История любви Венеры и Адониса. Скульптура Кановы

 Антонио Канова . Венера и Адонис.  1794г.мрамор.Mus;e d'Art et d'Histoire, Ginevra.

         Адонис - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию).

         С начала XVI века миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и Адонис" (Питер Пауль Рубенс, 1630), "Гибель Адониса" (Бакер Якоб Андрианс, 1650), "Венера оплакивает Адониса" (Холштейн Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В XVIII-XIX столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и Адонис" скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; "Умирающий Адонис" Огюста Родена).

МИФ О ЛЮБВИ АДОНИСА И ВЕНЕРЫ.

    Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Венера. Был пастухом и охотником на зайцев.Юный и быстро увлекающийся, Адонис не прислушивался к Венере, которая каждое утро молила его об осторожности, просила его (  а ведь богиня горда, и просьбы с трудом давались ей ) оставить охотничий промысел и навсегда остаться подле нее. Адонис смеялся, ласково обнимал любимую, дожидаясь, пока она успокоится в его объятиях и мчался к товарищам-охотникам, нетерпеливо ждавших его на лесной опушке.
 
            Предчувствия Венеру не подвели и однажды случилось страшное. Адонис оторвался от группы охотников и долго преследовал огромного вепря, животного не виданного до селе размера и силы. Могучий вепрь, разъяренный и рассвирепевший от утомительной погони, в один миг развернул свой бег, сбросил Адониса с коня, вонзил огромные клыки в бок юноши и нанес смертельный удар. Уже после, еще больше впав в неистовство от вкуса и запаха крови, вепрь растоптал бесчувственное, некогда прекрасное тело охотника.

            Венера почувствовала, когда прекратилось биться сердце Адониса и в отчаянии устремилась к месту страшной гибели возлюбленного. Чтобы быстрее добраться к месту, Венера бежала не разбирая дороги, половину пути ей пришлось пробиваться сквозь плотные заросли шиповника, так и норовившего оцарапать незащищенную кожу богини. Капли божественной крови оставались на белых цветках шиповника, навсегда перекрашивая их в розовый цвет.

      Венера прикоснулась к распростертому телу Адониса и поняла, что даже ее сила уже не поможет - она опоздала, юноша мертв. Она обняла тело Адониса и заплакала как простая смертная женщина, но настолько невыносимым даже для самой природы было горе Венеры, что стали плакать нимфы ближайшего ручья и леса, в котором последний раз охотился Адонис, потом оплакать юношу пришли боги и богини… вся Земля оделась в траурные одежды и тосковала по Адонису.

            Только лишь Меркурий не оплакивал Адониса и не жалел о его безвременной кончине, самым последним он явился к Венере, чтобы выразить свои соболезнования и выполнить свой долг - сопроводить душу умершего человека к вратам царства мертвых, где их встретила жена Плутона, богиня подземного мира Прозерпина. Заботливая Прозерпина отвела душу Адониса в место, где пребывали в вечном блаженстве, радости и благодати души праведников, людей, которые не совершили за земную жизнь страшных поступков.

            Венера оставалась рыдать на месте гибели Адониса и не желала покидать лес, ставший любимому последним приютом вместо ее жарких объятий. Слезы Венеры, достигавшие земли, тут же превращались в анемоны, нежный и прекрасные, как сама Венера. Кровь Адониса, оставшаяся на одежде Венеры, падала на землю и каждая капля расцветала кроваво-красной розой. Венера, казалось, теряла красоту от горя… и продолжала плакать, а цветы все окружали и окружали ее, превращая место гибели Адониса в нежнейший букет.

            Время не помогало Венере, она не могла забыть Адониса и горе вынудило богиню броситься к ногам Юпитера с просьбой вернуть охотника к жизни или дать ей возможность стать смертной и разделить судьбу любимого. Как бы не обижался Юпитер на Венеру за пренебрежение его чувствами, Царь Богов не мог допустить, чтобы мир покинула самая красивая и земля навсегда лишилась весны. Громоподобным голосом он призвал Адониса из мира мертвых. Плутон, повелитель царства мертвых, сначала не подчинился Юпитеру и сказал, что ни один еще смертный не покидал его чертогов, какими бы праведными не были его поступки. Юпитер продолжал настаивать и Плутон согласился отпустить Адониса при условии, что юноша полгода будет радовать Венеру присутствием на земле, а остальное время будет проводить в мире мертвых.

            Ранней весной, когда только начинают появляться первые листья, вернулся Адонис к Венере. Он бежал к любимой быстрее ветра и от каждого его прикосновения к земле происходило чудо - таял снег и расцветали необыкновенные цветы, птицы начинали петь громче обычного, природа радовалась и ликовала. Венера похорошела еще больше, прекратился дождь из слез и счастье вернулось к влюбленным.

    С тех самых пор возрождением  Адониса из мира мертвых считают раннюю весну. Символ всепобеждающей любви, способной возвратить к жизни, символ растительности, вырвавшейся из холодного плена снегов и покрывающей землю плодородным ярким покрывалом. Полгода проходило… и возвращался свирепый вепрь в облике зимы, нещадно убивал Адониса, и Плутон принимал его обратно в свои подданные...природа плакала, увядала, засыпала от горя в ожидании весны.

        В изобразительном искусстве сюжет мифа об Адонисе и Венере является одним из самых востребованных, только за эпоху Возрождения создано более двух сотен картин, изображающих разные моменты мифа о великой любви и отступающей перед ее силой


Рецензии