Матрица мышления

рецензия на фильм «Он и она» (Франция,  2017)

С начала фильма стало понятно, как сильно отличается моя матрица мышления от матрицы сценаристки фильма Дории Тилье.

Наверное, правильнее было бы говорить о мировоззрении Дории Тилье, т.к. мировоззрение – есть система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Именно мировоззрение придает деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Но мои рассуждения о  Дории Тилье ограничены одним фильмом «Он и она», где Дориа является сценаристкой и исполнительницей главной роли. Поэтому слово «матрица» - как система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов идей, убеждений, духовных ценностей, определяющих его деятельность - как раз соответствует размеру моих рассуждений.

Тема фильма заявлена как "Он и Она". Какие шаблоны взаимоотношений мужчины и женщины есть в матрице сценаристки Тилье?

Вот синопсис ее фильма:

Виктор - начинающий писатель. Неудачник, но из богатой семьи. Значит, материальные проблемы у героев фильма отсутствуют.

Сара Адельман  - девушка из малообеспеченной еврейской семьи (что особо подчеркнуто), где любят жизнь и умеют любить. Она изучает историю культуры в Сорбонне. Стало быть, умна и независима.

Действие происходит в Париже – мировом центре художественного, в том числе, и литературного творчества.
 
Следующий шаблон - двое творческих людей в Париже.  Чем занимаются? Она, как любящая жена, помогает и направляет его в литературной работе, «подсовывает» ему свои сюжеты и целые главы романов. И псевдоним «Виктор Адельман». В результате "доводит" его до Нобелевской премии.

Очередной шаблон – жизнь в условиях достатка, успеха, славы  разрушает их брак. Однако она – умна и хитра. Успевает приобрести уютный писательский домик к тому моменту, когда у нее возникает желание совершить «побег с любимым», т.е. вернуть его себе.

Он стареет и слабеет умом. Не замечает, что она пишет романы под псевдонимом Виктор Адельман уже вовсе без его участия. И она превращает мужа в классика французской литературы (видимо, со всеми полагающимися при этом привилегиями). Теперь он ей больше не нужен.
 
Подходит время кульминации. Ожидаемый шаблон – на прогулке в горах она сталкивает его с обрыва, инсценируя несчастный случай. И обеспечивает себе надежное алиби.
 
Признаюсь, смотреть фильм было невыносимо скучно, словно жевать не раз уже пережеванные до тебя опилки. Шаблоны, шаблоны, шаблоны….  «Не верю! Не верю! Не верю!» - бились в моей матрице шаблоны Станиславского. Не верю героям, не верю актерам, не верю сценаристу, не верю режиссеру. Мертвый, как пластмассовый гамбургер, фильм…. Сожаление обманутого зрителя о потерянном зря времени…

И вдруг бомба – эпилог. Как круто теперь наполняется фильм другим смыслом! Повеяло интригой! Жаль только, что не многие зрители досидят до этого момента.

Итак, эпилог. И что самое интересное – эпилог тоже шаблон. Если фильм «Он и Она» отнесен к жанрам «мелодрама, комедия», то эпилог взят из жанра «криминальная драма, черная комедия».
 
… Сара приглашает начинающего и пока еще безвестного писателя для работы над биографией почившего мужа, классика литературы.

- Хотите знать, не я ли его убила? – спрашивает у него Сара.
- Мне и в голову такое не приходило? – отвечает обескураженный писатель.
- Вот поэтому вы и неизвестный.
 
И Сара рассказывает ему всю правду о творчестве мужа и его гибели.
 
- Но вы об этом никогда не напишете, предупреждает она. - Я буду все отрицать и уничтожу вас в суде.
- Зачем же вы мне все это рассказали? – недоумевает писатель.
- Затем, чтобы осталась тайна. Тайна приманивает.

Она садится за компьютер и публикует очередной роман почившего с миром Виктора Адельмана...

Ну, каково закручено? Но вы же не забыли, что тема фильма – Он и Она? Что в матрице мышления Дории Тилье  имеется на эту тему? Да опять же, шаблон: мужчина – лишь исполнитель, прораб. Его главенство формальное. Истинным архитектором любого замысла является женщина, так как именно она та шея, которая вертит головой.

В моей же матрице другой шаблон: не змей лукавый создал мир, а Творец. В мире, которым правит хитрость, любви нет. Зачем тогда нужны Он и Она, если между ними не будет любви?

Из пяти баллов фильму могу поставить только два с половиной, потому как разные матрицы в голове у меня и у авторов фильма.


Рецензии
За что же 2,5 балла, если фильм не соответствует Вашим представлениям о любви? Больше того - направлен против неё. Против того единственного, что держит Человека на Земле и соединяет с Богом? В любви нет матрицы. Любовь всегда единственна. Она уникальна как сам Человек, как проявление Творца, подарившего нам частицу Самого Себя.

Евгений Кашкаров   27.09.2022 15:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.