Музыкальные аллюзии 3

Люлли в оперном жанре – небесный, Гендель – небесно-земной, Глюк – земной.

Гендель занимает среднее место между музыкальным абсолютизмом Люлли и музыкальным демократизмом Глюка: его оперные герои – полумифологические-полуреальные существа.

Создавая гениальные песни, Франц Шуберт едва ли не цитирует оперные арии Генделя.

Симфонии Густава Малера – это симбиоз классической и романтической музыки Бетховена и Вагнера.

Сергей Танеев делает музыку, его учитель Пётр Ильич Чайковский – творит.

Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович – родственные натуры. Оба композитора – поляки по национальности, родившиеся в России.

Музыка Людвига ванн Бетховена по-гайдновски земная и прямолинейная, Франца Шуберта – по-моцартовски возвышенная и грациозная.

В мелодическом отношении Эдвард Элгар уступает и Дворжаку, и Сибелиусу, не говоря уже о Чайковском.

Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт – птенцы из одного сальеровского гнезда.

Труба апокалипсиса звучит в симфониях Антона Брукнера, дух, зовущий к свободе, - в музыке Александра Скрябина.

Музыка Джованни Габриэли – аквамариновая, цвета морской волны, Антонио Вивальди – светозарная, солнечная: оба мастера принадлежат к венецианской композиторской школе.

«Воццек» Берга – опера-драма, «Джонни наигрывает» Кшенека – опера-скетч. Оба произведения появляются на свет примерно в одно время, и принадлежат к музыкальному экспрессионизму. Если экспрессионизм «Воццека» трагедийный, окрашенный кровью, то экспрессионизм «Джонни наигрывает» - легковесный, представляющий собой винегрет из музыки оперной, опереточной, мюзикла, джаза и прочего интонационного хлама. Опера Берга – это классика, опера Кшенека, имеющая оглушительный успех (поставлена более чем в 100 театрах), сегодня почти забыта. Так обыкновенно случается с творчеством гениев и посредственностей!

Понятие «солнечный экспрессионизм» как нельзя лучше характеризует музыку венецианца Жана Франческо Малипьеро, живущего через два столетия после гениального Антонио Вивальди.

Чистой, безмятежной земной лирикой Габриэль Форе предвосхищает светлую, одухотворённую небесную лирику Клода Дебюсси.

Если в музыке Сергея Рахманинова сияет лунный свет, то музыка Сергей Прокофьева ослепляет солнечным светом: и там и здесь – свет, только свет ночи и свет дня!

Трогательные нотки меланхолии слышатся в музыке Дебюсси и Сати, Черепнина, Метнера и Рахманинова – французских и русских композиторов-эмигрантов первой половины XX века.

В отличие от Моцарта, Бетховену не удаётся создавать одинаково гениальные произведения. Неровность стиля становится более явной у Шуберта и Шумана.

Между Сергеем Рахманиновым и Руджеро Леонкавалло есть общие точки соприкосновения: «Алеко» и «Паяцы» создаются примерно в одно и то же время; арии этих опер отличаются повышенным эмоциональным тоном, чувства и переживания героев полны страстности и драматизма, хотя в основе своей они реалистичны; «Алеко» и «Паяцы» - гениальные оперы, которые остаются в репертуаре театров до наших дней; если Рахманинов пишет 3 оперы, то Леонкавалло – 30; подобно Рахманинову, Леонкавалло сочиняет оперу на текст пушкинской поэмы «Цыгане»; Рахманинов и Леонкавалло от природы обладают исключительными музыкальными способностями. Поэтому мы вправе рассматривать Рахманинова в контексте Леонкавалло и наоборот: Леонкавалло – в контексте Рахманинова.

Оперная музыка Джованни Маера по-моцартовски уравновешенная, гармоническая и красивая.

Джованни Маеру не достаёт темперамента оперного композитора: он менее драматичен, чем его современник Джованни Пачини.

Джованни Пачини оригинален тем, что трактует оперу как драматическую фреску. В таком же стиле создаёт оперы Гектор Берлиоз: и Пачини, и Берлиоз – композиторы классического направления в романтическую эпоху.

Джованни Пачини обладает ярко выраженным драматическим талантом и мелодизмом широкого дыхания. Однако его мелодии недостаточно индивидуальны, в сравнении с  Верди.

Сегодня оперы Джованни Пачини редко звучат на сцене. А зря! Это композитор огромного драматического таланта, за которым следует Джузеппе Верди.

Джованни Пачини – мастер оперного жанра, но его музыка –безличностна.

Роберт Шуман и Пётр Чайковский – гении романсовой лирики: они ни с кем не сравнимы в отображении тончайших эмоций человека.

Мы не ощутим всей прелести балетов Лео Делиба, не уловив в них отголоски танцевальной музыки Жана-Филиппа Рамо.

Оперно-балетный Рамо отзывается далёким эхом в оперной и балетной музыке Лео Делиба.

Эхо мелодико-декламационной музыки Рамо долетает до Берлиоза, Делиба, Мессиана.

Эмилио Кавальери – скорее предшественник Пери и Каччини, чем создатель нового музыкального жанра – оперы: его призвание – церковная, а не театральная музыка.

Фердинандо Паэр создаёт оперы для народа, Джоаккино Россини – для народа и аристократов.

Фердинандо Паэр – преемник энергичного Сарти, тогда как Джоаккино Россини – изящного Паизиелло.

Фердинандо Паэр в опере инструментален, Джоаккино Россини – вокален.

Фердинандо Паэр в опере демократичен, но его простота банальна. После смерти композитора оперы любимца Наполеона оказываются забытыми!

Паэр по-гайдновски прост, Россини – по-моцартовски изящен. Оперы Паэра талантливы, Россини – гениальны.

Мелодический речитатив Луиджи Росси венчает декламационную оперу Пери, Каччини, Монтеверди, Кавалли.

Первые оперы Якопо Пери и Джулио Каччини доносят до нас дух античной трагедии.

Саверио Меркаданте – незрелый Верди.

Маер, Пачини, Меркаданте – мелодически безликие композиторы. Поэтому они не могут сколь-нибудь серьёзно конкурировать с Россини.

О композиторах-сателитах Россини надо заметить, что Маер стилистически направлен к Моцарту, Пачини – к Россини, Меркаданте – к Верди.

Саверио Меркаданте занял бы место Верди, будь у него такие же мелодически прекрасные арии как у автора «Травиаты».

У Меркаданте зрелый оперный стиль: он занимает самостоятельную нишу между Россини и Верди. Его музыка драматически напряжённая, имеет волевой, энергичный характер.

Просты и незатейливы чувства героев комических опер Антонио Саккини. Композитор следует традициям «служанки-госпожи» великого Перголези.


Рецензии