Власть. Справедливость. Мудрость

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VII. Самодух, или Управляющий Дух. Spiritus Rector.

Глава 4. Власть - Справедливость - Мудрость. 


Раздел 1.

В третьей главе было дано определение Власти как синтеза двух противоположностей - Правосознания и Влияния, исходящих из общего основания - Признания сообществом людей (группой, коллективом, общественной организацией, обществом, народом, миром) за кем-либо права управлять этим сообществом (группой, коллективом, ... государством). Власть также можно определить как субординационные взаимодействия и взаимоотношения между людьми, где одни командуют (повелевают, приказывают, указывают, и т.п.), а другие подчиняются (служат, исполняют, и т.д.). Власть - это также верховенство в координации совместной деятельности, так что усложнение координационной структуры взаимодействий людей в согласованной совместной деятельности с необходимостью приводит координацию к субординации. Координация и субординация - две противоположности порядка (ordo, лат. - порядок), которые проникают друг в друга и образуют нерасторжимое единство.

Власть чему-то служит. И то, чему служит власть, есть смысл власти. Власть служит народу (в идеале, или в теории), преодолению хаоса,  наведению и поддержанию в обществе правового порядка, укреплению внутриобщественных и внутригосударственных связей, согласованию и согласию. Народ служит власти (на практике), и через неё, себе. Власть - тоже народ, вернее, выделившаяся из него часть, слой, группа людей. Частенько, правда, власть забывает о своём предназначении и служит себе, используя народ как разменную монету. В целом же, отношения между людьми на этом уровне (Spiritus) можно охарактеризовать как служебные, как службу. И этим их можно условно противопоставить отношениям на нижележащем макроуровне (Psyche) всей психоархитектонической конструкции, т.е. дружбе.

Служба (исполнение своих обязанностей и реализация для этого своих прав), конечно, значительно отличается от дружественных отношений, от дружбы. Но необходимо помнить, что сама служба вырастает из дружбы, из дружественного союза, из дружественного согласия. Поэтому в нормальном правовом государстве власть дружественна народу, а в ненормальном и неправовом (или по-видимости правовом) государстве власть может быть и враждебной, основанной на насилии и принуждении. В конце концов такая власть разваливается, её свергают, ею захватывают другие властолюбцы. Чаще всего трудно отличить нормальное (развитое в правовом отношении) государство от ненормального (недоразвитого). Поэтому методы властвования представляют собой целый спектр влияний: от силового и принудительного до дружеского разъяснения и убеждения.

Власть сама в себе противоречива. Ей приходится принимать ответственные управленческие решения и отвечать за них перед народом. Хотя, как уже говорилось в третьей главе, люди с ненормальным правосознанием (правовой совестью) стремятся во власть совсем не за тем, чтобы отвечать за содеянное, а затем, чтобы иметь больше возможностей для уклонения от ответственности. Значит, борьба между добром и злом, между правильным и неправильным во власти, наиболее обострена и привлекает к себе всеобщее внимание, поскольку результаты этой борьбы сказываются на всех.

Также и подчинённые на всех уровнях властной вертикали несут юридическую ответственность за свои решения и их реализацию. Поэтому власть должна оценивать поступки своих подчинённых, т.е. судить их по их делам, принимать судебные решения, исполнять их. Также власть занимается и правотворчеством, т.е. издаёт новые законы, упраздняет старые, и т.п.. В зависимости от складывающейся социально-экономической и политической обстановки в стране и в мире. В каком-нибудь племени его вождь совмещал в себе эти функции. То же самое делали и разные монархи, цари, короли, и т.д.. С увеличением своего народа и территории его расселения один человек не мог осуществлять все свои властные функции, и поэтому передавал их часть другим лидерам, зависимым от него. Так власть поделилась на центральную и периферийную (местную), а центральная власть дифференцировалась на судебную (правосудие), законодательную (представительную) и исполнительную (правительство).

Кроме этих трёх традиционных ветвей власти я бы выделил (другие это тоже делают) как основу всякой власти - ресурсную власть. Последняя есть обладание разнообразными благами, как материальными, так и духовными. Материальное и духовное богатство - те блага, которые властитель, обладатель этих благ, может распределять и перераспределять между собой и своими согражданами. Материальные блага - это собственность, частная или общественная: земли (территориальный инстинкт), строения, энергоресурсы, "заводы, фабрики, пароходы", и прочая. Духовные блага - информация, знания, навыки, умения, различные способности и добродетели. Материально-духовные блага - культурные ценности, библиотеки, музеи, учебные заведения, парки, кинотеатры, театры, художественные галереи, и т.д., и т.п..

В психологическом плане отношения между обладателем (властителем) и обладаемым (имуществом, собственностью) подобны отношениям между Я и Моим. Я обладаю и распоряжаюсь Моим имуществом, использую его по Своему усмотрению, по своему желанию передаю (дарю или продаю) его другим в их владение. Я обладаю своим телом, своим духом (вербальным и невербальным интеллектом), своей душой (как природной - Anima, так и социальной - Psyche). Но обладать всеми этими благами ещё не значит владеть ими. Я обладаю Собой, но я могу Собой не совсем, не вполне или вовсе не владеть. Для того, чтобы моё Я владело Собой, нужно, чтобы мои собственные части, части моего Я, подчинялись моим командам и приказам. Также нужно, чтобы Я был решителен и настойчив в том, чтобы мои приказы исполнялись моими телесными, духовными и душевными органами. То есть, Я должен владеть собой, должен иметь в себе самообладание.

Будут ли подчиняться Мне мои органы, состояния и процессы, зависит от того, насколько я справедлив по отношению к ним, насколько я воздаю им должное, насколько я их питаю, поддерживаю в хорошем состоянии, насколько я одобряю и ободряю их, поощряя за хорошую службу. Это так же зависит от того, насколько мудры будут мои решения и их реализация (более мелкие решения, тактического порядка) в отношении моего внешнего поведения; насколько мудры будут мои действия, поступки, деяния; насколько мудра будет моя политика (политический курс) в отношении себя и других. Другими словами, можно иметь какое-либо имущество, но относиться к нему безобразно (некрасиво) и несправедливо, причём свои действия по отношению к нему не продумывать наперёд, не быть предусмотрительным и дальновидным. И такое руководство Своим имуществом приводит к тому, что имущество разрушается, теряется, исчезает. Разрушается и Само Я. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем."

Самообладание как владение собой в своих властных устремлениях натыкается на естественное сопротивление моих частей, поскольку они могут быть не всегда готовы к исполнению моих приказов. Мои части по большей мере действуют автоматически, по уже сложившимся программам. И если не разбираться в этих программах, то можно своими приказами их нарушить, нарушить автоматизмы и рассогласовать работу всего телесного организма. Например, попытки сознательной регуляции сердечной деятельности и дыхания, могут нарушить их ритмы, привести к сбоям в их работе, различным заболеваниям. Поэтому, чтобы своей властью не разрушить обладаемое, надо осуществлять эту власть со знанием дела, уважая уже созданное, ставя автоматически действующим органам цели и терпеливо ожидая, когда они подготовятся к работе по их достижению.

Оценочно-судебная функция власти, реализуемая правосудием, проявляется на сенсорной стороне властвующего субъекта в виде потребности в справедливости и в виде чувства справедливости, или несправедливости, но с последующими попытками восстановления справедливости в отношении оцениваемого (положительно или отрицательно) подчинённого субъекта. Поэтому можно сказать, что справедливость - это идеал, некое гармоничное состояние общества и отношений между людьми внутри него, а проявляется он в соразмерении чьих-либо (любых: и власти, и подвластных субъектов) действий, несущих добро (добродейство) или зло (злодеяние) себе и окружающим, с этим внутри психики живущим идеалом. (Сложно выразился. Потом попробую попроще.) Идеально, когда отвечающий за содеянное понёс бы справедливое наказание, или за свой подвиг получил соразмерную этому подвигу награду. А всякое несоответствие деяния и воздаяния оценивается наблюдающими за судебным процессом как несправедливость суда. Также и мы можем судить друг о друге, о наших достоинствах и недостатках, или судить друг друга по нашим делам, и нередко несправедливо. Причём судящему кажется, что он справедлив, а судимому - что судящий несправедлив. Эти психические феномены упоминались уже в главе "Осознание - Сознание - Мышление": "В своём глазу бревна не вижу, в чужом глазу соринку разгляжу".

Функция принятия управленческих решений и законодательная функция выделяется из Власти в особую психическую способность под названием Мудрость. Принимая решение, властвующий над кем-либо или над чем-либо субъект (властелин, владелец, хозяин) мудрит, т.е. пытается предусмотреть все последствия своего решения, ищет другие варианты решения вставшей проблемы, стараясь увидеть их последствия, комбинирует уже найденные варианты в один замысел. Мудрость есть высшая степень интеллектуального и нравственного совершенства человека. И это совершенство никогда не останавливается в своём совершенствовании, постоянно повышая степень своего совершенства. Иными словами, мудрость и состоит в том, чтобы что-то мудрить и в этом процессе постоянно умудряться.

Что такое мудрость? Мудрость обычно определяют как высшее и целостное знание, как экстракт из личного и общечеловеческого опыта. Но если бы мудрость была только знанием о предметах (субъектах и объектах), то она была бы в таком качестве не нужна человеку. Мало знать О предметах, надо знать КАК обращаться с предметами и ЧТО с ними делать, чтобы они могли удовлетворить потребности человека. Описательное знание должно дополняться процедурным знанием. Поэтому мудрость можно определить как синтез знания и умения, как знающее умение и как умеющее знание: знание дела, знание как делать. Если человек знает предмет, но ничего с ним не может сделать, не умеет преобразовать его в продукт своего потребления, то такое знание - мёртвый груз. Если человек умеет что-то делать, но не может понятно объяснить другим, как он это делает, то есть сам не осознаёт того, что умеет, и не может передать этого умения другим, работая только в русле показа другим своих действий, то вряд ли он может умудрить других.

Следовательно, мудрость - это не только мудрость в себе, но и мудрость для других, т.е. наставничество, учительство, просветительство, советничество, компетентность. Причём, компетентность относится к мудрости, а компетенция - к власти. Компетенция - профессиональная деятельность юридического лица, обладающего соответствующими полномочиями. Фраза "Это вне моей компетенции" означает: "Это не моя область деятельности" или: "Я этого не знаю и не обязан знать, так как это не входит в мои профессиональные обязанности." Английское слово competence имеет значения: правомочность, юрисдикция, квалификация, грамотность, состоятельность. Professional competence — профессиональная компетенция. Official competence - служебная компетенция.  Competency = competence, competence of public authorities - компетенция органов государственной власти. В английском языке компетенция и компетентность не слишком различаются, поэтому у слова competence есть и такие значения, как: умение, способность, способность эффективно выполнять (что-л.).

Между компетенцией и компетентностью наблюдаются неоднозначные отношения. Иметь власть ещё не означает быть мудрым, а быть мудрым не означает иметь власть. Обладающее определённой компетенцией должностное лицо не обязательно компетентно на своём месте. Часто круг прав и обязанностей должностного лица превышают его интеллектуальные способности, и, для того, чтобы справляться со своими обязанностями, ему необходимо иметь возле себя людей, обладающих нужной компетентностью (знаниями и умениями), т.е. специалистов по тем или иным вопросам (совет мудрецов). Но высшей компетентностью обладает тот человек, который может объединить разнообразные специфические знания и умения в одно целое знающее умение и видеть/предвидеть гораздо дальше, чем специалисты, - старший советник, обладающий более совершенной мудростью. 

Отношения между властителем (вождём, царём, королём, президентом) и мудрецом (шаманом, жрецом, священником, советником) должны быть относительно независимыми. Если мудрец не будет самостоятелен, а будет потакать властителю, то пользы властителю от такого мудреца не будет. Да и мудрец тогда не будет мудрецом, поскольку смысл его мудрости - помогать властителю быть справедливым и хорошо управлять своими делами (хозяйством, государством) - будет потерян. А это возможно, когда мудрец в какой-то степени противоречит властителю, и благодаря этому противоречию находит согласие с ним. Но это согласие не поддельное, из стремления угодить властителю, а истинное, возникающее из стремления к общему благу, к справедливости.

Компетенция (власть) и компетентность (мудрость) распределяются по разным людям, а не совмещаются в одном лице, ещё и потому, что на властные посты людей часто выбирают (выдвигают, назначают) не по критерию компетентности, а в силу других соображений. Изначально, если одно лицо верховодит (властвует) в сообществе, то он, по идее, должен быть и справедливым судьёй (решать судьбы подданных) и мудрым решателем проблем сообщества, выдавать не только частные решения (оперативно управлять), но и самые общие (давать законы, которым подчинялись бы все). Но, как показывает история, такой синкретизм функций в одном властителе делает его самодуром. "Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно." (Джон Дальберг-Актон, английский историк и политик).

Властитель сходит с ума: то ли от перенапряжения (гиперстресса), то ли от зашкалившей гордыни (мании величия), то ли от корыстолюбия (жадности), то ли ещё от чего, а потом от этого всего вместе. К тому же, властитель - не бог, а всего лишь богатый чем-либо человек. А людям свойственно быть подверженным разным генетическим и благоприобретённым заболеваниям, физическим и психическим. Поэтому более эффективным оказался метод разделения власти на несколько её ветвей: на исполнительную (управленческую), судебную (правосудие) и представительную (законодательную). Это так называемая система сдержек и противовесов. Правда, и эта система не гарантирует от того, что каждое властное лицо в этих ветвях власти не сойдёт с ума от высоты своего положения, не станет принимать безответственные, несправедливые и глупые решения, которые будут только вредны для дела и людей. Многое зависит от согласованности во взаимодействии между ветвями власти, от согласия между властью и народом, от степени совершества/несовершенства организации власти. Это даёт надежду на то, что наше общество и государственное устройство когда-нибудь будет лучше. Идеальным они не будут никогда, поскольку всегда будет возможно их развитие.

Всем вышесказанным здесь я стремлюсь обосновать тот вывод, что справедливость и мудрость есть обособившиеся от власти её внутренние составные части, выделившиеся из власти в отдельные, но связанные между собой психические органы. Справедливость и Мудрость - это не какие-то мистические феномены или общественные идеалы, а вполне реальные высшие психические функции, имеющиеся в наличии у каждого человека, хотя и находящиеся у разных людей на разных уровнях своего развития.

Самое интересно ужасное и ужасно интересное - то, что есть много разных определений справедливости самой по себе и мудрости самой по себе, но очень и очень мало суждений о связи справедливости и мудрости. В результате моих поисков такой связи в интернете я нашёл лишь несколько высказываний. Одно из них принадлежит Цицерону, а другие - народным мудрецам под никнеймами "Василий" и "Мудрец".

"Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего." (Марк Туллий Цицерон)

"Справедливость без мудрости - это закон, пусть он глупый, но все равно закон. А мудрость без справедливости - это пустое умничанье...." (Василий)

"Мудрость без справедливости не бывает." (Мудрец)

Если кто-нибудь из читателей имеет или найдёт какие-нибудь ещё высказывания по этой теме, прошу - поделитесь, пожалуйста, со мной.

Вот ещё один найденный мной афоризм, прямо указывающий на связь трёх понятий:
"Верность и покорность прекрасны, когда мы покоряемся мудрости и справедливости." (Элизабет Гаскелл)
Покорность - обратная сторона власти, так что здесь имеется в виду покорность справедливой и мудрой власти. 

Есть много высказываний, косвенно указывающее на связь справедливости и мудрости, подобных этому:
"Самое ужасное на свете — справедливость без милосердия." (Ф. Мориак)

Милосердие можно отнести к мудрости, поскольку, как мы увидим из дальнейших моих сопоставлений психологических триад, мудрость есть добрый (милосердный) разум. К тому же, как уже говорилось, мудрость есть высшая степень интеллектуального и нравственного совершенства человека. Совокупный интеллект (мудрость) объёмлет сенсорно-образный (ум) и словесно-понятийный интеллект (разум) . Нравственность - один из уровней Свободы воли (см. шестую часть "Психоархитектоники"), основанный на Доброте - добронравии. Добрый нрав - моторная (способностная) сторона Любви (см. главу "Любовь - Красота - Доброта"). А Любовь и есть милосердие, сочувствие, сопереживание, склонность прощать провинившегося, если он сожалеет о своём проступке, раскаивается в нём. Глупо подвергать суровому, но справедливому наказанию того, кто своим раскаянием уже встал на правильный путь, признав свою вину и намереваясь исправить содеянное. Мудро снизить суровость наказания, поскольку целесообразно и разумно в этом случае ожидать от виновного благодарности и изменения его мотивации и направленности поведения в лучшую сторону. Справедливо награждать героев и вообще всех, кто отличился на каком-либо поприще. Мудро поощрять тех, кто стремится что-либо усовершенствовать, хотя ещё и не достиг полной реализации своего творческого замысла.

Из этого вытекает ещё одно определение мудрости, которое приводится во многих источниках. Мудрость - это способность различать то, что можно изменить к лучшему, и то, что изменить в данных условиях невозможно. "Господи, дай мне смирения принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого." Поскольку в такой формулировке видна явная аналитика (формально-логический способ мышления), различение возможного и невозможного, то к ней можно добавить ещё один вариант определения мудрости, выделяющий его синтетику (диалектический способ мышления). Он будет звучать примерно так: "Господи, дай мне мужественного смирения с временным положением дел, когда я не могу что-либо существенно изменить, и дождаться момента, когда такие возможности появятся. Господи, дай мне также смиренного мужества потихоньку, постепенно менять то, что невозможно изменить сразу".

Справедливость следовало бы сопоставлять с Рассудком, а Мудрость - с Разумом.
Поскольку Рассудок аналитичен и метафизичен, а Разум синтетичен и диалектичен, то и Справедливость является органом психики, который делит и распределяет, т.е. сугубо аналитичен, а Мудрость - органом психики, который обладает высшей синтезаторской способностью, творческой способностью на уровне таланта или гения.

Справедливость состоит в том, чтобы правильно разделить между всеми участниками совместной трудовой деятельности полученный в результате совместного труда продукт. Правильно - значит соразмерно заслугам и прегрешениям, соответственно принесённой каждым пользе и вреду. (Здесь также наблюдается хитрая диалектика равенства и неравенства, пропорциональности и непропорциональности. На ней я останавливаться не буду, поскольку эта тема весьма обширна, да и обсуждалась уже многими авторами.) Каждый участник получает свою долю, свою часть совместного (валового) продукта. Если он удовлетворён своей частью, то он счастлив, если нет, то он несчастлив. Счастье является индикатором справедливого распределения благ. Чем больше людей счастливо, тем больше в обществе справедливости.

Мудрость состоит в том, чтобы через творение, создание творческого продукта, удовлетворить  чувство справедливости, сделать участников совместной трудовой деятельности счастливыми. Счастливыми - в меру испорченности самих участников: в меру нормальности их потребностей, нормальности или испорченности их вкуса, в меру их способности производить расчёты и судить о правильности и неправильности. Мудрость ещё можно определить как духовную часть ресурсной власти, как духовное богатство, духовное могущество, возможность и способность справедливого распределения материального и нематериального богатства. Мудрость - это Дух на службе у Материи, Духовность на службе у Материального. Мудрость есть Дух Святой (Spiritus Sanctus). Мудрый человек, в котором его мудрость служит справедливости, - это святой человек.

На уровне одного человека мудрость - это его умение быть счастливым. Быть счастливым, может быть, не всегда, но большей частью, прилагая определённые усилия по достижению благополучия, как своего, так и окружающих. Быть счастливым даже вопреки отсутствию материального богатства, или даже необходимого имущества. Как справедливо заметил И.Христос: "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет". Что можно проинтерпретировать как: "Обладающему духовным богатством, т.е. мудростью, дастся ещё и материальное, а необладающий мудростью потеряет и то, что имеет." То есть, мудрый, владеющий весьма скромным имуществом, когда-нибудь приумножит его, а глупый, которому во владение досталось от предков большое имение, промотает его и растеряет все свои материально-финансовые возможности, без пользы другим и во вред себе.

Тему перекосов в отношениях между справедливостью и мудростью, намеченных Цицероном и народным мудрецом Василием, можно, если пофантазировать, немного развить. Например, можно дать следующие определения в духе вышеназванных авторов:

1. Справедливость без мудрости - это глупая справедливость, справедливость лишь для себя, эгоистичная справедливость, всюду доказывающая свою правоту и неправоту окружающих. Такая справедливость немилосердна и жестока. Главное, что такая справедливость погрязает в трясине споров и судебных тяжб, не улучшая положение истца справедливости, а наоборот, ухудшая его. К тому же такое сутяжничество мешает радоваться жизни и превращает её в мрачную и ужасную борьбу за существование. Чрезмерная обидчивость на других людей. 

2. Мудрость без справедливости - это хитромудрие, лукавство и издевательство, использование других в своих интересах, мошенничество, манипуляторство, изобретательство схем отъёма денег у других и затем их отмывания. Сколько бы такой мошенник не изобретал, всё равно, он сам чувствует свою несправедливость и проецирует её на мир, а значит, несчастлив. Добытые своим лукавым хитромудрием финансовые и культурные богатства, в конце концов уходят к другим, более жестоким и извращённым мошенникам, спекулянтам, ворам и казнокрадам, поскольку в такой среде царствует не справедливое воздаяние, а первобытная месть. Можно наружно изображать довольство жизнью и счастье, но внутри нести тяжёлый груз содеянной несправедливости и страдать при всём своём неправедно нажитом богатстве депрессией или другими "прелестями" дисгармоничной психики. Яркий пример тому - Б.Березовский, удавившийся, как я думаю, вполне самостоятельно, без помощи какого-либо убийцы.

3. Это тот вариант, когда крайности 1. и 2. сходятся. В одно время такая личность хитро мудрит, обманывая, воруя, грабя и т.д., а потом, когда с ней поступают так же или изобличают, обижается и впадает в сутяжничество, в бесконечные судебные споры.

4. Сочетание мудрости и глупости в одном лице, лицо и маска личности:
а) глупая мудрость - мудрствование, суемудрие, пустое мудрословие, цитирование к месту и не ко времени чужих жемчужин мудрости, и практическая невозможность использовать чужую мудрость в своей жизни и деятельности, поскольку своей мудрости - "кот наплакал";
б) мудрая глупость - мудрость в маске глупости (добродушное притворство), шутовство, скоморошничание, юродство, шутка, юмор, и различные его виды, например, ирония, сарказм, и т.п..

Гармоничные варианты сочетания справедливости и мудрости:
а) справедливая мудрость - пренебрежение мелочной справедливостью и несправедливостью ради справедливости большего масштаба, ради стратегической справедливости; воздержанность от выяснения отношений в случаях задетого самолюбия; игнорирование оскорбляющих с пониманием того, что оскорбляющие нас хулители сами по себе несчастны, и, значит, с пониманием того, что они пытаются нас обидеть и оскорбить, а мы не обижаемся и не оскорбляемся, и всё потому, что это их проблемы, а не наши; здесь не требуется подставлять другую щеку, но и отвечать на удар по щеке тоже нет нужды: пытающийся обидеть сам утихнет, увидев тщётность своих попыток оскорбить;
б) мудрая справедливость - справедливость для всех, социоцентризм вместо эгоизма и альтруизма, истинная справедливость.   


Раздел 2.

А здесь, после того, как мы убедились в закономерной и законной связи звеньев этой триады, мы проследим связь каждого из них с другими понятиями в психоиерархии. И сделаем мы это через обещанное сопоставление одноуровневых (вершинных) триад из разных (нижележащих) психосфер.

    Власть      -       Справедливость    -     Мудрость            (Spiritus)
Соглашение       -        Совесть          -        Свобода              (Psyche)
Осмысление         -      Рассудок        -         Разум                (Logos)
     Теория         -        Философия       -        Наука          (Corpus socialis)
Сопереживание      -       Вкус        -             Воля                (Anima)
 Соображение    -     Созерцание           -       Ум                (Animus)
  Склонность      -     Потребность    -    Способность    (Corpus animalis)

***

Здесь в связи с переименованием многих звеньев в триадах требуются исправления.
Так что не воспринимайте дальнейший текст близко к сердцу. Считайте его наброском.

Власть - Склонность:
 
Склонность как увлечённость, пристратие, страсть, привязанность, зависимость.
Власть как обладание зависимым человеком. Власть как взаимозависимость: лидер зависит от ведомых, ведомые - от лидера. Командующий зависит от подчинённых, от того, как они исполнят его команды. Подчинённые зависят от командующего, от правильности его команд. Планы командира и действия подчинённых ведут к успеху или неуспеху совместной деятельности.

Власть - Интуиция:
 
Интуиция - воззрение, целостное схватывание ситуации, соединение отдельных образов в целостную картину. Власть - владение ситуацией как умственное созерцание всей её картины - контроль над ситуацией. Власть - владение ситуацией как обладание и использование инициативы. Личная интуиция политика неотделима от его профессиональной интуиции. Интуитивное понимание политико-экономической ситуации основано на опыте практической и теоретической деятельности многих людей, но прежде всего на личном эмпирическом опыте властвующей персоны, что позволяет ей в некоторых случаях принимать быстрые управленческие решения без предварительного скрупулёзного анализа и логического обоснования.

Власть - Любовь:
 
Любящие владеют друг другом. Любовь и есть чувственно-эротическая власть друг над другом. Ради любви отрекаются от власти. Ради власти отрекаются от любви. Неудачи в любви влияют на качество управленческих решений. Счастливый в любви не будет развязывать войну. Счастливый в любви милосерден во власти. Ущемлённое самолюбие (недостаток любви к себе со стороны других или себя самого) влечёт за собой повышенное и даже чрезмерное властолюбие - неуёмное, не тормозимое ничем стремление к власти (что называется "идти по головам"). Власть любви и любовь к власти, конфликт между ними и пути разрешения этого конфликта. Иногда власть и любовь несовместимы, но чаще вполне совместимы, ибо власть основывается на любви.  Любовь - власть на двоих, единство двоих. Власть - всеобщая любовь, единство многих. Бог есть Любовь. Любовь - Единое из Единиц. Единство - это Сила, Власть. Самая сильная власть - власть любви. "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте). "Любовь правит миром" - сокращённый вариант фразы Шиллера "Любовь и голод правят миром".

"И чтобы землю уберечь
И нас в несчастья не вовлечь,
Природа неотступно
Сама крепит взаимосвязь,
На мудрецов не положась.
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!"
(Шиллер, "Мудрецы", в переводе Л.В.Гинзбурга)

Власть - Результативность (Продуктивность):
 
Власть должна приумножать общественные богатства, быть продуктивной, содействовать развитию внутренних и внешних социально-экономических связей, экономики страны, правовой и политической системы. От успешной деятельности власти зависит валовой продукт страны. Результативность власти - это степень выполнения ею своих функций, степень оправданности ожиданий граждан в отношении уровня материального благополучия, физической безопасности, смертности и рождаемости, продолжительности жизни, занятости, получения образования. Результативность власти - степень достижения поставленных целей в деятельности государственных структур в целом и степень реализации конкретных государственных решений в частности (реформ,  национальных проектов, федеральных и региональных программ и т.д.).

Власть - Смысл:
 
Власть должна быть осмысленной. Команды должны быть ясно выражены и поняты подчинёнными. Командир должен проверить и убедиться, что подчинённые правильно поняли смысл команд. Эффективная коммуникация во властных (служебных) отношениях. Власть должна быть понимающей нужды народа, информированной о состоянии дел на местах и в целом. Без правдивой передачи информации о реальном положении дел у власти создаётся искажённое восприятие ситуации в стране, и она склонна принимать неправильные решения, ухудшающие ситуацию.

Власть - Дружба:
 
Нормальная власть дружественна. Ненормальная - враждебна. Подчинённый должен доверять своему начальнику и желать исполнить его распоряжения. Начальник должен уважать подчинённого и относиться к нему как к другу. Враждебные действия ведут к разрыву отношений и разрушению властной вертикали. Заменить (уволить) исполнителя можно, но если история повторится, то постоянная замена исполнителей (текучка кадров) делает власть неэффективной и рыхлой. Моральные нормы и нравственные принципы при благополучном раскладе должны присутствовать и у власть предержащих, и у служилых людей.

Власть - Власть, или Власть сама по себе:
 
Тут остаётся гадать, есть ли Высшая Власть в этом мире, называемая Всевластнейшим Вседержителем, Всемогущим, Справедливым и Мудрым. Кто-то верит, что есть. Кто-то - что нет. Для кого-то это Бог. Для кого-то это Природа. Для кого-то - Природа и Бог в одном флаконе.

***

Справедливость - Потребность:
 
Справедливость всегда связана с удовлетворением потребностей. Нуждающийся в чём-либо имеет право требовать к себе внимание и удовлетворения своей потребности, если он не может удовлетворить её самостоятельно. Нуждающийся в лечении имеет право ожидать и требовать лечения со стороны специалистов (врачей), обязанных в этом случае помогать больному.

Справедливость - такое распределение общественных благ между участниками коллективной деятельности по их созданию, каковое может удовлетворить потребности каждого участника. Блага распределяются поровну и не поровну. В распределении благ равенство и неравенство находятся в противоречивом единстве. Поэтому мы говорим о диалектике равенства и неравенства, когда равенство переходит в свою противоположность, а неравенство - обратно в равенство. Синтез равенства и неравенства создаётся путём пропорциональности (адекватности, соответствия с правом каждого) распределения благ.

Все люди родятся примерно равными в отношении физического устройства, физиологических органов и их функций. Но даже в этом равенстве мы находим неравенство внутриутробного развития, генетических задатков, качества нервной системы и т.д.. После рождения каждый также развивается по-своему, приобретая свои склонности, свой круг потребностей и свои способности. Так что равенство и неравенство тесно переплетаются. Даже в распределении матерью пищи между детьми может случиться как справедливость, так и несправедливость.

Один худ и не нуждается в таком количестве еды как другой, более массивный по физической конституции. Больной ребёнок нуждается в другой пище, нежели здоровый. Интересы и склонности детей могут сильно различаться, так что одни и те же подарки могут не прийтись им по вкусу. Один из детей заслужил вознаграждения, а другой - нет. Один заслужил большее вознаграждение, чем другой. Один заслужил наказание за свой проступок, а другой - нет. Один заслужил небольшое наказание, другой - суровое. Отсюда принцип воздаяния за деяния, т.е. по заслугам и прегрешениям каждого. Аналогия между государством и семьёй, конечно, приблизительна. Но, тем не менее, государство можно определить как большую семью (город - как большую деревню). Поэтому государственные деятели похожи на родителей, а народ - на детей, которые требуют своего от родителей. Принцип старшинства - принцип иерархичности.   

Потребности - основа справедливости. Справедливость - вершинная (глубинная) потребность. В каждом человеке живёт потребность в справедливости и негодование по поводу несправедливости. Негодование ("так не годится") имеет разные формы по качеству и степени: обида, гнев, ярость, месть, и т.д.. "Пусть ярость благородная вскипает как волна..." Да, иногда борьба за справедливость приобретает характер войны.   

Справедливость - Чувство:
 
Удовлетворённость или неудовлетворённость потребностей на уровне сенсорно-образной ориентировки становится чувством удовлетворения или неудовлетворения сложившейся или складывающейся ситуацией, в которой субъект интуитивно предчувствует возможность будущего удовлетворения своих потребностей, даже если они здесь-и-сейчас не удовлетворены. Например, дела пока ещё плохи, но уже пошли на лад, и скоро их состояние позволит удовлетворить настоятельные потребности.

Если дела идут на лад, ситуация оценивается позитивно, возникает оптимистичное отношение к жизни, радостное волнение по поводу скорейшего исполнения мечты. Радость может достигнуть степени ликования. Если дела становятся всё хуже и хуже, возникает неприятное чувство неудовольствия, раздражения, злости. Волнение становится тревогой за будущее, возникает желание напасть на виновника ухудшения дел - агрессия. При переломе хода борьбы с обидчиками победа на ними превращает чувство злости и агрессию в чувство торжества.

Справедливость существует в форме как личного чувства, так и коллективного, народного. Зачастую единичный представитель человеческого рода выдаёт своё личную неудовлетворённость ситуацией за общую неудовлетворённость, т.е. путает лично чувствуемую несправедливость за общественно чувствуемую несправедливость. Иногда личное чувство справедливости подменяет собой божественную справедливость, и зло, творимое таким правдорубом во имя всеобщей справедливости, называется справедливым возмездием несправедливым людям. Каждый человек проецирует вовне как на экран своё чувство справедливости и борется за то, чтобы оно соответствовало реальности, т.е. навязывает реальности свою идеальность. Так бы все и громили всех за их реальную или выдуманную несправедливость, если бы не существовала возможность понять чужое чувство справедливости и усомниться в своём, а потом договориться об общем понимании справедливости.   

Справедливость - Красота:
 
Красота - это гармония частей внутри целого. Эта гармония основывается на диалектике симметрии (соразмерности, греч.) и асимметрии. Симметрия и асимметрия - те же равенство и неравенство в диалектическом единстве. Перекосы в сторону того или другого рождает либо мёртвую красоту (абсолютная симметрия лиц у кукол), либо живое уродство (асимметричные лица некрасивых людей, которые, тем не менее, могут быть нравственно красивыми, потому что добры и дружелюбны). Левое и правое полушария головного мозга человека симметрично расположены относительно друг друга, но структурно-функционально они асимметричны. Так же симметрично-асимметричны Инь и Ян в Дао.

"Неразрывно с симметрией связано противоположное понятие – асимметрия – отражающее нарушение симметрии, разупорядоченность системы в результате ее движения, развития. Согласно такой трактовке можно сказать, что симметрия есть проявление состояния покоя, а асимметрия – проявление движения. Да и сама суть движения заключается в нарушении симметрии пространства. Развивающаяся, движущаяся система всегда асимметрична.

Симметрия и асимметрия позволяют провести разграничение живой и неживой материи. Симметрия характерна для объектов неживой природы, для живой же материи в значительной степени преобладает асимметрия. Можно сказать, что принцип симметрии является, пожалуй, единственным надежным инструментом, с помощью которого возможно отличить объект биогенного происхождения от объекта неживого. Известный американский физик Фримен Дайсон сказал: «Жизнь – это тоже нарушение симметрии»." (Выдержка из бог её знает какой-то статьи в интернете).

Есть такая характеристика поступков и поведения в какой-либо ситуации - красивость и некрасивость. "Он совершил по отношении к ней красивый поступок". "Она некрасиво повела себя с ним". Понятно, что здесь не имеется в виду пластика движений, что-то внешнее. Движения могут быть по форме и не совершенны, неловки, но по содержанию - добрыми и красивыми, исполненными любви. Красота как эстетическое чувство, как чувство удовольствия от созерцания прекрасного, любования им, так же служит основой для оценки справедливого и несправедливого в социальных и политико-правовых отношениях между людьми.

Из этого следует, что в сильном и крепком обществе должно быть преобладание справедливого над несправедливым, равенства над неравенством, симметрии над асимметрией, но это преобладание не абсолютно, и справедливость должна включать в себя несправедливость как момент (как мотор) своего развития. Справедливость необходима, но абсолютная справедливость недостижима. Так же недостижимо полное удовлетворение всех потребностей и их дезактуализация. На смену одних удовлетворённых и заснувших потребностей просыпаются и требуют своего другие потребности.

Справедливость - Эффективность:
 
Здесь сложные отношения между социальной справедливостью и экономической эффективностью.  Сложны расчёты по поводу что с кого и кому причитается, и что из этого получается. В этой теме я мало что понимаю. Поэтому лучше набрать в поисковой строке браузера два этих слова и получить массу полезного материала по данной теме.

К этому можно прибавить интересный взгляд на справедливость некоторых авторов (Ричард К. Хьюсман, Джон Д. Хэтфилд, "ФАКТОР СПРАВЕДЛИВОСТИ, или "И это после всего, что я для тебя сделал""), которые рассматривают справедливость как некий подсознательный и/или сознательный подсчёт вкладов и отдач в обмене действиями и благами. Вклад - что я даю. Отдача - что я получаю. Равновесие между вкладом и отдачей оценивается как справедливость в отношениях. Сравнение вкладов и отдач с перевешиванием чего-либо из них оценивается как несправедливость.

Несправедливость выражается либо в недооценке меня другими, если я даю больше, чем получаю, либо в переоценке меня другими, если я получаю от них больше, чем им даю. Соответственно, вторая Аксиома Справедливости гласит: "Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, внутренних переживаний. Это проявляется в том, что переоценка вызывает чувство вины, а недооценка заставляет людей испытывать обиду".  Третья АС: "Люди, не удовлетворённые своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость". Одним из способов восстановить справедливость является первобытная месть (от слова "возмещение" убытков). Правда, она может происходить в неагрессивных формах, таких, например, как снижение собственной активности, своих вкладов в общее дело или в дела другого лица, уход из общения, разрыв отношений, и т.д..

Справедливость взаимоотношений здесь меряется чисто по бухгалтерскому принципу "расход - приход", "издержки - прибыль". Своеобразное отнесение справедливости к свободному рынку. Справедливость оценки здесь сводится к равенству вкладов и отдач в обмене. Привычное стремление к преимуществу отдач над вкладами (к переоценке своей личности другими и самим собой) называется эгоизмом. Привычная самоотдача и её перевес над получением благ от других - альтруизмом, самоотверженностью. Остаётся гадать, что в этой теории справедливо, а что нет. Потому что не всё в справедливости должно меряться равноценным обменом. Ведь отношения между взрослыми и детьми, учителями и учениками,  между здоровыми и больными, и т.п., и должны быть с одной стороны альтруистичными, а с другой - эгоцентричными. И в этом неравенстве вкладов и отдач есть своя, высшая справедливость.   

Справедливость - Рассудок:
 
Справедливость в сфере формальной логики есть истина. Чтобы правосудие наказало по справедливости преступника, судья должен выяснить истину, складывающуюся из правдивых показаний самого преступника и свидетелей преступления. Но кто скажет с уверенностью, что преступник в чём-то не солгал, свидетели не лжесвидетельствовали, а следователи не утаили (потеряли, подделали) вещественные доказательства? Кто скажет, что обвинитель доказал вину подсудимого, а защитник доказал его невиновность? Только судья. А судьи разные. И истина на суде, где одного и того же подсудимого могли бы судить разные судьи, может быть тоже не одной и той же. Один увидит все признаки состава преступления и сложит их в виновность подсудимого, другой судья усмотрит много сомнительных моментов и не станет сразу выносить вердикт, а отправит дело на доследование. При определении степени наказания виновному также применяется аппарат формально-логических операций, рассудок.

Когда говорят, что справедливость основана на сердце, а не на рассудке, это в какой-то мере правильно, поскольку "сердце" есть чувство, пассивная сторона интуиции. Интуиция и чувство могут говорить одно, а рассудок с его логикой - другое. Интуиция и чувство, любовь (милосердие, жалость) и эстетическое чувство (эстетический вкус), т.е. "сердце", первичней, чем рассудок. Но судья должен судить не только сердцем, и не столько сердцем, т.е. пристрастно, сколько рассудком, чувством долга, соотнесением ситуации с нормами права, со статьями закона. Рассудок и долг, его совесть и сознательность (правовая совесть) - вот, что должно быть главным для справедливого судьи, чтобы он был беспристрастным и нелицеприятным. Соображения сердца, личная пристрастность (жалость и милосердие) судьи перед лицом рассудка и профессионального долга отходят на второй план, иначе бы судья не судил в соответствии с законом, а выносил бы приговор в соответствии с личной симпатией или антипатией к обвиняемому.

Другое дело, что обвинитель и защитник не обязаны быть беспристрастными, поэтому в своих речах они кроме логики вкладывают своё "сердце", пытаясь воздействовать на "сердца" присяжных и самого судьи, заражая их своим отношением, своими эмоциональными переживаниями.   

Справедливость - Долг:
 
Чаще всего справедливость определяют как долг, как "такое положение вещей, которое рассматривается как ДОЛЖНОЕ, соответствующее определённому пониманию сущности человека и его прав" (Словарь по этике). В том же словаре по этике справедливость определяется как понятие морального сознания. Однако, учитывая, что справедливость в нём включает в себя соотношение между обязанностями и правами, превращёнными формами долга и свободы, справедливость лучше определить не только как понятие морального сознания, т.е. совести, но и как понятие правосознания, правовой совести. Второе - в большей степени.

Конечно, справедливость - это производное чувство от чувства долга. Справедливость иногда определяют как внутреннее содержание, как ядро долга. Исполнить свой долг, т.е. обязанности по отношению к правам (свободам) других, значит поступить справедливо. Выполнить свои обещания, данные друзьям, семье, товарищам, начальству, - поступить по справедливости, поскольку в этом случае оправдываются ожидания, возложенные другими вследствие самого акта обещания. Если брал в долг и обещал отдать, то справедливо отдать его в обещанный срок, и тем оправдать оказанное доверие, укрепив веру в себя у кредитора и у самого себя.

Обман ожиданий - явная несправедливость. Хотя некоторые ожидания возлагаются на нас окружающими молчаливо, без нашего согласия на то, чтобы их оправдывать. Такие ожидания либо подразумеваются моралью, либо исходят из собственных фантазий возлагающих эти ожидания. Это из серии иллюзорных представлений о том, как должны себя вести окружающие, чтобы не обидеть меня и не получить от меня агрессию. Есть такой невроз под названием "долженизм", когда невротик диктует всем, что они должны по отношению к нему. Есть и противоположный невроз, когда невротик чувствует обязанность исполнять все долженистские прихоти окружающих.

Есть ещё одна форма невроза, свойственная уже психотерапевтам и психологам, которые впадая в другую крайность, учат своих пациентов и клиентов, что они ничего никому не должны и им никто ничего не должен. Что они под этим подразумевают, понять сложно. Ведь если нет обязанностей и долга, то нет и прав и свободы. Люди в социуме взаимозависимы, и их договорные отношения подразумевают взаимность обязанностей. Представьте себе людей, прошедших какой-нибудь гештальт-тренинг, после которого они на голубом глазу твердят, что они ничего никому не должны, забывая про то, что с ними в этом случае невозможно даже договориться о чём-либо. Как с такими общаться и взаимодействовать? Как на таких надеяться в трудной ситуации?  Наверное, лучше было бы, если бы психологи и психотерапевты не относились к долгу так формально-логически: "или ты всем должен, или ты ничего никому не должен", а обучали диалектическому способу мышления.

Справедливость - Справедливость, или Справедливость сама по себе:
Тут можно поразмышлять о Высшей Справедливости, о Страшном Суде, о Карме, о кармическом Бумеранге, и т.п.. Все эти формы справедливости подразумевают, что совершив неправедный поступок, какой-нибудь страшный грех, преступление перед человечеством, но не получив заслуженного наказания в этой жизни, мы всё равно претерпеваем кару небесную в какой-либо форме нашего посмертного существования, при возрождении в другой жизни, или при нахождении на том свете (в той темноте). Вроде того, что если мы не получили по заслугам, то за нас отдуваются наши дети и внуки ("до седьмого колена"), а то и весь род. Поразмышлять-то можно, но утверждать ничего не могу. Не знаю. Это, наверное, вопрос личной веры, а не знания.   

***

Мудрость - Способность:
 
Способность - приспособленность к определённой деятельности, освоенный и усвоенный способ деятельности, умение сделать что-либо, например, удовлетворить с помощью деятельности какую-нибудь определённую потребность. Мудрость - всеобщая способность, умение удовлетворить множество потребностей, искушённость во многих делах, обобщённое умение комбинирования своих частных умений и нахождение в результате этого комбинирования нового частного умения. Мудрость - способность научиться всякому нужному делу и научить ему других. Мудрость - умение научить других самим эффективно учиться.

Мудрость - Ум:
 
Ум - способность соображать, т.е. связывать одни образы с другими, комбинируя их между собой с тем, чтобы решать задачи наглядно-действенного характера. Мудрость - способность разнообразных действий в уме с тем, чтобы решать задачи в управлении чем-либо: своим телом, содержимым своего духа и своей души, своим имуществом, одомашненными животными, своими подопечными, своим предприятием, организацией, государственным органом, государством. Мудрость - способность заглянуть с помощью своей интуиции и ума так далеко, насколько это возможно, способность видеть всевозможные осложнения и трудности в делах, возможные препятствия, предусматривать и подготавливать способы их преодоления. Мудрость - готовность ко всему. А поскольку быть готовым ко всему невозможно, то мудрость остаётся идеалом, на который ориентируется человек.

Мудрость - Доброта:
 
Доброта - добрый нрав, добронравие, готовность помочь в трудную минуту другому человеку, животному, спасти от разрушения и исчезновения культурные ценности. Мудрость - готовность и способность помочь другому и самому себе, используя свои умения и ум. Мудрость - готовность и способность настраивать других и себя на оптимистический лад, способность поднимать боевой дух, поднимать настроение, способность веселить, замечая и обыгрывая противоречия.

"Гений и злодейство - две вещи несовместные" (Пушкин). Мудрость (гениальность) созидательна, зло разрушительно. Мудрость состоит в созидательно-творческом труде, приносящем благо всем людям. Встав на путь ненависти, мести и разрушения, человек разрушает не только окружающий мир, но и мир в самом себе, разрушаясь психически и физически, что весьма и весьма глупо. И всё-таки гений и злодейство могут иногда совмещаться. Это может происходить в ситуации смены морально-нравственных ориентиров у гениального человека с созидания на разрушение, душевного поворота от добра к злу. И тогда появляется злой гений, разрушающий всё вокруг себя и себя самого гораздо сильнее и быстрее, чем это происходит у не обладающего талантами злодея. В этом случае гениальность стремительно скатывается на уровень тупого мщения за реальные или выдуманные обиды.

Мудрец стремится видеть в людях лучшее, а в плохих людях то хорошее, которое ещё осталось, и взывает к нему. Мудрец предвидит предательские удары, но готов переиграть предателя и простить его ради того хорошего, что в нём ещё есть и может ещё расцвести.

Мудрость - Целесообразность:
 
Здесь мудрость выступает как способность целесообразного применения практического опыта в общественно полезном труде. Целесообразное применение способов и средств трудовой деятельности подразумевает как дальнейшее совершенствование способов и средств, так и повышение целесообразности, что выражается в изобретательском, инженерном труде. Мудрость на этом уровне предстаёт как мастерство в любой профессиональной трудовой деятельности. Мастер - умелец в каком-либо художественном или практическом искусстве, искусник (тот, кто искушён и искусен в каком-нибудь деле, ремесле, занятии), виртуоз, артист, маэстро.
 
Инженер - гений, способный создать что-то новое в мире техники и технологий, изобрести новый механизм, во много раз повышающий способность человека влиять на природные процессы и вырабатывать продукт, удовлетворяющий потребности человека. Мастер может и не быть инженером, а только пользоваться разработками других инженеров. Инженер может и не быть мастером, а отдавать свои изобретения в руки мастеров. Но и у мастера и у инженера присутствует творческая составляющая, хоть и в разных плоскостях (у мастера - больше в физическом труде, а у инженера - больше в умственном), хоть и в разной степени.

Мудрость - Разум:
 
Обычно под мудростью понимают какие-либо глубокомысленные высказывания авторитетных личностей. В этих изречениях отражён большой познавательный опыт и знание жизни. Формы изречений разнообразны. Мудрость и Разум иногда просто не различаются и обозначаются одинаково. Например, по-латински - словом "sapiens, entis": знающий, знаток, сведущий, искушённый, разумный, мудрый. По-английски - словом "sapience": мудрость, премудрость, разумность, рассудительность, понимание (иронично: педантизм, "учёность"). Хотя в английском языке есть и синоним слова "sapience", больше относящийся именно к мудрости, а именно - wisdom. Ближе к мудрости и одно из значений латинского слова "prudens" - благоразумный (соединение добра с разумом), предусмотрительный. Лучше всего для обозначения мудрости подходит древнегреческое "sophos" и его русская калька - софия. Человеческий род, таким образом, движется от состояния "Homo sapiens" к своему идеалу - "Homo sophos", Человек мудрый.

На этом уровне понятийно-речевого интеллекта мудрость в основном связана с творческой способностью создания различных теорий и методов исследования и преобразования предметов познания, которые объединяются в различные методологии. И мы можем выписать понятийную тетраду: Предмет - Теория - Метод - Методология. Здесь объединение различных специальных знаний в одно целостное знание происходит под знаменем философии - любви к мудрости. Целостное знание даёт нам с одной стороны Теорию Мира, содержащую в себе понятийную (категориальную) Картину Мира, т.е. Мировоззрение, а с другой стороны различные научно-философские методы познания мира и человека, а также их практического преобразования (умения творить новое).  Словесно-речевая мудрость существует в разных формах и состояниях. С одной стороны, она концентрируется в философии, объединяющей разные науки. С другой стороны, она распылена по словесно-литературному простонародному и профессиональному художественному творчеству. Материалом художественного творчества пользуются и науки, особенно гуманитарные.

Мудрость - Свобода:
 
Здесь мудрость насыщена рефлексией и в основном касается познания человеком самого себя, самопознания. Рефлексия даёт возможность разуму стать свободным, свободомыслящим и творческим. Свободомыслие, вольнодумство - существенное свойство мудрости. Свободомыслие позволяет мыслить и действовать творчески, преодолевая влияние устаревших стереотипов, закосневших форм мышления и социального поведения. Мудрость - это Свободный Разум, мыслящий нешаблонно, критично и конструктивно, и зачастую парадоксальным образом. Гений относительно свободен в своём творчестве от разного рода условностей. И в то же время он не пренебрегает людьми, соблюдающими эти условности, поскольку создаёт новые условности, повергающие других первоначально в некоторое удивление, а потом формирующие у них привычку ориентироваться на них.

Мудрость самокритична и самоконструктивна, она может отказаться от уверенности в накопленных знаниях - сказать себе словами Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю", и пуститься в поиски новых знаний и умений. Мудрость свободна сама от себя. Если мудрец цепляется за свою мудрость, то он останавливается, а остановка в новых условиях грозит неэффективностью действий (воздействий), ошибками, глупостью. «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности» (Бертран Рассел). «Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества» (Конфуций).

Для того, чтобы оставаться мудрым, мудрецу необходимо сомневаться в своей мудрости, а иногда даже и забывать о ней, радуясь встрече с непознанным. Коснеющий в своей мудрости мудрец начинает испытывать депрессию: "... во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь". К чему печалиться, всё больше познавая своё и чужое несовершенство? К чему огорчаться, двигаясь в гору и узревая, как горизонт отодвигается всё дальше и дальше? Разве не глупо думать, что "вот я сейчас влезу на гору и коснусь горизонта"? Таково свойство горизонта - отодвигаться. Таково свойство познания - рождать новые и новые вопросы, встречаться с новым неизведанным. Печальный мудрец, видимо, этих свойств не знает или не признаёт, сопротивляется очевидному, хотел бы, чтобы таких свойств не было. Поэтому печальный мудрец - это абсурд.

Мудрость - Мудрость, т.е. Мудрость сама по себе:
 
Мудрость есть способность принимать правильные ответственные решения при управлении чем-либо или кем-либо: своими делами, своим хозяйством, своей организацией, своим предприятием, своим государством; самим собой, своим внутренним миром, своим поведением, своими домочадцами, своими подчинёнными в какой-либо организации. Об этом мы уже говорили. В наших законодательных органах представлены люди, которые, по идее, должны быть хоть в какой-то степени мудрыми. Хотя это не всегда и далеко не так. В Думе, например, занимаются изобретением новых законов и упразднением старых. Но это всего лишь частные законы, существенно не меняющие политическую систему, государственное устройство в целом. Это всего лишь тактические действия. Было бы полезно так же создать такой государственный орган, который был бы занят изобретением новых, более совершенных форм государственного устройства. Вот это было бы стратегическими изысканиями в сфере государственного строительства, государственной архитектуры.
 


Рецензии