Эволюция потребностей

Начну с того, что эта статья не претендует на научность, поскольку я – литератор, а не учёный. Плюс к этому я ещё материалист и атеист, которому чужды представления о божественном сотворении мира, наличии вечно живущей души и судьбоносной роли того или иного Бога в процессе формирования человека от рождения до смерти. Потому  людям религиозным я не советую тратить время на прочтение.

Вот некоторый ряд положений, которые мне представляются аксиомами, то бишь бесспорными утверждениями, не требующими затрат времени для доказательства: 
1) наличие  потребностей – главный признак живой части Природы на нашей планете;
2) существуют процессы эволюции и конволюции потребностей (включая полное их отмирание), которые связаны с непрерывным изменением целого комплекса условий обитания живых организмов на нашей планете – от космических и природно-климатических, до социально-экономических и техногенных;
3) потребности человечества не могут рассматриваться в отрыве от потребностей всего живого мира планеты, ибо человечество – часть этого мира и не может существовать отдельно от него;
4) человек – штучный и уникальный продукт общества, характеризующий в той или иной степени уровень развития цивилизации его породившей;
5) «среднего человека» в природе не существует, как не существует одинаковых отпечатков пальцев, одинакового строения человеческого мозга и пресловутого равенства, исключая вожделенное, но пока не достижимое равенство перед Законом; 
6) природа человека двойственна: это животное, обладающее разумом;
7) эта двойственность человеческой природы предполагает наличие у взрослого человека сугубо животных и исключительно человеческих потребностей одновременно.

Вот на последних двух пунктах я пока и остановлюсь.
Изучив целый ряд работ, в которых делаются попытки «разложить по полочкам», то есть систематизировать человеческие потребности, я столкнулся с каким-то «геометрическим подходом», когда некая механическая иерархия потребностей вписывается в пирамиду (пирамида Маслоу) или даже в куб. Конечно, есть и более хитроумные схемы.
Пока что я не встретил вариант, в котором бы рассматривалось «генеалогическое древо потребностей». И становилось очевидным эволюционное происхождение того или иного направления или класса потребностей из потребностей базовых, то есть животных.

Мы ведь понимаем, что рука не может возникнуть из пустоты и жить отдельно от человеческого организма. Так и у любой потребности должно быть какое-то место – точка роста и какая-то связь с предыдущим «потребностным опытом». Новая потребность подобно «спящей почке» пробуждается под действием изменившихся обстоятельств и потоков информации. Конечно, никакого материального «зачатка» подобного «спящей почке» у этой потребности нет, но есть базовая основа – ствол или ветка, имеющие более древнее происхождение.

Наш учёный Сергей Вячеславович Савельев, специалист в области морфологии мозга, считает фундаментальными (первично-обезьяньими) потребностями человека три направления:
- питание;
- размножение;
- доминирование.
Я бы дополнил этот короткий список «стадностью» (или «стайностью»), ибо наши предки потому и выжили, что жили не поодиночке.

Тогда получается «четырёхствольное» древо базовых потребностей каждого отдельного человека. Самым первым пробивается «ствол» питания (полная зависимость от материнского ухода). Затем появляется зачаток «ствола» доминирования (привлечение внимания к себе любыми способами, включая детский плач и истерики в магазине игрушек). А уж потом, по достижению определённого возраста и в сугубо индивидуальном порядке, бурно растут «стволы» потребностей в размножении и стадности.

Эти четыре ствола «генеалогического древа» являются основой происхождения всех прочих потребностей, которые превращаются в толстые или тонкие сучья, ветвятся, покрываются «листьями» более мелких потребностей, отмирают, опадают и дают новые побеги. Всё, как в природе: рождение потребностей, их бурное развитие и медленное угасание в старости до полного исчезновения в результате смерти.

Если использовать «древо потребностей», то даже давно устаревшая иерархия потребностей из пирамиды Абрахама Маслоу станет естественными ветвями основных стволов древа:
1.Физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. д)., а так же  потребности в безопасности (комфорт, постоянство условий жизни) станут ветвями стволов «питание» и «размножение»;
2.Социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность) станут продолжением ствола «стадность»;
3.Престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост) и потребности духовные (познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация) станут ветвями ствола «доминирования».

Мне кажется, что подробная разработка эволюционного подхода к теории формирования потребностей всё-таки более перспективное направление, нежели попытки того или иного варианта их классификации.

Надеюсь, что будет продолжение.



       


Рецензии
Трудно не согласится с приведенными 7-ю аксиомами.

Остальная часть заставляет подумать.

Все мы продукт своего времени и потребности в чем-то возникают не на голом месте, а исходя из информативной общественной оболочки соответствующей эпохе, стране, принятым обычаям, шкале ценностей и прочему.
Детей формируем мы, а все мы родом из детства.
Всегда находятся люди, которые идут вразрез с ценностной шкалой общества. Они следуют своему внутреннему голосу потребностей. Выбирают непрестижные занятия и пути, потому, что не могут иначе. У них есть потребность заниматься этим, а не престижным делом.
У многих людей есть потребность развиваться, стремится, достигать, ставить новые цели. Но ведь не у всех?
Некоторые совершенно спокойно живут и без этого.

С деревом и преемственностью потребностей в ветвях, что-то еще надо подумать.

Каким образом познание, самоуважение и самоидентификация попали в престижные потребности, а тем более в доминирование?
Самоуважение базовая основа для нормальной жизни и развития. Без него не порадует ни питание, ни размножение и не возможно нормальное восприятие себя, себя в обществе и самого общества.
Познание бывает настолько невыгодным, что у человека сыпятся все другие потребности и физиологические, социальные и престижные, а некоторые все одно не в силах отказаться от познания.
Самоидентификация - это основа существования личности, залог целостности ее психики. Тоже базовое свойство.
Где тут престиж и доминирование?

Буду ждать продолжение

с уважением, Ёлка

Юлия Ёлка 1   27.06.2017 19:13     Заявить о нарушении
По мнению Маслоу, чью устаревшую схему я использовал, без удовлетворения некоего набора потребностей первого уровня (физиологические) невозможен переход к следующему в его иерархии потребностей. Но мы знаем, что беспризорные дети сбиваются в стаи, выбирают вожака и решают вопросы потребностей самого низкого уровня (голод и холод) путём хитроумных операций (попрошайничество, воровство, грабежи и т.д).
Я говорю о том, что все базовые человеческие потребности произрастают из базовых животных потребностей, а не образуются на пустом месте. И всё это очень тесно связано в человеке в течение всей его жизни.

Василий Тихоновец   30.06.2017 08:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.