Запах одуванчика

Директор неторопливо шагал по школьному коридору мимо белых дверей, скользя глазами по табличкам с названиями кабинетов. «Кабинет химии», «Кабинет математики», «Кабинет лингвистики»… В коридоре стояла тишина, но не звенящая, про которую говорят «слышно, как муха пролетит», а рабочая школьная тишина: тихо гудели компьютеры, через каждые десять шагов шуршали вентиляторы. Звук шагов поглощался специальным пластиковым покрытием. За окнами шумел летний день: шелестели листья, изредка чирикали разомлевшие от солнца и тепла воробьи, случайная бабочка билась о стекло. Июнь. Кстати, мух в школе давно не водилось.

Таблички-указатели были подсвечены зелёным: уже двадцать минут шёл урок, и до конца его оставалось ещё около часа. 

Войдя к себе в кабинет, директор сразу почуял запах неладного. Сработала система ароматического предупреждения: пахло убежавшим молоком. На экране компьютера светилось оповещение об ошибке в загрузке системы. Где-то не работал один из учителей. Меню, выбор кабинета… пробежать список глазами… ага! Кабинет физики.

Директор пулей вылетел из кабинета. Скатился по лестнице на первый этаж, не дожидаясь, пока эскалатор оживёт под его весом. Ступеньки были мелковаты для взрослого человека, он чуть не подвернул ногу. Но ничего, обошлось, спасибо йоге. Бегом по коридору, хорошо, что пластиковое покрытие… Финиш.

Директор встал на цыпочки, дотянулся ладонью до таблички, горевшей красным, потом приложил указательный палец к высветившейся панели ключа. Табличка потухла, дверь бесшумно открылась и поехала в стену. Он осторожно, стараясь не колыхнуть воздуха, заглянул в кабинет. Вроде всё в порядке. Дети лежат, не озорничают, глаза прикрыты, лица розовые, дыхание ровное. Криков и плача не слышно. Запаха горелого пластика тоже нет. Не заходя в кабинет, пересчитал учителей. Все десять на месте. Да и куда может деться электронный учитель весом в полтонны? У него даже колёсиков нет. Директор мысленно обозвал себя идиотом. Стоп! Один из компьютеров мигает красной точкой. Ученик пропал!
 
Вернув голову в коридор, директор сдвинул высоко висевший указатель пониже, на уровень глаз, вывел на экран (табличка, собственно, и была сенсорным экраном) расписание уроков. В кабинете изучал физику в гипнотическом сне 5б класс. Тема урока: гравитация. Список учеников… присутствуют девять человек, отсутствует один – Александр Серёжкин. Та-а-ак.

Всё встало на место. Серёжкин из 5б уже давно был под личным директорским контролем. Он четыре года с трудом переходил из класса в класс, а нынче ему и вовсе светило остаться на второй год. Совершенно не поддаётся гипнозу. И как его учить дальше? По программе теории в старших классах будет больше, а практики – меньше. За счёт чего, спрашивается, вытягивать этого двоечника? За счёт физкультуры?

В первую очередь требовалось выяснить, где находится А. Серёжкин, не вышел ли он за периметр, не подвергается ли опасности. И, кстати, когда он покинул кабинет? И главное, как? Все двери оснащены электронными замками, учеников из здания выпускают только по расписанию, а оно введено в главный компьютер школы. Ещё ученик может выйти из школы в экстренном случае. Что получается: произошёл экстренный случай, а директору ничего об этом неизвестно?

Экстренный случай. Болезнь, травма, драка, нервный срыв… Срочно к врачу.

Директор набрал на браслете номер школьного врача.

- Алло? – ответил низкий женский голос.

- Татьяна Николаевна, у нас никто не заболел? «Скорую» не вызывали?

- Нет, не вызывали, – немного удивившись, ответил голос.

- А родители никого не забирали?

- Тоже нет. Что случилось-то?

- Серёжкина нет на физике – упав духом, ответил директор. – Не знаете, где он может быть?

- Знаю. Возможно, знаю, – неожиданно подал надежду голос. – Он тут ко мне приходил, на прогулку просился. А прогулка у них по расписанию сразу после этого урока. Так что я его не отпустила. Но он ведь не слушает никого. Видимо, сам ушёл.

Легко сказать: сам ушёл! А как он ушёл, если входные двери заперты? И все попытки пройти через них фиксируются, и сигнал подаётся на главный школьный компьютер, который находится в директорском кабинете, и на личный директорский браслет. И сигналов не было. Ни на экране, ни на браслете!

Ладно, допустим, браслет был вне зоны доступа (в столовой он был, а там стены бетонные, сквозь них волны не проходят, давно уже известно). Директор отсутствовал в своём кабинете минут тридцать. Значит, у Серёжкина было полчаса, чтобы незамеченным выбраться из здания. Хотя ведь и сейчас на экране не было оповещения о проникновении. Как же он вышел-то, Господи? И вышел ли? И если вышел, то где же он?

Ответ на последний вопрос вполне можно получить прямо сейчас. Директор задал браслету поиск А. Серёжкина. Тотчас же загорелись красные точки во всех углах коридора. Через секунду огоньки погасли, и на экране появилось сообщение: «Внутри здания объект не обнаружен. Расширить границы поиска?»

Директор согласился с предложением электронного мозга. Расширенный поиск был не слишком точен, потому что вёлся не с помощью перекрёстных ультразвуковых лучей, а с помощью всего лишь камер наружного наблюдения. К тому же времени он занимал гораздо больше. Но это всё же лучше, чем ничего.

Прошло несколько секунд. До конца поиска оставалось две минуты. На экране уже висел список найденных объектов, и он медленно продолжал увеличиваться. Когда поиск был окончен, список состоял из пяти строчек. Каждая строчка – адрес, количество и вес живых существ.

Директор пробежал список глазами. Два объекта возле входа отмёл сразу – их вес был шестьдесят семь и восемьдесят два килограмма, пятиклассник столько не весит. Это, видимо, родители из начальной школы пришли встречать своих наследников после уроков. Следующий – три с половиной кг в песочнице – тоже не подходил (опять кошка гадит, пора хозяину штраф выписывать, чтоб следил за животным!). Ещё один объект был в количестве трёх человек: семья, наш Серёжкин не с ними, однозначно. Итак, оставался один объект весом в двадцать восемь килограммов.

Объект сидел на корточках на газоне и, казалось, не удивился появлению директора.

- Чем занимаемся?

Ученик поднял лицо. Щёки и нос вымазаны чем-то жёлтым, коленки –  землёй и зеленью.

- Одуванчики…

Директор увидел у самых ног несколько пушистых жёлтых цветов. Весь газон был усеян ими. Везде, где только была почва, виднелись жёлтые головки: под окнами, у подножия деревьев, на клумбах между посаженными цветами. Серёжкин, видимо, пытался понюхать их и весь вымазался в пыльце.

- И что же мне с тобою делать? – огорчённо спросил директор, опускаясь рядом с учеником на корточки.

- Понюхайте, – предложил ученик. – Они пахнут не так, как цветы на клумбе.

Директор протянул руку, чтоб сорвать длинный пустотелый стебель, но, взглянув, на зелёные грязные коленки Серёжкина, тоже опустился на землю и сунул нос в ярко-жёлтую середину цветка. Запах какой-то был, но очень слабый и не цветочный. Скорее, травяной и немного медовый.

- Действительно. Не как цветы на клумбе. А почему?

- Это жёлтый запах, – твёрдо заявил Серёжкин.

Директор удивился. Жёлтый запах? Что-то новенькое. Но не стал отвлекаться и поинтересовался:

- Как же ты из школы вышел?

- А просто, – махнул рукой ученик, – в окно вылез.

Директор опешил. Окно кабинета физики было открыто. И как это он раньше не сообразил?

- А как же физика?

Серёжкин насупился.

- Я выспался уже. Больше не могу. А учитель говорит, что я после десяти усну. А я не уснул. Послушал-послушал, как он считает – и ушёл. Он до десяти три раза досчитал.

Директор даже с колен поднялся. Теперь его брюки были такими же, как коленки Серёжкина Александра, но он этого не увидел. Перед ним стояла неразрешимая задача: как дать образование ученику, который не поддаётся гипнозу? Оно ему надо? И что из него вырастет, если уже в девять лет он предпочитает запах одуванчика глобальным законам физики?

Вокруг чирикали воробьи, чья-то кошка деловито и воровато закапывала свой чёрный след в школьной песочнице, плыли облака, плескались берёзовые листья и гудели сосны. В открытое окно кабинета физики вывешивалась и развевалась на ветерке тюлевая занавеска. Александр Серёжкин с жёлтым носом смотрел на своего директора. А тот судорожно вспоминал всё, чему учился в школе. И физику, и ботанику, и рисование, и физкультуру, будь она неладна…

Потому что теперь ему предстояло заменить всех электронных учителей школы и стать единственным учителем Серёжкина Александра из 5б класса. А это, согласитесь, очень трудно…


Рецензии