Застывший караван Притча

    С древних веков и до наших дней из Бадахшана, где Памирские горы высотой ближе к Всевышнему, шли и идут караваны с грузом в Заравшан и в Бухару мимо подножий кулябских гор, отрогов хребта Хазрати Шох, мимо каменной реки Яхсу, бурной – весной и мелкой – летом.
    Эти древние караваны временами в горах видели за эти годы уже в современной нашей жизни несколько человек, пастухи и водители,но им мало кто верит. А некоторые говорят, что они видели все это чудо во снах.
    В древности в кишлаке поблизости приход каравана узнавали и узнают по звучным бубенцам на шее главного верблюда, вожака Шаха, который сам знает все пути-дороги туда и обратно через степи, пустыни, солончаки, камни, горы, перевалы. Узнавали по ржанию, топоту коней, по цоканью копыт мулов, ослов, по поднятой высоко пыли...
    В одной пещере,что на узком пути каравана между обрывом и скалой, живет страшное, безобразное Чудовище, которое всегда ждет от проходящих, проезжающих жертву: коня или барана. Купцы всегда имели про запас какое-нибудь животное, чтобы ублажить его, и оно пропускало их дальше. Они жертву привязывали веревкой к стволу чинары у пещеры. Но в этот раз по дороге случился камнепад, который унес в ущелье часть животных и людей.
    Купцы, погонщики, стражники-воины проехали мимо пещеры с молитвой, надеясь, что Чудовище им простит его отсутствие. Только хвост каравана исчез за скалой, как зверь поднял страшный рев, от чего случилось сильное землетрясение. От падающих со склонов гор огромных глыб, катящихся вниз к реке, поднялась густая пыль, стоял грохот и гул. Караван застыл на месте, превратившись в каменную гряду. Сколько не искали потом люди его следы, так ничего и не нашли.Шли века. Время покрыло гряду сверху землей, песком, травами и кустарником. И никто не знал, что под пылью древности – застывший караван, не дошедший до Заравшана…
     Шел сильный дождь с грозой, с молниями при ураганном ветре. Это было 13 октября 2000 года. Тогда я ещё жила в Таджикистане, в городе Куляб.
     Люди проснулись ночью от грохота, гула, идущих из глубин земли, из ее недр, от тряски и шума. Но это не было землетрясением. Я много раз, испытавшая землетрясения в городе, очень сильно испугалась. Но это было что-то другое, я сама почувствовала такое впервые, но не стала выбегать из дому, как другие кулябцы. Утром по дороге на работу люди делились впечатлениями от страшно пережитого, и все говорили, что все прошедшее не было землетрясением: трясло как арбу на мелких камнях. Оказывается, в эту ночь многие выскакивали с верхних этажей и бежали по подъездам с криками на улицу, с малыми детьми, с люльками-гахвора. Многие думали, что началась новая война, какая-то катастрофа. Некоторые обращались целый день к врачам: у людей обострились болезни, появились невроз, страх. Старики-аксакалы говорили, - уже шел слух по городу, - что это прошла цепочкой верхом на лошадях вся земная нечисть: черти, дьяволы, Сатана с лешими, вурдалаками, вампирами, злыми духами… Оказывается, по их сведениям, что еще шло от дедов, прадедов, вся эта скверна переходит Землю из одного конца в другой каждый год, но по разным путям. В этом году их дорога лежала прямо через Куляб. Во время их перехода стоит вот такой страшный гул, шум, треск…
     При своем прохождении лашкары-нечисть, как их зовут в Азии, забрали с собой то Чудовище, что жило в пещере. В тот же момент горная гряда начала рушиться: земля сползала вместе с травой и кустарниками вниз к реке. Все вокруг стало оживать; появились очертания каравана из верблюдов, лошадей, мул и ослов. На тюках верхом сидели караванщики в чалмах, в красочных халатах, послышались их голоса, мычанье, ржанье животных, лай собак, бежавших с радостными визгами, вилявших хвостами. Запели горные куропатки в клетках, кто-то заиграл на дутаре, и песня с древней мелодией полилась по реке Яхсу. Караван двинулся в путь, прерванный один век тому назад. Пастух, ночевавший с отарой за горой, в своем камышовом шалаше, увидев все это шествие своими глазами, окаменел на месте. В таком виде застала хозяина его любимая собака Янычар. Она начала облизывать его, по-доброму на него урча. Пастух потихоньку оживал. Он долго, до последнего дня мучался потом вопросом: что же это было – сон или явь??? На месте ушедшего каравана образовалось пустое место, куда тут же хлынула вода реки, создав еще один рукав. Сколько ни спрашивали того пастуха сельчане, чтобы он показал это место, он так и не смог вспомнить, найти…
     Мой знакомый Алам, хромоногий охотник из кишлака Йол, ныне живущий и работающий в Душанбе, недавно ехал на своей машине из столицы через Нурек к себе домой, в горы. Уже вечерело. Пассажир в салоне уснул. Спускаясь с перевала, он вдруг увидел вдалеке, внизу очертания каравана, идущего вдоль ущелья. Пока он будил пассажира, чтобы тот тоже увидел чудо, верблюды и лошади с седоками исчезли. Вместо них был туман. По дороге он вспомнил, что уже слышал через старцев про видения того пастуха с берегов Яхсу, но не поверил. А теперь сам, своими глазами увидел тот древний бредущий из прошлого восточный бесколесный караван, который все еще идет в сторону Зарафшана…
     А что! Придет время, когда он дойдет до своего караван-сарая, дойдет до одного из знаменитых базаров Душанбе, который открывался в старину в бывшем Дюшамбе по понедельникам, начнет разгружать свои тюки, где будут шелковые материалы, бумага, чай из Китая; халва, перец, благовония из Индостана; книги со сказками, хна, сурьма из Персии; лалы, украшения из Бадахшана и Балха; предстанут гривастые скакуны из Тараза… И современные жители, базарный люд увидят сказку своими глазами в ХХI веке!

Галия Халиуллова. Куляб - Таджикистан.2002 год.


Рецензии