Прощайте, трамвай и троллейбус
Жалею и как бывший эксперт-криминалист: ведь оба эти вида транспорта были наименее травмоопасными, в отличие от скоростных автомобилей и автобусов.
Но, как говорится, каждому времени свои песни: пришло время скоростных транспортных средств, которым помехой стали троллейбусы и трамваи.
Сложил свои крылья последний троллейбус…
С ностальгией вспоминаю, как по нашим (тогда еще не так переполненным тысячами скоростных автомобилей) улицам с важной медлительностью «плавали» городские «корабли пустыни»…Конечно, со временем они из-за своей медлительности стали помехой интенсивному дорожному движению. Но именно благодаря своей медлительности, троллейбусы были самыми безопасными транспортными средствами на наших улицах – безопаснее трамваев, т.к. были более маневренны и всегда могли объехать препятствие, даже сорвав свои токоприёмники с проводов.
Из моей более чем 40-летней практики эксперта-криминалиста могу припомнить всего лишь 3 трасологические экспертизы, связанные с троллейбусами. И только в одном случае речь шла о наезде на пешехода, причем, с благоприятным исходом – пешеход остался жив, получив телесные повреждения средней степени. При этом вины водителя в этом наезде не было, более того, он сделал все, чтобы избежать наезда, но пешеход перебегал дорогу, самонадеянно посчитав, что он бегает быстрее троллейбуса, и наезд был неизбежен.
А в двух других случаях произошли довольно своеобразные ЧП (чрезвычайные происшествия): в одном - в процессе движения троллейбуса внезапно лопнуло заднее колесо. Произошёл так называемый пневматический взрыв шины, в результате чего получила незначительные телесные повреждения сидевшая над колесом пассажирка. Нам, экспертам-трасологам предстояло тогда установить причину повреждения колеса, а по нашим заключениям следователь должен был принять решение о виновности ответственных лиц и об их привлечении к ответственности.
Ведь, если бы было установлено, что шина была слишком изношена и поэтому лопнула, следовало привлекать к ответственности за халатное отношение к своим служебным обязанностям лиц, отвечающих за технику безопасности в троллейбусном парке. Да и водителю тоже предстояло отвечать за то, что с таким изношенным колесом согласился выйти на линию.
Но в том случае было установлено, что причиной повреждения шины был её скрытый заводской дефект, о наличии которого эксплуатационники не могли знать. Так что в том случае привлекать к ответственности никого не пришлось.
Кстати, повреждения шин в результате пневматического взрыва (сопровождающегося резким выходом воздуха, с выбросом лоскутов резины камеры) тогда случались, в основном, у легковых автомобилей. Частенько бывало, что водитель опрокинувшейся или столкнувшейся с каким-то ТС легковушки оправдывался тем, что не справился с управлением именно из-за взрыва колеса. Но наша многолетняя экспертная практика говорила о другом: не раз были случаи пневматических взрывов у автомобилей-такси, однако, при этом водители умело маневрируя, управлялись с движением автомобиля, не совершая аварий. Это был показатель профессионализма водителей такси.
А другой случай с троллейбусом был вообще очень необычным: во время движения слетела железная деталь крепления с проводов. Она отлетела на случайную прохожую, причинив ей легкие телесные повреждения. Перед экспертами ставился вопрос о причине повреждения узла крепления проводов. Было установлено, что эта деталь крепилась к проводам ровно половиной из положенных болтов… Конечно, крепление здесь было ослаблено, постепенно разбалтывалось и, в конечном счете, деталь сорвалась с проводов.
Вот в том случае следователю пришлось привлекать к ответственности эксплуатационников ТТУ за то, что не уследили. Правда, ответственность, конечно, не была связана с лишением свободы – ведь это ЧП обошлось без тяжких последствий.
Вот и все памятные мне дорожные происшествия, связанные с моим любимым видом городского транспорта - троллейбусом. Но, как известно, каждому времени – свои песни. И вот уже несколько лет мы живем без троллейбусов. А мне просто хотелось сказать благодарственное слово этому замечательному транспорту за долгую и добрую службу человеку.
Прощай, милый трамвайчик…
А совсем недавно с улиц Ташкента навсегда ушли трамваи и убраны рельсы, служившие им многие десятилетия. Стало меньше шума и перестало трясти наши дома, стоящие вдоль центральных магистралей, по которым бегали эти замечательные, когда-то красные, а потом зеленые и светло-коричневые вагончики. Кстати, ни о каком другом виде транспорта мы не говорили «бежит», а вот о трамваях чаще именно так и говаривали: «Вон бежит мой трамвайчик». А ведь если вспомним: постукивая на стыках рельс и мягко раскачиваясь из стороны в сторону, трамвайные вагоны и в самом деле «бегали» по своим рельсам…
А что касается моего профессионального отношения к этому виду городского транспорта, то могу сказать и про трамваи, что они тоже не слишком часто совершали аварии, и в частности, наезды на пешеходов. Хотя происшествий, связанных с трамваями в нашей экспертной практике было побольше, чем происшествий с троллейбусами. Понятно, почему. Вспомните известную фразу: «Не трамвай, объедешь!». Действительно, трамвай при всем желании вагоновожатого не может объехать препятствие, а мгновенно остановить многотонную махину тоже невозможно, как ни жми на тормоза.
Расставаясь с трамваями, хочу вспомнить, какие дорожные происшествия с ними были связаны. В первую очередь приходится сказать, что были и трагические ДТП, ведь удар по пешеходу многотонным вагоном оставлял мало шансов человеку. Чаще пешеходы погибали в результате наездов трамваями, хотя были случаи, когда счастливчики выживали и после ударов трамвайными вагонами.
В наездах на пешеходов обычно вины водителей трамваев не было. И в прежние годы таких наездов было совсем мало, ведь пешеходу надо было очень постараться умудриться попасть под грохочущий по рельсам и звенящий на всю улицу трамвай. Правда, в последние годы наезды трамваями несколько участились – на молодых людей с наушниками и мобильниками. Тут уж звени не звени вагоновожатый, а все равно пешеход не слышит…
Были и другие происшествия, связанные с трамваями. Помнится, был случай, когда на перекрестке легковой автомобиль, не пропустив вагон трамвая (естественно имевший право преимущественного проезда), со всей скорости влепился в его боковую сторону. Не стану описывать, что стало с передней частью бедолаги-автомобиля, скажу только, что сам трамвай от удара прогнулся в середине в противоположную сторону так, что практически не подлежал восстановлению…
Конечно, бывало, что и трамваи ударяли (обычно на перекрестках) автомобили, водителям которых казалось, что они еще успеют проскочить перед мчавшимся трамваем.
Случалось, что на поворотах вагоновожатые не сбавляли (или недостаточно сбавляли) скорость, и вагоны слетали с рельс, пропахав по дорожному полотну несколько метров. Не стоит и говорить об ощущениях и чувствах пассажиров трамваев в таких ситуациях…Однако в этих авариях виноваты не трамваи, а их водители.
Но на фоне тысяч различных дорожно-транспортных происшествий, связанных с легковыми и грузовыми автомобилями и с автобусами, все эти единичные происшествия с трамваями – капля в море.
И хотя жизнь заставила отказаться от услуг трамваев, согласитесь, немножко жаль, что уже не слышно их ритмичного перестука и веселых звонков. И что на наших улицах мы уже больше не увидим въявь бегущий раскачивающийся трамвайчик. И только в кино теперь мы со вздохом сожаления будем любоваться важно-медлительными троллейбусами и шустро бегущими трамваями – исчезнувшими символами ушедшего в прошлое времени…
Ольга Маршанская.
Свидетельство о публикации №217062401477