Там, на неведомых дорожках...

- Вер, а ведь мне опять рассказали про то гиблое место.

Ненадолго приехала из города моя постаревшая подруга. Сидим мы в дождливый день у моей белой тёплой печки. Пьем кофе, а не чай и, не торопясь, разговариваем.

А дождь не перестаёт который день.
Потемнело небо.
Разлились реки и озёра.
Молчат птицы.
Не видать ни бабочек, ни стрекоз.
Не растёт в огороде картошка.
Почернели яблони, потрескалась на них и закручивается отошедшая кора.
Голодный год будет и дорогой.
За что провинились люди?
Леса вырубали и болота осушили.
Лезли в землю и качали нефть.
Пытали железом, ядом и атомом.
Перекраивали то, что и так хорошо было.
Не берегли.
А теперь понять не могут, почему нет тепла.
Обидели мы всё живое. Жадность одолела.

Я очнулась от своих мыслей, услышав Верин голос:

- Ничего удивительного. Там всегда водило. Старое кладбище у дороги. Столько народу всякого похоронено, - подхватывает она ниточку разговора.
- Но  водило за ним, где стояла пожарная деревянная каланча. Люди теряли дорогу среди бела дня и уходили далеко.

- Вот-вот!  Приехали на несколько дней знакомые в домик на перекрёстке.
Я зашла к ним поздороваться, и разговорились на эту тему.

Света, а ей и сорока нет, рассказала:
- Иду я полшестого вечером с ребёнком маленьким на руках в соседнюю деревню. Зима. Дорога широкая, наезженная. Под ногами  позёмка лёгкая.
Дошла до этого места и потерялась.
Куда ни пойду, везде передо мной высокая снежная бровка. Сердце моё заколотилось. Васька начал хныкать.
Стою на дороге. И куда бы ни повернулась, везде поперёк дороги снежная стена.
Я взяла себя в руки и стала думать:
- Справа от меня у бровки шли кусты, а слева – поле, а впереди дорога и деревня.

И каким-то чудом я вырвалась из этого плена.

Да и бабушка мне рассказывала:
Шли однажды муж и жена из гостей домой по тропинке мимо каланчи. Жена пришла в избу, а мужа долго не было. К утру вернулся  он и спать лёг.
Когда проснулся, жена спросила:
- Где был?
- А в гостях. Весело было. Люди незнакомые, в хорошей одежде. Шапку мне подарили.
Жена пошла посмотреть на шапку. А на вешалке на гвозде болотная кочка висит.

- Да что говорить!-  продолжает разговор Вера.
Ехали мы вечером с сыном в прошлое лето с Гришковской на машине.
Я предложила:
- Сынок, чем по лужам  ехать, давай свернём на новую грунтовую дорогу. Она выходит на большую дорогу.

Поехали. Выезжаем на большую дорогу. А это как раз то нехорошее место напротив.
И фары светят. А сын спрашивает:
- А куда теперь ехать? В какую сторону?
Я растерялась и расстроилась. Сама не пойму, куда и ехать. Темно. Не узнаю места. И взмолилась:
- Господи! Прости меня, грешную! Подскажи, как выбраться отсюда!
Выбрались. Слава Богу!

 Вера с облегчением вздохнула.
- А брат мой двоюродный пас колхозных лошадей за нашей деревней на речке ЗвонкОй и заблудился.
- Как заблудился? А лошади? Сколько их было?
- Лошадей двенадцать. А конюшня была за Поздеевской.
Лошади пришли. А пастуха нет.

Пока Мамаиха со следа не сняла, не вышел.
А я слышала разговор их с мамой. Мы в соседях жили.
- Завтра утром придёт, - сказала она маме.
Утром и пришёл Борис. Неделю в лесу скитался. Голодный, ободранный.
- Где ходил? - спрашивают.
- Я не ходил, а летал, - ответил парень.
- А как это «со следа снимать»?
- Слышала я, что записку носила ночью Мамаиха и прятала её в забор. А заборы то были длинные по обе стороны  от деревни до самого леса.
Что в за писке было написано? Никто не знает.
А кто знает, тот помалкивает.

Она и мужчин приговаривала.
Однажды с посёлка, где лагерь был, пришла женщина к нам и говорит моей маме. А маму так же звали, как соседку.
- Вы Капа?
- Я.
- Мужик загулял, по бабам ходит. Приговорите к дому.
 Мама моя засмеялась:
- Я Капа, да не та.
 Я могу тебе только на сковородке побрякать.

И Вера засмеялась, вспомнив эту историю.
- Много, много помогала Мамаиха. Добро делала людям и роды принимала.

Я  каждый день прохожу мимо старой яблони, что стоит возле избушки этой загадочной женщины. Избушка развалилась и  ушла на дрова.

А яблоня старая тоже развалилась, но всё цветёт своими корявыми ветками- руками, в небо тянет белые невинные цветы.
И если заглянуть в прошлое, то можно увидеть, как…

маленькая Верочка лезет через изгородь за сладкими яблочками.
Зацепился широкий подол её платьица. Повисла она на заборчике, и порвалось платье. Плакала и боялась она, упала в крапиву, обожглась и пришла в избу пристыженная.

  Из других деревень приходили ребята к этой яблоне.

Набивали яблочками твёрдыми карманы, жевали их и радовались.

Выросли и эти ребята, стали большими и взрослыми.

И всё равно кто-нибудь  не пройдет мимо Капиной яблони просто так.

Кто залюбуется её цветением, кто через крапиву проберётся за яблоками.


фото автора


Рецензии
Таня, всё записано со слов. Никогда бы ничего не знала, если бы не эти глухие места.
Спасибо!

Татьяна Пороскова   16.02.2021 16:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.