Символ веры

ПАВЛОВ А.Н.

СИМВОЛ ВЕРЫ
     В православии основным Символом Веры является провозглашение Троицы. В первом послании Апостола Иоанна этот Символ сформулирован таким образом:
• Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (Гл. 5, п.7).
Такое триединство, три одинаковые категории, три Бога в Одном оказалось довольно сложным для обычного логического восприятия. Человеческий ум  всегда искал аналогии в окружающей его жизни. И в данном случае он их не находил.
    Борис Викторович Раушенбах впервые исследовал Символ Веры с логических позиций [2002]. Он рассмотрел его как задачу по поиску доказательства логической изоморфности Троицы и некоторого математического объекта. Для этого им был проведён анализ известных свойств Св. Троицы, которые он сгруппировал следующим образом:
1. Триединость. Единый Бог и Троица одно и то же.
2. Единосущность. Каждое лицо является Богом
3. Нераздельность. Все Лица Троицы всегда выступают вместе, только вместе и ни при каких обстоятельствах отдельно друг от друга.
4. Соприсносущность. Отец, Сын и Св. Дух существуют только и всегда совместно.
5. Специфичность. Борис Викторович условно обозначает это свойство как «специализированную работу» каждого Лица Троицы. Он приводит в качестве примера выдержку из молитвы «Сподоби Господи», которая читается на вечерней службе:
• Господи, научи мя…Владыко, вразуми мя…Святый, просвети мя...
Бог-Отец учит, Сын вразумляет, Святый Дух просвещает.
6. Взаимодействие. Имеется в виду факт существования некоего «процесса». Этот «процесс» для нас скрыт и непознаваем, поскольку  непознаваем Бог. Он отражает жизнь Бога в себе. Из неё нам известны, по существу, только два факта. Сын рождён от Отца. От Отца же исходит и Дух Святой. И более мы ничего не знаем.
Исследования Б.В. Раушенбаха показали, что названным шести свойствам в математике полностью отвечает обычный вектор. Я не буду здесь пересказывать доказательство Бориса Викторовича. Каждый может познакомиться с ними сам, обратившись к ранее указанной его работе. Обращу лишь внимание на то удивление, которое вызвал этот результат у самого автора. Он поразился тому, «что отцы Церкви сумели сформулировать эту совокупность свойств, не имея возможности обратиться к математике». Они, видимо, интуитивно чувствовали, что любые отклонения от совокупности этих свойств пагубны для православия и потому оценивали их как ересь.
     Борис Викторович очень деликатно и бережно отнёсся к предмету своего исследования. Он пишет, что его векторная модель не имеет никакого отношения к богословию и догматам Церкви. Она лишь показывает, что «формальная логика допускает существование триединых объектов, по своей логической структуре аналогичных Троице».


Рецензии