Вариации середины лета

 «По народному календарю 25 июля крестьяне отмечали «Прокла-плакальщика»….»
               
                (из «Народного календаря примет и поверий»)


25 июля Россия отмечает «День сотрудников следствия Российской Федерации», очевидно считающих «днём своего рождения», подписанный Петром I-м в 1713 году Указ «О создании следственной канцелярии гвардии майора Михаила Ивановича Волконского». (Я не стала читать, что там написано в «релизе» к Российскому празднику, но на мой непросвещенный взгляд – за такой «славной родословной» – нынешним «органам следствия» вряд ли, стоит ходить уж очень далеко …). А вот род Волконских действительно имеет древние и «породистые» корни…

25 июля 1826 года ознаменовано казнью пятерых зачинщиков, готовивших революционный переворот (известный как «Восстание декабристов») – печально памятных ещё со школы: П.И. Пестеля; С.И. Муравьёва-Апостола; М.П. Бестужева-Рюмина; К.Ф. Рылеева и П.Г. Каховского.
 
Среди вожаков-заговорщиков был и С.Г. Волконский. Аристократ, князь, потомок Рюриковичей, состоявший в родстве с многими знаменитыми русскими фамилиями и даже царями. Герой Отечественной войны и заграничных военных походов (в 24 года Сергей Григорьевич стал генералом, его портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца). Вслед за подвигами военными он совершает свой гражданский подвиг: вступает в заговор будущих декабристов (ему чуть больше тридцати), становясь активным участником Южного общества… Как известно, «восстание» было жестоко подавлено, руководители и «идейные вдохновители» арестованы и брошены в казематы Петропавловской крепости…

Надо сказать, что несмотря на все прежние заслуги князя перед Отечеством и хлопоты о нём лиц, близких к престолу, участь Волконского, можно сказать, до последнего момента была неизвестна даже им. Царь негодовал, он был оскорблён: представитель благородного рода, веками верой и правдой служившими царю и отечеству, – оказался изменником и, по сути, предателем!.. Но в итоге, «высочайшей милостью» смертная казнь была заменена на – «гражданскую» и 20 лет каторги в Сибирь с бессрочным поселением (где тоже ещё нужно суметь выжить). Тем не менее, Сергею Григорьевичу было суждено пережить и это (и самого царя, кстати, тоже). Умер он в Москве, в возрасте 76 лет… Ну вот, пожалуй, и всё, что известно большинству соотечественников со времён обучения истории в школе. Как говорит один старшеклассник (правда, о другом революционере, иной эпохи) в знаменитом фильме С. Ростоцкого «Доживём до понедельника», что, мол, больше не о чем говорить, «в учебнике – всего пара строк». На что учитель (Вяч. Тихонов) начинает вдохновенно рассказывать о том, что – «по каким-то причинам» – в школьный учебник не вошло…

Аналогично. Если вы хотите составить более реальное представление о князе Сергее Григорьевиче Волконском (несколько шире и глубже, чем это изображено в отечественном художественном фильме (реж. Вл. Мотыль) «Звезда пленительного счастья», то мой вам не предвзятый совет (можете даже представить после этой фразы ироничную, но добрую полуулыбку Вячеслава Тихонова): не поленитесь, почитайте, хотя бы, автобиографию князя или воспоминания других декабристов. Понятное дело, за двести с лишним лет исследований, книг на эту тему понаписано…Короче, было бы желание))) Но, честное слово, вы узнаете для себя очень много нового. И не только о С.Г. Волконском…

25 июля – это ещё и День свадеб. Например, в 1895 году в этот день состоялась свадьба будущих лауреатов Нобелевской премии Пьера Кюри и Марии Склодовской. А в 1965 году зарегистрировал свой второй брак с Людмилой Абрамовой известный бард, поэт, артист театра и кино Владимир Высоцкий (ну, во всяком случае, формально они решили зарегистрировать свои отношения, спустя несколько лет, в этот день).

25 июля 1948 года в Татарстане (Россия) было открыто одно из самых крупных в мире нефтяных месторождений – «Ромашкинское» (мда, такая ирония судьбы, - я на счёт ассоциации с беленьким нежным цветочком ромашки…).
В этот же день 25 июля 2002 года президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от коммерческих фирм, поставляющих в страну нефть, организовать бесплатные поставки «черного золота» на нужды уборочной кампании.
(Мда,  а в 1948 году такой «сюжет» только в страшном сне и мог присниться, наверное…)

Из года двухтысячного, вернёмся снова назад. 25 июля 1978 года в городе Олдем (Англия) в результате искусственного оплодотворения родился первый человек. О том, что повлекло за собой столь ошеломительное событие … наверняка знают многие, и наверняка у каждого «знающего» на этот счёт есть собственное мнение. В любом случае, сегодня «дети из пробирки» или «эко-детки» – дело, почти, обычное…

Интересно и хотя, вроде, никак  напрямую не связано, но 25-ого же июля, только в 1984 году, был совершён первый выход женщины в открытый космос. Это фантастически храбрая и целеустремленная женщина, вышедшая в космос с борта нашей орбитальной станции «Салют -7» – Светлана Евгеньевна Савицкая. Поэт Н. Некрасов, конечно, был прав, когда писал про русских женщин на фоне горящих изб и норовистых коней. Но чтобы шагнуть из «космической избушки», да в открытый космос»?!?...  Да, что там, Некрасов! Этого не смог учесть в своих «вариациях из Некрасова»  даже поэт Наум Коржавин *, живший, практически, в «эру космонавтики» (!) Всё-таки, женская противоречивая природа, как ни крути, так и остаётся для мужчин вечной загадкой))

Конечно же в этот день родилось великое множество знаменитых (и не очень) людей. В моей семье и семьях моих ближайших родственников (живших и живущих на моём веку) – никто не родился. Поэтому именинников я, хотя и назову, но немного, для примера))

Итак, кто же родился 25 июля? Ага, в 1789 году родился М. Н. Загоскин – русский писатель и драматург, директор московских театров и московской оружейной палаты; действительный статский советник в звании камергера, он был награжден орденами:
• Святой Анны 4 ст.(с надписью «За храбрость» (03.01.1813 г): /В разгар французского вторжения,  Загоскин записался в петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка: Загоскин был ранен в ногу, за что и получил впоследствии орден с надписью «За храбрость»/.
• Святого Владимира 4-й ст.  (20.03.1823 г);
• Святой Анны 2-й ст.  (12.08.1824 г);
• Святого Владимира  3-й ст. (13.04.1840 г);
• Святого Станислава  1-й ст. (14.01.1845 г);
• Святой Анны 1-й ст. (03.09.1851 г).

В начале 1830-х гг. Загоскин прославился как автор первых в России исторических романов. Михаил Николаевич был очень плодовитым и весьма популярным писателем и при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта». В общей сложности, он написал и напечатал, 29 томов: романов, повестей, рассказов, комедий и водевилей. Первый роман «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» имел необыкновенный успех и принес автору огромную известность. Роман много переиздавался (и, кстати, издается до сих пор (!)). Последующие же романы: «Рославлев», «Аскольдова могила» (положен в основу одноименной оперы А. Н. Верстовского), «Брынский лес», «Русские в начале XVIII столетия» и др. - более ничего не прибавили к уже имевшейся славе Загоскина…

Интереснейшая деталь биографии М. Н.: Загоскин имел авторские кресла в театрах Москвы и Петербурга – награда, которою, кроме него, не был почтен… ни один русский драматург (!). Невероятно, но факт.

25 июля 1884 года родился Дэвидсон Блэк, канадский палеонтолог. Он тоже «автор», но только... могилы (прошу прощения, за столь неоднозначную метафору), синантропа. Т.е. Дэвидсон открыл останки «пекинского человека», жившего в период оледенения около 600 – 400 тыс. лет назад. В современной классификации останки найденного существа относятся к Homo erectus – подвид рода люди, близкий к питекантропу, однако более поздний и развитый. А поскольку впервые он был обнаружен в Китае, то и назван был «пекинским». Первый череп синантропа был обнаружен в гротах Чжоукоудяня  близ Пекина в 1927 году китайским антропологом Пэй Вэнь-Чжуном, где на протяжении многих лет работала международная команда учёных. Одним из них был Дэвидсон Блэк. Именно ему в В 1927 году удалось убедить Фонд Рокфеллера выделить деньги на финансирование крупных раскопок в Чжоукоудяне.

25 июля 1844 года родился, как считают сами американцы, «крупнейший в США мастер портрета и жанровых картин» – Томас Эйкинс. Любопытно, что «крупнейший мастер» все свои картины писал с фотографий, что, как считают критики (похоже, тоже исключительно американские) «позволяло ему очень точно передавать натуру». Да, забавно. Я, конечно, ни разу не художник и не художественный критик, но, насколько я понимаю, художники именно поэтому и «мучают» натуру многочисленными сеансами, поскольку живопись – не фотография, и для того, чтобы «передать натуру» на холсте (бумаге) нужен живой позирующий субъект. Фотографы тоже делают портреты, но… «извлекают» они субъективное из «натуры» иными методами.
 
Впрочем, возможно теми же методами (чтобы «очень точно передавать натуру»))) пользовался и другой, уже русский художник (родившийся также 25 июля, но чудь позднее – в 1893 году). Его кисти принадлежат такие «шедевры» своего времени, как картина «Допрос коммунистов», «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола»…
 
//Прибывая в раздумьях о загадочном «высоком мастерстве портретистов»: «…если уж на то пошло, то камеру обскура художники давно «облюбовать» успели))», - я нечаянно прочитала название двух картин (да, простит меня художник) – как одно целое. Сильно удивившись, тут же вышла из полу-медитативного состояния, осознав, что, конечно, ошиблась (потому что  название получилось в стиле чёрного юмора (я имею в виду игру словами, понятное дело: «Допрос коммунистов В. И. Лениным на 3-м съезде комсомола»…Брррр…)//.   …. Мда, и в этом смысле, Томасу Эйкинсу однозначно повезло, доложу я вам, что родился он сто лет назад, да ещё в США…

С небольшой разницей в годах, родились 25 июля австрийский писатель Э. Канетти, афонский старец Паисий Святогорец и русский (советский, если формально) писатель В. Шукшин. Шутки «небесной» арифметики: Канетти родился в 1905 году, Паисий Святогорец – в 1924-ом. Сложив года рождений обоих, получим год рождения Василия Шукшина…  (Это я - так просто))…).

Значит, Элиас Канетти. Информация о нём самом и его произведения находятся в открытом доступе, их легко отыскать. Тем более, что Нобелевский лауреат, по мнению критиков, написал их не так уж и много, т.е. даже мало))) Читайте, в общем. А лично меня, среди прочего, заинтересовал такой факт биографии выдающегося художника от литературы.

Родился он в болгарском городе Рущук (ныне Русе) на Дунае. Предками писателя были сефарды – евреи, столетия тому назад переселившиеся с Пиренейского полуострова на Ближний Восток и говорящие на языке ладино (это такой язык, близкий к испанскому языку XV века). В 1911 году семья переехала в Манчестер, но уже через два года (в связи с ранней трагической смертью отца), мать с тремя сыновьями перебирается в Вену… Английский язык юный Элиас выучил в шестилетнем возрасте, немецкий – в восьмилетнем, – так что  обоими языками он владел в равной мере. С 1916 по 1924 год посещал школы в Цюрихе и во Франкфурте-на-Майне, с 1924 по 1929 год изучал химию в Венском университете. Позднее,  с матерью с братьями перебрался в Париж. Там он женится и живёт до 1938 года, т.е. до прихода Гитлера. Тогда Элиас Кенетти снова уезжает в Англию, в Лондон, где и живёт уже до старости.

Но вот парадокс: прекрасно владея английским, он однако, обрекая себя на немалые издательские сложности, упорно продолжает писать по-немецки. Почему?.. Вероятно потому, что уклад Австро-Венгерского (тогда ещё, в юности) государства, объединившего  множество разноликих и разноязыких центрально-, восточно-, южно-европейских народов, соответственно, различных социально-культурных традиций (по мнению историков, такое обилие на небольшой территории разных народов напоминало, если не вавилонское столпотворение, то восточный базар уж точно) сформировал Кенетти и как личность, и как писателя. Так, например, «коренному венцу» полагались: чешская бабушка, мадьярский дедушка, хорватский дядюшка и множество прочих родственников и свойственников из Словении, Польши, Галиции, Германии, а коль повезет, то и из далеких Нидерландов и Испании))) Чего, конечно, невозможно было себе представить в Англии, где «незыблемая чистота традиций возводилась в ранг религии». С культурной точки зрения, Англия в истории человечества, обладала коллосальными ценностями, дав миру множество великих имён, в частности, литературе. Но, при всём уважении к её вкладу в развитие и его самого (к тому же, неоднократно ставшей ему надежным домом), в Англии не было того, что питало саму душу, а не ум писателя. И мне кажется, упорно позиционируя себя в качестве австрийского писателя (не будучи даже известным) Элиас, таким образом, как бы постоянно отдавал символическую дань благодарности. Т.е. благодарность, поистине взрастившей его, – а затем, как это нередко бывает, исчезнувшей, словно Атлантида или страна Магриб, – энергетически мощной и духовно глубокой (для него)  атмосфере, существовавшей во времена  Австро-Венгерской монархии…  Отсюда же, очевидно, и корни его «неспешности»: он никогда не отчаивался, хотя его первый роман «Ослепление» с упорным постоянством отклоняли, не принимали издатели и нелицеприятно отзывались (если вообще находили нужным читать его и «отзываться») признанные писатели, которым он доверчиво высылал свой труд на профессиональный «суд» Например, Томас Манн, понятно, через некоторое время, изменивший своё мнение)))), поскольку… «Награда нашла героя» –  Шведская академия присудила писателю Нобелевскую премию. И произошло это ровно через… полвека, после того, как был завершен так высоко оцененный, всё тот же, первый роман (!) писателя…



Будущий схимонах горы Афонской Паисий Святогорц, единогласно причисленный  в 2015 году Священным Синодом Вселенского Патриархата к лику святых, родился 25 июля 1924 года, как раз перед «обменом населения между Грецией и Турцией». Многие из переселенцев погибли. Семье Паисия (в крещении – Арсения) повезло: в сентябре 1924 года им удалось поселиться  в городе Коница в Эпире, в 66 км от Янины…

О старце Паисии Святогорце хорошо знают не только в Греции, но и в России. Поэтому все, кто захочет почитать биографию старца или о его духовном литературном наследии, сможет это сделать как на страницах специальных сайтов в Интернете, так и в виде оцифрованных, аудио- или печатных книг. Так что я решила не повторяться, а просто сказать свои, в чём-то, наверное, банальные, не на что не претендующие пару слов.

Во-первых, само причисление к лику святых не жившей, к примеру, 500 лет назад Жанны д`Арк, а, пусть и православного афонского монаха, но почившего в июле… 1994 года, - т.е. моего современника – лично для меня, сродни «обыкновенному чуду» (если очень постараться, то ведь можно припомнить, чем я могла быть занята в июле того же года, какими радостями и печалями  была озабочена!.. ).Событие такого масштаба, это (я себя, конечно, имею в виду) как бы лишнее напоминание о том, что очень многое в нашей жизни (как мы её живём) – неизбежно проходит мимо нас, хотя бы это «нечто» и находилось всё время около… Уточнять – долго, да и незачем, и так понятно.

А, во-вторых (опять же, для меня), очень важно суметь прожить СВОЮ жизнь, суметь «расслышать» её зов (при-зывание) как можно раньше, а дальше просто идти в её сторону, к ней, несмотря на то, что Путь может оказаться и не прямым и не скорым. Я говорю не о достижении цели как маркетинговом ходе, а о том чтобы успеть как можно полнее прожить ТАК, как ты когда-то почувствовал(а): ЭТО – моё, в этом я ощущаю (предчуствую) себя действительно СОБОЙ…

Причём, даже если пока нет возможности (или вообще нет…), одолев этот Путь, дойти, «добраться до себя», «совпасть» с самим собой (если ЧУВСТВУЕШЬ (знаешь), «куда тебе» нужно, в принципе), самоосуществиться – можно и иным способом. А именно: начать Мыслить и Действовать ТАК, как это (по твоим пред-чуствиям) соответствует твоей настоящести и цельности. В этом случае, осознанно и ответственно проживать свою жизнь можно начинать прямо с того момента, как пришло это глубинное понимание собственной сути. Просто жить, доверяя жизни, но сверяя свою личную – с этим «камертоном».  Это сложно, но, повторюсь, на мой взгляд, очень важно. Причем, для этого не обязательно непременно быть монахом (монахиней). Где «ТВОЁ» – там и поступай соответственно тому, что ты там ежедневно-то, во все стороны, «проповедуешь». И тогда станет очевидным, что Слово-Дело-Любовь – не три разных понятия, а один, РАВНОбедренный треугольник.  Ох…

Паисий ещё очень юным понял, «ЧТО и КУДА»; к ЧЕМУ лежит его душа; «ГДЕ» самое нужное и верное место «приложения» себя. Но жизнь постоянно вносила в «хотение» и «понимание» свои жёсткие коррективы. И, что же? Он выучился на плотника, помогал отцу тянуть из нужды семью, служил в армии во время гражданской войны (по счастью, не с оружием в руках, но всё же), потом снова нужно было помогать матери и сёстрам… И всё это он делал с тем самым смирением и любовью в душе, о которой позднее напишут его библиографы, и те, кому довелось жить – трудиться и молиться с ним в разных монастырях; быть рядом во времена его подвижнической жизни. Хотя, если подумать, жизнь неоднократно показывала ему людей (о которых он всю жизнь так сокрушался и заботился), мягко говоря, с очень разных сторон и в большом количестве. Словно проверяла: «Ну, не передумал ещё, наивный юноша?» Нет. Не передумал. Только укрепился в своём, потому что не по книгам, а через личный опыт прочувствовал: что есть человек, и каким он может и должен стать. И когда настало время для нового «перехода», он ушёл в монастырь. Ушёл от своей любимой и любящей его большой семьи. Но Паисий ушел не «от» людей, а, наоборот, чтобы  помогать с любовью  как можно большему количеству людей. Кстати, эта  жизнь, к которой он так стремился, «после перехода» была совсем не сладкой или лёгкой (как это многим из нас, почему-то, кажется), отнюдь. (Я не отрицаю, что и в жизни «в миру» достойных примеров – не мало, но сейчас я веду речь о конкретном человеке). Так он и жил, а уже люди дали название такому устроению его духовного проживания на земле: «святой блаженный старец…».  И это спокойное, смиренное упорство, долготерпение, любовь, желание прийти на помощь к любому нуждающемуся в помощи и утешении – не могут, мне кажется, оставлять людей, особенно находящихся рядом, равнодушными. Они и не оставляли…   


Василий Макарович Шукшин – будущий актёр, писатель, кинорежиссер родился в Алтайском крае, в селе Сростки 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Его с сестрой растила одна мать, так как отца в годы коллективизации расстреляли (посмертно реабилитирован в 1956 г.…). До поступления во ВГИК, биография Шукшина во многом повторяет бесчисленные биографии своих сверстников, включая шрамы и рубцы, нанесенные заботливой страной «своим детям», на которых, она же,  возлагала немалые надежды в долгострое (но, теперь-то уж, после Великой отечественной, наверняка!) Светлого и справедливого Будущего. Будущее, конечно, наступило (у категории времени вообще своя, непартийная философия), но… оказалось не совсем таким, каким оно мечталось (хоть одним глазком увидеть!…) жителям «одной шестой», включая тех, кто сочинял гипнотические лозунги агиток и самонадеянно кроил и перетасовывал целые народы…

Как видится мне, феномен Шукшина и подобных ему, в качественном измерении, людей (каковые, к счастью, были и до сих пор не перевелись на нашей, слегка уменьшившейся территориально, Родине), заключается в том, что: люди эти живут и осваивают жизнь – ВОПРЕКИ, при этом, будучи укоренены «в своей традиции» (как путешественники-первопроходцы). Василий Шукшин – яркий тому пример. Все его попытки социализации, вплоть до вступительных экзаменов во ВГИК (ставшей притчей во языцех), – словно спешное прощупывание местности: в каком направлении шагать, куда поставить ногу, чтобы уже твёрдо встать обеими… Это дают о себе знать не только инстинкт выживания, но и крестьянская смётка, пусть пока и в «зародыше»: нужно закончить школу, нужно получить профессию, нужно устроиться на работу, нужно честно отслужить в армии… А – дальше?

Дальше, у внимательных к себе и к жизни (а Шукшин относится именно к таким), начинают возникать вопросы: «Да, всё как будто правильно, но… а это – откуда? зачем? почему?!..» И т.п. Собственно, отсюда и берет начало роста этот феномен: человек начинает остро чувствовать, что на возникающие у него вопросы невозможно ответить теми способами, какими можно «зацепиться» за жизнь и худо-бедно (а то и «не хуже, чем у людей…») скоротать свой век. Оказывается, такой подход, словно намеренно, оставляет «за скобками» самые важные вопросы человеческого бытия. Но, как же так?! И, где найти ответы, хотя бы на самые незначительные из них?..

Шукшин, поступив во ВГИК (этот факт тоже широко известен), очень много читает. Ему не формально неловко от того, что он, ещё в армии начавший пробовать себя в литературном творчестве, работавший в школе, элементарно не помнит каких-то фамилий, не имеет чёткого представления о содержании классических произведений, знание которых для считается обязательным, особенно для человека, решившего поступать в гуманитарный вуз. Нет, не в этом дело. Он, в буквальном смысле, голоден до гуманитарных знаний. И он читает, читает, читает… вгрызаясь в текст в поисках, разбросанных то там, то сям крупиц мудрости, которой ему (он это чувствует) не хватает. Но, как известно, литература, а русская классическая литература тем более, не есть лишь искусное «плетение словес» (как говорил Тредиаковский) или интригующая фабула, но – религиозные, философские, социальные, культурные смыслы-коды. Неподготовленному читателю многое с непривычки не понять. Не всем любопытствующим оказывается под силу такой напряженный труд. Но те, кто не сдаётся, бывают вознаграждены за своё усердие: им начинает открываться иная сторона жизни, невидимая ими раньше. О, это время открытий путешественника, водящего пальцем по географической карте и ощущающего её неровный, волнующий ландшафт!.. И «путник», забросив свой заплечный мешок, не в силах оторваться от этого упоительного, вливающего в него новое «знание» о мироустройстве: о бесконечном мире и человеке, вписанном в эту мировую книгу.

Да… Совершенно верно. И социальные «крючки», и само по себе «книжное знание»  – суть ловушки-обманки для тех, кто не разглядит за этими двумя пройденными ступенями – выход на «плато». Но для этого нужно, всё-таки, когда-то суметь закрыть, причём, с благодарностью, быть может самую интересную, захватывающую и прочее, Книгу. Перетряхнуть свой вещь-мешок и, натянув удобную обувку, вновь отправляться в Путь. Пришло время сверки «карты с местностью». А они, как известно, совпадают только условно. Это не хорошо и не плохо, но убедиться в этом лично – нужно. И тогда дальше наступит следующий период: не менее захватывающее, порой, прямо-таки, зашкаливающее знакомство с жизнью, открывающей новые и новые грани, уже немного более понятного, бытия. Сколько может длиться такой период? Думаю, долго. Всё-таки, по плато шагать не так обременительно, даже комфортно. Но однажды (возможно, это случится, сидя возле бегущей реки или ночного костра, или просто под куполом ночного звёздного неба), – снова начнут возникать новые, ещё более сложные и удивительные вопросы. И окажется, что прежнего практического и теоретического опыта – мало, нужно что-то ещё…

Так вот, уже на поиски этого «ещё» отправляется в дорогу, страшно сказать какой процент, по сравнению с теми, кто удачно социализировался и припеваючи обитает в ладу «с этим миром» и точно такими же его обитателям. А что же снова гонит в путь эту малочисленную горстку: прочь от этой красоты и  покоя, из «зоны комфорта»?! Что не даёт спать по ночам, а днём – изнуряет попытками, равными поискам «философского камня» фанатичными алхимиками?.. Осмелюсь предположить, что «осложняет» им обыденную жизнь, то самое ВОПРЕКИ: мучительное (зато, самостоятельное!) создание давным-давно изобретенного «колеса»; противоречивое ощущение, схожее, должно быть, с ощущением режущихся крыльев на спине личинки, не знающей, что в её жизнь ползающего существа  – «заложен» ещё и отрыв от земли, полёт на собственных (часть себя) крыльях; выматывающий поиск способов невыразимого, так близко граничащего с самой, что ни на есть, ИСТИНОЙ. Но… редко, крайне редко (можно сосчитать на пальцах одной руки!) «ухваченной» кем-то, словно луч солнца – случайно отраженной зеркальной поверхностью в виде непоседливого солнечного зайчика… И только прошедшие и осознавшие все «стадии» своего самого главного Путешествия (после этого можно вернуться и на великую стройку Светлого Будущего: вреда от этого человеку не будет, только польза – себе и другим) начинают жить уже не ВОПРЕКИ, а в настоящей (осознанно прочувствованной) ГАРМОНИИ с Жизнью и Собой.

И у меня, почему-то, такое ощущение, что Василий Макарович, родившийся в простой крестьянской семье, прошедший (и не единожды) испытания социумом и книжной мудростью (то есть, тем, что они есть на самом деле и что действительно стоит усвоить, так и их симулякрами, - ничего не дающими, лишь отвлекающими внимание и тратящими драгоценное человеческое время), только-только выбравшийся на плато,  – не стал устраивать бивуак, делать необходимую передышку, а, боясь не успеть, слишком поторопился. Наверняка, по-началу, ему стало казаться, что он уже знает, нашёл «источник», содержащий ответы на те новые важные вопросы, возникшие у него к тому времени. А значит, надо спешить, чтобы как-то донести (выразив) эту открывшуюся ему истину!.. Но, после… –  после, увы, обнаружилось, что «ответы» таковыми не являются. Более того, входят в жестокое противоречие с тем, что, собственно, он собирался выразить – как ИСТИНУ (добытую с таким трудом, такой мукой, но с такой искренней верой) … То есть, здесь и произошла роковая ошибка: не почувствовав, что Путь ещё не пройден, что у него есть необходимое продолжение, и искомый (ИСТИННЫЙ) ответ содержится именно там,  недоумевающее сердце Шукшина не выдержало горького (а, на самом деле, возникшего от излишней поспешности) разочарования … В итоге, земные метаморфозы-преображения самобытного Художника, завершились многим раньше…


А вообще, так уж мы устроены, рано или поздно эта жизнь заканчивается у всех людей.

25 июля завершили свой земной путь, в частности:  известный советский композитор Исаак Дунаевский (1955 г); не менее известный советский и российский композитор Микаэл Таривердиев (1996 г); любимые миллионами советских телезрителей киноартисты: Борис Новиков (1997 г); Лидия Смирнова (2007 г); Михаил Пуговкин (2008 г).
 
25 июля не стало киноактёра, знаменитого «белого» клоуна, мима, одного из самых близких друзей Владимира Высоцкого – Леонида Енгибарова (1972 г). А через восемь лет, душным июльским утром того же 25 июля не стало и самого Владимира Семёновича Высоцкого, 15 лет назад решившего официально зарегистрировать свой второй брак, и дата эта также пришлась на 25-е июля…





*) Вариации из Некрасова
==================================


...Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони - всё скачут и скачут.
А избы - горят и горят.

                Наум Коржавин (1960 г.)





(фото: Яндекс)


Рецензии