Прочь, сомнения. Записки обывателя часть 1

   Первоначально это сочинение исключало всякую возможность широкой огласки. Дело в том, что уже на завершении седьмого десятка у меня неожиданно возник к самому себе несколько необычный вопрос: что я знаю о своей родословной? Ясное дело, у каждого индивида есть родители, у них, естественно, тоже были родители и где-то там, в глубине веков берут свое начало исторические корни наших предков. Это, так сказать, чисто теоретически. На практике выяснилось, что я дальше своего деда о каких-либо исторических корнях не знаю, ровным счетом, ничего. И мне стало стыдно за свое дремучее равнодушие к моим предкам. Впрочем, скорее, не столько стыдно, сколько досадно, потому что поправить что-либо уже невозможно. Увы, в нашем роду в обозримом пространстве старше меня никого, кажется, не осталось. А потому никакой информации о моих дедах и бабках мне уже не получить, историческая связь времен катастрофически прервалась раз и навсегда.
   Тем не менее, особой трагедии в данной ситуации, вроде бы и нет. Не знаю я своих прадедов и прабабок, ну и что из того? Не графы, не князья, не дворяне. И если даже кто-то из них в прошлом имел к оным сословиям приблизительное отношение, какое это имеет значение сегодня? Самолюбие здесь не пришей кобыле хвост, а материальный фактор тем более. Модно? В этом, пожалуй, что-то есть, поскольку нынешняя «элита», наворовав у народа миллиарды, изо всех сил тащит себя из грязи в "князи", презрев все моральные и нравственные каноны. Очень хочется им, видите ли, перекрасить «рабоче-крестьянскую» кровь своих предков в более благородную. Только, вряд ли, из этого что-либо выйдет. Рожденный  ползать,  летать   не  может  –  сказано  не  для  красного словца. Ведь против правды не попрешь: кому то дано родиться королем, а кому то безвестным крепостным у самодура-помещика. Разве не так? Вот и хочется всем без исключения иметь родственные связи с королями, даже если они притянуты за уши.
   Однако же не стоит забывать и об обратной стороне медали. Напомним, как беспощадно в свое время рубили головы своей сословной элите французы в эпоху Великой революции. Потому и пришлось графам и баронам переодеваться в крестьянскую робу и прятаться по щелям подобно тараканам от разъяренной черни. В советской державе в эпоху диктатуры пролетариата господ тем более не жаловали и, не дай Бог, было написать в анкете, что ты из дворян. Тоже прятались, как могли. Разумеется, те, кто не успел убежать.
   Хорошо помню еще одну волну отказников. После развала Советского Союза и крушения КПСС подобно цунами устремились сдавать партийные билеты коммунисты-активисты. Стало быть, предательство и сословное, и социальное явление отнюдь не редкое, как в одну, так и в другую сторону. Все зависит от конъюнктуры рынка, что наиболее выгодно продается на данный момент. Выходит так, что одним из критериев оценки человека является его отношение к своим предкам.
   Придя к такому выводу, я решил продолжить свои поиски в плане изучения своей родословной. По крайней мере, попытаться оставить после себя хотя бы то, что можно для нынешних и будущих потомков. Конечно, это будут отдельные фрагменты воспоминаний с элементами субъективизма, не исключаются также неточности, как во времени, так и в пространстве. Безусловно, память человеческая - категория, в высшей степени, относительная и условная, но в данном случае особой точности от меня и не требуется.
   Уже в процессе работы над избранной темой, мне пришла в голову новая мысль. А почему, собственно, мои изыскания предназначаются  для узкого круга лиц? Почему, скажем,  не написать мемуары? Однако к этому жанру прозы и требования соответственно другие.
   Действительно, кто пишет мемуары? Как правило, люди хорошо известные, жизнь и деятельность которых была связана с событиями глобального масштаба и потому представляет известный интерес для широкой публики. Из этого, само собой, вытекает спрос на издания и суммы гонораров. Так что, помимо всего прочего, во всем этом есть еще и изрядная толика, мягко говоря, не совсем бескорыстного интереса.
   Интерес может быть авторский и издательский. Например, мемуары написал дворник или парикмахер. Не в обиду будь сказано, кто возьмется их издавать? Никто, потому что жизнь дворника или парикмахера обывателя нисколько не интересует, а, следовательно, спрос практически нулевой. Другое дело взять в разработку мемуары государственного деятеля, который ухитрился завалить не что-нибудь, а Великую державу. Здесь спрос может зашкалить до миллиарда.
   Вот такое соотношение между первым и вторым. Хотя, что до меня, то я с большим удовольствием купил бы и прочитал мемуары дворника. При условии, конечно, что они написаны талантливым человеком. Почему? Да потому что в них на порядок больше правды и душевности. Что дворнику, скажем прямо, скрывать от людей? Конечно, нечего. Относительно государственного деятеля, все выглядит совсем по-другому. Он изо всех сил будет доказывать, какой он хороший, мудрый и правильный, хотя на самом деле откровенный ренегат, который добросовестно отрабатывает свои подлые, не тридцать, разумеется, сребреников, а цифры со многими нулями. Отсюда и полный, так сказать, консенсус.
   И куда, спрашивается со своими мемуарами, лезу я? Чем я лучше того же дворника или парикмахера? Согласен, не лучше. Потому издавать меня тоже никто не возьмется и гонорары, даже самые скромные, мне нисколько не светят. Тогда зачем я все это затеваю? И тут меня осенило. Проблема в том, что я в свое время упустил шанс получить необходимую информацию от людей старшего поколения. Не только от де-
да, отца, матери. От всех людей, с которыми встречался, общался, сотрудничал, работал. Таких людей было большое количество на моем жизненном пути. В конечном итоге все, что я мог от них узнать, ушло в предание. Это была непоправимая ошибка.
   И когда наши потомки поймут свою ошибку, уже не будет нас. И снова прервется историческая связь времен. Такие пробелы как раз и восполнят мои записки. Ведь люди моего поколения пережили две эпохи. Из недостроенного социализма свалились прямо в недоношенный капитализм. Вот уж, воистину, есть, что с чем сравнивать. Откуда нынешней молодежи знать, как там было у нас? Тем более что современные СМИ черных красок про те времена не жалеют.
   А ведь люди моего поколения ходили в школу в эпоху Сталина. Формировали свое мировоззрение в эпоху Хрущева. Начали сомневаться в незыблемости идей развитого социализма в эпоху Брежнева. Поверили в лучшее в эпоху Андропова. Поддались ложным иллюзиям гласности и перестройки в эпоху Горбачева. И, наконец, разбежались в разные стороны с претензиями, злобой и неприязнью друг к другу в постсоветский период.
   Много непонятного и противоречивого происходит в наше время. Казалось бы, совершенно, очевидные истины искажаются до такой степени уродства, что даже здравому рассудку не под силу расставить все на свои места. Так что есть о чем поведать племени молодому. А потому, прочь, сомнения, за перо...


Рецензии
Здравствуйте, Константин! Мы, приблизительно, ровесники. Я родился в июле 45-го. Маму мою, беременную мной, демобилизовали в феврале, и она отправилась домой, в латгальскую деревеньку, это Латвия, южная её часть, граничащая с Белоруссией. А отец к ней приехал уже осенью, его демобилизовали, когда разобрались с Курляндским котлом... Все эти мысли крутились и в моей голове, когда был молодой, думал: "А, ещё успею узнать, расспросить!" Казалось, помню имена троих моих дядей по маме, один умер спустя пол-года от ран, когда вернулся домой, а двух младших гитлеровцы увели с собой, отступая, сказали: - Или уходите с нами, или ставим к стенке! Выбирайте! - А сейчас у меня и полной уверенности нет, что я правильно их имена написал в своей саге... Одно я понимаю совершенно чётко: чем больше будет подлинных историй жизни семей, и не важно, знамениты они, или нет, тем богаче будет Всеобщая История Земли! По сути дела, и семья Гришки Мелехова не была знаменитой, и героев "Унесённых ветром", и "Поющих в терновнике" и "Джейн Эйр" и т.д. НО, как интересно про них читать! Когда-нибудь напишут и истории жизней Великих Предателей Мишки Горбатого и Борьки Алкаша, как они докатились до жизни такой... Р.Р.

Роман Рассветов   01.05.2019 15:52     Заявить о нарушении
Очень признателен Вам, Роман, за то, что Вы с такой искренностью отнеслись к моим биографическим запискам. Сейчас я очень болен, но вот соберусь с силами и прочту что-нибудь из Ваших заметок.

Константин Франишин 2   01.05.2019 18:19   Заявить о нарушении
Держитесь, Константин! Надо жить! Сколько каждому из нас отпущено... Р.Р.

Роман Рассветов   02.05.2019 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.