Две стороны одной медали 12-22

                НЕМНОГО О СЕМЬЕ, С КОТОРОЙ ПОРОДНИЛСЯ ДЕД ФЕДОТ
                (Воспоминания Деляры Прошуниной, снохи Федота Кондратьевича.
                Написаны в конце 90-х годов.)

                (12/22) Две стороны одной медали

     История с Лидой имела приятное продолжение. Тем же летом мама другой соученицы, Люси, по совету Галины Ивановны и нашей классной руководительницы предложила мне готовить дочку к осенним переэкзаменовкам по русскому и физике. Люся получила на экзаменах двойки. По своей самоуверенности я не сомневалась, что сумею научить Люсю писать более или менее без ошибок. Но подготовить к экзамену по физике? Тут даже я усомнилась в своих силах. К моему удивлению, ко мне подошел наш вечно хмурый и ужасно строгий физик и сказал:
     -Я знал вашего отца. Достойный был человек. Я поставлю вашей ученице тройку, даже если она не ответит ни на один вопрос.
     Люся хотела сдать экзамены и, наверно, справилась бы без моей помощи. Она получила по обоим предметам четверки, а ее мама дала мне немного денег, заметив, что это на мороженое. Но я купила два необходимейших предмета: керосиновую лампу и ведро. До сих пор мы жили при коптилке, подаренной Хавой, и ходили по воду с московским чайником.
     От школьной жизни осталось еще одно воспоминание. Бесстрашная Галина Ивановна решила дать мне золотую медаль. Я и правда сдала все экзамены на пятерки. Но Бог хранил меня, и медаль мне не дали. Это уберегло меня от ужасного разочарования. Потому что я собралась ехать в Москву и поступать в МГУ. Я даже написала всем родным и знакомым письма с просьбой прислать хоть немножко денег, чтобы набралось на дорогу. Когда я получила обычный аттестат, то поняла, что в МГУ мне не попасть. (1)
     (Знакомый мальчик из соседней школы рассказал мне, как храбро воевала Галина Ивановна за мою медаль. Мама этого мальчика была инструктором школьного отдела горкома партии и присутствовала на заседании, где шла речь о злосчастной медали. Один из упреков Галине Ивановне звучал примерно так: "Неужели в вашей школе нет ученицы из хорошей трудовой семьи? Почему вы выбрали такую, у которой и отец, и мать враги советской власти?" Насчет отца - не знаю, вроде бы он эту власть и создавал. Маму я бы тоже врагом не назвала, она ничего плохого не делала, но ненавидела она эту власть всей своей страстной душой).

     (1)По русской литературе в аттестате зрелости Деляры Рымшан значится «четыре». Судя по всему, в свете борьбы против медали, оценка снижена для подстраховки. Забавно только, что выбор пал на литературу. Ведь когда моя мама поступала на факультет журналистики в КазГУ, ее ответ именно по этому предмету стал причиной небывалой истории: экзаменатор потребовал, чтобы в протокол приемного экзамена была внесена официально не существующая оценка «пять с плюсом». С другой стороны, за год до этого мой отец, у которого в школьном аттестате тоже была одна «четверка», получил серебряную медаль, что дало ему «право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР без вступительных экзаменов». (Прим. Н.Н.Прошунина)


Рецензии