Дарите любимым тюльпаны

Фото из Интернета.

Одаришь кого-то - сам найдёшь(Александер Кювье)

 Пусть поднимет  вверх руку тот, кто не любит подарки. Было бы на что посмотреть. Подобные уникумы рождаются нечасто, и, как назло, в каких-то неведомых цивилизованному человечеству странах.

 Рядовые люди от всего сердца обожают дарения, особенно, если не надо одаривать в свою очередь, преподносившего. Но вот это происходит совсем редко. Классик в своё время произнёс сакраментальную фразу: «Плати по счёту, друг, плати по счёту» и расставил все точки над «и».

У немцев существует трогательный обычай. На вайнах и прочие празднества они дарят друзьям и близким новенькие, только что из магазина, товары вкупе с чеками. На всякий случай, чтобы при необходимости имелась возможность вернуть покупку в магазин и взять другой товар на обозначенную  сумму.

 Правда, нововведение, которое пытались внедрить ищущие умы земли Гессен, заключающееся в том, что дарили только чеки, оставляя товар у себя, как-то не привилось. Терялся смысл. Получив подарок с «квитунгом», немец некоторое время шевелит губами.

 А уже потом садится у калькулятора и подсчитывает, сколько же ему придётся выложить за ответный презент. Не приведи Господь  недоплатить, что приятно, конечно, но нельзя. А переплатить? Такое, вообще, видится в страшных снах.


              Наш народ попроще, подушевнее, я бы отметил, поинтеллектуальней. Выдумка хлещет через край. Какой немец дойдёт до того, чтобы принести в подарок юбиляру книгу, которую он брал у него в своё, весьма отдалённое прошлое, время для прочтения. Напуская при вручении тот ещё внешний вид.

Нет, несомненно, в природе  таких немцев, тем более, англичан или французов. Не дотягивают до этого уровня, кишка тонка. В своё, совковое, время ходили мы по именинам и советским праздникам с джентльменским набором.


Входили в пайку обязательная бутылка, торт и букет цветов. Да и в наше время так же приходят. И такая черта, не только, на мой взгляд, красит нашего человека. Не даёт разогнаться любителям дармового угощения. Дисциплинирует.

 В моём раннем детстве, когда мне исполнилось одиннадцать лет, пришедшая поздравить меня мамина подруга, тётя Варя, принесла в подарок полкило конфет-подушечек. В кульке из какой-то дубовой бумаги. До сих пор помню подарок тёти Вари. Сейчас с меньшим финансовым напряжением дарят автомашины и яхты.

И что? Любят больше дарителей? А наш сосед Лёня, работник ГАИ в должности автоинспектора, приволок нам с мамой на чей-то день рождения мешок картошки. Да, ему привезли и притащили на второй этаж водилы, попавшиеся на бухле. Но сосед Лёня мог ограничиться чем-то менее в те голодные годы полезным.

 А он прочувствовал момент. Это тебе не тюльпаны, когда жрать нечего. Правда, и тюльпаны с ландышами мои знакомые, случалось, съедали под пьяную лавочку, когда на столе, кроме спиртного, ничего не было. В жизни происходит, нередко, такое, что придумать невозможно. Не хватит фантазии.

               В послевоенное время в одной московской, весьма интеллигентной компании, завели весёлый обычай. Дарить хозяевам квартир, в которых они проводили совместные встречи, подарки, которые не представляли никакой практической ценности.

 А в компании подобрался народ заметный. И народный артист СССР В.И Качалов, и композитор Н.Богословский, и академик П.Капица. И ещё немало талантливых и остроумнейших людей. Приносили скорлупу от яиц, перегоревшие электрические лампочки, старые обувные подмётки, а также иной ненужный, по их мнению, хлам.

Конец веселью положил кто-то, принесший в подарок механизм для извлечения проглоченных монет из желудка. Представить себе академика Петра Капицу, глотающего монеты, весьма затруднительно. Как и актёра Василия Качалова.

 Но вот уже другие, более современные времена. В семью практически непьющих интеллигентов приносят в подарок специальную ароматическую мочалочку для собирания со стола… пролитого алкоголя. Собранный напиток можно выдавить прямо в рот, не потеряв ни капли зелья. Хозяин оказался с чувством юмора и сообщил дарителю, что только такой мочалки ему не хватало, дабы испытать ощущение полного счастья.

 «Мы, несомненно, используем подарок по назначению»! – произнёс он с чувством, - такими предметами обихода не разбрасываются почём зря». А вот академику Б.Е.Патону, одному из создателей отечественной электросварки, (в Киеве мост через Днепр, сооружённый без единой заклёпки, назван в честь основателя династии, Оскара Патона – авт.) в знак признательности презентовали неординарную вещь.

Институтские умельцы, используя новейшие по тем временам технологии и миниатюрные сварочные аппараты, соорудили минисамогонный аппарат. Прибор умещался в кейсе и давал на гора небольшую толику настоящего самогона. Подсоединяйся к водопроводу и гони пойло.

Борис Евгеньевич сердечно поблагодарил дарителей, отметив одновременно, их посильный вклад в развитие отрасли. Не уверен в достоверности, но один мой приятель убеждал меня, что вот соседу подарили компьютерное ноу-хау, чудо японской науки, которое измеряет износ текста книги, допустим, от того, насколько часто её читают.

«Вот и давай читать свои книги, - убеждённо  говорил сосед, - недаром же говорят, что зачитали до дыр. А сосед очень экономный мужик. У него ничего не пропадёт. Он и сам, для сохранения букв, стал меньше читать.
             

В конце семидесятых начали мы с приятелем осваивать склоны горы Цахкадзор. В солнечной Армении. Гора прекрасная, погода, чаще всего, солнечная. Приходилось временами закрывать лицо марлей, чтобы не сжечь горным солнцем кожу лица. В частности тем, кто приехал сюда под видом служебной командировки в Туву или Челябинск.

И вернуться в родной коллектив на ясные очи начальства с лицом, напоминающим цветом яловый сапог, как-то несподручно. Мы наладили самые тёплые, чисто товарищеские отношения с молодыми бугелёрами, встречались в кафе, дома у хозяев.

Отбыв в Киев, я, в знак благодарности, решил сделать одному из наших знакомых подарок. На Сенном базаре в те времена продавалась вышедшая из моды болоньевая ткань. Самый раз на пошив водоотталкивающей одежки. Набрал с запасом и выслал по адресу.

Прошло чуть меньше года, и мы снова подались в Цахкадзор. Встреча со старыми друзьями, охи и ахи, но чувствую некоторую, весьма неуловимую, но заметную всё-же напряжёнку. «Хачик, - в упор спрашиваю получателя моего презента, - а где же куртка, сшитая из высланной болоньи?»

 Сверхвежливый Хачик закатывает глаза под брови, вздыхает и «делает» лицо. «Ну, не томи, - наседаю я, - что-то не так? Ткань затерялась на почте?» «Да, нет. Пришла. Но очень некачественная. Пошили куртку и штаны, красиво пошили, блестят на солнце. Но начал кататься, пару раз упал и всё! Облезла ткань».

«Как облезла, - недоумеваю от информации Хачика, - новую ткань  брал в лавке». «Облезла и всё. Да, ладно. Не стоит переживать. Уже забылось», - успокоил меня парень. Но всё же я выпытал у него всё. И ларчик открылся просто. Местные кутюрье сшили ему прикид, пустив ткань наоборот.

 Блестящую внутреннюю поверхность храбрый  портняжка, дабы придать вещи ещё больший шик, пустил на лицевую сторону. Её и содрало при нескольких падениях на снегу. Когда я объяснил причину «брака» ткани, лицо Хачика заметно просветлело.

 «А мы думали: «Неужели Ян нам какое-то барахло выслал? А теперь всё стало понятно. Пошли кататься»  Хачик ещё долго недоуменно цокал языком и воздевал руки вверх. 
               

Однажды, в середине 70-ых, вёз я очень интеллигентного пассажира. Сидел он на заднем сидении. Неожиданно он спрашивает, не мой ли бумажник лежит на полу за моим водительским сидением. «Давайте посмотрим, что там лежит, - предложил я, - скорее всего, выронил «лопатник» ехавший до этого пассажир».

 Я разворачиваю бумажник. Мы с интересом вглядываемся в содержимое. Увы, никаких денег, хоть криком кричи. Как сейчас помню, находились а нём 21 техпаспорт на автомашины.  Оказалось, растеряха работал начальником автоколонны в грузовом автопарке №13, располагавшегося в те годы возле аэропорта «Жуляны».

 Специально подъехал в автопарк, узнав из документов в бумажнике, фамилию. Сторож на воротах разочаровал меня. «Где-то рысачит Боря. (А может, Наум). В те времена евреи нередко меняли имена и отчества, чтобы не мозолить глаза народу. И то, что сторож назвал еврейское имя, вызвало уважение).

 Подожди, если надо». Ничего себе – подожди. У меня каждая минута на счету. Оставляю свой телефон. На следующий день звонок. А до этого мне коллеги посоветовали содрать с него по максимуму. «Знаешь, что такое восстановить в ГАИ столько техпаспортов? – объяснил мне один знаток, - хочешь, дай их мне. Я сам разберусь и тебя не обижу».

 Я отказался, правда, не совсем уверенно. «Вы нашли мои документ, – спрашивает меня мужской голос, - можно приехать за ними»? «Давайте, - заранее потирая руки, говорю я, - сегодня выходной».

 Человек рассеянный прибыл в точно назначенное им время. И сразу сделал движение к боковому карману. «Посмотрите сначала товар, - почему-то сразу же захотелось сказать мне, - может не то, о чём идёт беседа». Я показал ему бумажник.
            

Он довольно тщательно просмотрел содержимое. «Деньги любят счёт, - хотелось высказаться мне, - но что? Я зажму у него пару техпаспортов?» Оставшись довольным после просмотра аусвайсов, гость сказал кратко и с чувством: «Что с меня?» Душа вспорхнула ввысь. Сбываются пророчества коллеги. Сейчас и надо «заряжать сумму».

«Знаете, - сказал я после короткой паузы, - на чужих неприятностях как-то, и наживаться неудобно. Но, если Вы сумеете написать в наш таксопарк или городское управление пассажирских перевозок небольшую благодарность, чтобы мне скостили выговорок за какое-то прегрешенье, то буду весьма признателен.  Можете не отмечать прискорбный факт утери документов, дабы не нарваться на неприятные вопросы о бдительности и прочему.

 Что-то коротенько черкните о моём внимании и душевному отношению к пассажирам. А так же о моём выполнении профессиональных обязанностей. Лицо начальника колоны осенило благородство и желание сделать всё от него зависящее, чтобы выполнить мою просьбу

. «Я напишу в «Известия», или в «Правду», - горячо промолвил он, - в крайнем случае, в наше министерство автотранспорта Украины. Таких людей, как Вы, необходимо всячески поощрять. Это будет моим подарком!» Что-то зашевелилось в моей груди.

Начали распирать чувства. Завиднелись дальние и светлые горизонты, взлетели к небесам звуки труб. Тем более, я ведь сделал ему немалую услугу. Всё завершилось, как и должно было завершиться. Ничего и никому он не написал.
            

Дарите любимым тюльпаны!
 
             Ян    Подорожный.     10 – 12.10.08.        Любек.               


Рецензии
Это моё -Одаришь кого-то - сам найдёшь!!.
Описали всё, Ян, с полнотой и улыбками, несмотря..
Скажу вам по секрету: перестала любить подарки, особенно с "практической направленностью".
А тюльпаны...всегда в радость.
Счастлива, что они мне частенько достаются.
Дарю вам тёплый привет от нашего цветущего лета и
самые добрые пожелания
)))).


Дина Иванова 2   27.06.2017 08:08     Заявить о нарушении
И стал абсолютно равнодушным к презентам.
Практически к любым.
Больше радуют контакты душ.
Но и их не в избытке...
Что-то в отношениях даже близких людей слегка надломилось.
Но унывать не будем.
Сколько светлого в жизни.
Спасибо, Дина.
Кланяюсь.

Ян Подорожный   27.06.2017 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.