Путь развития совхоза Ольгинский

       Путь развития совхоза «Ольгинский» и его становление  глазами  жителя, болеющего за своё село, за его будущее.
 
   Почти 1/3 истории землепашества Ольгино относится к периоду единоличного ведения хозяйства. Землепользование ольгинских угодий в период  максимума ведения единоличного хозяйства в 1928 году состояло из 198 наделов, 1158 га пахотной земли. Земельные наделы располагались в основном в окрестностях с. Ольгино на 5-7 км.
    По переписи 1928 года  в 198 дворах крестьяне имели 857 голов КРС. В среднем на двор приходилось 1,3 коровы. Свиней держали только для собственных нужд, отдаленность потребителей исключала его товарность.  Не имело рыночного значения и птицеводство.
  В отчете агроучастка при Полтавском РИКе в 1925 году отмечено, что в большинстве хозяйств «скот содержится в холодных помещениях, а быки и лошади в шалашах, защищающих их от пурги». Кормление сеном велось без весов, полова заваривалась или замачивалась, силос был в отдельных хозяйствах в незначительных количествах.

   Большая ошибка крестьян была в том, что они не слушались специалистов, которые приезжали из агроучастка «многие просто отмахивались, не посещали лекции» и т.д., и животноводство продолжало оставаться малопродуктивным, неэффективным, поглощая огромный труд крестьянина, не оплачивая продукцией.  Было много дополнительных затрат.

   Затянувшаяся гражданская война оставила тяжелый след. Да и после войны требовались годы, чтобы наладить жизнь сельчан. С 1925 г. по 1930 г.  кроме недостатка самого насущного - хлеба, нигде не было сахара и др. сладостей. Малолетний организм  требовал  углеводов, витаминов, дети повально болели золо
 тухой, оспой, многие умирали. Зимой довольствовались свеклой, морковью, сушеным пасленом. Летом срывали цветы, находили нектар и жевали.

   Безвыходного положения не было и с теплой одеждой для суровой Сибири. Весеннюю овечью шерсть пряли и делали суконные ткани, шили полушубки, зимние брюки. Шкуры крупного рогатого скота выделывали и шили из них сапоги, которые использовали весной и осенью. С одеждой и обувью обходились очень бережно, использовали ее по нескольку лет.

   Изобретались также жернова для размола зерна. Этот опыт приготовления муки пригодился селянам и в годы ВОВ, когда был основным источником добычи печеных изделий, хлеба. По правилам разделения труда в семье мукомольные обязанности крутить жернова - возлагались на 8-10 летних подростков. Как видно время было не простое, нелегкое. Но люди лучшего и не знали, как и их предки, просто так было дано.

   Жили примитивно, элементарно, но нравственно и основательно. Труд в этом был гарантией. Одним словом, крестьяне не голодали, голыми не были, жизнь медленно налаживалась, быт совершенствовался. В селе были также свои бедняки, а у этих бедняков были свои большие проблемы. Весной, когда люди едут в поле работать, а бедняк переживает: кого идти просить вспахать и посеять хотя бы одну десятину. Бедняку, если достанется помощь, то не вовремя и не полностью, урожай получается низкий. Рассчитываться за услуги нечем, надо идти отрабатывать. Когда созреет  , история повторяется еще с большими тревогами.      
   
  Какой достаток был у средней семьи на примере хозяйства одного из жителей  села? Посев зерновых составлял 12 десятин, сбор зерна колебался по годам 500-600 пудов. Зерно испокон веков для крестьянина – основной источник дохода. Время от времени люди, особенно молодежь, отключалась от повседневных трудов. Требовалось обыкновенное общение, хотелось утомить душевный голод.
   
  Колхозный период – самая выраженная, неизгладимая, являющаяся историей трех поколений жителей, страница жизни села. Это время 30-х, 40-х, 50-х годов, насыщенных крутыми переменами, потрясениями, репрессиями,  ВОВ и т.д. Ольгино не было изолированно от событий в стране. В послереволюционные годы успешно велась индустриализация страны.

   Правительство способствовало образованию объединений на основе товарищеской коллективной обработки земли с применением с/х машин и научных приемов агротехники. В 1925 году кооперативное машинное товарищество «Пахарь» было образованно в селе Ольгино в составе семи крестьянских хозяйств объединились Голубь И., Кузько К., Василенко, Пристойло В.
 
   В мае 1928 года образовано в Ольгино второе машинное производственное с/х товарищество «Первое Мая». Цель -  повысить производительность и доходность хозяйства своих членов и облегчить их труд сельскохозяйственными  машинами.

   С 1929 года в районе началось строительство МТС, снабжение тракторами, комбайнами и др. техникой. На посевную 1930 года в коллективное хозяйство объединилось 32 семьи, сельским Советом им было выделено около 400 га земли. После посевной случилось какое-то послабление со стороны властей. В газетах появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». Началась суматоха.

   Усилилось давление на хлебосдаче, началось принудительное изъятие излишков хлеба, что повлекло за собой недовольство крестьян. Во второй половине 1930 года начался новый нажим на коллективизацию. Снова в село зачастили агитаторы.  К посевной 1931 года коллективизация в Ольгино была завершена.

  Весной 1931года в колхоз поступило 2 трактора с плугами иностранных марок, привезли цистерны под горючее. Единоличники увидели, как «железные кони» поднимают целину. Трактор оказался самым лучшим агитатором. Колхозное хозяйство расширилось. Председателем колхоза стал Коваль Григорий Иванович, а помощником - бухгалтер  Курбацкий Яков Мефодьевич. 

   При  Полтавской МТС по инициативе директора Корчемного Семена Семеновича были организованны курсы трактористов. Правление колхоза «Наш ответ» командировало на курсы  грамотных, по тому времени, парней  (Василенко Иван Иванович, Кудря Иван Федорович, Калинеченко Павел Петрович).  Через полгода они стали первыми ольгинскими трактористами. С приходом техники появились надежды на самые лучшие перемены.

   Тяжелые работы выполнялись тракторами – в основном вспашка. С остальными полевыми работами по-прежнему справлялись полеводческие бригады. Расширялась посевная площадь. В 1937 году, по данным годового отчета, посевная площадь всех культур в колхозе « Наш ответ» составляла 2800 гектаров, что превышало  доколхозный период почти в три раза. По 500-700 гектаров бороновали на быках: и полный объем сенокошения 2200-2600 га и заготовку 1300-1700  тонн сена. Основным звеном коллективного хозяйства была полеводческая бригада. Эта структура сохранялась длительное время, постоянно укреплялась.

  На январь 1937 год в районе имелось 73 гусеничных тракторов ЧТЗ, 147 колесных тракторов, 256 тракторных плугов, 948 конных плугов, 50 культиваторов.
      
   Бригады создавались по территориальному принципу села, по расположению улиц. За каждой бригадой закреплялась пахотная земля в 450-500 га и столько же сенокосных угодий. Главное – складывался постоянный коллектив. Производственная база и имущество каждой бригады стояли из поголовья лошадей, быков, помещений для них, полевого вагончика, кормушки для скота. Вся внутренняя жизнь колхоза была в бригадах. Когда наступала весна для большинства  колхозников, в том числе подростков, жизнь наступала исключительно полевая. На полях, где не успевали обработать тракторами, велась весенняя вспашка.
   
    Полевой стан – очаг быта и отдыха. Ночлег на нарах или балагане. Пища готовилась на костре в 3-5 ведерных котлах. Домой разрешалось ездить один раз в неделю (бригадиры, семейные женщины). Несмотря на 15-17 часовой рабочий день, скромный быт, питание, люди не унывали. Вечером пели песни, шутили, играли на балалайке. Особенно многолюдно на поле во время сенокоса.

   На копнение сена привлекали, как правило, женщин и подростков 10 – 14 лет. Наиболее физически крепкие парни и девчата были заняты на погрузке и транспортировке сена на арбах. Рабочие волы – это, как правило, 4 -8 летние быки с натруженной шеей, весом до 700 кг. Именно волы (быки) являлись главным энергетическим ресурсом производства.
   
   В первой половине 30 годов уборка хлеба велась в основном жатками- лобогрейками, серпами. Везалии снопы, они скирдовались и на стационарах поздней осенью обмолачивались на молотилках МК – 1100. В августе 1935 года колхоз первым в районе получил автомобиль ГАЗ А.А., в 1937 году стало 2 автомобиля, тракторная бригада  пополнилась 2 гусеничными тракторами ЧТЗ – 60, на уборку пришли первые комбайны « Коммунар», колхоз приобретал сельскохозяйственные орудия для гужевого тягла. Закупали первые однопоршневые двигатели, генераторы, электрооборудование. Первые лампочки загорелись 1937 году к празднику Октябрьской революции 7 ноября на ферме, в мастерских и в кузнице.
   

    Положительные перемены были заметны. Особенно в сравнении с уровнем 20 годов. В коллективе  стало легче решать задачи. Благодаря этому произошел отрыв от примитивного образа жизни, нищеты и крайних решений, с которыми люди прежде боролись в одиночку.      

   Весь  период  (1925 – 1950 гг.) сильно изменил село  Ольгино. И можно сказать в лучшую сторону. Я не побоюсь назвать этот период эпохой перерождения. Тут сложилась целая цепочка исторического пути: поселение, единоличное хозяйство, раскулачивание,  колхоз, пережили ВОВ, начала функционировать МТС. С каждым разом люди объединялись в коллективы.

  Тем самым облегчая труд. Введение сельскохозяйственной техники очень сильно помогло ольгинцам. Меньше затрачивалось рабочей силы, времени.
    Я думаю, что мы должны поблагодарить, сказать спасибо своим землякам, которые трудились не покладая рук и не жалея своего здоровья для того, чтобы мы сейчас жили на этой земле и продолжали их дело. Но в последнее десятилетие в результате кризисных явлений в экономике страны земледелие испытывает трудности, сёла умирают, земли зарастают ковылём.
   
    С тем самым у старшего поколения ольгинцев  возникает вопрос: «А не повторится ли  история заново? Не будем ли мы переживать это все второй раз? Что дальше будет с сельскохозяйственным развитием? А как оно вообще развивается? Да, никак оно не развивается!».
 

   Отсюда  много глобальных проблем. Проблемы, которые должны волновать каждого гражданина Российской Федерации. Раньше уделяли больше внимания сельскому хозяйству, так как на нём выживали.
 А сейчас!?  Вот и задаются селяне  одним вопросом: «Что делать? Что делать дальше?».
   
   Но есть основание надеяться, что эти трудности временные, преодолимые. Сегодняшние кадры, технический, технологический уровень доказывают, что наши предки избрали хорошую точку опоры на земле, способную давать высокие результаты при знании дела, упорном труде, безошибочных, самостоятельных действиях.


Рецензии