Так чья же это победа?

Ох, как Плисецкой хотелось танцевать Кармен! Яркий женский образ, необузданная и свободолюбивая цыганская натура!.. Но между нею и испанской цыганкой лежало... да абсолютно всё - ни музыки под которую танцевать, ни хореографии, ни либретто...  И на пути создания этого балетного образа перед ней было ещё одно грандиозное препятствие; препятствие о существовании которого она пока ещё и не подозревала...

Она обратилась к великому Шостаковичу - тот мягко, но твердо ей отказал, она пошла к Хачатуряну, но с композитором балетов Гаяне и Спартак дальше разговоров дело не шло... Она вдруг осознала, что в шутке Шостаковича "да я Бизе боюсь!.." - большая доля правды. Давно ушедший из жизни великий композитор одноимённой оперы внезапно во весь свой грандиозный рост встал на её пути к воплощению мечты... Плисецкая всё серьёзнее и серьёзнее задумывалась над заданным ей Хачатуряном вопросoм " А зачем вам я? У Вас же есть композитор дома, попросите его!"

В отличии от других композиторов, супругу Плесецкой Родиону Щедрину было куда трудней сказать "нет": когда вас просит жена, очень просит, почти требует, и если к тому же жена ещё и одна из величайших балерин... но ведь и против Бизе "не попрёшь", уж больно всё, связанное с Кармен, раз и навсегда связала его волшебная музыка. И Щедрин решает пойти на эксперимент-компромисс. Да, музыка Бизе остаётся, но она существенным образом перерабатывается и преподносится слушателю в куда более современном контексте. Оркестр Бизе заменён исключительно струнным оркестром. Группа ударных усиливается. Музыка приобретает новый ритмический рисунок и звучание. Да, она всё ещё легко узнаваема, но это уже иная музыка, музыка полная интересных ритмических находок и переосмысленного звучания.

Теперь требуется ещё и яркая хореография. Она тоже не может быть заимствована из времён Бизе. В середине 60х мир находится под прочным влиянием авангардистских течений. Они везде - в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, литературе и, конечно же, в танце. В 1966м Москву посещает Национальный балет Кубы. Мать Плисецкой в восторге. "Ты должна это видеть" - говорит она Майе. И вот, после представления Плисецкая уже наводит справки. В результате, кубинский хореограф Альберто Алонсо начинает работать с ней. А тем временем Щедрин завершает работу над музыкой балета.

Премьера Кармен-сюиты состоялась в Большом Театре в 1967 году. Современная интерпретация музыки и яркий, полный неведомой ранее советскому балету сексуальности, образ Кармен произвели шокирующий эффект на тогдашнего министра культуры Фурцеву: "Мы не позволим сделать из Кармен проститутку!" И только вмешательство самого Шестаковича спасло балет от гибели, едва появившись на свет.

Итак, Бизе победил. Новорожденный балет-сюита не смог уйти от его музыки. Однако можно ли говорить о том, что опера Бизе по своим масштабам и величию превзошла также и значимость литературного произведения, легшего в её основу? Что ж, давайте не будем забывать что, не вдохнови эта маленькая литературная жемчужина Мериме вообще, и сей потрясающе яркий и самобытный образ свободолюбивой цыганки Кармен в частности, великого композитора, его опера просто никогда бы не увидела свет...


Рецензии