Москва, продолжение. 8. Скажи мне, кто твой друг

    Казалось бы, невинный вопрос: кто одомашнил свинью? Ну как кто… Вообще-то два древнейших центра было. Около 8000 лет назад в Китае. К нему вопросов пока нет. И… «Археологические находки свидетельствуют, что уже 12 700 — 13 000 лет назад дикие свиньи начали одомашниваться на Ближнем Востоке в районах бассейна реки Тигр. Исследование ДНК из зубов и костей свиней, найденных в европейских поселениях эпохи неолита, показывает, что первые домашние свиньи были завезены в Европу с Ближнего Востока. Это стимулировало одомашнивание европейских диких свиней, что привело в короткий срок к третьему важному моменту в истории одомашнивания — вытеснению пород ближневосточного происхождения в Европе…» В любом случае, 7500 лет назад домашняя свинья из Малой Азии уже завезена в Европу.

    Что меня смутило: свинья одомашнена в том регионе, где сейчас её считают грязным животным, где употребление в пищу свинины — табу. Мусульманам даже прикасаться к этому животному нельзя. Ну и смысл такого одомашнивания? Что скрывается за очевидным противоречием?

    Первый шаг: выяснить, кто свинье «верный друг», а кто «враг»…

    Как уже отмечалось выше, кабан – животное Фрейра (скандинаво-германская мифология). Солнечного кабана Фрейра звали Гуллинбурстине (золотая щетина). Ну и животное Перуна, вероятно. Что следует из поговорки: «На людях Илья — а дома свинья!» А христианский Илья, он, как раз, взял на себя функции Перуна. Есть старинная русская загадка «Дрожит свинка, острая щетинка»; отгадка — огонь. Где перуны, там и огонь… Какое у нас отношение к свинье? Конечно, всем известно, что «свинья везде грязь найдёт». Но разводили, разводим и, думаю, будем и дальше разводить!

    Со свиньёй связана и сестра Фрейра, богиня Фрейя. Так, Фрейя превратила в вепря Хильди-свини своего возлюбленного Отара. Поэтому это животное считалось символом покровительства богини, как в воинских делах, так и в любовных. И как после этого германцы относятся к свинье? Едят знаменитые баварские колбаски из свиных кишок! Более того, воины Одина в Вальгалле каждый день съедали кабана Зехримнира, а за ночь его кости вновь обрастали мясом. Ещё вычитала, что у германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. io:furr, «вепрь», «князь», «бог»). Так ведь вот он Эборус! Если присмотреться, то это же и греческий Эосфор (зареносец), сын титана Астрея и богини зари Эос. А вот для евреев Фар был быком…

    Кстати, вепрь и у таджиков boar. А вот у русских есть ве-прь и есть боров. Причём, вепрь боровом быть не может (он же дикий). Бор-ов… Животное Бера? А кто у нас Господин Неба? Бар-ан! Случайное созвучие? Тогда почитаем про борова: происходит от праслав. *borvъ, от кот. произошли др.-русск. боровъ «скотина», болг. брав «баран», сербск. бравац «боров, кабан», словенск. brav «скот, холощеный баран», словацк. brav «боров», чешск. brav «мелкий скот», восходит к праиндоевр. *bhorus «подрезанный, холощёный», откуда др.-в.-нем. barug, barh «кастрированный кабан».

    Праславянское borvъ напомнило мне о Барвихе. Это  посёлок в Одинцовском районе Московской области, расположенный на реке Саминке. В XVIII веке на месте посёлка находился древний сосновый бор, и место именовалось Оборихой (Оборвихой), позже — Борихой. А ведь логичнее какой-нибудь Боровкой или Сосновкой было бы назвать. Если просто бор. Нет! Эборас-Борька-Барух во всей своей «самости» там обитал.

    В английском «ве-прь» — это либо Boar,  либо a-per.  Явно от англо-саксов, потому что в немецком языке вепрь  — Eber, Keiler. А в латыни есть aprum. А в латышском kuilis (кюйлис). Поэтому есть смысл задуматься, в честь кого названы Иберийский полуостров и Кольский? А ещё английское Kill (убить). Думаете, ошибаюсь? Конечно, словацкий и чешский вепрь, канец, не обязан быть однокоренным с русским «кануть, конец». Но… Турецкий вепрь  — domuz (домуз) — это разве не Думузи (Таммуз)?

    Таммуз или Фаммуз — сиро-финикийское божество, тождественное Адонису. Шумерский вариант имени — Думузи (или Думу-зид-абзу, букв. «Истинный сын водной бездны») — божественный пастух, умирающее и воскресающее божество плодородия. Приблизительно во времена Седекии и разрушения Иерусалима ему поклонялись и иудеи.

    Позволю себе небольшое отступление. В немецком языке в смысле «убить» существует слово tоten. Связано ли это как-то с богом Луны Тотом, гадать не будем. Заглянем в древнеегипетскую Книгу мёртвых. Вот что говорит жрец Анмутеф: «Я пришёл к вам, о вы, великие владетельные князья — Татауи, которые обитают на небесах и на земле и в Харт-Нитре, и я привёл к вам умершего (Осириса Ани)…» Вот как вторит ему жрец Самереф: «Я пришёл к вам, о вы, Татау-вожди, которые обитают в Рэсэтеве, и я привёл к вам умершего (Осириса Ани), даруйте же вы ему пироги и воду, воздух и поместье в Сахт-Хатпе, как (всем) последователям Гора…»  Кто они, князья Татауи? Интересный след  нашла на Кавказе: «Вслед за появлением культа богинь-матерей в карачаево-балкарской языческой религии появился культ богов-отцов; и точно также считалось, что у всего на свете есть свой бог-покровитель отец - у вод, у деревьев, предметов и т. д. Были и главные боги-отцы стихий. Это Отец Земли Даулет (жер атасы Даулет). Отец Ветра Эрирей (жел атасы Эрирей), Отец Огня Татай (от атасы Та-тай), Отец Воды Суулемек (суу атасы Суулемен)…» Наверное, не случайно почти одинаковы по звучанию Отец Земли Даулет и египетский загробный мир Дуат. А в греческой мифологии  под царством Аида находилась глубочайшая безднаТартар, куда были низвергнуты титаны. Низвергнуты… или tоten? Убиты? Не все. Греки выделяли пару Тетис и Океан. Говорят, Океан не принимал участия в титаномахии (зато его сын Ладон принимал). А что Тетис? Её имя связывают либо с индоевропейским «тётя-мать» (русское «титька»), либо с угаритским Ta(m)tu «океан». Но тогда это совершенно другая история! Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Предположительно, изображалась в виде дракона или гидры с семью головами; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший её Мардук из её тела создаёт небо и землю. Но сначала боги убили самого Абзу и пленили Кингу, у которого были таблицы судеб (ме).

    Но вернёмся к Думузи. Вот нигде я у семитов не встречала упоминания, что он Вепрь! Более того, есть хорошо узнаваемая пара:  Фрейр и Фрея,  Осирис с Изидой, Думузи и Иштар, Балу и Анату. Фрейр – кабан. Думузи, получается, тюркский кабан. Осирис… «Древние египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи — священного тотемного животного. Черная свинья выступала у них как воплощение противника Осириса, злого бога Сета, надругавшегося над телом мертвого Осириса и съевшего глаз его сына Гора…» Честно говоря, не видела ни одного изображения Осириса в виде свиньи. Остаётся верить на слово, пока сами не увидим. Но какова ситуация с угаритским Балу-быком! Получается, он и не бык вовсе? (Косвенное подтверждение находим у греков: греч. «вепрь» — бала). Не потому ли Илу-бык так не хочет допускать его к верховной власти? Не потому ли Балу-быку во всём помогает бог-мастеровой Котар-ва-Хасис (евр. Хазир – свинья…), находящийся в услужении у Илу-быка? Да и Фрейр с Фреей, чьи дети? Они дети заложника от ванов, Ньёрда. Кто такой Ньёрд? Ньёрд представляет ветер и морскую стихию, но, как и другие ваны, прежде всего, является богом плодородия.

    Вот в угаритских текстах я, как раз, и встречаю упоминание о кабанах.

    «Ах, вот ты какой! — громко он (Муту-смерть обращается к Балу-быку-грозе) произнес. — Явился готовый служить. Спускайся же дальше вниз вместе со свитой своей. Семь захвати ветров, семь возьми облаков, семь тебе верных юнцов, восьмерых кабанов и дочь, что с неба роняет елей…»

    «И собрал Муту свою свиту, семь верных ему юнцов, кабанов восемь. Им сказал:
— От Балу, от брата, обиду я претерпел, хотя нас мать одна родила.
Каптару покинув, Цапану достигнув, набросился Муту на Балу…»

    Стоит отметить, что о кабанах упоминает Муту, отождествляемый с египетским Сетом, к животным которого относилась и чёрная свинья. Но вот вторгшиеся в Египет из Сирии гиксосы почему-то признали в Сете своего бога… Ваала. Да и что такое Каптара, если не страна коптов? А Ца-пану (даром что гора) – страна пастухов-«жупанов»? Конечно, это всего лишь предположение. Главное, что в угаритских текстах нет и намёка на грязь в отношении свиней. Вот и те же иудеи, назвавшие свиней грязными, тем не менее, запрещали их убивать.

    Археологические находки свидетельствуют, что до завоевания Ханаана израильтянами свинина там употреблялась в пищу, однако некоторые народы древнего Ближнего Востока, например, египтяне и сидоняне, как позднее и мусульмане, свинину не ели.

    В гробницах Нового царства (Египет) распространены изображения боен и стад животных, предназначенных на убой. Чаще всего встречаются изображения быков. Нет надежных свидетельств употребления египтянами в пищу козлятины или баранины, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте. Свиней, хотя и разводили, в пищу употреблять было запрещено, так как свинья считалась животным бога Сета. А вот крокодил и бегемот в некоторых регионах всё же употреблялись в пищу, хотя они и священные животные. Значит, Сет египтянами однозначно воспринимался как враг! А ведь в эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета. Поэтому за Сетом стояло вполне конкретное племя людей, возможно, и чуждых основной массе «коренных» египтян. Свинопасы, будь они даже уроженцами Египта, были единственными людьми, которым запрещалось входить в храмы. Ни один египтянин не решился бы выдать свою дочь замуж за свинопаса или женить своего сына на его дочери. Свинопасы в силу этого заключали браки исключительно в своей среде. Человек, который мимоходом прикасался к свинье, входил в реку прямо в одежде, чтобы смыть с себя заразу. При всем том один раз в году египтяне приносили свиней в жертву луне и Осирису, причем, кроме того, вкушали их мясо, хотя в любой другой день года делать это им возбранялось. Те, кто был слишком беден, чтобы в такой день пожертвовать свинью, вместо нее пекли и приносили в жертву лепешки. Если верить греческому ученому Эвдоксу, после отлива Нила египтяне выпускали на поля стада свиней, которые втаптывали семена в сырую землю. Согласно преданию, Тифон (Сет) в образе черной свиньи поранил глаз бога Гора, который предал его за это сожжению и учредил жертвоприношение свиньи, после того как бог солнца Ра объявил это животное отвратительным. Что же касается предания о том, что во время охоты на вепря Тифон обнаружил тело Осириса и искалечил его, что и послужило причиной ежегодного принесения в жертву свиней, то оно представляет собой модернизированную версию более древнего предания: что Осириса, равно как и Аттиса и Адониса, растерзал вепрь или Тифон в образе вепря. (Вообще-то, после завоеваний Македонского греки в Египте развернулись очень широко. Поэтому фрески на стенах гробниц меня убедили бы больше, чем мифы позднего происхождения…)

    Трудно сказать, был ли действительно период египетского плена у евреев, но в отношении свиньи оба эти народа полностью солидарны. Известна легенда о том, как во время междоусобицы в среде Хасмонеев овцу, предназначавшуюся для жертвы в Храме, подменили свиньей; когда ее поднимали на городскую стену, она «вцепилась в стену когтями», и земля вокруг Иерусалима «сотряслась на четыреста парсот» (парса — около 4,5 км); тогда и было наложено проклятие на тех, кто разводит свиней. В отличие от других нечистых животных, которых запрещено только употреблять в пищу, свинью иудеям нельзя использовать ни в каком виде (за исключением щетины). Но что интересно, как у германцев один из родоначальников был вепрем (Ibor), так и др.евр. Ибри — якобы, родоначальник евреев (ибрим). Много ли у немцев семитской крови? По мужским гаплогруппам: 4,5 % J2 и 5,5 % E1b1b1. Но я не знаю по ним никаких подробностей. А вот у евреев их 15 % R1b очень древнего происхождения. Она к ним попала ещё до того, как в Европе объявились германские племена. Что-то мне подсказывает, что свинью одомашнили не семиты, а представители индоевропейского племени.

    И снова о Сете. Сами египтяне иногда отождествляли его с Бебаном. Бабий, Бебан (Бабон, бабу, бэбис) – бог тьмы, мрака и сексуальной силы в облике бабуина. Бабий – один из древнейших египетских божеств. Есть мифы (имеющие еще додинастические корни), в соответствии с которыми правитель в загробном мире превращается в бабуина. Иногда даже мачта лодки, перевозящей умерших в загробном мире, символизирует или олицетворяет фаллос Бебана. Говорите, древнейший египетский бог? Дед по-армянски pap, а на грузинском так и вовсе babua, а вот на арабском jid (жид), идиш zeyde, иврит – сав, саба. Так где будем искать древнейших египтян, а заодно и «евреев»?!

    Итак, если современные семиты в отношении свиньи негативно солидарны, то индоевропейцы (в первую очередь меня интересуют здесь именно они, но беру информацию несколько шире) относятся к ней совершенно наоборот. В древнехеттских текстах в качестве одного из имен Черного бога, упоминается вепрь. У мегрелов и сванов, народности близкие грузинам, слово означающее свинью, означало «божество». У грузин при встрече Нового года на праздничный шест надевалась голова свиньи. Трипольцы изготовляли глиняные фигурки свиней и вдавливали в них хлебные зерна. В культе греческой богини Дeметры свинья отвечала за плодородие. В дни тесмофорий, религиозных празднеств в честь Деметры, свиней приносили в жертву, чтобы обеспечить хороший ypoжай зерновых.  Сходно с этим некогда распространенное в Европе поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев. На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху. Во время празднования римских сатурналий, совершавшихся в декабре,  жертвенным животным была олицетворяющая Солнце свинья: считалось, что ее длинные и острые щетины похожи на его лучи.Тибет: Великую Мать  величали Алмазной свиньей и Царицей небес. Свинья — двенадцатый знак китайского зодиака, который служит олицетворением честности. Однако в буддизме свинья — один из главных виновников человеческих страданий, олицетворение невежества и алчности, приковывающее человека к вечно вращающемуся дурному колесу сансары. В германских сказках Фрейр в рождественскую ночь отправлялся на борове. В Европе высоко ценили свиней (большими любителями прослыли галлийцы и германцы). Вот и у нынешних жителей Западной Европы традиционно на Рождество — свинина.

    В военном деле «свиньей» русские называли излюбленный тевтонскими и ливонскими рыцарями способ боевого построения в виде клина. В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака - «головы Вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. Вепрь - спутник многих грозных богов: греческого Ареса, римского Марса, гepманскoгo Водана, скандинавского Одина, японского Хатимана.  Другие боги сами принимали облик Дикого кабана: галльский бог - покровитель охоты Моккус (в галло-римской надписи из Langres (Франция) Меркурий именуется Moccus — «свинья»; кстати, Меркурий — планета Сета). Индуистские боги Рудра и Вишну — небесные вепри. Вишну в образе вепря Вараха поднял на клыки землю, заполоненную демонами.

    На кельтах стоит остановиться чуть подробней. У них свинина была жертвенной едой на празднике Самайн (1 ноября). А кабан посвящался богу Лугу. Киан, отец Луга, спасаясь от преследователей превратился в «druidic pig»; однако, умер он в своём человеческом обличье.  Также бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях». Матерый кабан символизировал духовную власть жрецов-друидов. У кельтов свинья была связана одновременно с богиней-свиноматкой Керидвен, «Белой старухой», и лунарной богиней плодородия Феа; и она вскармливала богов. Ещё один интересный момент: вепрь — ирланд. и шотл. тorc. А вы знаете, что такое Торквес?

    Торквес (торк) — кельтская разновидность шейной гривны: культовое ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты. Слово происходит от лат. torqueo «скручивать», «поворачивать». (Ага, крутой как поросячий хвост…) Начиная со статуи хиршланденского бойца (VI в. до н.э., гальштаттская культура) в живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира». Самые ранние кельтские торквесы чаще всего похоронены с женщинами. Как полагают некоторые авторы, торквес был украшением для женщин до конца III века до нашей эры, после чего стал атрибутом воинов. Отсюда я делаю вывод, что, очень вероятно, кельты переняли культ свиньи у кого-то другого (германцев, например). Кстати, кто расскажет, что означает название этрусского города Тарквинии? По преданию, был основан выходцем из Лидии Тархоном. Расположен в регионе Лацио на берегу р. Марты. (Тюр, Тир или Тиу, также Ziu, Цио) — в германо-скандинавской мифологии, однорукий бог воинской доблести. Из асов, сын Одина и великанши, сестры Гимира.) После войн с Римом Тарквинии потеряли самостоятельность к началу III в. до н. э. Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, и город утратил своё значение. Но ведь этруски не германцы? Нет. Скорее всего, они арии. Но ведь и немцы не на пустом месте придумали, что они «истинные арийцы»!

    Говорите, свинья у семитов «грязное» животное? Вепрь: араб. «хензирон закарэн». Это у индусов Карену — слон, а «закарэн» разве не Зохар? 

    Пора задать главный вопрос: а кто одомашнил свинью в Малой Азии? И вот тут получается интересная ситуация. Да, там жили семиты. Но 12 000 лет назад из Азии на Балканы приходят арии. Думаю, и через Анатолию шли. Они и в Китае примерно тогда побывали, когда там начали одомашнивать свиней. В Ливане их присутствие датируется в 5300 лет назад. Так что к моменту написания угаритских текстов они в Сирии уже определённо жили и очень давно. Также через Месопотамию примерно 5500 лет назад мигрируют представители гаплогруппы R1b. Но насколько эти выкладки надёжны? Вот данные из палеогенетики: субклада R1b1 определена у образца возрастом 14180—13780 л. н. из Виллабруны (эпиграветт Италии).

    Поэтому, хоть свинья и одомашнена в Малой Азии, но никак не семитами! Это сделали индоевропейцы. И я склоняюсь к версии, что всё-таки — уже оседлые арии-земледельцы. А вот воинственные «эрбины» внесли свои корректировки в отношение семитов к свинье…


Рецензии
а может всё проще-без заморочек...
от марокко до камчатки полосами идут пустыни и степи и горные степи... кочевники пасут баранов и овец...

но осёдлые живут в лесах и разводят свиней в стойлах... свинья не может пастись-шерсти мало...зато у осёдлых земледельцев полно зерна и корнеплодов...

в гильгамеше царские жрецы-персы недовольны набегами скотоводов у кот воен демократия... но афганск кочевники уже после принятия ислама всёж захватили персию на полвека...

вражда и торговые потребности привели к запрету у кочевников есть свиней-у них в отличие от земледельцев монопродукт мясо и шкуры...поэтому где их власть там надо есть только свой продукт...

у земледельцев нет запрета на баранину...

любопытно... свинья одомашнена южнее в долинах месопотамии-но перешагнула через баранов горных более выносливых и ушла на север дальше кочевого скота...только оленя не одолела... но в тундру и не пришли земледельцы!

с покл нч!

Ник.Чарус   10.08.2017 08:18     Заявить о нарушении
Чего это земледельцы в тундру не пришли? Да у нас в Заполярье народ картоху выращивает! Правда мелкую и особого северного сорта, скороспелую. И коровы жрут всё подряд. Даже листву с деревьев, как жирафы :)

Светлана Каплун   12.08.2017 00:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.