Горенки. История рода А. Ахматовой

на фотографии бабушка Анны Андреевны - Гречанка


Горенки



Родителями великой русской поэтесссы Анной Ахматовой была семья инженер — капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко (1848-1915) и Инны Эразмовны (урожденной Стоговой),(1852-1930).

Дед, Антон Андреевич Горенко, женился на гречанке в Севастополе. В Крымскую кампанию был награжден несколькими орденами. Таким образом, отец Андрей Антонович был полурусский и полугрек. Профиль Анны Ахматовой, нос с горбинкой, унаследован от бабушки гречанки.

 

Когда Андрей Антонович женился на Инне Эразовне, он был лейтенантом флота и преподавателем Морского Корпуса.

Но еще до брака с Андреем Антоновичем, Инна Эразмовна была недолго замужем за Григорием Григорьевичем Змунчилла. Мы упоминаем об этом важном факте потому, что много лет спустя ее дочь Анна и сын Андрей будут связаны с дочерью брата Григория Григорьевича — Александра Змунчилла — Марией Александровной Змунчилла. Анна будет с ней связана нежной дружбой, а Андрей женится на ней.


 

Но вернемся к семье Горенко.

Глава семьи, Андрей Антонович Горенко, был родом из Севастополя, служил на Черноморском флоте инженер-механиком, некоторое время учился и работал в Николаеве. За время 23-летней службы на флоте А. А. Горенко находился в плаваниях без месяца 6 лет. В 1869-1870 гг. он находился в заграничном плавании. По возвращении получил первый офицерский чин.

В 1875 г. в чине мичмана назначен штатным преподавателем Морского училища в Петербурге. По службе он продвигался медленно. Лишь в 1879 г. в возрасте 31 года он произведен в лейтенанты и награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.

Одновременно с преподаванием в Морском училище А.А.Горенко занимался общественной деятельностью. Широкий резонанс имело, в частности, его выступление 7 января 1881 г. на заседании IV отделения Императорского технического общества с резкой критикой деятельности Российского общества пароходства и торговли. В газете "Николаевский вестник" сообщалось, что А.А. Горенко "основываясь на точных сведениях и на данных, почерпнутых из отчетов самого же общества, доказал преступную небрежность, с какою ведет оно свои морские операции".

Вскоре после свадьбы его вызвали в жандармское управление и спросили: "Знаете ли Вы лейтенанта Никитенко?" Он ответил: "Знаю". — "Были ли Вы с ним в дружеских отношениях?" Он сказал: "Я был с ним в дружеских отношениях". По требованию командира отдельного корпуса жандармов Морской Министр уволил в отставку моего отца. Лейтенант Никитенко, минный офицер, был повешен во внутреннем дворе Петропавловской крепости после того, как сознался, что сделал динамитную бомбу для террористического акта.6

Это случилось в 1887 году, он был уволен в отставку «с мундиром и пенсией» и производством в очередной чин — капитана 2-го ранга. в марте 1887 г. в возрасте 39 лет Андрей Антонович поселился с семьей в Одессе.

В 1890 г. Андрей Антонович Горенко с женой Инной Эразмовной и детьми Инной, Андреем и Анной вернулся из Одессы в Петербург. А.А. поступил в Государственный Контроль и быстро дослужился до одного из главных членов Контроля.

Вскоре семья Горенко перебралась в пригород С.Петербурга, сначала в Павловск, а затем в Царское Село.

Семья Горенко. И. Э. Горенко, А. А. Горенко, на руках – Рика, Инна, Анна, Андрей. Около 1894 г.

В 1891 г. он значится в "Адрес-календаре" чиновником особых поручений Государственного контроля в скромном чине титулярного советника (соответствовашем чину лейтенанта флота, который А.А.Горенко имел до отставки). В гражданской службе он продвигался несколько успешнее, чем в военной. К 1898 г. он — надворный советник, помощник генерал-контролера Департамента гражданской отчетности Государственного контроля. Затем он переходит на службу по ведомству путей сообщения. В 1904 г. он — статский советник, член Совета главноуправляющего Главного управления торгового мореплавания и портов (должность главноуправляющего занимал великий князь Александр Михайлович), член комитета Общества содействия русской промышленности и торговле, член правления Русского Дунайского пароходства

В семье росли четыре сестры и два брата:

    Инна (1885-1906), умерла от туберкулёза
    Андрей (1887-1920), эмигрировал и покончил самоубийством
    Ирина (Рика) (1892-1896), умерла от туберкулёза
    Анна (1889-1966),
    Ия (1894-1922), умерла от туберкулёза
    Виктор (1896-1976), эмигрировал

Инна и Аня пошли учиться в царскосельскую Мариинскую гимназию, а Андрей — в Николаевскую.

Семья Горенко жила недалеко от вокзала, на углу Безымянного переулка и Широкой улицы в старом доме купчихи Шухардиной. Этот дом вошел в историю благодаря воспоминаниям Анны Ахматовой и её подруг.

Быт семьи Горенко мало чем отличался от образа жизни более или менее обеспеченных семей Царского Села: изредка посещение театров и музеев в Петербурге, зимой каток в парке, летом каникулы на море в Крыму, весной и осенью в посещение музыкальных вечеров в Павловске.

Согласно сохранившемуся в Российском государственном историческом архиве документу, 23 сентября 1905 года Андрей Антонович Горенко был уволен "согласно прошению от службы в канцелярии Главного управления торгового мореплавания и портов и с должности члена правления Русского Дунайского пароходства"4.

Как вспоминала Ахматова "отец не сошелся характером" с великим князем Александром Михайловичем и подал в отставку, которая, разумеется, была принята. Прижизненный биограф Анны Ахматовой Аманда Хейт обобщает: "Невинная детская жизнь оборвалась резко и внезапно в 1905 году. (…) Теперь стала остро ощущаться нехватка денег"5.

Неожиданное изменение общественного положения и социального статуса, очевидное резкое стеснение материальных возможностей семьи Андрея Антоновича Горенко не были последними в череде утрат и потрясений вчера ещё благополучного семейства статского советника.

К сожалению, кроме хороших качеств А.А. Горенко имел и плохие качества. Умел тратить деньги, как никто другой, вечно ухаживал за чужими женами, и они его очень любили. В семью приезжал Леонид Галахов, и все отлично знали, что он незаконный сын А.А.6

Катастрофой в 1905 году для семьи юной Анны Горенко был уход отца из семьи, когда Инна Эразмовна, брошенная жена, с пятью детьми очутилась в Евпатории. И эта большая семья уже никогда не собиралась вместе.

Глава семьи стал жить с вдовой контр-адмирала Страннолюбского. Эта дама имела диплом Magdalen College of Oxford University.6

Раньше других, ещё в апреле, была отправлена в Евпаторию к родственникам, как свидетельствует В. А. Черных в "Летописи"7, старшая сестра Анны — Инна Андреевна, больная туберкулезом лёгких. Её длительная смертельная болезнь окрасила в мрачную тональность их жизнь в Крыму.

Позже из Евпатории любимую сестру перевезли в Сухумскую санаторию, но 15 июля 1906 года она умерла и была похоронена в Липицах, рядом с Царским Селом, на Царскосельском Казанском кладбище.

1909. Горенко (семья Анны Ахматовой). Анна Горенко (А.Ахматова) с братьями Андреем, Виктором и сестрой Ией. В центре — мать Инна Эразмовна. Фото сделано в Киеве. 

 

Андрей Антонович Горенко скончался в 1915 году.

Когда младший сын Виктор обосновался на острове Сахалин, Инна Эразмовна, приехала к нему в г. Александровск-на-Сахалине в 1925 году и прожила три года с его семьей. В 1929 году Инна Эразмовна покинула Александровск и вернулась  на Украину, в Подольскую губернию к сестре Анне Эразмовне, где и умерла в 1930 году.

 

Источники:

    В.Лобыцын, В. Дядичев. Три поколения Горенко
    Черных В.Я. О родственных связях семей Змунчилла и Горенко
    Брат Ахматовой
    Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Изд. второе, исправ. и доп. М.: Индрик, 2008. С. 42.
    Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой. М.: Радуга", 1991. С. 26.
    Письмо В.А. Горенко Кралину 24 ноября 1973
    Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой… С. 41


 А. Ахматовой

Была я девчонкой,
Когда ты жила.
Но тропку к тебе
Я тогда не нашла.
И был только томик
Стихов небольшой,
Вертинский всё пел
«Сероглазый король…»
И бабушка с песен
Писала в тетрадь,
Чтоб строчки твои
Мне потом прочитать.
Прошло много лет,
И вот снова с тобой,
То с «чёлкой атласной»,
То с дамой седой.
И снова стихи
Не дают мне уснуть,
И в жизни твоей
Мой запутался путь.
Что вовсе не так
Эту жизнь я прошла,
Великолепной,
Как ты, не была.
И мало сразила
Мужских я сердец,
И в веке ином
Мой звучал бубенец.
23 марта 2007. Загородная



* * *

Анне Ахматовой

Ты лилией белой плыла по течению,
Оборвана с лодки жестокой рукой.
И не было силы найти утешенье
И в жизни речной обрести свой покой.
Как дикий цветок, не имела ты дома.
Как лилия – ты не имела корней.
И только мелькали: Бежецк и Слепнево10,
Да сад Царкосельский средь белых ночей.
И стебель твой длинный зелёной змеёю
Слегка задевал чьи-то вехи в пути.
Ты в небо глядела цветком отрешённым.
И нам мимоходом дарила стихи.

iБежецк и Слепнево – места, где жил сын Ахматовой и
Гумилева – Лев, вместе с бабушкой Анной Ивановной Гумиле-
вой

"ИСКРА ПАРОВОЗА"

«И не бывать ему живым...»
А. Ахматова
16 августа 1921 год – вагон поезда

Когда ты искры паровоза
В вагоне грязном разожгла,
И строчки, как всегда крылаты,
В блокнотик дамский занесла.
Сафо11 в руках твоих дрожала,
И был вокруг не друг, а враг.
И над Россиею сгущался
Тревожный беспросветный мрак.
И смерть, как рифмы, ближе, ближе.
Ведь август – 21 год!
По лестнице спустился ниже.
Сказала: «Он на казнь идет...»
И предсказания Акумы
Сбывались чаще и быстрей…
Что ты не пропадёшь, сквозь слёзы,
Тебе неслось из всех дверей…
И позже, часто вспоминая,
Тот август – 21 год,
Когда ты мужа потеряла,
Тебя взвели на эшафот…




О Ниолае Гумилеве

Я рассказываю тебе,
Овладев рукою твоей,
О чудесной, как сон, судьбе,
О твоей судьбе и моей.

Н. Гумилев


Как я люблю конквистадора,
Все мило мне в его строках.
О путешествиях мечтаю
С улыбкой легкой на губах.
О с кем ты был так чудно нежен,
С кем побывал в садах Киприд?
И Родос слева с кем оставил,
И посетил волшебный Крит?
Кто так безумно женщин любит?
О ком мы грезим по ночам?
Конквистадора рог протрубит
И даст работу палачам.
Жаль, больше не родятся ныне,
Тебе подобные поэты.
Да и красавицы иные,
Серебряный век канул в Лету.
А музы? Йоко и Мадонна?
Какой они оставят свет?
И океан парфироносный
Волной с песка смывает след.
И женщины, с улыбкой Анны,
С «прозрачностью девичьих» глаз.
Еще на небе выжидают.
Не скоро ждать их среди нас.
Их выпестовать нам придется.
Среди жемчужин отобрать.
И в глубине каких колодцев
Алмазы редкие искать?
ОНИ ж оставили нам песни.
И только этим мы живем.
И смотрим мысленно на сферу,
Искрящуюся хрусталем.


Статуэтка Анны Ахматовой


Ты здесь так хороша,
И твой взгляд без кокетства,
Знаменитая шаль
Овевает твой стан,.

И змеиная гибкость
В изгибах прелестных,
И весь облик
Неслышно поет, как орган.

Твоя милая челка,
Как всегда безупречна,
Ты одета со вкусом
Пари от «кутюр».

И такую красу
Отдала ты беспечно,
Что б купить тот билет
В дорогой Петербург.

Мужа нет, ты одна,
Одинока, прекрасна,
И другого такого
Не встретишь ты вновь…

Он романтиком был,
Очень нежным и страстным,
Но и гордым он был,
И писал про любовь.

И осталось тебе,
И подруженьке Ольге,
Только тихо шептать:
«Сероглазый король»

Вы , как две статуэтки,
С изяществом тонким
Станцевали ту жизнь ,
Как игрок в карамболь.


Рецензии