О теле

15.03.2015
О, как ласкают наш христианский слух слова апостола Иоанна: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин.6:63). Мы охотно дополняем их словами апостола Павла: «…ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8). И сидим мы - расплывшиеся, жирные, дряблые,-  витаем в духе. Откровения получаем. Я не ставлю под вопрос наши откровения. Но, может быть, пришло время получить ещё одно? Слова Павла могут отнести к себе те, кто в физическом усердствует, забывая о духовном. Но не мы, отнюдь не мы, всем сердцем стремящимся к благочестию.
Нам бы лучше прислушаться к другим словам апостола: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1 Кор.6:19-20) И ещё: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор.3:17). А тем, для кого Павел – не авторитет, Сам Иисус говорит: «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем » (Мф.12:31-32). А мы хулим Духа Святого, заставляя Бога жить в бессильных развалинах наших тел. А они, тела наши, должны быть снаряжены и готовы на всякое доброе дело, которого потребует от нас Господь. Мы же облекаем себя в броню праведности, забывая перед этим облечься в мышечный корсет. Много ли навоюем?
Мы в проповедях и на инкаунтерах призываем «принять себя, полюбить себя такими, какие мы есть». Дескать, всё, что сотворил Господь, прекрасно. И в подтверждение того, что это «от Господа», приводим стихи: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы» (Пс.138:14-15). Стоп, стоп, стоп! Откровение: оказывается, Бог созидал мои кости, а не мой жир! Бог созидал мои мышцы. А то, что они обвисли и ослабли, не Бог виноват, а то, что я физкультуру с первого класса прогуливала.
Однажды в цирке я увидела воздушную гимнастку. Я обратила на неё внимание не потому, что она была супер. Обычная воздушная гимнастка, бывают и лучше. Но я не сводила глаз именно с неё, потому что у неё был совершенно «мой» костяк (или скелет, если угодно). Но ведь даже близко нельзя поставить её и меня! О, это был упрёк с Небес! Это было Божье обличение моей лени и бесхарактерности. Я увидела, каким задумал моё тело Господь. Он сделал Свою часть. А я?
Можно сколько угодно ссылаться на свои болячки, противопоказания, занятость и пр. Но ведь мы имеем Духа Святого. Мы в общении с Самим Богом. Может, стоит поговорить с Ним и на эту тему тоже? Неужели Он не знает, как повести каждого из нас по пути к физической свободе? Бог дал нам такие инструменты, как пост и молитва. Не просто пост и не просто молитва, но пост и молитва. Это не лечебное голодание и не диета с целью похудения. Это очищение души, но заодно и тела. А мы кормим, кормим, кормим свою плоть. Да повкуснее. От вида своего отражения  в зеркале впадаем в депрессию. Депрессию «заедаем». Замкнутый круг.
«О, говорить о плоти так не духовно!» Может быть. А о воздержании? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал.5:22-23) Таким образом, воздержание – это плод духа. «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». (1Кор.9:25)  За свои двадцать лет в церкви я ни разу не слышала проповеди на эту тему. Почему? Видимо, многие проповедники, глядя на своё брюшко, не решаются, так как помнят-таки слова Павла: «…усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Кор.9:27) А те, кто «в форме», боятся обидеть пузатых собратьев. А я без регалий. Я ничего не теряю и не претендую на мудрость. Я в безумии своём говорю: «Христианин, если ты собственную плоть не можешь дисциплинировать и держать в форме, то о какой духовности ты говоришь, да ещё и с кафедры?»
Мы жирные, слабые, больные  и чахлые не потому, что такова Божья воля о нас, а вопреки ей. «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем» (Пс.91:13-16).Не цветём, значит, не праведники. Не свежи и не плодовиты, значит, согрешаем, нерадея о храме Господнем.
Я не говорю сейчас о тех, кому назначен особый путь. Я не говорю о тех, кто нужен Богу именно таким. Есть исключительные случаи, когда в немощи человеческой реально является слава Божья. Слава Богу за этих людей и да будут они благословенны и успешны на всех путях своих. Но это, как правило, люди непреклонной воли и высокого духа, а не те, кто пассивно витает в облаках или жалуется на судьбу. Вы знаете Ника? Конечно, знаете. Можно не знать, кто нынче президент, но Ника не знать нельзя. Кому из нас при рождении был дан меньший «стартовый капитал»? Но что сделал со своим «талантом» Ник, и что делаем мы? Он – без рук, без ног, но! – сплошная мышца. Необыкновенно красивое, сильное и успешное человеческое тело. И необыкновенно высокий дух. Поверьте, это связано. Так последние становятся первыми. Так сильное посрамляется немощным. Всё дело в том, как ты захотел и сколько усилий приложил.
Моё слово не к тем, кто два дня в Боге, кто ещё и Писание-то не знает толком. Я говорю к людям глубоко духовным. Пусть храм будет достоин Живущего в нём.


Рецензии