Странное дело... ч. 1

Странное дело.
Черновики к роману
Часть 1.
Предпредисловие
   Странное дело, но я почему-то с самого детства считал, что люди, которых принято считать бедными имеют большую, чем у других, тягу к обучению, к знаниям.
Учительница в школе, рассказывала, что Ломоносов жил на три копейки в месяц и лучше всех учился.
Правда, много позже я узнал, что с тремя копейками там всё было совсем не так...
Но...
Но, я всё равно думал, что дети из бедных семей имеют бОльшую тягу к знаниям, хотя плохо понимал, что такое бедность.

Себя и свою семью я, странным образом, к бедным не относил, хотя сам жили мы далеко не богато и в доме не было  даже мебели. Так, были самодельные табуретки, стулья, самодельный стол, самодельный шкаф, всё что сделал папа, который столярным дело никогда ранее не занимался. Да были ящики из под книг, на которых мы с сестрой спали.
Однако к бедным нашу семью я не относил.
Да и друзья, которые ко мне заходили, увидев самодельные полки с книгами говорили с нескрываемым удивлением
-О-о-о!, Как у вас тут...   
Просили дать книгу почитать.
И хотя папа мне не разрешал давать книги, я давал, и их часто не возвращали.
Интересно, что как-то ко мне зашел мой приятель с младшим кузеном Сергеем Мироновым, приехавшим из Ленинграда на пару недель и попросил для кузена сказки Афанасьева, второй том, обещал вернуть..
У меня до сих пор на полках стоят неполнокомплектные издания.
И я не считал, что мы живём бедно.

Не считал так и наш куратор,кстати полковник, который приходил раз в месяц, вроде бы просто так, но почему-то всегда, когда не было родителей, осматривал наше жильё, задавал всякие, как мне тогда казалось, бестолковые вопросы.
Запомнилось, как однажды зашел он, позадавал вопросы про родителей, про соседей, потом взял с полки какую-то книгу открыл, что-то мельком прочитал и спрашивает о чём там дальше написано.
А когда я ответил, тот со злобой захлопнул книгу и резко, вроде в никуда бросил
- Вот же сволочи, все люди как люди, а тут все стены в книгах.
Потом остановился перед единственной стеной без книг, на которой висела огромная карта мира, ткнул в какую то точку и спрашивает
- А это что?
А когда я ответил, его это почему-то привелов бешенство, и он со злобой закричал
- А зачем у вас тут карта висит, что папаша твой выбирает место куда сбежать? Да я его насквозь вижу, князь поганый, маскируется по нашего.
С криком присел, схватил меня за плечи и, встряхнув, прокричал.
- Ну какой ты князь, ты просто грязь. - повернулся к сестре забившейся в угол.
- А эта замарашка княжна! Какая она княжна! Надо было всех вас ещё тогда передушить гадёнышей.
Уже уходя спросил.
- А к вам на днях не заходила Мария Ивановна Воронцова?
Я отрицательно покачал головой, он посмотрел на сестру, та молча смотрела
исподлобья и бросив.- Ну и сволочи. - ушел, хлопнув дверью.

Вечером, когда родители вернулись с работы я рассказывал о госте.
Папа стал ругаться, говорил, что вызовет его на суд офицерской чести, а мама его успокаивала
-Ну вызовешь, он полковник, а ты капитан и что получится. - Мама тяжело вздохнула. - Сколько раз мы уже переезжаем.
...
А через день в школе произошло интересное событие.
Подходит ко мне дочка нашего куратора Ира Тригуц, мы с ней в третьем классе учились и говорит.
- Приходи ко мне на день рождения ...
Я даже растерялся.
Ира была отличницей, не просто потому, что её папа был большим начальником, а потому, что была умницей, хотя естественно в школе она была на особом положении. Перед ней заискивали многие дети, и даже директор нашей начальной школы говорил с ней как-то не так, как с другими, и голос на неё никогда не повышал.

А тут такой расклад, я не знал, что и ответить, но Ира продолжила.
- Ты, не бойся, я с папой уже поговорила, он сначала не разрешил, а потом я ему объяснила, что ты не виноват в том, что дедушка был князем, что ты хороший мальчик и пообещала папе, если он не разрешит, то я убегу из дома.

Ира вопросительно смотрела на меня пронзительно синими глазами
- Ну, что придёшь.
- Ладно, приду.- буркнул я растерянно и пошел к своей парте.

День рождения...
Сложная получилась задачка.
Когда я сказал папе про день рождения, он резко сказал нет.
Но потом мама с ним поговорила и он согласился и сказал, чтобы я держал там язык за зубами.

Стоп, сделаю паузу
 
Сейчас, спустя уже много лет я стал задумываться, а что же произошло тогда, на дне рождения этой девочки Иры и почему он оставил в моей памяти такой длинный и не очень понятный, для начала романа след.

А в общем-то ничего не произошло, просто я впервые в жизни узнал, что люди живут по-разному.
До этого я, конечно, бывал дома у друзей и там, в деревне где мы жили ранее, и позже, когда разрешили эту деревню покинуть, но особой разницы в уровне жизни я не видел.
Все жили одинаково скромно, не хочется говорить бедно.

А тут я, как говорится, увидел и почувствовал разницу.

Продолжение см. Ч.2


Рецензии