Религиозная борьба на территории Чечни и Дагестана

Тесаев З.А. Религиозная борьба на территории Чечни и Дагестана в позднем Средневековье (XV-XVI вв.)

   Аннотация: В данной статье проводится анализ возникновения и развития миссионерской деятельности в Чечне в период позднего средневековья.
   Ключевые слова: Ислам, Симсим, Суракат, Чечня, Кумух, Авар, чеченцы, власть, народ, демократия.

   До сих пор в чеченской историографии мало изучен вопрос позднесредневековой миссионерской деятельности в Чечне. Различные разрозненные сведения отсылают нас к проповедникам Ислама: Термаолу, Берса-шейху, ГIада-шейху, Абу-Муслиму и др. (1) По утверждению средневекового автора Аздина Вазара в XV в. в Чечне сохраняются два христианских религиозных центра в Нашхе и Керста-Акке, а попытки Аздина обратить местное население в мусульманство завершаются неудачей (2). Не удается добиться успеха в распространении Ислама среди чеченцев и Гирей-хану, отождествляемому исследователями с Нур-Девлет-Гиреем, жившим в XV в. (3) То же самое можно сказать и о более раннем периоде, так как христианские храмы обнаруживаются и в XIV в. в Хунзахе, у «народа Нахче», а также в Тушетии. Об этом сообщается в манускрипте грузинского католикоса Евфимия, в чью юрисдикцию входили перечисленные области (4). Здесь объективно возникает вопрос о времени массовых обращений всех чеченцев в Ислам.

   Труды А. С. Сулейманова, приоткрывая завесу неопределенности, в значительной степени упростили задачу, предоставив исследователям множество сведений, прямо или косвенно указывающих на интересующий нас процесс. 
Так, в «Топонимии Чечни» А. Сулейманов пишет о бегстве в область ТIерла после крушения царства Симсим некоего царя Сураката, основавшего в Аргунском ущелье замковый комплекс КIирда-бIаьвнаш, название которого, видимо, говорит о христианском вероисповедании основателя (5). По утверждению того же А. Сулейманова, почерпнувшего свои данные из фамильной летописи, Суракат и его сын Байра не сумели утвердиться в обществе ТIерла и позднее покинули область. С потомками Сураката связываются и имена чеченских феодалов Бийриг Бичча и Элди Талата (6).

   Сведения А. Сулейманова вызывают исключительный интерес, поскольку перекликаются с целым рядом дагестанских летописных текстов, частично согласующихся с данными, изложенными автором «Топонимии…» Так, Сурака (он же Суракат) и его сын Байар, фигурирующие в хронике «Тарих Дагестан» в качестве нуцалов Аварского ханства, один за другим изгоняются мусульманскими войсками из Хунзаха в «область Туш», под которой, исходя из сообщения А. Сулейманова, подразумевается Аргунское ущелье. Затем в Аварии обосновывается некий шейх Абу-Муслим «в качестве имама, вали и хакима», а шамхал – союзник Абу-Муслима в борьбе против Сураката – возвращается в Кумух. Ряд анахронизмов, употребляющихся при описании этих событий, в том числе упоминание с. Аьршта при отвоевании Хунзаха внуком Сурака Амирсултаном, заставляет усомниться в тождественности летописного Абу-Муслима и завоевателя Дагестана (тоже Абу-Муслима) времен правителя династии Омеййадов Мервана II (7), поскольку Е. Н. Кушева указывает на 1550-1570-е годы как на время завершения последнего выселения чеченцев с гор на равнину, к которому относится основание с. Аьршта (8). Вызывает недоверие также упоминание в «Тарих Дагестан» мусульманского Константинополя и эмира Чуфана сына Султан-Али-бека  в качестве завоевателя Дербента и Кайтага (9), поскольку Константинополь был завоеван турками лишь в 1453 году, а личность упомянутого эмира перекликается со сведениями о Чопане сыне Шамхала Али-бека, правившем теми же областями – Дербентом, Кайтагом и Кумухом, но уже в XVI в. (10)

   Сведения, приводимые в «Тарих Дагестан» о заключении династического брака между «шахом» тюрков и домом Сурака, разрушении Кумуха, [50] упоминание легкого и тяжелого огнестрельного оружия, имен «Сефи-шах» и «Тахмаспа» и др. (11) приводят В. В. Бартольда, В. Ф. Минорского и А. Е. Криштопа к заключению о датировке упомянутого «разорения турками Кумука» 1582 годом, связывая это событие с периодом османских походов на Кавказ (1577-1612 гг.) (12). Оформление самой летописи связывается со временем после указанного 1582 года (13). При этом, отождествление, как выражается В. Ф. Минорский, компиляторами «Тариха…» событий XV-XVI вв. с мусульманскими завоеваниями VIII в. определяется им как «набожные чувства» переписчиков, ограниченных знаниями и окружением. В. Минорский пишет: «Любопытно, что независимые правители Ширвана и ал-Баба возбудили мало интереса в компиляторе (переписчике «Дарбант-нама». – З. Т.), набожные чувства которого обращались главным образом к ‘’славным’’ временам мусульманских завоеваний и обращения неверных. Эта тенденция может указывать на те социальные круги, к которым принадлежал автор компиляции и для которых он писал». Кроме того, исследователь отмечает: «Указание на разрушение Кумука (правильнее – Гази-Кумука) турками, по-видимому, говорит за то, что эта рукопись была написана в период османских походов на Кавказ (1577-1612 гг.) после смерти Шах-Тахмаспа. В целом работа Муллы Мухаммада Рафи’, или ее последняя редакция, - тенденциозный политический памфлет (выд. мн. – З. Т.), имеющий целью обосновать претензии шамхалов на преобладающее положение в Дагестане». В качестве примера политической направленности «Тариха…» В. Минорский сообщает об искаженном переводе хроники «Дарбанд-нама» на кумыкский язык с персидского языка по поручению уже упомянутого ранее Чопана, именуемого исследователями «потомком Гирей-хана» (последний появился на Кавказе лишь в XV в.) (14).

   Сведения из биографии Чопана и его родного брата Тучелава позволяют нам убедиться в объективности утверждений указанных критиков, а также разъясняют ситуацию с датировкой перечисленных событий. Так, при Чопане (он же Чобан, Чопалав) Казикумухское шамхальство сближается с Османской империей, превратившись в ее вассала, а в 1578 году участвует в «священном походе» турков против шиитского Ирана. При этом в турецких документах Чопан фигурирует как правитель Кумука и Кайтага Читлав Шамхал (15).

   Наравне с ним в качестве аварского правителя упоминается и Тучелав, который, согласно русским источникам XVII в. пользовался непревзойденным авторитетом в Кази-Кумухе даже не будучи шамхалом (16). В «Нусрет-наме» он именуется «Авар Забити Тучалав Бег», т. е. Завоеватель Авара Тучелав-бек (17). У турков Тучелав фигурирует под именем Тоджа Лав Бурхан ад-Дину, т. е. Тучелав Доказательство Веры (18). Кроме того, в награду за оказанную помощь Тучелав получил от Порты санджак (округ) Ахты и Ихир, одноименные села которого входили в Ширванскую область. Дочь Тучелава вышла замуж за кавказского наместника Порты по имени Осман-паша, который устроил свою администрацию в Дербенте. Чопан, в свою очередь, получил санджаки Дербент и Шабран (19). Примечательно отождествление Тучелава некоторыми исследователями с Андий-шамхалом, при том, что последний, по свидетельству Д.-М. Шихалиева, был известен кумыкским владетелям под именем Абу-Муслим (20).

   При перечислении всего вышесказанного, возникает ассоциативный ряд, то есть наблюдаются параллели между именами, статусами, титулами, завоеваниями и собственными землями летописных героев и исторических личностей конца XV – XVI вв. Сведения о жизни и делах Чобана и Тучелава тождественны делам «Чуфана» и «Абу-Муслима» дагестанских хроник. Так, в пользу этого утверждения свидетельствуют данные из летописи «История Абу Муслима», в которой сообщается: 1) о завоевании «Абу Муслимом» Ширвана, Дербента, Кайтага и Авара, т. е. Дагестана (сравните с завоеваниями и собственными наделами Чобана и Тучелава); 2) о назначении Абу-Муслимом в с. Кала-Кура своего «сына Санджаба»; при этом известно, что село расположено в 18 км к востоку от уже упомянутого санджака Ахты и [51] Ихир, предоставленного Тучелаву турецким султаном (вновь обнаруживается параллель); 3) о поселении Абу-Муслимом в с. Ахти родной сестры, т. е. снова упоминается с. Ахты; 4) о борьбе сына Абу-Муслима по имени Ибрахим против Кумука и Авара, при том, что Тучелав известен как «Авар Забити», т. е. завоеватель Авара; 5) о приобретении Ибрахимом прозвища «Бурханаддин». То же прозвище принадлежало и Тучелаву; 6) наконец, приводится сообщение о борьбе Абу-Муслима с войском «Самсама» (сравните с «Симсимом» А. Сулейманова) и бегстве последнего вместе со своими эмирами и семейством (21). Из приведенных сведений следует, что в повествованиях различных дагестанских хроник (например, «Тарих Дагестан» и «История Абу Муслима») обнаруживаются четкие параллели между описываемыми героями и биографиями реальных исторических личностей – сыновей шамхала Алибека Тучелава и Чопана. Учитывая же ранее упомянутое сообщение В. Минорского об искаженном переводе текста «Дарбанд-нама» по заказу шамхала Чопана, мы можем с большой долей вероятности полагать, что ‘’эмир Чуфан’’ и ‘’Абу Муслим’’ хроник «Тарих Дагестан» и «История Абу Муслима» являются кальками с исторических личностей, известных кумыкских героев XVI в. – братьев Чопана (шамхал, правитель Кумука и Кайтага) и Тучелава (завоеватель Хунзаха) Алибековых. Косвенно на это указывают также и другие сведения.   

   Так, А. Сулейманов приводит две датировки, связанные с личностью Берса-шейха – это 1561 год и 1591-1592 годы. Причем, последняя датировка увязывается уже с его проповеднической деятельностью после принятия Ислама, отчего 1561 год понимается нами как дата рождения шейха (22). Данное сообщение важно для определения хронологических рамок жизни Абу-Муслима по следующей причине. В сообщении И. Попова об убийстве Берсом предводителя дагестанской миссионерской партии последний фигурирует под именем (в русской транскрипции) Гада (23). Это дает нам основание отождествлять поповского Гаду с известным чеберлоевским проповедником ГIада-шейхом (он же Зайнал-Абди), происходившим из Кази-Кумуха и явившимся с религиозной миссией из Хунзаха. В Хунзахе, как утверждается в полевых материалах, проживал двоюродный брат Гады по имени Абу-Муслим-шейх, который навещал своего кузена в Чеберлое (24). Поскольку другой полевой источник сообщает, что здесь, в районе Берсан-лама (Ножай-Юртовский район ЧР), где, по преданию, и был убит дагестанский проповедник-завоеватель, появлялись вооруженные отряды «шовхала», а гора была названа в честь Берса (25), мы можем утверждать, что Берс-шейх, ГIада-шейх и Абу-Муслим (по-видимому, Тучелав) являлись современниками. Этот вывод сходится и с данными о правлении Тучелава в Аварии в 1577-1578 гг. (26), когда Берса, родившийся в 1561 году, мог быть молодым человеком 16-17-летнего возраста.   
Интересно и то, что Сурака, а также его потомство не единственные хунзахцы, искавшие убежища у чеченцев в годы религиозных войн позднего средневековья. Известны сообщения о неких «урусах», к которым относились знать и ханы Аварии, в том числе и Сурака (27), являвшийся, к тому же, потомком некоего «Ар.с.кана» (28). Один из эпизодов противоборства мусульман и «урусов» или, как они названы в «Истории Ирхана», ‘’чистых русов’’ сообщает о сражении, состоявшемся в Хиркасе (с. Аракас Буйнакского района РД). В летописи также приводится титулатура предводителей «русов» таватий-ал и арнахур-ал, имеющая грузинское происхождение, что указывает на их христианское вероисповедание (29). Кроме того, связь аварских владетелей с грузинами обуславливает и вышеприведенное сообщение о вхождении христиан Северо-Восточного Кавказа в паству грузинской православной церкви (30). По сведениям «Истории Гирейхана» основание Хиркаса (с. Аракас) состоялось во 2-й пол. XV в. (31), следовательно, описанное сражение «русов» и мусульман не могло произойти ранее указанного времени. Свидетельства Н. Е. Иваненкова о проживании на территории Чеберлоя потомков Сурак-хана (сравните с Сурака, Суракат), связанного с царским домом Грузии и конфликтовавшего с правителем Авара (32), а также сообщение полевого источника о бегстве в XVI в. [52] в Чеберлой «джайлинского кровника», принятого чеченским предводителем Алдамовым ГIезой (33), и другие сведения, изложенные нами в этом материале, указывают на систематичность поиска убежища в Чечне представителями хунзахской элиты (т. н. «русов») в период межрелигиозной борьбы. Данное обстоятельство, по нашему мнению, указывает на пока что мало изученную историческую подоплеку. Также, косвенно на это указывает и сообщение А. С. Сулейманова о поселении некоего Орс-элы (Орс-эла – чеченский эквивалент имени Арс-кан или Урус-хан) на землях нынешнего Веденского района ЧР (34).

   Борьбу с шамхалами, начавшуюся при нуцале Хунзаха Сураке (35), при поддержке чеченцев продолжили его сын Байар, внук Амирсултан и правнук Сиртан, о чем сообщает «Тарих Дагестан» (36). Следовательно, речь могла идти о противостоянии, растянувшемся на целое столетие. Выводы же исследователей об отношении событий упомянутых хроник к XVI в. дают основание искать в названных летописных текстах свершения, относящиеся ко 2-й пол. XV – XVI в. К данному периоду относится и личность Ших-Мурзы Ишеримова (Окоцкого), ведшего борьбу с мусульманскими Портой, Крымом и Шамхальством в качестве союзника Московского государства (37). Это также вписывается в общую картину православно-христианского и мусульманского противостояния в регионе. Особенно примечательно нападение в 1583 году (38) Ших-Мурзы на упомянутого ранее зятя Тучелава Османа-пашу у Дербента, о чем позднее свидетельствовал и сам турецкий «наместник Кавказа» (39). Другой документальный факт – приведение Ших-Мурзой Ишеримовым к присяге царю в 1589 году «Аварского хана», видимо, Мухаммед-Шамхала и его брата «Черного Князя», т. е. Каракиши Турлова (40). Таким образом, мы обнаруживаем задокументированные данные, действительно подтверждающие сведения из дагестанских хроник о поддержке чеченцами (от самого села Аршты до границ Койсу, как сообщает «Тарих Дагестан»), в частности, Ших-Мурзой Ишеримовым аварской знати, вытесненной из Хунзаха турецко-кумыкской коалицией. При этом значение самого Ших-Мурзы для Москвы было очень велико и даже приоритетно: «В начале XVII в. (конце XVI в. – З. Т.) это было владение Ших-мурзы Окоцкого. ‘’О. з.’’ (Окоцкая землица. – З. Т.) была ближайшей из чеченских земель к Терскому укреплению и казачьим городкам. Здесь же проходили важные стратегические пути, игравшие большую роль в истории народов Северного Кавказа. Такая ситуация, как и политика давлений кумыкских феодалов на окское владение – их ближайших соседей, способствовала тому, что ококи одни из первых, уже в середине XVI в., вошли в сферу русского влияния и установили через Терки тесные контакты с Москвой. Первым проводником (выделено мной. – З. Т.) такой политики стал Ушаром-мурза, владелец ‘’О. з.’’, затем его сын Ших-мурза. Московские цари были заинтересованы в сохранении с этими феодалами тесных взаимоотношений» (41).

   Подводя итоги, отметим, что сведения А. Сулейманова о бегстве Сурака в область ТIерла после падения государства Симсим (1395 г.) позволили датировать начало религиозной борьбы в регионе концом XIV – XV в. Упоминание имени Байра сына Сурака А. Сулеймановым и хроникой «Тарих Дагестан» и владетеля Бийрига Бичча также указали на XV в., поскольку дочь Бичча являлась супругой Итона, основателя Итум-Кали. Полевые источники позволили выяснить, что дед Итона Маммач был современником Тамерлана (42). Следовательно, Бийриг Бичча также обнаруживается в XV в. Сведения А. Сулейманова о личности Берс-шейха, оказавшегося современником ГIада-шейха, помогли выйти на искомого шейха Абумуслима, отождествляемого нами с Тучелавом Алибековым. Таким образом, все совокупные сведения, перечисленные в работе, позволили полагать о датировке первой масштабной исламизации Чечни поздним средневековьем, т. е. XV-XVI вв., и 1-й пол. XVII в. (43) При этом, разумеется, надо учитывать и узкие границы допустимого объема материала в рамках данной публикации, не допускающие более подробного, а значит более убедительного анализа по рассматриваемой [53] проблематике. Безусловно, данный период чеченской истории по-прежнему ждет новых и содержательных исследований.

  1. Дахкильгов И.А., Мальсагов А.О. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. – 528 с. С.290; Чеченское устное народное творчество. Учебное пособие. Часть вторая. / Сост. Джамбеков О.А., Джамбекова Т.Б. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – 478 с. С.56-57; Лаудаев У. Чеченское племя. // Чечня и чеченцы в материалах XIX в. – Элиста: «Санан», 1990 (С.74-104). С.88, 100, 101; Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с. С.284 и др.
  2. Хожаев Д.А. Аланский историк из чеченцев. // Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа). – Вып. 2. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2009 (С.546-547). С.546; Попов И. Ичкеринцы. Исторический очерк. // Сборник сведений о Терской области. – Вып. I. – Владикавказ, 1878 (С.261-266). С.264.
  3. История Гирейхана (далее – «История Гирейхана»). // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 (С.169-177). С.170, 176.
  4. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. – Описание Осетии, Дзурдзукии, Дидоэтии, Тушетии, Алании и Джикетии. – О царях Хазаретии. – Алгузиани. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Вып. 22. – М.: Книга по требованию, 2016 (С.1-196). С.50; Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. – М.: «Наука», 1973. – 208 с. С.133.
  5. Лаудаев У. Указ. раб. С.88, 102; Русско-греческий словарь. / Сост. Иван Синайский. – Изд. втор., исправл. и доп. – М., 1869. – 730 с. С.94.
  6. Сулейманов А.С. Указ. раб. С.105, 187.
  7. «Тарих Дагестан» Мухаммадрафи (далее – «Тарих Дагестан»). // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 (С.85-108). С.102-104.
  8. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI – 30-е годы XVII в. – М.: АН СССР, 1963. – 370 с. С.69.
  9. «Тарих Дагестан». С.100, 101.
  10. Алиев К.М. Кумыки и их правители Шаухалы в османских (турецких) источниках XVI – перв. пол. XVIII вв. // Средневековые тюрко-татарские государства. – Вып. 2. – Казань, 2010 (С.115-121). С.119.
  11. «Тарих Дагестан». С.105.
  12. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. – М.: Издательство Восточной литературы, 1963. – 266 с. С.24-25.
  13. Криштопа А.Е. К вопросу о письменных источниках по периоду феодализма в Дагестане. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. – Вып. 7. – Махачкала, 1976 (С.149-183). С.150-151.
  14. Минорский В.Ф. Указ. раб. С.23-25.
  15. Kutukoglu B. Osmanl; - ;ran Siyasi M;nasebetleri. Cilt 1: 1578-1590. Pertev Naili Boratav'a ithafl; ve imzal;. – Istanbul, 1962. – XII, 232 s. S. 67.
  16. Умаханов М.-С.К. Отношения России и борьба народов Дагестана с иранской агрессией в XVII в. // Из истории дореволюционного Дагестана: (Сборник научных трудов). – Махачкала, 1976 (С.41-62). С.48.
  17. Алиев К.М. Кумыки и их правители Шаухалы в османских (турецких) источниках XVI – перв. пол. XVIII вв. С.119-120.
  18. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. – Махачкала, 2008. – 206 с. С.143; Эфендиев О. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке. – Баку: «Элм», 1981. – 335 с. С.156.
  19. Алиев К.М. Кумыки и их правители Шаухалы в османских (турецких) источниках XVI – перв. пол. XVIII вв. С.119-120.
  20. Эфендиев О. Указ. раб. С.154-155; Шихалиев Д.-М.М. Рассказ кумыка о кумыках. – Махачкала: Даг. кн. изд-во., 1993. – 65 с. С.15; Минорский В. Ф. Указ. раб. С.78-79; Кушева Е.Н. Указ. раб. С.44; Каяев И. Казикумухское шамхальство (XVII в.). // Газета «Настоящее время». – 2008. – №39. [54]
  21. История Абу Муслима (далее – «История Абу Муслима»). // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 (С.74-84). С.79-82.
  22. Сулейманов А.С. Указ. раб. С.284, 302.
  23. Попов И. Ичкерия. Историческо-топографический очерк. // Сборник сведений о кавказских горцах. – Вып. IV. – Тифлис, 1870 (С.209-231). С.219-222.
  24. Полевые материалы в архиве автора (далее – ПМАА). Рассказал Шахбулатов А.А. (1959 г. р.), с. Макажой, 2014 г.
  25. ПМАА. Рассказал Чанкаев С.У. (1950 г. р.), с. Ножай-Юрт, 2016 г.
  26. Хапизов Ш.М. Ума-нуцал (Умахан) Великий (очерк истории Аварского нуцальства второй половины XVIII в.). – Махачкала, 2013. – 216с, илл.: 16. С.179.
  27. Гаджи Али. Сказание очевидца о Шамиле (перевод с арабского). // Сборник сведений о кавказских горцах. – Вып. VII. – Тифлис, 1873 (С.8-85). С.22.
  28. «Тарих Дагестан». С.98.
  29. История Ирхана. // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 (С.162-168). С.166-167.
  30. Джанашвили М. Г. Указ. раб. С.50.
  31. «История Гирейхана». С.172.
  32. Иваненков Н.Е. Горные чеченцы. // Терский сборник. Литературно-научное приложение к ‘’Терскому Календарю’’ 1911 г. – Вып. VII. – Владикавказ, 1910. С.1-224 с.; табл.: I-IX. С.11.
  33. ПМАА. Рассказал Шахбулатов А.А. (1959 г. р.), с. Макажой, 2014 г.
  34. Сулейманов А. С. Указ. раб. С.265, 266.
  35. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. – СПб., 1895. – 487 с. С.218-222.
  36. «Тарих Дагестан». С.103-105.
  37. Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т. Т 2. Н-Я. / Автор-составитель В.В. Богуславский. – М.: Олма-Пресс; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. – 784 с.: ил. С.68; Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. 1578-1613 гг. – М., 1889. – 585 с. С.64, С.LXXXVII; Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах легендах и биографиях. Т. I. – СПб., 1887. – 737 с. С.37; Кушева Е. Н. Указ. раб. С.259, 260; Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. – Грозный, 1988. – 176 с. С.37-40; Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Документы и материалы: в 2 т. / Сост. Н.Ф. Демидова, Е.Н. Кушева, А.М. Персов. – М.: Изд. АН СССР, 1957. Т. I. – XVI, 478 с., 6 л. ил. С.37.
  38. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т. I. С.40.
  39. Исаева Т.А. Военно-политический союз народов Северного Кавказа в борьбе с турецко-иранской агрессией (вторая половина XVI – XVII век). // Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии (XIII – начало XX в.). / Сост. Ш.Б. Ахмадов. – Грозный, 1983 (С.41-53). С.45.
  40. Белокуров С.А. Указ. раб. С.80-82.
  41. Славянская энциклопедия… С.68.
  42. ПМАА. Рассказала Итаева Д.В. (1973 г. р.), г. Грозный, 2013 г.
  43. Исаева Т.А. Указ. раб. С.46. [55]

*** Данная редакция статьи опубликована в журнале «Вайнах». На текст можно сослаться следующим образом:

Тесаев З.А. Религиозная борьба на территории Чечни и Дагестана в позднем Средневековье (XV-XVI вв.). // Журнал «Вайнах», №6. – Грозный, 2017 (С.50-55).

Для удобства ссылки на текст в квадратных скобках указаны номера страниц  публикации (в конце страницы) как в оригинале (например: [50]).


Рецензии