Жареный фактик или Проповедь толстовства на Афоне

Интересные все ж получается вещи, когда к вопросам веры пытаются подойти с "научной", вернее неожиданных фактов точки зрения. У Льва Николаевича Толстого было много последователей и сочувствующих в Церкви. Причем люди сочувствовали ему  по-разному, многие были просто под влиянием его произведений. Не отдать дань Толстому как писателю (особенно если иметь в виду его  ранние произведения) может разве не вполне нормальный человек. Но любители "науки" раскрыли на Афоне заговор толстовцев  и проповедь его учения, которой занимался будто бы схимонах Ксенофонт (Вяземский). В книге  известного исследователя толстовства протоиерея Георгия Ореханова мы находим ссылку на работу некоей Зайцевой Н. В. Проповедь толстовства на Афоне, которая находится в печати. Явно кричащий заголовок, достойный разоблачительной статьи в газете. Изданный не столь давно Русский афонский отечник содержит статью о князе Вяземском, ставшем  афонским монахом. Но ничего не говорится о проповеди толстовства на Афоне. О. Георгий, ссылаясь на Зайцеву, пишет: "Для него духовными образцами были архимандрит Макарий (Сушкин), известный афонский старец и подвижник, и Л. Н. Толстой. Такая двойственность, конечно, представляется более чем парадоксальной". Да уж действительно парадоксально. На Афоне обитали совершенно разные люди, скрывались даже матросы с мятежного броненосца "Потемкин", и сразу нельзя отрицать этот факт. Но, надеюсь, что некоторое исследование разъяснит суть дела. Хочется отметить, что явно  налицо стремление поджарить его, этот фактик, если он и имел место и торжественно подать его к столу, что недопустимо ни для науки, ни для православного человека

Из книги священника Георгия Ореханова Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой. с. 554

Совершенно исключительный пример представляют собой также материалы, связанные с деятельностью афонского схимонаха Ксенофонта, в миру К. А. Вяземского (1852-1904), путешественника и географа, который квалифицировал синодальное определение как «клеветническое беззаконное отлучение»2. Вяземский дважды посещал писателя
1 См. письмо Л. Н. Толстому его бывшего последователя М. Сопоцко. поводу отпадения от Православной Церкви графа Льва Николаевича  Толстого го: Сборник статей «Миссионерского обозрения» / Изд. В. М. Скворцова СПб., 1905 (3-е изд.). С. 132.               
2 Зайцева Н. В. Проповедь толстовства на Афоне: По письмам схимонаха Ксенофонта (в миру К. А. Вяземского) к Л. Н. Толстому (рукопись). С. 1- ( в настоящий стоящий момент публикация Н. В. Зайцевой готовится к печати.)
в Ясной Поляне в начале 1890-х гг. Его монашеский облик крайне противоречив: достаточно сказать, что для него духовными образцами были архимандрит Макарий (Сушкин), известный афонский старец и подвижник, и Л. Н. Толстой. Такая двойственность, конечно, представляется более чем парадоксальной: «письма его с Афона говорят о том, что и на Святой Земле душа его не находила покоя, продолжала метаться»1- Но самое поразительное другое: в своих письмах сестре Вяземский рекомендует ей прочитать роман «Воскресение» без цензурных изъятий, называя его «высоконравственным» и «христианским». И это не случайно: став афонским схимником, Вяземский сумел какими-то неведомыми путями сохранить в себе вполне толстовское отношение к Таинствам Церкви, фактически противопоставляя их заповеди о любви к Богу и ближнему.
Зайцева Н. В. Проповедь толстовства на Афоне


Рецензии