христос может лишь сожалеть о том, как отмирает Его Церковь, которая почти развалена. Ибо как она может выдержать, если ею правят обезумевшие соборы и руки убийц?" (24). Последнее предложение этой цитаты, по-видимому, является прямой критикой современных Колету пап Александра VI и Юлия II. Для Эразма, написавшего биографию Колета, вышедшую уже после его кончины, это заявление будет началом более поздних проповедей перед Генрихом VIII и его двором, где Колет в едва завуалированных выражениях нападал на политику этих пап, а отчасти и самого Генриха (25).
Итак, в проповеди 1511/12 гг. Колет завершил свое обращение к епископам, возглавлявшим церковную реформу, отметив, что каноническое право необходимо и что для его применения необходим частый созыв как общецерковных, так и поместных соборов, которые должны восстановить каноны и установления Отцов и с их помощью реформировать Церковь. Ибо нет ничего более вредного для нее, чем нарушение правил вселенских и поместных соборов (26). Колет считал, что низшее духовенство вскоре подражает примеру, установленному епископами, а миряне также будут следовать примерам, подаваемым священниками. "Когда будут зачитаны эти и другие законы, которые относятся к нам и которые касаются исправления морали, не требуется больше ничего кроме того, чтобы они были введены в исполнение с максимальной властью, ибо если у нас есть закон, мы должны ходить в соответствии с ним. К этому, со всем почтением, я в основном призываю вас, отцы. Исполнение канонов обязательно должно начаться с вас, чтобы вы учили священников следовать за вами своим живым примером. Ибо ... если вы соблюдаете каноны, и если вы сначала реформируете свою жизнь по правилам, тогда вы дадите нам (священникам) свет, в котором мы можем видеть, что нам нужно сделать, то есть свет вашего доброго примера. Когда церковная и духовная часть Церкви будет реформирована... мы сможем в должном порядке приступить к другой ее части, что будет очень легко сделать, если мы в первую очередь изменимся сами. Тело следует за душой, и что делают правители города, то будут делать и его обыватели. Поэтому если священники, пастыри душ, станут лучше, миряне последуют за ними. Наша доброта лучше научит других людей быть добрее, чем любое другое учение и проповедь. Она побудит их ходить правильно действеннее, чем все поощрения или проклятия... Вы хотите, чтобы миряне вас слушались, и это правильно.  Ибо св. Павел прямо говорит: "Повинуйтесь вашим правителям"*. Если вы хотите от них послушания, сначала создайте в себе то, ради чего вас будут слушаться. Служите Богу и царствуйте в нем, и тогда, поверьте мне, никто не прикоснется к помазанным Божиим" (27).
Несмотря на определенные оговорки в отношении осуществления папской власти, которые у него, похоже, совпадали с Эразмом, Колет, конечно же, не может считаться протестантом перед Лютером, как утверждал Леланд Майлз (28). Хотя Колет в своих исторических исследованиях опирался на авторитет папства, созданного в первые века Церкви, и утверждал, что это юридический авторитет, основанный на каноническом праве, он безусловно не мог, как Лютер, атаковать авторитет церковного закона как нехристианского на том основании, что у него не было оснований в Писании. Напротив, для него канон является истинным объяснением "закона Нового Завета",  и как божественный закон он превосходит каждый светский и человеческий закон, будь то римское гражданское или общее английское право (30). Ибо, как Эразм писал о богословском гуманизме Колета, он «имел склонность к определенным мнениям, полученным от Дионисия и других ранних богословов. Но он никогда так не одобрял их, чтобы не согласиться с церковными указами [Decreta ecclesiastica] (31).
Идеалистический призыв Колета к реформе английской Церкви под руководством духовно обновленного епископата в традициях более раннего периода к 1511/12 гг.было обречено на провал без активной поддержки со стороны молодого короля Генриха VIII. К началу XVI в. монархия установила сильный контроль над назначениями и высшими учебными заведениями английской Церкви. В течение ранней части своего правления Генрих доверил Уолси церковную реформу и ряд государственных дел. Хотя Уолси заявил Льву Х,  что он будет использовать экстраординарные полномочия, которые он в конечном итоге предоставил папству, чтобы добиться реформ и избавиться от церковных злоупотреблений, вскоре стало очевидно, что он был больше заинтересован в своей карьере, чем в самой реформации. Все же менее чем за год до смерти Колета последовало обращение декана к Уолси с просьбой использовать его особую юрисдикцию папского легата для создания при соборе св. Павла комиссии по соблюдению канонов, решения которой признал и сам Колет. Уолси действительно составил свод реформированных канонов, основанных на положениях Колета, и попытался добиться из соблюдения, но он так и не был введен в действие, ибо не получил печатей декана и настоятеля собора (32). Очевидно, что требовался другой толчок, и тогда движение за католическую реформу на рубеже XV - XVI вв. получило бы руководство, которое могло бы чего-то требовать от папства, епископата, религиозных орденов и католических князей (33).

1 Cм. GB Ladner, The Idea of Reform: Its Impact on Christian Thought and Action in the Age of the Fathers (Cambridge, Mass., 1959), pp. 35-62.
2 Ibid., esp. p. 63f., p. 319f., и GB Ladner “ Reformatio,” in Ecumenical Dialogue at Harvard, ed. SH Miller and GE Wright (Cambridge,Mass., 1964), pp. 172-190.
3 Cм. Brian Tierney, Foundations of Conciliar Theory: The Contribution of the Medieval Canonists from Gratian to the Great Schism (Cambridge, 1955),pp. 132-139.
4 Cм. Guy Mollat, The Popes of Avignon, 1305-1378, 9th ed., transl. J.Love (New York, 1965).
5 Cм. H. Jedin, A History of the Council of Trent, tr. E. Graf, 2 vols. (St.Louis, 1963), Vol. I, pp. 5-165.
6 P. 0. Kristeller, Renaissance Thought (New York, 1961), p. 9f.
7 W. K Ferguson, Europe in Transition, 1300-1520 (Boston, 1962),p. 291
8 Cм. Frederic Seebohm, The Oxford Reformers of 1498, John Colet,Erasmus, and Thomas More. Being a History of Their Fellow-Work, 1st ed. (London, 1867) и дополненные издания этой влиятельной книги
9 См. Samuel Knight, The Life of Dr. John Colet, DD, Dean of St. Paul’sin the Reigns of K. Henry VII. and K. Henry VIII. and Founder of St. Paul’s  School, revised ed. (Oxford, 1823), p. xv and passim. Эта работа оставалась важнейшей биографией Колета на английском языке до появления монографии:  JH Lupton A Life of John Colet, DD (London, 1887).  Дальнейшие цитаты по ее второму изд.  (London, 1909).
10 Старый английский перевод проповеди в Lupton, op. cit., p. 294. Оригинальный латинский текст in Knight, op. cit. (1823), p. 240
11 John Colet, In ecclesiasticam divi Dionisii hierarchiam, cap. 7.3.. in John Colet, Two Treatises on the Hierarchies of Dionysies, ed and transL JH Lupton (London, 1869), p. 264. This work will hereafter be cited as In eccl. hier.
12  LW Miles, “ Protestant Colet and Catholic More: A Study of Contrast in the Use of Platonism,” Anglican Theological Review , 33 (1951), pp. 29.43. Майлз модифицирует этот взгляд в своей более поздней книге  John Colet and the Platonic Tradition (LaSalle, Illinois, 1961), pp. 171-216, но по-прежнему утверждает, что лексикон Колета имеет "протестантский привкус" (p. 177), что у него есть «протестантское отношение» к Писанию вопреки Церкви (pp. 181-182), и что он придерживается "протестантского отношения к таинствам в своих комментариях к Павлу"
(pp. 199-201). Все эти заявления неточны.
13 In eccl. hier ., c. 3. 2., in Two Treatises on Dionysius, ed. Lupton, pp.83-84
14 Lupton, Life of John Colet (1909), pp. 298-299.
15 Cм. Ladner, Idea of Reform , p. 49f.
16 Lupton, Life of John Colet , pp. 294-295.
17 I bid. , p. 299.
18 Loc. cit.
19 Ibid ., pp. 299-300
20 Ibid ., p. 300.
21 Ibid.
22 I bid., pp. 300-301
23 Cм. A. Hamilton Thompson, The English Clergy and Their Organization in the Later Middle Ages (Oxford, 1947); AR Myers, England in the Late Middle Ages, 2nd ed. (Harmondsworth, 1963), pp. 156-160.
24 In eccl. hier ., c. 5. 3. My translation, based on Lupton, Life, pp. 123-124.
25 См. оценку этой проповеди Эразмом в его биографии Колета в   Opus Epistolarum Des. Erasmi Roterodami, ed. PS Allen, HE Allen, and HW Garrod (cited hereafter as Allen), 12 vols. (Oxford, 1906-1958), vol. IV,ep. 1211, pp. 525-526
26 Lupton, Life of Colet , p. 302.
27 Ibid , p. 3O2
28 Ср. 19
29 Заявление Лютера в речи "О папстве в Риме", что "в Писании нет ни слова о том, что Рим считает Церковью" привело его к сожжению вместе с папской буллой бесполезных для него сборников канонического права в декабре 1520 года. См. Heinrich Boehmer, Road to Reformation
(New York, 1960), pp. 331-334, 369-374.
30 Cм. Scripta loannis Colet Professoris Theologise in Epistolam DiviPauli ad Romanos, c. 4, in John Colet, Letters to Radulphus on the Mosaic Account of the Creation Together with Other Treatises, ed. JH Lupton (London, 1876), pp. 132-142, for Colet's views on the various kinds of law.
31 Allen, vol. IV, ep. 1211, p. 521, lines 476-477. Перевод мой по перепечатке публикации Ламптона в Christian Humanism and the Reformation, ed. JC Olin (New York, 1965), p. 185.
32 Cм. Registrum Statutorum et Consuetudinum Ecclesi; Cathedralis Sancti Pauli Londiniensis, ed. W. Sparrow Simpson (London, 1873), pp.237-248; 418-419.
33 Этот взгляд поддерживается, в частности, в недавних книгах: Joseph Lortz, How the Reformation Came, tr. O. Knab (Montreal, 1964) and John P. Dolan, History of the Reformation (New York, 1965)

* Возможно, это конспект известного фрагмента Послания к Римлянам или  искаженная цитата: "Поминайте наставников ваших  и т.д.". - Пер.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии