Новогодняя детективная история

 -Ну что ты за человек такой?! Тебя что -то просить бесполезно, ты или сделаешь так, чтобы больше не просили, или найдешь тысячу предлогов ,вообще, не сделать! Я тебя еще два дня назад предупредила, что Юля приезжает и просила время освободить, чтобы встретить. Ты же обещал и вот, здравствуйте-пожалуйста, у него обстоятельства  видишь ли!
 Мой палец, готовый нажать на кнопку звонка, замер .Что подслушивать не хорошо, и дети знают, но речь на повышенных тонах шла обо мне  и я решила дать им время выпустить пар, чтобы не испортить удовольствие встречи.
-Да что  она маленькая или первый раз приезжает и адреса не знает, или она сундук подарков везет, тяжело , не дотащит?! Подумаешь, какая цаца!  Ты, вообще, когда к тебе кто в гости приезжает, так мелким бисером рассыпаешься!
-Ты бы помолчал лучше! Мои гости либо родственники, либо друзья закадычные , не то что твой Ташкентский гость. Забыл, дорогуша, кого в дом привел?!
 Неприятный разговор грозил затянуться  и я нажала на звонок .В ту же  секунду дверь распахнулась и Колюня, красный как рак, чуть не сбив меня с ног, выкрикнул: "Вот она твоя пропажа, явилась - не запылилась!",- буквально  ссыпался вниз по лестнице.
 Я не стала делать вид  будто не слышала их перепалки, а попыталась сгладить неловкость.
-Это кто еще такой  Ташкентский гость, о котором мне ничего не известно?-шутя, спросила я .
-Да ну его, длинная история, всё потом, потом, дай я обниму тебя, подружка моя дорогая!
 Еще какая подружка, с первого курса института дружим, можно сказать, дышим и думаем в унисон . А то, что судьба нас поселила далеко друг от друга, нисколько нас не отдалило .Не было электронной связи - мы писали письма,  иногда, когда позволяло время, длинные и подробные .Сейчас я жалею, что не все сохранила , они могли бы освежить память о том ,что было, что тогда волновало, что раздражало, что радовало.И кому, как не друг другу, можно доверить признание в собственной глупости? А поскольку у нас в жизни были не только глупости, то нам предстояли дни откровенных  разговоров, обменов мнениями и может быть даже споров.
-Давай -ка садись за стол, поешь с дороги. Колюню ждать нечего. Он теперь в гараж побежал, нервы успокаивать. Это надолго, вечером явится, как ни чем не бывало. Для него его "девяточка" лучший друг, лекарство и брат.
-Хорошо,  что не рюмочная и собутыльники.
-Точно, но это  не его заслуга. Просто его организм не принимает спиртного, плохо ему становится , вот он и не пьет. Ладно, у него кроме этого, есть другие достоинства.Так что ты не обижайся , что он был таким "любезным" при встрече.
-Не беспокойся, я же его знаю не первый год. А кто это все-таки  ташкентский гость,ты мне не рассказывала.
-Это давняя история, очень давняя. Я не рассказывала , потому что Коля очень не любит, когда я вспоминаю о его "подвигах". Говорит, что я рада его "грязью поливать". Никакой грязью я его не поливаю. В этой истории и смех и грех. Но уж больно он трепетно относится к своей персоне и не допускает никаких насмешек над собой. Другой бы просто посмеялся со всеми, а он иногда обидчивый на пустом месте. Ладно, пока его нет расскажу, но ты уж, пожалуйста, вида не подавай, что в курсе, а то скандала не миновать.
-Было это, когда наша Манюня была в первом классе .Зимние каникулы приближались, а куда девать ребенка -это был вопрос номер один. Бабушка далеко, билеты туда-обратно очень накладно получалось. Да и со здоровьем у нее проблемы были, не гоже ей еще заботу о внучке подкидывать. Думали - рядили и решили, что Колюниных отгулов, которые он копил, чтобы к отпуску прибавить,на одну неделю хватит, а потом  или я возьму за свой счёт, или как кривая вывезет. Да ты ешь, слушай и ешь.
 А тут случилась Колюне командировка в Москву, какие -то отчеты перед Новым Годом срочно подписать , чтобы квартальные  и годовые премии не прогорели. Сама знаешь ,какая у нас замечательная система была. Подпись вовсе  не означала, что работы сделаны и там ,в Москве, это знали,но отчеты должны быть до конца года, а потом все равно все недоделки устранят, куда денутся. А чтобы подписали  без волокиты и лишних вопросов , надо было привезти презент.
 -Во что же эта подпись обходилась? И чем же можно москвичей задобрить, интересно даже .
-Москвичи прекрасно знали, с кого что можно поиметь.  С наших - копчёная рыбка.
  - Не поняла, какая рыба в сухопутном Харькове?  Насколько я помню , даже смешная поговорка есть:" хоть ты лопни , Харьков не течёт". Это про ваши речки Лопань, Харьков и Нетечу, где если рыба и водится, то только кошкам на обед, разве я не права?
-Во-первых, по украински эта поговорка звучит немного по другому,но я не буду учить тебя украинскому языку, скажу только, что есть у нас Печенежское водохранилище, по берегам которого расположены всякие ведомственные базы отдыха, пионерлагеря и ...совхозы.  Некоторые из них занимались, да и сейчас , небось, занимаются  разведением рыбы.Совхозы эти успешно план выполняли и себя не забывали .У них, считай,почти на каждом подворье коптильня стояла.Так себе, скромненькая домушка, а в домушке  по всем правилам происходил процесс копчения. Начальство совхозное об этом частном предпринимательстве знало, но предпочитало помалкивать, потому как сами святыми не были,а все свои да наши.   Уж не знаю,какие у них там шли взаиморасчёты, но рыбка ловилась,коптилась и продавалась, очевидно, по Божеской цене, чтобы не вызывать зависти и недоброжелательства, и все были довольны. И какая рыбка! Толстенькая, золотисто-коричневая, а запах просто волшебный, сейчас вспоминаю так слюнки текут.
 Вот эту-то рыбку, тщательно упакованную, чтобы не задохнулась и, в то же самое время, этим самым запахом не привлекала внимания, возили в качестве презента в Москву. Как приятно делать приятное приятным людям, правда?
 Колюня на этот раз был тем самым гонцом-дарителем. Он им рыбку - они ему подпись и печать, всё по честному-ты мне, я тебе, одним словом-система.
 Но эта командировка была особенная , предновогодняя, и посыпались на Коленьку просьбы -заказы. Все, в основном, просили привезти апельсины-мандарины. Какой же Новый Год без аромата этих солнечных плодов. Не тебе рассказывать,их и на стол поставить, и на елку повесить в блестящей фольге, как украшение, детям на радость и красота!. Отказать никак нельзя. Мой-то список составил, кому сколько чего, деньги собрал и отбыл.
 В Москве он всё сделал чин чинарем. На день раньше справился, молодец. А вокруг Москва праздничная ! Все куда-то спешат, кто с ёлками, кто с сумками ,  настроение у всех приподнятое, предновогоднее.
 Ты знаешь, я когда в филиале московского Сантехпроекта работала, нас часто москвичи на подмогу вызывали- то у них проект "горит", то люди в отпусках работать некому, а сроки поджимают, короче, мы у них частенько на подхвате были, своеобразная скорая помощь.Бывало так, что в Москве по два, а то и по три месяца работала. И вот я замечала как меня Москва энергией заряжает. Как? А у них темп жизни быстрее нашего. Они всегда куда-то бегут -утром на работу бегут, после работы опять бегут, кто в группу здоровья, кто на концерт каких то бардов, кто на выставку какого то модного художника, кто на нашумевшую постановку на Таганке . И ты тоже бежишь, чтобы всё успеть, посмотреть, прочитать, услышать. И ведь не устаёшь, а наоборот, чувствуешь прилив сил   и интерес к жизни! Замечательно!
-Я тебе верю, но так бегать можно пока молодые. Наш размеренный темп как то спокойнее, не так выматывает.Кстати, москвичи эти самые, тоже , небось, не только театрами да концертами  питались ? На кухню чего-нибудь принести надо было?
-Конечно! Но купить им было всё в разы проще. В перерыв сбегают в магазин или пайки прямо на работу привезут. А вот скажи им сейчас, так сразу расскажут, как те , что "понаехали ", это мы значит , которые командировочные и гости столицы, у них всё из под носа выхватывали .
-Дорогая моя, ты отклонилась от темы. Рассказывай, что было дальше у Николая в Москве.
-Я тебе про всю эту предпраздничную атмосферу не зря говорю. Я думаю , что всё вместе свою роль сыграло. Итак, дело он сделал, все бумаги в порядке,подарки для дома-для семьи купил,не забыл-Манюне красивую немецкую куклу, которую я давно и безуспешно для неё искала, мне шикарный махровый халат, и себя не обидел, а почему бы нет.Осталось только коллег порадовать и он отправился напоследок  выполнять заказы по цитрусовым. Несмотря на то, что пришлось ему, бедолаге, не в одной очереди постоять, так как всегда находился кто-нибудь в хвосте, кто начинал истошно орать:"по два кило в одни руки", но всем купил, никого не забыл . А чтобы авоськи руки не оттягивали, он относил их на вокзал в ячейку камеры хранения. Хорошо придумал. Купит две сетки-отнесёт, ещё две, опять отнесёт. Наконец всех обеспечил. Осталось только заехать в гостиницу, рассчитаться, забрать все вещички и на вокзал.
 Всё шло по плану, приехал на вокзал,  открыл  свою ячейку и понял, что силы свои явно переоценил-рук не хватало всё унести.Носильщика , по закону вредности, нигде не было.Положение пиковое-то ли покупки бросай, то ли билет сдавай. И вдруг, именно вдруг, видит парня, который стоит, как бы прячась, в тени колонны. Он к нему-"будь другом, помоги, отблагодарю, не обижу ".И парень стал другом, не только до вагона помог донести, но как оказалось, что и он тем же поездом едет, только дальше.
 Чтобы закрепить эту  внезапно возникшую дружбу, мой ненаглядный сбегал в вагон-ресторан,не знаю уж сколько раз, но на всю дорогу хватило.И вот представь: ночь, качающийся вагон, умиротворяющий стук колёс поезда, пиво , разговоры и тут выясняется,что парень из Ташкента. Вот он ключевой момент! Почему? А потому, что Коленька с матерью и сестрой в годы войны были в тех краях в эвакуации.
 Как нахлынули на него воспоминания о далёком детстве и поплыли перед глазами картинки:горячее солнце, раскалённая, обжигающая пятки, земля, он с мальчишками  играет около арыка, где кто-то стирает бельё,кто-то моется, а чуть в стороне кто-то набирает воду для плова...  Никто никому ничего не запрещает, воля вольная. В тот момент напрочь забыл он с каким трудом приходилось его матери находить работу, чтобы прокормить их с сестрой, как она работала допоздна, как иногда запирала его в комнате, чтобы он голодный ,не приведи  Господи , не полез воровать по соседям. Всё плохое отодвинулось куда-то далеко-далеко, и накрыла его волна сентиментальной нежности и гостеприимства.Ещё бы, их голодных, бездомных приняли, можно сказать от смерти спасли, а теперь он двери своего дома откроет вот этому парню, в память о тех, далёких, но не забытых. И он не только дал попутчику наш домашний телефон , мол звони, когда скучно станет, а еще и рабочий, чтоб ежели что срочно, так я для тебя,сам понимаешь, и последним куском поделюсь,и последнюю рубашку отдам, и ,если надо, любимую жену не пожалею. Нет,и этого ему показалось мало, радушие так полной мерой! Приезжай ,голубчик, вот по этому адресу ,что откладывать в долгий ящик, будешь дорогим гостем! Вот так,а не иначе, мы такие, душа и двери на распашку.
 Встречали Новый Год ,как всегда, у нас, так как мы из всей нашей компании были единственными без бабушек и дедушек, и веселиться можно было без оглядки, на полную катушку. И мы хорошо повеселились и весь следующий день были в состоянии сладкой дрёмы. А утром нас разбудил междугородний телефонный звонок. Слышу сквозь сон:-Да, да, приезжай, конечно, приезжай.
-Кто "приезжай" ?-спрашиваю . Тут Коленька мне и говорит: -"а ведь я его совсем не знаю", и рассказывает захватывающую историю знакомства с незнамо с кем.
-Представляешь, как я была "обрадована". А что можно было поделать? Только ждать "дорогого" гостя. Решили, что Коля будет его " пасти", не оставлять одного ни на минуту, покажет ему зимний город, все исторические места и не забудет, что у дочери каникулы, а значит, развлекать надо будет обоих.
 Через день гость явился, не заставил себя ждать.  Ну что тебе сказать о первом впечатлении-не красавец, не урод ,порочности на лице не заметила , никакой, не запоминающийся, безликий.  Представился: зовут Владимир Соколов, можно просто Вова, без затей. Имя тоже не вызвало ни каких эмоций.
Сели ужинат, он что- то всё рассказывал, какие у него в Ташкенте связи, как он всё-всё может достать-и ковры, и дублёнки, и хрусталь , вообще, дефицита для него не существует. Смотрю, у моего мужа ушки на макушке, я решила, что пора вмешаться. "У нас,- говорю,- и денег то на всякие дефициты нет, и, если подумать, то от ковров только пыль, моль, да лишняя работа- выбивать, туда-сюда таскать.И дублёнки нам не нужны, мы и в пальто не мёрзнем".И вдруг, как будто язык помимо меня выдал  "-без дефицитов,- говорю- жить легче, не надо беспокоиться, чтобы не обокрали. Нет спасибо,не утруждайтесь,нам и так хорошо живётся."
 После ужина я пошла гостя на ночь в гостиной устраивать и говорю:-"извините, комната проходная, диван жёсткий, но другого места нет, как видите".
-Что вы , что вы, -отвечает Вова, -я если голову на подушку положил, сразу засыпаю.
И я, вдруг, опять не знаю почему и зачем, говорю:-"а я, с тех пор как у меня дочка родилась, как привыкла по первому шороху к ней вскакивать, так и сейчас сплю в пол глаза".
А ведь уже давно за день так умаюсь, что сплю хоть из пушек стреляй,не услышу.
 Утром я на работу убежала,а сердце не спокойно. Звоню в перерыв домой, так просто, на всякий случай, а они, голубчики, никуда не выходили, потому что  Вова  идти не захотел, очень у нас ему уютно и приятно, а на улице холодно и ветер .Ладно, думаю, может устал с дороги, завтра погуляют, если город не интересует, по магазинам пусть походит.На следующий день история повторилась.Я своему благоверному потихоньку говорю, что мол, за дела такие, пол страны проехать, чтобы у незнакомых людей в квартире сидеть? Тут он мне с обидой про бисер, который я для своих гостей рассыпаю, а к нему раз в кои-то веки гость приехал, так я своими подозрениями ему докучаю.
 Ладно, думаю, надо собственное расследование провести. Ночью, с трудом заставив себя не спать, я как вор в собственной квартире, прокралась в прихожую , где висели пальто и пиджак гостя и обшарила все карманы. Пусто ! Ни копейки денег, ни документов, ни записной книжки, ничего! Стараясь не дышать , я взяла портфель, единственный багаж с которым он приехал, и юркнула в ванную комнату. В портфеле, кроме старого дамского зонтика и мятой рубашки, тоже ничего не было. Мои худшие подозрения подтвердились, гость -то та ещё птица. С трудом заставив себя успокоиться, я решила что за ночь ничего страшного случиться не может и надо подождать до утра, авось что то мудрое придёт в голову.
 Следующий день шестое января- сочельник и  Вова сказал, что он умеет гадать , ему нужны только зеркало, свеча и бумага и тогда он расскажет всё, что нас ждёт на год вперёд .Я не стала ждать результатов гадания,а пошла к соседу Василию Степановичу,который был тогда судьёй в нашем районном суде. Рассказала ему всё,как на духу-" Что  делать, -говорю, подскажи по соседски. "
-Да гони его взашей без разговоров и сомнений, это я тебе  как судья настоятельно советую.
-Вася, ну не могу я его выгнать,нет у меня ни одной зацепки, ведёт он себя безупречно, да и Николай не позволит, это же его гость.
 И тут меня осенило.
Это было время, когда, помнишь, по всей стране меняли паспорта . Сроки обмена уже заканчивались,а мы,не желая стоять в очереди в милиции, всё никак не могли пройти эту процедуру. Как раз тот случай, когда поперёд батьки не надо лезть в пекло .
-Васенька, голубчик, пришли к нам участкового, или лучше сразу двух, чтобы они нас отругали за проволочку,и за одно пусть проверят документы у нашего гостя. Идея моя Василию Степановичу очень понравилась и он обещал сделать всё в лучшем виде.
 На следующий день, суббота, и уже в понедельник Коля должен выходить на работу. Вова об отъезде даже не заикается, а совсем наоборот, заявляет мне , что он заболел. Хорошо придумал, куда его больного сердобольные придурки  выгонят.Я,не разбираясь что от чего , дала ему целую пригоршню таблеток, которые он безропотно проглотил. Только сели завтракать, звонок в дверь.Хозяин пошёл открывать и я слышу:-"проверка паспортного режима!." Глянула я на нашего гостя, а он в стену вжался и все краски с него слиняли. А милиционеры учинили форменный допрос-"где ваш ордер на квартиру, сколько человек прописано, сколько проживает,почему паспорта до сих пор не поменяли" и не знай я в чём дело, была бы обескуражена не меньше, чем Колюня. Тут участковый шагнул в кухню и само собой, потребовал документы у гостя дорогого. Тот начал заикаться, что ,мол, паспорт на обмене в Ташкенте, а воинский билет дома забыл, бедолага.Но участковые не дали себя обмануть и забрали гастролёра в КПЗ.
 Через пару дней зашёл к нам Василий Степанович и рассказал, что сделали запрос в Ташкент и никакого Соколова Владимира там нет и не было, но зато выяснили, что на него уже давно был объявлен всесоюзный розыск, за какие то очень серьёзные "заслуги" . А ещё  Вася сказал, что меня вызывают в милицию, по какому вопросу он не знает.  Слукавил,конечно, что не знает.
 Я то  была уверена, что если не медаль, то похвальная грамота с солидным денежным вознаграждением мне обеспечена. Ещё бы, ведь они преступника искали-искали, а я им его на блюдечке с голубой каёмочкой прямо в руки отдала. Барабанная дробь, звучат фанфары, награда ждёт героиню, то есть меня!
 Ага, как же! Это только в кино награждают, а меня не просто отчехвостили, а так стыдили, так ругали, как меня ещё никто не ругал. В основном за головотяпство.Я не стала объяснять, что все их нападки не по адресу, в очередной раз прикрыла любимого мужа грудью.
Думаешь он понял свой опасный промах? Может быть и понял, но очень глубоко в душе, а так и вида не показал, кремень, а не человек! А Вова решил на последок Коленькину доброту испытать, использовал право одного звонка и попросил принести ему сигареты.Колюня отнёс, он и вправду добрый.
-Ужас то какой, Полинка,  милая моя!  А ты сама хоть понимаешь, какой опасности подвергались ты и Манюня?!  У него же не было денег, чтобы куда то уехать и он мог ночью вас тюкнуть по голове, взять что нибудь, вот хоть магнитофон или вазу, чтобы продать по дешёвке и был бы таков.Ещё не известно за что его разыскивали, может быть за убийство.Таких случаев было сколько угодно, в те времена квартирные кражи милиция даже не расследовала, списывали на трудности времени.
 -Ну вот, столько лет прошло, а ты меня сейчас поругать решила. Я то всё ещё тогда осознала, думаю и Николай тоже всё понял, только вслух признать выше его сил. Но помнишь, мы же договорились, больше об этом ни слова.
-Всё-всё, я же обещала, и вида не подам, что знаю.. Но ты меня потрясла своими детективными расследованиями. Тебе потом не захотелось сделать сыск делом своей жизни и очистить наше общество от всякой нечисти?
-Ну уж нет! Во-первых, это работа без конца и края, сколько эту нечисть ни выводи-меньше не становится.К тому же мои розыскные действия не были оценены по достоинству.
 А потом у нас были замечательные, задушевные дни отпуска и Колюня был необыкновенно милым и предупредительным.Он такой.


Рецензии
Элла, понравился Ваш рассказ!
Всякое в жизни бывает, и гости разные.
Читается легко, с улыбкой, хоть и переживаешь за героиню.
С симпатией и добрыми пожеланиями,

Лана Сиена   29.06.2020 19:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.