Цена традиции

Цена традиции.

Некоторые соображения.

Отрывок из фантастической повести «Робинзоны Галактики»

У человечества очень много традиций и правил, которые, будучи один раз установленными, остаются незыблемыми долгое время и не подвергаются критическому анализу. Возьмём, например, режим работы. Ещё в девятнадцатом веке, при развитии капитализма, установился распорядок труда заводов и фабрик. Вкалывали по десять-двенадцать часов, шесть раз в неделю. Отметим, что в девятнадцатом веке трудящиеся, как правило, жили неподалёку от фабрик и ходили на работу пешком по заводскому гудку, который заменял им часы. В это время такой режим работы был вполне приемлем и не вызывал неблагоприятных последствий.
 
В результате борьбы трудящихся, за сто лет установился совершенно иной порядок. В цивилизованных индустриальных странах основная масса трудящихся выходят на работу пять раз в неделю на шесть — восемь часов. Один раз в год они имеют отпуск пары до пяти недель. Такой режим работы сделался традиционным и не подвергается критике. Непоколебимым правилом стало и то, что человек должен иметь возможность ежедневно возвращаться с работы к семье. Более того, существуют научные обоснования полезности такого режима.
 
Но что сменилось за столетие или полтора? А изменилось многое. Трудящиеся не живут уже вблизи заводов и фабрик, а добираются на работу транспортом, общественном или личном. В результате этого, пять раз в неделю, подчиняясь традиционному графику, добрая половина цивилизованного человечества ежедневно «мигрирует» туда и обратно. Я специально применил термин – «мигрируют», чтобы отразить массовость явления. Сотни миллионов людей бурными потоками осуществляют ежедневные перемещения на десятки километров, уйму времени проводят в пути, переполняя общественный транспорт. По дорогам и улицам устремляются автомобили, образуя огромные колонны, иногда с пробками. Для этого времени даже придумали специальный термин – час пик. Общественный транспорт бурно развивался, были построены метрополитены, электропоезда, трамваи, троллейбусы и автобусы, и все, в большой степени для того, чтобы обеспечить график функционирования промышленности.
 
Личный автомобиль на девяносто процентов нужен человеку, чтобы ежедневно добираться на работу и обратно. Это тот автомобиль, который отравил атмосферу населённых пунктов, заставил людей переселиться в пригороды, и ещё дальше ездить трудиться. А значит ещё больше отравлять атмосферу.
 
Быть может, этот режим является самым благоприятным для людей, тогда негативные последствия стоят того. Я сомневаюсь. Монотонность и напряжённость этого процесса, повторяющегося ежедневно, не может не сказаться отрицательно на физическом и психическом здоровье населения. А сколько времени человек тратит на дорогу? Совершенно не продуктивные потери. А если вынуждены работать муж и жена? Сколько времени они могут уделить детям?
 
Традиция остаётся обязательной, несмотря на то, что обстоятельства претерпели большие трансформации. Кто подсчитает, во что обходится эта старая традиция, сколько на это зарывается ресурсов. Сколько сжигается нефти автомобилями? А какой экологический урон наносится природе? Сколько построено специального общественного транспорта? А для чего? В угоду традиционному графику рабочего времени. А кто спросил у труженика, как ему удобно работать, в каком цикле? Да человек и сам себя не спрашивает об этом — просто соблюдает традицию, привитую с детства, ещё со школы.
 
Быть может, стоит критически подойти к этой традиции? Все на что хватило кардинальности реформ – это установить летнее и зимнее рабочее время. Это, говорят, экономит электроэнергию. Но даже в период энергетического кризиса ежедневный цикл «миграции» человечества на работу и с работы остался непоколебимым. Более того, доставка трудящихся туда и обратно сделалась прибыльным видом бизнеса, так велики эти потоки людей.
 
Ведь есть и другие примеры трудового графика. Например, вахтовый метод на удалённых объектах. Ярким таким примером является добыча нефти на морском шельфе с платформ. При подобном режиме рабочие месяц работают по двенадцать и более часов в сутки, периодически отдыхают, и спят не покидая объекта, в жилых специальных поселениях. Затем месяц они отдыхают дома, как правило, в семье. Передвижение с места работы к пункту жительства только один раз в месяц. При таком режиме, даже доставка аэропланом или вертолётом становится рентабельной. Люди теряют на дорогу минимум времени и максимум его используют для отдыха и личной жизни.
 
Почему не применить подобный режим во всей промышленности? Например, две недели работы, с частичным передышкой в общежитии, половину месяца отдыха дома. Завод выигрывает от этого установлением непрерывности цикла, нет остановок на традиционные праздничные субботу и воскресенье. Если смена вахт в различных производствах будет совершаться в разные дни, по продуманному графику, то транспортные проблемы могут вовсе исчезнуть. Одновременные потоки людей с работы и на работу убавляются в десятки раз. Соответственно понижаются затраты энергии и топлива, улучшится экология. Люди избавятся от ежедневных стрессов, связанных с монотонными многочасовыми поездками. В выигрыше будут все. Я предполагаю, что и на психическом здоровье населения это скажется положительно. Люди выдерживают и более тяжёлые графики работы, например, моряки дальнего плавания, полярники.
 
Но для этого нужно критически оценить старую традицию, сломать её и выработать новую, более приемлемую к современности. Безусловно, этому будут всеми силами противиться транспортные компании, потому что их бизнес пойдёт на спад.
 
Аналогичной традицией является практически всеобщий отдых в субботу и воскресенье. В эти выходные дни многомиллионные потоки людей устремляются уже на weekend к местам отдыха и развлечений. Опять возникают пробки, давки, очереди и прочие сопутствующие явления. Снова гонки и стрессы вместо отдыха! А традиция одного всеобщего выходного в неделю установилась ещё в древние времена, видимо, религией, чтобы один раз в неделю служить службу в церкви и собирать весь народ. Однако до сих пор такое положение не подвергается критике. Так ли уж нужны всеобщие выходные? Эта традиция тоже создаёт много проблем. Одна из них - транспортная, но есть и другие.
 
Видоизменив график работы, можно кардинально поменять и индустрию отдыха. Увеселительные заведения, службы обслуживания и туризма тоже перейдут на непрерывный цикл работы. Исчезнут и проблемы выходных дней, связанные с отдыхом.
 
- А как же семья? Разве подобной график не ослабит семейные узы? — удивилась Людмила, – При таком режиме работы мужья совсем устранятся от воспитания детей. А работающие жены? Они ведь могут лишиться ежедневного общения с чадами.
 
- О наших труженицах совсем другой разговор. Я считаю, что воспитание своих ребятёнков – это и есть их основное предназначение. Вынуждать женщину совмещать две работы в цивилизованном индустриальном государстве – это позор для общества. А вот в отношении ежедневного воспитания детей мужьями, ещё стоит поспорить, — парировал Командор. – Я не уверен в том, что после того, как глава семьи доберётся домой с ежедневной работы, у него остаются силы на воспитание детей и даже на нежность к жене. Ведь мужчины должны трудиться значительно интенсивнее женщин.
 
Но проблемы семьи – это уже иная тема, о которой следует тоже основательно поговорить в другой раз. Сегодня мы затронули традиционный графика работы и негативных его последствий. Я считаю, что ошибочно сохранять такой обычай. Изменить её очень трудно. Нужно преодолеть сопротивление транспортных компаний, на чей бизнес мы посягнём, изменив график работы. Но не нужно будет создавать ту транспортную инфраструктуру, которая должна обеспечивать ежедневную миграцию населения. А значит, цивилизация уже в чем-то будет другой. Нужно создавать новые традиции, более выгодные экономически и требующие минимум инвестиций. Все, на что хватило решительности некоторых государств, так это ввести летнее и зимнее время. Это якобы экономит энергию, но практически никого не задевает.


Рецензии