О неспособности слушать
Стихи, содержащиеся в 5:11-6:20 – это тематическая вставка. Тема из 5:10 (о первосвященстве по чину Мелхиседека) будет продолжена в 6:20 и 7:1. У апостола есть еще много, что сказать о первосвященстве Христа, но его тревожит состояние евреев. Судя по времени, им уже пора быть учителями, однако с ними надо обращаться так, словно они духовные младенцы. Сначала он описывает их состояние, а потом дает указания по преодолению их духовной инертности и вялости.
А. О неспособности слушать и путях преодоления этого состояния: 5:11-14
I: Повод к разговору об этом: 5:11
11а: О сем надлежало бы нам говорить много…
Слово Божье стало трудно передавать из-за неспособности евреев принимать это Слово. Прежде чем они смогут дальше принимать Слово, им надо что-то изменить в себе.
11б: …но трудно истолковать…
Интересные слова: Павлу трудно говорить о первосвященстве Христа не потому, что это трудная для него тема, но потому, что получатели письма не готовы выслушать все то, что он имеет сказать. Это очень хороший проповедник: он не старается рассказать все, что у него есть по определенной теме, но старается сказать то, что нужно читателям, и так, чтобы они поняли.
У проповедников есть проблема разрыва связи с залом. Когда зал активно выражает невнимательность, а проповеднику хоть бы хны, он продолжает говорить тем же тоном то, что у него запланировано. Во время проповеди обязательно надо устанавливать и поддерживать зрительный и эмоциональный контакт с залом. Если ты видишь, что внимание ослабло, надо что-то изменять – чуть оживить интонацию, рассказать историю, скорее перейти к следующему пункту, задать риторический вопрос, начать активнее жестикулировать либо закончить проповедь. У Павла не было зрительного контакта с получателями письма, но когда он дошел до этого места в послании, он почувствовал, что сейчас может потерять внимание читателей, дальше им будет тяжело следить за его мыслью, а многие оставят его в этой цепочке рассуждений. И поэтому Павел делает остановку, говоря, почему именно евреям стало тяжело воспринимать его слова.
11в: …потому что вы сделались неспособны слушать
Почему апостолу стало трудно толковать Слово и объяснять его? Тут представлена образная картина. Слушатели стали туги на ухо и невосприимчивы к учению.
Сегодня ситуация повторяется, когда о хорошей, содержательной проповеди говорят, что она слишком трудная и теоретическая. Если у слушателей снижается восприимчивость к Слову, если они становятся «неспособны слушать», учителю и проповеднику трудно объяснять Слово Божье.
Значение слова «неспособный» – ленивый, вялый, медлительный, притупленный (номера Стронга). Роджер пишет об этом слове: «;;;;;; (#3821) тупой, медленный, неповоротливый. Это слово используется для описания членов больного льва. В Септуагинте оно обозначает ленивого (Пр.22:29). В папирусах соответствующий глагол обозначает болезнь».
«Сделались неспособны» – т.е. изначально они не были такими, но они стали такими по какой-то причине. Мы делаемся или более восприимчивыми к Слову Божьему, или все более неспособными воспринимать его. И дело в нас, в нашей активности или лени. Процесс познания и изучения можно сравнить с забеганием на горку – если остановишься, тебя стягивает вниз.
Как правильно слушать:
• Различать правильность или неправильность того, что слушаешь
• Не быть избирательным (у получателей письма было шесть излюбленных тем)
• После слушания быть способным научить этому другого
То, чего достаточно для новообращенного, недостаточно для зрелого христианина. Поэтому дальше Павел пишет об опасности отпадения.
Отличие коринфских младенцев от еврейских. В Коринфе был повышенный интерес к теме о дарах и проявлениях Духа Святого, здесь – к ряду других тем. Младенчество определяется не кругом тем, а отсутствием продвижения и роста. Младенец в вере – тот верующий, который через десять лет после обращения интересуется теми же темами и говорит о них примерно те же мысли, что и восемь-десять лет назад.
II: Как выявляется неспособность слушать: 5:12
12: Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища
Человеку давно пора быть учителем, а его все еще надо самого учить, причем довольно простым вещам.
Экскурс об учительстве
Павел пишет про цепочку из четырех звеньев (на самом деле, у этой цепочки сотни звеньев, но вокруг нас их всегда только несколько): «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Первое звено передачи учения Иисуса Христа – Павел. Второе – Тимофей, который слышал учение от Павла. Третье – верные люди, которых научит Тимофей. Четвертое – другие, которых обучат верные люди, наученные Тимофеем, который слышал учение от Павла. Если каждый христианин в церкви является рабочим звеном в цепочке такого рода, идущей от апостолов, то поместная церковь будет процветать и расти. Т.е. нормальным является порядок, при котором я имею действующие связи в двух направлениях: меня учат (я активно и в полную силу учусь) и я учу. Если по каким-то причинам работает только одна из связей, например, я только учусь или только учу – это непорядок. Как говорил Конфуций, «кто перестал учиться, должен перестать учить». А Павел говорил, что «судя по времени», этим христианам давно уже было пора стать учителями.
Состав группы получателей послания достаточно однороден: все они стали неспособны слышать.
III: Решение проблемы: 5:13-14
Чтобы стать учителем, надо иметь:
• Время
• Способность правильно слушать
• Приученные к различению добра и зла чувства или ум
13: Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец
Молоко противопоставляется здесь твердой пище, как и в 1Кор.3:1-3.
14а: твердая же пища свойственна совершенным
Здесь речь о зрелости в противоположность младенческому состоянию. Зрелость эта проявится в способности различать добро и зло, т.е. в наличии действующей совести.
Если человек не становится все более зрелым, он непослушен Писанию: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.3:18).
14б: у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла
Бог дал нам разум и способность судить об окружающей реальности (1Ин.5:20; 1Кор.2:16; Рим.12:2), для понимания того, что написано в Библии, нам надо в полную силу пользоваться разумом.
Различение добра и зла – это функция совести. Томас Йеттель пишет, что есть три вида совести:
• Моральная совесть (Что есть добро и зло? Что дозволено, а что нет?)
• Когнитивная совесть (Я думаю, как Бог, или как люди без Бога?)
• Эстетическая совесть (Что прекрасно, а что нет?)
Совесть можно упражнять, развивать. Мы должны научиться проверять, что хорошо и что плохо, что правильно и что ложно, что прекрасно, а что нет. Христианам в этом помогает Дух Святой (Рим.9:1).
Духовный рост обязательно сопровождается развитием совести. Духовный человек способен определить, различить, что добро и что зло. Ему не надо по каждому поводу обращаться за советом к старшим или к справочникам. В душепопечении надо вести человека к такому состоянию, не привязывая его к себе, к своим советам, но обучая познанию воли Божьей, различению добра и зла и принятию решений.
Когда человек регулярно определяет волю Божью (Рим.12:1-2), его чувства приучаются навыком к различению добра и зла.
Б. О продвижении к совершенству: 6:1-8
I: Апостол призывает поспешить к совершенству: 6:1-2
Если мы не спешим к совершенству, мы отстаем, а если мы отстаем, возникает опасность отпадения.
1-2: Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном
Начатки учения Христова – тот фундамент, на котором строятся взгляды новообращенных. Роль фундамента принижать нельзя, он исключительно важен, но заниматься постоянно только фундаментом – неразумно, когда он возведен, надо двигаться дальше. Предполагается, что у получателей послания этот фундамент уже имеется.
Перечислены шесть учений. Похоже, что это темы, которые а) были исключительно популярны в обсуждениях между евреями в иудаизме и б) особенно часто затрагивались в разговорах новообращенных христиан из евреев.
Учения эти идут парами:
• Обращение от мертвых дел – вера в Бога
• Учение о крещениях – учение о возложении рук
• Учение о воскресении мертвых – учение о суде вечном
Первые две темы говорят об обращении и установлении отношений с Богом, следующие четыре связаны с последующей жизнью. Под «крещениями» подразумеваются как все известные на то время виды крещения (Иоанново и др.), так и еврейские омовения.
Трудно определить, идет ли тут речь о противопоставлении иудаистского и христианского изложения этих учений, но можно точно сказать, что противопоставляется увлечение ограниченным набором тем и совершенством или зрелостью. В этом суть призыва Павла: надо спешить к зрелости, к росту.
II: Что поможет в продвижении к совершенству. Осознание опасности отпадения: 6:3-8
Общий смысл этих слов таков. Того, кто возвращается к иудаизму, невозможно побудить к покаянию, обратить новыми аргументами, потому что новых аргументов просто не существует, и этот человек знает все, что может привести иудея к изменению мышления.
• Он был просвещен по поводу того, что Иисус – это Сын Божий
• Он получил небесные дары (спасение, новая жизнь…)
• Он стал (во Христе) причастником Святого Духа, т.е. Святой Дух вошел в его жизнь
• Он вкусил «благой глагол Божий и сил будущего века» (т.е. нового творения)
Такой человек подобен почве, которая получила достаточно воды и благоприятных условий (солнце, минералы, обработка) для принесения плода, но произрастила только терны и волчцы. Такой землей бесполезно заниматься. Ее надо предать огню. (На момент написания послания (63 г.) суд был очень близок к Израилю).
Христиан из евреев, которые познали благословения во Христе и возвратились в иудаизм, невозможно обратить аргументами, которые прежде помогли им обратиться ко Христу. Бог не может изменить их мышление, Он со Своей стороны уже все сделал.
Автор предлагает читателям поспешить к совершенству (1-2). Это он сделает вместе с ними, если Бог позволит (3). Однако в определенных случаях Бог это не позволит. В каких? Если они отпадут (4). Почему? Потому что несмотря на уже полученное просвещение они возвращаются в иудаизм. Убеждать их в том, что Иисус – Божий Сын, бесполезно, потому что они и так уже это знают. Нет объективных аргументов, которые можно использовать для их обращения. Возвратившихся в иудаизм ожидает тот же огонь суда, что и весь Израиль (7-8). Если отпавший поймет неразумность своего отпадения от Божьего Сына, он сможет покаяться и возвратиться. Но не это тема данного текста.
7-8: Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение
Участок земли можно забросить, он порастет сорняками и станет непригодным для возделывания. Однако непригодность его обнаружится после нескольких попыток добиться от него урожая. Что подразумевает под этой картиной Павел? Почва – это христианин, дождь – Слово Божье, плод – плод Духа, добрые дела и т.д. Человек может так ожесточить свое сердце, что оно станет непригодным для возделывания. Отпавших с таким состоянием сердца (а далеко не у всех отпавших оно именно таково) обратить, убедить становится невозможно, и их ожидает Божье проклятие и наказание.
Я когда-то провел не один десяток часов в разговорах с одним СИ. Он был моим близким другом, и я не ограничился одним разговором. Под конец наши разговоры походили на хождение по кругу. Например. Я говорю, что Иисус Христос – Бог. Он отвечает, что да, Бог, но вообще-то есть много богов (цитирует псалом «Я сказал: вы боги»). Я в ответ: «Хорошо, но сколько есть истинных Богов?» Он: «Конечно, один, это Иегова». Разбираем с ним 1Ин.5:20 и выясняем, что Иисус – и есть истинный Бог. У него случается когнитивный диссонанс, и он просит передышки до завтра. Назавтра все начинается по новому кругу: я говорю, что Иисус Христос – это Бог, а он – что есть много богов. Под конец я понял, что тут вопрос уже не в убеждении и не в аргументации, а в выборе системы взглядов. Когда человек сознательно отказывается от истины, он становится слепым к ней (2Фес.2:10-11).
24.06.2017
Свидетельство о публикации №217062400958