Тайна жернова

                Тайна жернова.
1965 год. Валентина, вчерашняя выпускница районной школы, собирала в сумку вещи, необходимые в поездке. Через два дня у неё экзамены в Орловском педагогическом институте, и если она справится с заданиями, то через пять лет станет, как и мечтает, учителем русского языка и литературы.
Почему именно на филфак решила поступать, объясняется просто. Учительница "виновата", то есть ей так нравилась Анна Михайловна, что и Валя решила стать учителем и быть похожей на неё. Так же приходить в класс с журналом и книжками в руках, приветливо говорить:"  Здравствуйте, дети!  Садитесь. Сегодня мы должны понять, в чём же конфликт отцов и детей в одноимённом романе Тургенева…"
На дно сумки положила учебники с тетрадками.
Мама  сидела на диване, молча наблюдала за дочерью, лишь изредка давала совет, что и как лучше свернуть.
- Валя, ты завтра как приедешь в Орёл, то сразу к тёте Зине езжай! Дорогу помнишь? Она будет ждать тебя. Выспись хорошенько перед экзаменом.
- Мама, не беспокойся! Конечно, так и сделаю.
- А Володя куда будет поступать? – спрашивает мама об однокласснике дочери. Она знала о её симпатии к этому мальчишке, потому и спросила.
- А он в железнодорожный технарь решил. В институт боится не потянет, а  в Ж/Д ему нравится. На отделение связи. Он же радио увлекается. Он радиохулиган! Это не в том смысле, что ты подумала. Помнишь, слушали по приёмнику музыку и песни? Тебе нравились. Так это он передавал с пластинок. У нас экзамены в один день. Только он утром первым поездом поедет послезавтра.
Сумка стала увесистая, как только в неё сложила учебники и тетрадки.
- А зачем ты, дочка,  так много книжек берёшь, а?
- Мама, пусть будут.  У меня завтра вечером время есть ещё раз повторить, что - ни -будь.
- Что ж, тебе виднее. Валя, я тут вспомнила один обычай. Хорошо, если бы ты это сделала.
- Что, учебник под подушку положить? – улыбаясь, спрашивает дочь.
- Да нет… Ты этого не знаешь. Да и никто из молодых, наверно, у нас в Залегощи не знает, а старшие не помнят этого уже. Может, если кто только в Казари. – мать говорила медленно, даже неуверенно может показаться.
- Да? Интересно даже! – Валентина села рядом с мамой.
- Только обещай, что сделаешь это. – мать взяла в свою руку ладошку дочери и продолжила: Бабушка очень просила, чтобы ты перед поездкой обязательно к ней пришла. Она что-то тебе сказать хочет. Лично тебе. Ты вещи собрала и времени достаточно. Сходи! Я обещала ей, что ты сходишь. Зайди в магазин, купи для неё хлеба и конфет.
- Мама, может не надо ходить? Ну, что она такого может сказать? – Вале не хотелось идти, тем более, что обещала Володе  вместе сегодня в клуб в кино.
- А ты не одна сходи. Позови своего, этого Вову. – мать догадалась, как уговорить дочь сходить к бабушке.
- Да? – Валентина совсем не ожидала такого предложения от мамы. – Ладно. Тогда я пошла. А то в кино опоздаем. – проговорилась о причине нежелания идти.
Валентина оперативно оделась, подкрасила реснички, подвела губки и вот её каблучки уже постукивают по тротуару улицы Ленина.
Какая удача! Владимир шёл ей навстречу в наглаженных брюках- клеш.
- Привет! Ты как догадался, что я к тебе иду? – спросила Валя.
- Это я к тебе иду. – в ответ Владимир. – Вот, решил пораньше. Ты же всегда опаздываешь.
- Да? Так уж и всегда? – Валины глаза вопросительно засмеялись. - Вов, мне надо к бабушке в Казарь сходить. Хлеб занести и конфеты. И она что-то важное сказать должна мне. Пойдёшь со мною?
- Пошли! – не скрывая радости, отвечает. 
Эх, если бы она знала, что он готов с ней был хоть на край света вместе! Хотя почему «если бы знала». Знала и то, что на сколько бы она не опаздывала, он будет ждать её.
И вот они уже спускаются за железнодорожным мостом по вросшим в откос насыпи порожкам лесенки вниз, на Казарский луг.
  - Нам далеко! – предупреждает Валя. – На Рулёвку. Пошли мимо клуба? По лугу идти дальше.
Да хоть вокруг Залегощи!

По дороге вспоминали одноклассников, кто куда решил поступать учиться.
- Ты готовился? – спросила Валентина.
- А что готовиться? Сочинение напишу. Математику должен сдать. Ты сама как настроена? Готовилась основательно, даже в кино редко ходили.
- Я же боюсь не сдать. Если не повторять и не учить, то и ехать на экзамены- только зря время терять. Я говорила тебе, что очень хочу на филфак!
Разговаривая, быстро прошли совхозный ток с мастерскими и вот уже поднимаются по Рулёвке.
- Валь, а почему эта часть Казари называется Рулёвка? – спросил Володя.
- Не знаю. Давай у бабушки спросим. Она здесь родилась и её предки здешние.
     Бабушка Вали, Мария Ивановна, жила в небольшом, из камня, довольно стареньком домике, чудом сохранившемся во время войны.
У калитки во двор Володя хотел остаться, подождать Валю, но она настояла зайти вместе.
Старушка была во дворе, в руках- лукошко с зерном для кур, что кудахтали в сараюшке – курятнике, тоже из камня- известняка.
Увидев подходящих к калитке гостей, поспешно поставила лукошко на завалинок дома, всплеснув руками, радостно пошла навстречу.
- Бабуль, здравствуй! – опередила с приветствием внучка Марию Ивановну, протягивая сетку с покупками. – А я к тебе. Вот ты просила хлеб и конфеты, твои любимые к чаю!
- Ой, внученька! Как я рада! – бабушка любила Валю и действительно была очень рада её приходу.
- А это Володя, мы вместе в одном классе учились. – представила Валя одноклассника, прочитав вопрос в бабушкиных глазах.
- Вот и хорошо! Пойдёмте в дом. Что во дворе стоять. Я вас пирожками угощу с вишнями. – Мария Ивановна Полухина знала, конечно, что придёт её любимая внучка, и пирожки с утра напекла ,разумеется, с пылу да с жару!
Через сенцы прошли в дом, разделённый большой русской печью на две половины.
Бабушка усадила гостей за стол у окошка, поставила накрытую полотенцем большую миску с пирожками и, достав крынку с молоком, наполнила кружки.
- Вот. Ешьте на здоровье! Не бойтесь, вишни без косточек! И молочко утрешнее!
- Ты так и хочешь стать учительшей, да? – баба Маша села рядом.
- Учителем, бабуль! – поправила мягко Валя и обратилась к Володе: Ты что не ешь? У бабушки самые вкусные пирожки в мире!
- Да я что… я люблю пирожки. – Владимир чувствовал неловкость, честно говоря, от взглядов Валиной бабушки, которая как бы невзначай посматривала на спутника внучки.
Пирожки действительно были вкуснейшие и вскоре миска опустела наполовину.
… - Я что хотела сказать тебе. – заговорила бабушка тронув Валю за локоток. – Даже и не знаю, поверишь ты али нет….
- Бабушка! – приклонив голову к плечу старушки, догадалась внучка. – Говори! Вова тоже поступает учиться! Я всё для тебя сделаю.
- Вот и хорошо! – обрадовалась Мария Ивановна. – Валенька, я тебя попрошу ,не смейся только, а пообещай сполнить то, что я сейчас скажу. Сполнишь?
- Конечно! А что надо сделать?
- Вы, конечно, молодые, грамотные. Не смейтесь над старым человеком и не перебивайте, пока не доскажу. – старушка смотрела на гостей своими светлыми серыми глазами, молодые же, положив руки на стол, как в школе за партами, смотрели на бабушку.
- Вы, когда шли по лугу через плотину, видели круглый камень большой, что лежит почти у дороги к мастерским? – приступила к главному своему сообщению она. – Это жернов от старой мельницы, что когда- то стояла там. Видали?
- Да видели, конечно. Там ещё кузница была в стороне, мне папа рассказывал. Про мельницу тоже говорил, только от неё ничего не осталось. Один круглый камень. – Валя вспомнила, как отец каждый раз, когда они шли к бабушке в Казарь короткой дорогой через плотину и далее по лугу, всегда обращал её внимание на мельничный жернов.
 – А жернова вращали лошади, что ходили по кругу. Да?
- Верно. Только мало кто знает то, что я скажу. – Мария Ивановна даже стала говорить тише. – Ты послушай, я старый человек и обманывать не стану. Это не я придумала, а знающий человек. Правда или нет, но если кто перед дальней дорогой или чем- то важным в своей жизни придёт к жернову и, ступив на него, обойдёт три круга по нему, то загаданное непременно должно сбыться. Надо сказать при этом: «Мельница, мельница! Пусть всё перемелется!» -  и добавить что тебе надобно.
Бабушка Вали замолчала в ожидании ответа. Молодёжь молчала.
Не дождавшись ответа, продолжила: "Становитесь только с чистой обувкой. Если дождь и грязно, то надо по травке походить".
- А если снять туфли? – Валя спросила чуть улыбаясь, а сама думала: " Ох, уж эти бабушки!"
- Это не обязательно, а коли хочешь босячком, то сними. Чай не убудет, а ножки потом в речке и омоешь. – Мария Ивановна смотрела на внучку и видела в ней свою дочь Таню. Такая же чёлка на лбу, волосы чуть волнистые спадают на плечи…. Ох, сколько же довелось им пережить в войну! Сколько раз прятались в погребе от обстрелов и немцев.
- Ты, внученька, и ты, Володя, вам ещё жить и жить, а вот послушайте, я вам расскажу, что мне известно от своих родителей и от людей добрых.
               
  Бабушкин рассказ.
Ещё до войны в 30-е годы, когда разрушили мельницу, жернов оказался на лугу и наполовину «врос» в землю. И неизвестно, кто первый заметил, что тот, кто пройдёт по кругу большого круглого камня и произнесёт сокровенное желание – то оно сбудется. Говаривали, что первым, кто не прошёл, а припал в слезах к жернову, был сам мельник, произнося проклятия тем, кто разрушил мельницу. Так и случилось вскоре. Постигло несчастье лиходеев.
А так ли это было, может иначе, кто знает? Только знают, что пройти три раза по кругу и произнести заветное желание, то оно сбудется.
Рассказывали, что проживающий житель Казари в стороне от этого места ,по фамилии Свинолобов, обкопав камень,  перетащил жернов к своему забору. Хотел пристроить для какой- то надобности, может, под угол сарая, когда строить надумал. На следующий день утром увидел, что жернов оказался в паре метров в стороне по направлению к прежнему месту, где лежал ранее.
Решил, что показалось, ведь следа от движения не видно. Рядом был след от того, как волочил с помощью лошади, а вот нового следа не было. Но  на второй день  жернов оказался ещё дальше от забора- и опять нет следа от движения, даже оторопел чуть. Перенести на руках в полтора десятка пудов камень нелегко, да и где таких силачей-шутников отыскать? Да и время такое,  что не до шуток.
На третье утро камень оказался ещё дальше…. И тут мужик сам запряг лошадь и, пока никто не видит, до выгона коров, отволок камень на прежнее место.
Рассказывали, что ещё были попытки забрать жернов, но тоже без успеха. То трактор ломался, то верёвки обрывались. Люди поняли, что лучше не трогать  того, чего не клали.
С тех пор и лежит жернов на лугу, почти  рядом с дорогой.
Даже взрывы снарядов во время войны не разрушили его.
Только заметили, что добрые пожелания камень исполняет.
Мария Ивановна ещё рассказала, что масло на мельнице делали из конопли, которую в Залегощи испокон веков выращивали, и было оно, это масло, вкусное да пахучее! Теперь такого и не сыскать, а всё только подсолнечное в магазине.
- Бабуль, откуда в Казари такое название - Рулёвка? И почему только от плотины и вверх почти до церкви? – спросила внучка, посмотрев на Володю, вот, мол ,ты хотел знать, так слушай, почему.
- Так это ещё когда назвали? Церковь стоит почитай сто лет уже, а Рулёвка была и раньше, как и Прасовка, что на другой стороне балки.  Раньше все по подворьям называли друг друга. Это теперь по фамилии. А тогда чаще Еграновы, Колобуха, Балабаниха,  Булаткины, Камателки....  А на лугу тех, кто живёт от моста,  называли Моряками, Пистолетиха была такая даже. Вот, дети, сколько дворовых имён- то!
А  Рулёвка, думаю, означает рулить или управлять, она и есть самая большая, если дворы считать. Аж до церквы дворов. - Мария Ивановна замолчала, внимательно посмотрела на молодых, убедиться, слушают или уже неинтересно им это.
- Валя, а тебе что, отец не рассказывал этого?
- Он, бабуль, всё про мельницу и кузницу, что на лугу были. А камень, этот жернов, я знаю, где лежит. Только он не говорил, что он особенный какой -то. Я впервые от тебя слышу это. - ответила внучка.
- Скажите, а Родионовка почему так называется? - спросил Володя, который для себя много узнал нового, вернее, из старого, уже уходящего в прошлое.
- А Залегощь- то, почитай, стала посёлком после железной дороги, когда станцию построили. Родионовка старше и уже была, а назвали, наверно, по имени того, кто жил там первым. - задумчиво продолжила старушка. - Эх, кабы знать, вам бы лет десять назад поговорить со стариками надо было! А я что, молодая была, и когда мне было учиться- то... У нас в Казари школа была- четыре класса всего. А мне интересно было в школе учиться! Из-за войны не довелось выучиться. Врачихой хотела стать. Если бы не война... Вот ниже церкви сразу длинный дом видели? Даже батюшка учил  там, пока церкву не отменили. Там и ликбез был до войны.
.... - Ну что? Не напрасно сходили к бабушке? - спрашивает Валентина Владимира.
-  Я этого не знал вообще. Мой отец с Верхне - Скворчьего, а мать- с Нижней Залегощи. Так что? Мы идём к этому камню? -  ответил с вопросом он, шагая по вершине колеи, что укатали трактора и машины.
- Я должна выполнить просьбу бабушки, и не улыбайся, пожалуйста. - осторожно ступая в туфлях-лодочках по каменистому краю дроги, твёрдо говорит Валентина.
- Ты можешь представить, приду к ней в следующий раз, а она обязательно спросит про жернов, и что мне отвечать?
Так и шли, постепенно спускаясь к лугу. Справа река Неручь не спеша катила свои воды, зажатая голыми илистыми берегами, огибая луг.
  Круглый жернов лежал посередине меж укатанных машинами дорог с луга и с Рулёвки к току и мастерскими совхоза, наполовину вросший в землю. Поверхность его была почти гладкая, видимо, пришлось поработать в своё время по прямому назначению на мельнице. Дома с правой стороны луга были  метрах  в семидесяти и до начала Рулёвки с левой стороны -  метров сто. Почти рядом -  остатки воронки от взрыва снаряда или бомбы...
- Ну что, пошли? - ступив на одну сторону жернова и протянув руку Володе, предложила Валя.
- Пошли! - в ответ Владимир, став напротив, взяв ладонь девушки в свою. - Как там надо говорить? Мельница-мельница... - и они дружно вместе переступая боком по широкому кольцу жернова высказали свои пожелания: "Мельница-мельница, пусть всё перемелется, пусть сбудется задуманное! Я поступлю на филфак... - причём Валя называла институт, а Володя техникум железнодорожного транспорта и связи.
Добросовестно сделав три круга, спрыгнули с жернова и засмеялись дружно.
- Хорошо, хоть никого нет! Никто не видит! - Валя улыбалась, глядя на своего друга.
- А ты больше ничего не хочешь попросить у жернова? - вдруг в упор спросила она Владимира, перестав смеяться.
- А что ещё? - не понял тот. - В армию могут забрать только после второго курса. Так это на следующий год будет.
- Ну, раз больше нечего просить, пошли в кино.-  почему -то погрустнев, проговорила Валентина и первой пошла от жернова к тропинке, ведущей к плотине через реку.
Они поступили учиться куда хотели. Помог им жернов или их усердие в подготовке, а может, то и другое, но шли они на экзамены с чувством уверенности в результате.
                Эпилог
Владимира, как он и предполагал, после второго курса призвали в армию на три года. Просить об отсрочке он не стал.
Отслужив в армии Владимир вернулся в техникум и после окончания работал на АТС узла связи в Орле.
Валя после окончания института по направлению уехала в дальний район области.
Они больше не встречались. Может, попроси они жернов, всё было бы иначе, но Владимир догадался, что у него спросила одноклассница только спустя много лет, когда с сыном шёл на рыбалку и которому он показал вросший полностью в землю круглый камень с отверстием посередине. Жернов пришлось поискать среди бурьяна, так как казарский луг зарос полынью и лопухами, и прогуляться по нему уже никому не удастся.
Одно обращало внимание -  поверхность жернова была чистой, и видно было, что иногда кто- то ходит по нему. А это значит, что он помогает людям. тем, кто знает о нём. А правда это или нет- легко проверить. Найдите жернов и попросите его о чём хотите. Только о хорошем и только в чистой обуви. Можно и босячком.

                От автора.
Это легенда, о которой я  узнал много-много лет назад. Больше сорока лет, точно. Просил ли сам о чём? Просил -  и сбылось. Жернов лежит на месте, как и шестьдесят и семьдесят лет назад. Если хотите проверить,  то идите на луг и вы найдёте его. Удачи вам! И верьте, всё хорошее - сбудется! О плохом не просите! Будет хуже вам! Проверено. И потому о том человеке не упоминаю. Да его уже и нет.
Воистину "не рой другому яму....", а дальше вы знаете.
" Мельница, мельница! Всё перемелется!..."


Рецензии