Прощайте, трамвай и троллейбус

    Не знаю, кто как, а я очень жалею, что с  улиц нашего Ташкента навсегда исчезли троллейбусы и трамваи.  Жалею,  как обычная горожанка и пассажирка:  для горожан ведь это был наиболее экологичный транспорт, не загазовывавший наши улицы. А пассажирам в просторных, хорошо проветриваемых трамваях и троллейбусах было достаточно комфортно даже в самые жаркие месяцы  (теперь-то приходится «париться» в автобусах с крохотными форточками вверху, от которых никакой пользы).
    Жалею и как бывший эксперт-криминалист:  ведь оба эти вида транспорта были наименее травмоопасными, в отличие от скоростных автомобилей и автобусов.
Но, как говорится, каждому времени свои песни:  пришло время скоростных транспортных средств, которым помехой стали троллейбусы и трамваи.

                Сложил свои крылья последний троллейбус…

    С ностальгией вспоминаю, как по нашим (тогда еще не так переполненным тысячами скоростных автомобилей)  улицам  с важной медлительностью  «плавали»  городские «корабли пустыни»…Конечно, со временем  они из-за своей медлительности стали помехой интенсивному дорожному движению.  Но именно благодаря своей медлительности, троллейбусы были самыми безопасными транспортными средствами на наших улицах – безопаснее трамваев, т.к. были более маневренны и всегда могли объехать препятствие, даже сорвав свои токоприёмники с проводов.
Из моей более чем 40-летней практики эксперта-криминалиста могу припомнить всего лишь 3  трасологические экспертизы, связанные с троллейбусами.  И только  в одном случае  речь шла о наезде на пешехода, причем, с благоприятным исходом – пешеход остался жив, получив телесные повреждения средней степени.  При этом вины водителя в этом наезде не было,  более того, он сделал все, чтобы избежать наезда, но пешеход перебегал дорогу,  самонадеянно посчитав, что он бегает быстрее троллейбуса,  и наезд был неизбежен.

    А в двух других случаях произошли довольно своеобразные ЧП (чрезвычайные происшествия):  в одном - в процессе движения троллейбуса внезапно лопнуло заднее колесо.  Произошёл так называемый пневматический взрыв шины, в результате  чего получила незначительные телесные повреждения сидевшая над колесом пассажирка.  Нам, экспертам-трасологам предстояло тогда установить причину повреждения колеса, а по нашим заключениям  следователь должен был принять решение  о виновности ответственных лиц и об их привлечении к ответственности. 

    Ведь, если бы  было установлено, что шина была слишком изношена и поэтому лопнула,  следовало привлекать к ответственности за халатное отношение к своим служебным обязанностям лиц, отвечающих за  технику безопасности  в троллейбусном парке.  Да и водителю тоже предстояло отвечать за то, что с таким изношенным колесом согласился выйти на линию.

    Но в том случае было установлено, что причиной повреждения шины был её скрытый заводской дефект, о  наличии которого эксплуатационники не могли знать.  Так что в том случае привлекать к ответственности никого не пришлось. 
Кстати, повреждения шин в результате пневматического взрыва (сопровождающегося резким выходом воздуха,  с выбросом лоскутов резины камеры)  тогда случались, в основном, у легковых автомобилей.  Частенько бывало, что водитель опрокинувшейся  или столкнувшейся с каким-то ТС  легковушки  оправдывался тем, что не справился с управлением именно из-за взрыва колеса.  Но наша многолетняя экспертная практика говорила о другом:  не раз были случаи пневматических взрывов у автомобилей-такси,  однако,  при этом водители умело маневрируя,  управлялись с движением автомобиля, не совершая аварий.  Это был показатель  профессионализма водителей такси.

    А другой случай с троллейбусом был вообще очень необычным: во время движения слетела железная деталь крепления с проводов. Она отлетела на случайную прохожую, причинив ей легкие телесные повреждения.   Перед экспертами ставился вопрос о причине  повреждения узла крепления проводов.  Было установлено, что эта деталь крепилась к проводам ровно половиной из положенных болтов…  Конечно, крепление здесь было ослаблено, постепенно разбалтывалось и, в конечном счете,  деталь сорвалась с проводов.

    Вот в том случае следователю  пришлось привлекать к ответственности эксплуатационников ТТУ за то, что не уследили. Правда, ответственность, конечно, не была связана с лишением свободы – ведь это ЧП  обошлось без тяжких последствий.

    Вот и все памятные мне дорожные происшествия, связанные с моим любимым видом городского транспорта  - троллейбусом.  Но, как известно,  каждому времени – свои песни.  И вот уже несколько лет мы живем без троллейбусов.  А мне просто хотелось сказать благодарственное слово этому замечательному транспорту за долгую и добрую  службу человеку.
 
                Прощай, милый трамвайчик…

    А совсем недавно с улиц  Ташкента навсегда ушли трамваи и убраны рельсы, служившие им многие десятилетия.  Стало меньше шума и перестало трясти наши дома, стоящие вдоль центральных магистралей, по которым бегали эти замечательные, когда-то красные, а потом зеленые и светло-коричневые вагончики.  Кстати, ни о каком другом виде транспорта мы не говорили «бежит», а вот о трамваях чаще именно так и  говаривали: «Вон бежит мой трамвайчик».  А ведь если вспомним:  постукивая на стыках рельс  и  мягко раскачиваясь из стороны в сторону,  трамвайные вагоны и в самом деле «бегали» по своим рельсам…

    А что касается моего профессионального отношения к этому виду городского транспорта, то могу сказать и про трамваи, что они тоже не слишком часто совершали аварии, и в частности, наезды на пешеходов.  Хотя происшествий, связанных с трамваями в нашей экспертной практике было побольше, чем  происшествий с троллейбусами.  Понятно, почему.  Вспомните известную фразу: «Не трамвай, объедешь!».    Действительно, трамвай при всем желании вагоновожатого не может объехать препятствие, а мгновенно остановить многотонную махину тоже  невозможно, как ни жми на тормоза.

     Расставаясь с трамваями, хочу вспомнить, какие дорожные происшествия с ними были связаны.  В первую очередь приходится сказать, что были и трагические ДТП, ведь удар по пешеходу многотонным вагоном оставлял мало шансов человеку.  Чаще пешеходы погибали в результате наездов трамваями, хотя были случаи, когда счастливчики выживали и после ударов трамвайными вагонами.
 
     В наездах на пешеходов обычно вины водителей трамваев не было.  И в прежние годы таких наездов было совсем мало, ведь пешеходу надо было очень постараться умудриться попасть под  грохочущий по рельсам и звенящий на всю улицу трамвай.    Правда, в последние годы наезды трамваями несколько участились – на  молодых людей с наушниками и мобильниками.  Тут уж звени не звени вагоновожатый, а все равно пешеход не слышит…

    Были и другие происшествия, связанные  с трамваями.  Помнится, был случай, когда на перекрестке легковой автомобиль, не пропустив вагон трамвая  (естественно имевший право преимущественного проезда),  со всей скорости влепился в его боковую сторону.  Не стану описывать, что стало с передней частью бедолаги-автомобиля,  скажу только, что сам трамвай от удара  прогнулся в середине в противоположную сторону так, что практически не подлежал восстановлению…
Конечно, бывало, что и трамваи ударяли (обычно на перекрестках) автомобили,  водителям которых казалось, что они еще успеют проскочить перед мчавшимся трамваем.

    Случалось, что на поворотах вагоновожатые не сбавляли (или недостаточно сбавляли) скорость,  и вагоны слетали с рельс, пропахав по дорожному полотну несколько метров.  Не стоит и говорить об ощущениях и чувствах  пассажиров трамваев в таких ситуациях…Однако в этих авариях виноваты не трамваи, а их водители.

    Но на фоне тысяч различных дорожно-транспортных происшествий, связанных с легковыми и грузовыми автомобилями  и с автобусами,  все эти единичные происшествия с трамваями – капля в море.

    И хотя  жизнь заставила отказаться от услуг  трамваев, согласитесь, немножко жаль, что уже не слышно их ритмичного перестука и веселых звонков.  И что на наших улицах мы уже больше не увидим въявь бегущий раскачивающийся трамвайчик.  И  только в кино теперь мы со вздохом сожаления будем любоваться важно-медлительными троллейбусами и шустро бегущими трамваями – исчезнувшими символами ушедшего в прошлое времени…
               

                Ольга Маршанская.


Рецензии