Море - океан. Тольятти. Театр

Роман Полуэктов
(«Море-океан» Режиссёр - Алёна Савельева).


Философская притча Алессандро Барикко многогранна, как сама жизнь, так напоминает поэму Стефана Мелларме «Бросок костей…», где: «Любая Мысль - бросок костей. Итог броска костей всегда случаен».

В притче А. Барикко судьба человека – случайная морская волна…

Я написал стихотворение, в которое вложил этот смысл тоже, оно начинается с цитаты великого философа и мыслителя В. И. Ленина «Картина мира есть картина того, как материя движется и как “материя мыслит”, этой цитатой, по моему мнению, можно обозначить смысл философской притчи Аллесандро Барикко в том числе.

-----------------------------***-------------------------—
Подобно океану, что жемчуг создаёт
В своих глубинах - дивный самоцвет,
И красотою несравненной предстаёт,
Развитием себя, работой долгих лет,
Так Мироздание - трудом из века в век
Жемчужиной прекрасною созрело:
В картине мира появился Человек,
И Бытие Себя уразумело».

Просмотр спектакля привёл меня ко многим умозаключениям, одним из которых хочу поделиться.

Если начать размышлять о спектакле, то выйдет не отзыв, а книга, поэтому отмечу в общих словах: здесь и отдельные судьбы, и каждая – неповторима, и океан, как символ движения, и Океан, как символ Мироздания, где каждый человек, судьба – волна этого моря - океана, а размышления художника о начале моря, поиск глаз Его, с которых начинается портрет, отвечает сам за себя: начало моря – рождение человека, глаза моря - глаза человека.
«Где у моря завершение?» - исчезновение волны, возвращение её в бездну - смерть человека, завершение его жизни. А этот плот, оторванный от берега - один на один с морем, один на один с жизнью, рождение человека в эту бездну бытия, борьба за выживание со стихией и с ближним...


Огромнейшую работу и с такой лёгкостью провел режиссёр театра «Дилижанс» Алёна Савельева: какое откровение и открытие – спектакль, в котором минимум декораций, когда режиссёр и актёры своими силами и талантом, своим мастерством берут на себя ВСЮ работу, и как восхищает, когда работа полноценная, интересная и богатая.

Алёна Савельева - гениальный режиссёр! - такую безбрежную притчу А. Барикко так умело, просто и доступно для всех преподнести, подобрать прекрасных актёров, выбрать музыкальное сопровождение и освещение!
Это ведь так невообразимо трудно в спектакле без особых декораций отобразить ТАКОЙ РАЗМАХ МЫСЛИ , заложенный в притче"Море - Океан" - столько судеб, временное протяжение, и с каким умением это всё лёгкими штрихами указать в работе, потому что основной смысл как раз в невесомости и краткости жизни волны, когда они меняются, приходят и уходят, а Море остаётся…

Особое место в спектакле заняла игра актёров: такая лёгкая, изящная, проходящая над всей картиной, венчающая картину - Анна Митрофанова, такое подлинное состояние отчаяния и прозрения Константина Федосеева в роли Андре Савиньи, а самые юные артисты так по-настоящему веселились возле моря...

Жизнь театра, его роль, его обаяние, его сила...
Режиссёр Алёна Савельева любезно согласилась ответить в заочном интервью на мои вопросы о Театре.
Вопросы неизменны, т.к. ответы на эти вопросы для меня очень важны и всю ценность являют именно ответы:

Р.П. - Что Вы хотели сказать зрителю своей работой на этом театральном фестивале, какую передать идею?

А.С. -Уже все написала на афише. Никаких секретов тут нет.

Р.П. - Что для Вас театр, и каким должен быть актёр?

А.С. - Театр… Ну помимо всякой там кафедры для говорения миру добра… Место, где хорошо на душе, не важно, по какую сторону рампы. Даже когда тяжко. Хотя нет, не место, это скорее люди, конечно. На данный момент. Не знаю, нельзя на этот вопрос ответить раз и навсегда. Много всего.
А актер никому ничего не должен, как и любой другой человек. Все зависит от конкретной команды, театра, его задач. Поэтому надо просто быть на своем месте. Быть гибким. И внятным.

Р.П. - Кто для Вас зритель?

А.С. - Человек, которого следует уважать. И соавтор, интерпретатор, но это в идеале.

Р.П.- Изменяется ли ваш внутренний настрой в зависимости от наполненности зала?

А.С. - Это неизбежно, думаю.

Р.П. - По вашему мнению, современный театр отражает жизнь общества или эта связь с народом утеряна?

А.С. - Мне кажется, любое искусство отражает жизнь общества. По большому счету это и есть то единственное, что может художник. Не думаю, что “связь с народом” как-то может потеряться. Театр без зрителя не существует. Так что даже плохие спектакли почему-то появляются, чем-то обусловлены и что-то отражают.

Р.П. - Что Вам нравится в современном театре?

А.С. - Смотреть, видеть, быть его частью.

Р.П. - Что нужно, чтобы приблизить театр к своей основной задаче в наше время – к воспитанию и просвещению общества?

А.С. - Хорошая актуальная драматургия в первую очередь.

Р.П. - Какие основные задачи ставит современный театр в своей работе?

А.С. - Не могу говорить за весь “современный театр”, потому как это явление слишком объемное. Задачи может ставить конкретный театр, коллектив, режиссер. А это уже у них надо персонально спрашивать.

Р.П. - Быть Актёром – это быть на виду, быть примером и учителем. Насколько легка эта ноша?

А.С. - Я бы вообще не стала такую ношу на актера возлагать. Личное должно оставаться личным. Иначе это все равно, что судить о лирике Пушкина исключительно по его нравственному облику. В театре очень много вещей синтезируется: труд драматурга, режиссера, художника. Все это несет смысловую нагрузку, поэтому не вижу никакого смысла вешать ответственность чему-то “учить” на бедного актера.

Р.П. - Испытывает ли театр сложности в наше время? Какие?

А.С. - Первое, что приходит в голову — финансовые. Второе — это необходимость воспитывать зрителя. Не самая простая задача в эпоху блокбастеров и клипового мышления.

Р.П. - Театр – отражение общества.
Какое, по-вашему, современное общество, какие проблемы в нём?

А.С. - Если задача сейчас судить об обществе по театру, то видимо финансовый кризис снова на первом месте. )
Какое общество? Быстрое. Театр за ним не всегда и поспевает-то. А проблем много, это, думаю, очевидно. Бессмысленно затевать перечисление. Но это наш хлеб, пока они есть, нам есть о чем делать спектакли, над чем плакать и смеяться.

Р.П. - Играть роль – это играть или пережить?

А.С. - Для меня — всегда играть. Мы же не сходим с ума каждый раз, выходя из-за кулис. Переживаем мы жизнь, а играть роль — это преломлять пережитое. Это магическое “если бы” у Станиславского, мне кажется, само по себе предполагает занятную, азартную и честную игру, а не психушку.

Р.П. - Что для Вас для вас важно в общении с людьми?

А.С. - Теплота, юмор, обмен информацией.

Р.П. - Ваши пожелания зрителю, читателю?

А.С. - Быть внимательными, честными, не разочароваться в ожиданиях и вовремя отключать мобильные телефоны, если Вы понимаете, о чем я.

Р.П. - Вы можете сказать, что главное в Вашей жизни свершилось?

А.С. - И да и нет. Мало ли, что там еще впереди. Но если все кончится завтра — то да


8-й театральный фестиваль в городе Тольятти, проходящий в театре «Дилижанс» – шкатулка с сокровищем, где каждая работа прекрасна по – своему.

Полуэктов Роман
2017


Рецензии