После школы

                Раздавай по крупицам, по капельке
                Всё, что в жизни нашей встречается.
                Жизнь имеет особенность странную:
                Что даёшь, то к тебе возвращается!
                (прислала моя бывшая ученица Светлана Гончаренко(Карпенко), теперь она тоже учитель)

        Как-то понемногу стали бывшие ученики собираться на моей странице социальной сети. И это радует. Значит, не зря работала, запали мы друг другу в память. Чиркают они пару строчек о своей жизни, спрашивают о моей и опять пропадают, а то и снова объявятся. Снова и снова пытаются они вернуться в своё счастливое детство, когда всё было хорошо.
        Как живут они, мои ученики? Как сложились их жизни? Мне узнать это всегда интересно, да и приятно снова вроде как вернуться в молодость.

         
        Первой нашла меня Алёна - председатель пионерской организации нашего класса. Трудненько, помню, ей приходилось. В нашем классе она тянула пионерскую работу на своих плечах, ни разу не сказала, что тяжело ей, надоело, и что она устала. Очень ответственная девочка. Надо выступить на смотре художественной самодеятельности – выступит! Надо отстаивать интересы класса – будет отстаивать! Лишь однажды в ЛТО(летний лагерь труда и отдыха) не смогла она отстоять интересы ребят, задавила отрядных командиров своим авторитетом администрация совхоза. Вернулась Алёна в отряд с заседания, сообщила ребятам, что на выходные будем работать в поле и, услышав их негодующие возгласы в свой адрес, заплакала. Ситуацию разрешил Сергей Николаевич,наш молодой учитель труда, бывший мне в помощь. Его дома ждали жена и малые дети.
- А пускай ворота держат закрытыми, мы домой по оросительным трубам уйдём. Я дорогу знаю, покажу.
         И пошёл строй ребят за ним у всего лагеря на виду, я замыкала шествие отряда. Друг за другом, цепочкой, по оросительным трубам шли. Огромные такие трубы в половину ребячьего роста. Потом уже, в понедельник, мы узнали, что после нашего ухода ворота ЛТО открыли, чтобы и другие отряды съездили домой.
        Пишет мне Алёна:
- Наталья Михайловна, я Вас нашла через вашего сына. Он похож на Вас. У меня все нормально. Живу по-прежнему в Кокшетау. Сыну моему уже  18 лет, учится в нашем бывшем пед.институте. Я замужем. Вообще наверно все как у всех!
        А ведь это так здорово узнать, что у вас, мои дорогие ученики, всё как у всех. Правильной дорогой идёте товарищи! – так направлял наш жизненный путь советский лозунг. Это ведь очень здорово, что у Алёны как у всех судьба сложилась!
        Пишу ей, что по молодости всем нам хочется чего-то необычного и это правильно - все мы развиваемся, осваиваем что-то новое, т.е учимся. А когда наступает время подводить итоги и понимаешь, что и ты не в поле обсевок и, что у тебя сложилась жизнь не хуже чем у окружающих - радость! Радость тому, что идёшь правильным путём по жизни. Молодец, Алёнушка, порадовала меня.
        В ответ она присылает виртуальный подарок со словами:
- Просто, чтоб вы улыбнулись.

 
       Следующим объявился Володя. Теперь он, как и многие из Кокчетава, живёт в Германии.
- Здравствуйте, Наталья Михайловна, как я снова рад вас встретить, реальней сейчас и не придумать так увидеться. Давайте по скайпу поговорим.
      Пишу в ответ:
- Володя, какой скайп! У меня трафик небольшой. После скайпа сразу интернет становится медленным-медленным. Не судьба мне с учениками по скайпу разговаривать. Пиши.
        Пишет Володя мне, и с праздниками поздравляет.


       Затем получаю весточку от Сергея и тоже из Германии:
-  Добрый вечер Наталья Михайловна. Как у вас дела? Я надеюсь, что вы меня помните. ... Я про вас вспоминаю уже более двадцати лет и очень часто искал на одноклассниках. Но вы, похоже, недавно здесь. ...
       Ещё бы! Как можно не запомнить Серёжу.  Ему, в отличие от многих, всегда было присуще ответственное отношение даже не к учёбе, а к любому поручению. Надёжность! - Вот такое качество я в нём всегда ценила.
       Пишу ему:
- Серёжа, рада тебе и прекрасно помню. Конечно, я здесь, на этой страничке, всего пару лет. До этого как-то не невдомёк было о таком сообществе одноклассников. Теперь вот радуюсь всё больше открывающимся возможностям и вам. Чем занимаешься?
- Я раньше занимался внутренней отделкой домов и квартир. Своя фирма с 2000 года. А сейчас я занимаюсь недвижимостью. ...- отвечает мне Сергей.
       Вот вам и пожалуйста! Только надёжному человеку люди могут доверить полномочия по своему жилью. Сергей именно такой.


       И ещё было послание от незнакомки Светы: «Добрый вечер Наталья Михайловна,  очень рада вас через столько лет увидеть».
       В недоумении от инкогнито вопрошаю: «Светик, а ты кто? Почти по Лермонтову: "Маска, а я тебя знаю?"
       А после её пояснения я вспоминаю, что Светланина семья была одной из первых ласточек, полетевших на историческую родину, в Германию. Все мы тогда волновались, что посреди учебного года родители срывают восьмиклассницу с учебного процесса и увозят. А Света хорошо училась, была твёрдой хорошисткой (ударницей), жалко было расставаться с нею.
       Посмотрела её страницу и поразилась необычайной красоте выпекаемых ею тортов. Не зря мы её всегда определяли в классную редколлегию для выпуска стенгазет –талант не пропал.
       Света написала о себе.
- Здравствуйте Наталья Михайловна,  эти торты пеку я. Это моё хобби. И на заказы пеку тоже. А так я работала по профессии в большой фирме, в офисе.
С восхищением, ответила я ей:
- Замечательное хобби - вкусное и нужное. Светик, ты настоящая мастерица! Я в восторге!
       Вот и пожалуйста, Светик и двух детей растит и непростое хобби имеет. Умница.


        И совсем уж сногсшибательной оказалась обстоятельная весточка от Жени-отличницы, которая везла на себе любые классные дела. Никогда, даже в мыслях у неё не возникало, что можно  отказаться. Надо, значит надо делать – считала она.
- С большим уважением к вам пишет ваша ученица из г.Кокшетау СШ №4 Евгения. Вы были нашим классным руководителем - строгим, требовательным, но самым любимым. У меня все хорошо, замужем, сыночку 5 лет. Живу в городе, работаю тренером по лыжным гонкам, со школы занимаюсь спортом, выступала на международном уровне до 2006г.,съездила на Олимпийские игры в Италию и постепенно перешла в любительский спорт. По любителям тоже выступаю, в этом году собираемся с мужем в Финляндию на соревнования Чемпионат мира среди любителей. Муж тоже любитель спорта. Из одноклассников мало кого вижу, некоторые не семейные, некоторые поуезжали. В школе из наших учителей почти никто не остался. Очень рада, что вы ответили.
        Вот вам и скромная отличница, убегающая после школьных занятий в пришкольную секцию биатлона. Большое начинается с малого. И, прежде всего, с ответственного отношения к любому делу.
        Ответила ей так:
- Женечка, я тобою просто горжусь. Вот, как оказывается, из периферии девочка пробилась в большой спорт. Замечательно!!! Не зря наш физрук Александр Аркадьевич с вами каждую зиму лыжами занимался. А я теперь, оказывается, лично знакома с олимпийской лыжницей!


        На первой парте третьего ряда сидели двойняшки Лена и Коля. Лена - одна из лучших учениц, Коля же на троечку, поэтому на всех контрольных у Николая одна надежда на помощь сестры.
        Выпустились двойняшки и ушли из школы. Встречаю через несколько лет их на рынке. После взаимных восклицаний спрашиваю:
- Как поживаете? Чем занимаетесь?
- Да уж. Теперь я Ленку тащу и кормлю, – отвечает со смехом Николай, – она же медсестра, у неё копеечная зарплата. А я предпринимателем сделался, деньги имею. Без меня совсем бы пропала. Ленка за мной как за каменной стеной. Я её во всём поддерживаю.
        Вот для этого и нужны братья сёстрам.
        Проходит пара десятилетий и написала мне Лена:
- Часто вспоминаю школу, самое чудесное время. Жаль, что это понимаешь гораздо позже. Хотелось быстрее стать взрослой, торопили время. А сейчас бы вернуть все обратно с пониманием, что школа-это самая лучшая пора. Наталья Михайловна, Вы были для меня самым лучшим учителем, всегда вспоминаю Вас только с лучшими воспоминаниями. Вы были одновременно строги и очень добры к нам, а самое главное всегда нас понимали и уважали.
- Сама я окончила медицинское училище, потом пожила в Омске, потом поступила на юрфак. Закончила уже в Москве. В Москве жить не смогла, уехала обратно в Омск. В Омске работала адвокатом. Сейчас живу в Питере. Коля пока в Омске с родителями. Планируют на следующий год в Питер перебираться. Живёт с родителями. Спасибо Вам за все. Извините, что не было возможности сказать это раньше.
         Мне приятно слышать слова признания, пусть и через почти четверть века они написаны.
         Пишу в ответ:
- Здравствуй, Елена. Вас с Колей (третий ряд первая парта) единственных за мою педагогическую практику двойняшек, всю жизнь помню.  Хороший класс был у нас тогда.


        Алексей из Калининграда пишет мне:
- Наталья Михайловна, помню себя. Это ужас. Вам надо поставить памятник!
        Я же ему пишу в ответ:
- Никакой не ужас, нормальный мальчик был тогда. Без таких детей, каким был ты, скучно было бы работать. А за памятник нерукотворный спасибо.
- Наталья Михайловна, я понял, что знания в жизни нужны и что учиться нужно обязательно, поэтому сын мой учится в университете имени Канта!
        Вот и Лёша усвоил из школьного образования главную мысль – учиться, учиться и учиться! Хороший след оставила в его душе Наша Школа.


         Наталья из Кингисеппа Ленинградской области, пишет: 
- Часто Вас вспоминаю, сыну рассказываю, какая у меня учительница математики была в школе, до сих пор многое помню и решить могу. Сейчас только понимаю, какие у нас были учителя замечательные, сейчас таких нет почти. Сыну говорю: «Надо тебя к моей учительнице отправить позаниматься. Да далеко она, в другом городе».
        Я посмеялась и ответила ей:
- Наташа, ты же была очень добросовестной ученицей, поэтому всё помнишь. Легко вспомнить то, что когда-то знал, но невозможно вспомнить то, что не знал. Передай сыну, что таких учениц как ты была, ещё поискать надо было. Класс! Всегда готова, тетрадки - загляденье, дневник не просто "лицо ученика", а дневник настоящей отличницы. Уж я-то знаю, т.к. сама всю жизнь щедрой рукой ставила двойки, не оглядываясь на авторитеты.
- А я закончила университет, получила высшее образование. Как думаете, какое? Правильно, педагогическое! – пишет Наташа в ответ.
        Всё правильно. Умницы и умники идут в педагогические, чтобы правильно растить будущие поколения.


        Света продолжает жить в родном городе Кокчетаве, стала сама учителем, познала тяготы и радости учительства. Она пишет:
- Здравствуйте дорогая моя учительница Наталья Михайловна! Я немного выпала из переписки по трём причинам: много работы привалило и сильно устаю, весенняя сессия, и в планшете вирусы, они повредили уже симку, симку заменила, теперь сама батарея, некогда в мастерскую сходить антивирус заменить, поэтому боюсь не навредить и в сети ни лазаю. Я вас очень люблю, Вы самая лучшая, самая классная учительница, спасибо за ваш труд, за ваше понимание, за любовь к детям и профессии, за всё то, что вы передали нам в своё время!!!
        А я помню, что именно Светлана была бессменной вожатой от нашего класса у малышей. На неё наш пионерский отряд спихнул обязанность вожатых проводить игры с малышами начальных классов на переменах. И каждый год, как только начинаем распределять пионерские обязанности, а Света уже с поднятой рукой кричит:
- Я буду вожатой! Запишите меня, что я вожатая!
        Я ответила ей:
- Светочка, Здравствуй. Рада тебе и тому, что ты учитель. С детками ты в школе хорошо ладила и вожатой была не по обязанности, а потому, что дети тебе были интересны всегда. Молодец.


        Двух сестрёнок умных-озорных я учила. Старшую Валерию и младшую Татьяну. А переписываемся мы с Аллой, их мамой. С праздниками поздравляем, она фотографии внуков мне показывает и приветы передаёт. А началась переписка с её послания: «Вам спасибо за обучение и воспитание моей дочери Татьяны!!!!»


       Откликнулся и первый в классе закопёрщик Сергей – пропагандирующий на школьных праздниках брейк-данс. Толпы поклонников собирались вокруг него и я не исключение. Чудно и необычно было это видеть.  Изменился теперь Серёжа, пропал его тонкий стан, поправился, не до танцев теперь.


      Жанар! Я смотрю на её фото и вижу, что осталась такой же нежной и тоненькой как тростиночка. Она написала:
- Наталья Михайловна! Здравствуйте! Я рада видеть Вас в здравии!!! У меня все хорошо, дочери 23 года, она закончила школу и универ на красный диплом. Сын в 3 классе тоже на 5 учится, с математическим уклоном, явно не в меня пошли. Вы помните, конечно, у меня в школе математика на 3. Брат Булат женат, 4 детей у него. Живет отдельно. Одноклассников в городе мало, почти все разъехались. Вот собраться бы все вместе!...
- Жанара, как я рада за твоих детей! Ну, уж точно не в тебя, но зато ты была такая аккуратистка, что всегда было просто удовольствие на тебя глядеть на уроках. А тетрадочки твои с твоим каллиграфическим подчерком можно было на выставку выставлять. Булату передавай от меня привет. Здорово, что у вас  дети, всегда важно иметь по жизни поддержку от них, правда?
         Вот какие замечательные дети у Жанар вырастают.
 

        Виталик пишет с юмором:
- Наталья Михайловна!!! Моя Вы Дорогая!!! Сколько лет, сколько зим. Ну как Вы без меня?
        Отвечаю Виталику, что всё хорошо. И тут же напоминаю ему, как навсегда впечаталось в мою память его возвращение со службы в Армии.
- Начало 90-х годов. Я веду урок и вдруг стук в дверь класса. Отворяю, а там ты из армии пришёл. Долго мы с тобой за дверью стояли, а ты рассказывал как ребят в Армии били, как вши вас донимали. Как размазали нашу Армию мордой об стол. Было и тебя жаль и жаль мечты, которая называлась "Наша страна". Помню тебя тогдашнего очень ярко и в цвете. На таких как ты, Виталий, держался народ в то время.
       Он мне пишет в ответ:
- Да я к Вам пришёл, просто от Вас веял запах добра в нашей школе, и Вы сказали мне: «Держись, Виталя!» Потом всё утряслось, вши отпали, нервы успокоились, и я пошёл по контракту на два года в Таджикистан.
       Эмигрировал Виталик в Германию, живёт теперь там.


       Ира, комсорг нашего класса, тоже из Германии прислала весточку:
- Здравствуйте, Наталья Михайловна! Очень рада Вас видеть! Вы нисколько не изменились... Как поживаете?
       Ну, конечно, я отвечаю Ирине:
- Здравствуй Ира. И я рада тебе. Конечно, мы все изменяемся, но в главном остаёмся такими же. Как ты поживаешь? И где? Напиши как-нибудь. Я вас, учеников своего класса, помню. Доброго тебе здоровья.
- Я живу 14 лет в Германии. У меня двое детей дочери 18 и сыну 11. Работаю в парикмахерской, еще после школы выучилась и отработала почти 8 лет. Каждые два года езжу домой, в Кокчетав, к родителям. Всегда встречаемся с девчонками, - отвечает Ирина, - На следующий год будет 25 лет, как мы закончили школу. Хотелось бы всех собрать!
       Приятно знать, что школьное братство и школьная дружба живёт в сердцах уже давно взрослых детей, наших учеников. Пишу ответ:
- Ирочка, как быстро время идёт. Уже 25 лет - юбилей! Вы молодцы, что не забываете школьную дружбу. Класс ваш был просто замечательный, работала с вами легко и с удовольствием. Счастья вам всем желаю.


        Славик из Кокчетава пишет:
- Здравствуйте, Наталья Михайловна! Я ваш бывший ученик из 4 школы г.Кокчетава. Как ваши дела? Как здоровье? Вы меня помните?  Я у бабушки и дедушки жил до 8-го класса. Вы в 14 кабинете вели математику? А после 8-го класса я ушёл из школы, мы переехали.
        Конечно, я вспомнила маленького и худенького Славика с огромными глазами.
- Славик, замечательно, что ты помнишь даже номер нашего кабинета. В нём НВП вели и математику.
- У кого не спрошу, многие не знают, а я как сейчас всё помню! Справа помню плакаты висели с автоматами, гранатами! Я вот помню себя, как сидел на третьем ряду! Или на первой парте, или на второй! Как-то у нас в гостях был Ветеран Войны, именно помню в 14 кабинете.
- А потом мы переехали и пришлось мне покинуть МОЮ РОДНУЮ ШКОЛУ и перейти в другую! Но душа моя осталась в четвёртой! Моя Первая и родная школа! Моя школьная жизнь разделилась ровно пополам. Но душа моя осталась в нашей Любимой Четвёртой школе!!!! И общаюсь больше с нашими одноклассниками с Четвёртой школы!
- У меня Бабушка и Дедушка были, Царствие им Небесное самые лучшие! Воспитали меня так, что СССР остаётся для меня родным Домом, где была Человечность и Доверие! Где уважали старших!
- Вы Самые Лучшие Учителя! (Советская Школа). У меня доча старшая закончила 4 класс (начальные классы). Мы не в восторге от Учителей, как Деток Учат! Я занимался с Доченькой сам и Супруга помогала! БОльшее она поняла от нас родителей!
       Респект таким родителям как Славик, которые стремятся своим детям дать хорошее образование. Они всё правильно делают. Молодцы! Я, учитель советской школы, горжусь тем, что советская школа вырастила достойных людей!


       Вдруг из моей родной Алма-Аты откликнулась Елена, бывший председатель пионерского отряда:
- Наталья, Михайловна, добрый день! а вы к нам сможете на встречу одноклассников приехать? мы 2 июля собираемся!  Большинство одноклассников мы нашли, но к сожалению,  не все смогут приехать. В Кокчетаве всего человек  20 со всего потока живёт. Ну и так человек 10-15 планируют приехать.  Вы подумайте. А то мы вам и квартиру нашли.
       Я, огорошенная её проживанием в Алматы, интересуюсь нравится ли ей город?
- Лена, порадовалась, что живёшь в Алма-Ате. Алма-Ата великолепный город! Для меня самый лучший на земле - это моя родина. Любопытно, в каком районе проживаете. Я сама  родилась там, жила и училась, затем много лет ездила туда проведывать родных. Мы с мужем уехали из Алма-Аты после окончания институтов по направлению в г.Кокчетав. Это был 1975г. Но и сейчас у меня там живут родственники.
       Лена ответила так:
- Мне город очень нравится, я как в первый раз сюда приехала - так и влюбилась в него - в горы, в зелень и в жару. Так вы родились здесь? Почему же не вернулись сюда?
-  Леночка, помнишь началось массовое переселение граждан иных национальностей в начале 90-х годов. Был объявлен государственным языком казахский. Мужу было предложено или выучить казахский язык в совершенстве или освободить место (зам начальника Областного отдела юстиции - юрист 1 класса), в школе нам учителям также было предложено срочно выучить казахский, в противном случае нам найдут замену. В ВУЗы принято решение допускать к экзаменам лишь тех, кто пройдёт собеседование по гос.языку. Вот после этого решения поехала вслед за немцами из Казахстана русская интеллигенция на свою историческую родину. Нам было некуда ехать, поэтому мы написали письма с предложениями о требуемой работе в несколько российских областей. Пришло несколько предложений и мы выбрали Орловскую область. Сюда в 1993 году, оставив всё, поехали на новое место работы. Теперь прижились, дети здесь окончили школу, затем и вузы. Вот такие Елена перипетии.  А через пару лет руководство Казахстана опомнилось и ввело второй государственный язык - русский,  и этим решением удержали в Казахстане тех, кто ещё не уехал. Вот так я ваш класс и оставила.
- Да уж... не весёлые годы были тогда... действительно Казахстан лишился 90% интеллигенции и остались тогда только рабочие - как мои родители. А мама у меня была и до сих пор категорически против переезда. Причем вся папина родня разъехались кто куда: Челябинск, Североуральск, под Саратов...,  а мамины все 4 семьи так и живут до сих пор в Кокшетау, только дети почти все разъехались. Мы с братом в Алматы, двоюродные сестры в России. У меня муж россиянин - вот тоже сейчас подумываем о переезде. До следующего года надо переехать, чтобы сын уже в школу там пошел, а здесь ходит в частный сад, и там у нас супер-педагог. Детки в стенах этого сада очень умненькие, много чего знают, хотя я сама еще с 7 месяцев начала с ним заниматься, сейчас вот с младшим вовсю занимаемся...А я работала в отделе маркетинга в Прокторе, но 2 года назад решила помять профиль и зимой выучилась на массажиста т.к. в офисе мне уже надоело работать - постоянные переработки и никто по оконцовке потом этого не ценит, а на следующий год старшему в школу - нужна будет гибкость в графике.
        Вот так и посетовали я и председатель отряда нашего пионерского о делах государственных.


        От Елены в социальных сетях получаю послание:
- Наталья Михайловна, уже 20 лет прошло, как школу мы окончили – юбилей. Приезжайте в наш родной Кокчетав на нашу встречу выпускников 2 июня.
        В 1993 году я уехала из Кокчетава, когда стал разваливаться Союз и у мужа стали притеснения по работе в связи с незнанием казахского языка. Первыми потянулись на исторические родины немцы, потом и остальные. Живу теперь далеко, можно сказать что за тридевять земель от своей юности, зрелости, любимых учеников.
        Задумалась я: «А куда ехать? Нет у меня в том городе никого и переночевать–то негде». Ответила своим ученикам отказом.
        Через пару дней в сетях пишет мне коллега Любовь Александровна из Калининграда:
- Наталья Михайловна, ребята написали, что Вы едете на встречу выпускников. Вот и я задумалась ехать или нет. Всё-таки почти 2000 км только в одну сторону, да и дорого станет поездка.
- Любовь Александровна, ребята Вас развели! Хитрецы! А планируют, вполне вероятно, потом и меня развести на поездку. Я не еду.
       Она тоже ответила отказом. А ребята съехались. Отметили юбилей, фотографии разместили в соцсетях, чтобы все посмотрели на них нынешних.


       Жизнь всех выпускников разбросала не только по разным городам и весям, но и по разным государствам. Время от времени узнаю, что выпускники класса встречаются уже не в родном городе, а совсем даже в удивительных местах. Задумавшись, рассказываю об этом сыну. Он, взглянув на меня, отвечает:
- Наши этим летом встречаются в Кёльне.
- Ты поедешь? – с удивлением я уставилась на него.
- Нет. Санкции же. Я не выездной. Не поеду. А выпускники параллельного встречались в Израиле, - с улыбкой, глядя на меня, добавил он.
- Вот и весь Мир для нынешнего поколения стал родным. – подумала я, - Разлетаются дети по разным странам, по всему Миру.
       Помолчав немного, сын продолжил разговор.
- Конечно, хотелось бы встретиться с одноклассниками. Вот я недавно встретил нашу учительницу по русскому языку Александру Николаевну, поговорили мы с нею. Я так рад был, так рад, что сам не ожидал этого. Учителей своих хотелось бы повидать. Они по-настоящему заботились о нас, переживали.
- Эх, надо было их во всём слушаться! И всё тогда было бы хорошо! – заулыбался он.


        Змиёвка. Лето, жара, белые одежды, шляпа, солнцезащитные очки. Мимо  проходит Кристина. Вот так нонсенс! Чтобы Кристина со мной не поздоровалась? Всего год как школу закончила? Окликаю её:
- Кристина, здравствуй!
- Ой, Наталья Михайловна, здравствуйте! – восклицает она, - А Вас и не узнать в тёмных очках. Ой, как я рада вас видеть. Как у Вас дела? Как наша школа? Рассказывайте обо всём! – улыбается мне Кристина.
- У меня всё по-прежнему. Лучше ты рассказывай о себе.
И Кристина рассказывает и как учится в институте и как здоровье у мамы и про одноклассников.
        А через пару лет встречаю её уже замужнюю. Приехала с мужем проведать маму. Живёт далеко отсюда, в Киржаче. Жизнь идёт. И, наконец, получаю я от неё первое послание:
-  Ой! как всё замечательно! Маше завтра 6 месяцев, родилась в ноябре мне на день рождения почти, у меня 14 ноября, у неё 12.
       Я радостная пишу в ответ:
- Есть повод отмечать дни рождения в один день. Поздравляю с полугодием дочки.


       Землячка(тоже из Казахстана) Оля пишет из Змиёвки:
- Вам и Вашим детям хочу пожелать добра, здоровья и удачи во всех начинаниях. Спасибо Вам за ВСЁ!!!
       Я же вспоминаю Олин класс для детей переселенцев из Средней Азии. По приказу директора школы классное руководство в нём отдали мне, такой же переселенке. Это был выпускной 9-й класс. Очень дружным был тот класс. Видимо беда сплотила. Некоторые из этих семей этих детей под выстрелами уезжали из Таджикистана, побросав нажитое имущество. И их родителям здесь было не до детей, им бы зацепиться за работу и жильём бы обзавестись каким-нибудь. Вот так получилось, что ехали спасать детей, а приехали и не до них стало.
       Ольга выделялась в классе своей любовью к организации школьных дел. Всё делала: стенгазеты рисовала, в конкурсах участвовала, праздники организовывала. В общем была мне опорой. Да и училась она хорошо, проблем в школе не было. Теперь хорошего сына растит.


       Виктория из Змиёвки поздравляет меня с Новым годом так, что хочется помнить долго-долго её слова:
- Пусть ангелы засыплют Вас, как снегом, улыбками!
- Вика, спасибо за твоё сердце золотое.


       На днях встретила на улице Орла Юлю, нашу золотую медалистку, тургеневскую девушку, режиссера всех школьных постановок. Окончила педагогический, преподаёт иностранный язык. Мы не в школе, поэтому счастливо обнимаемся. Юля же восклицает:
- Наталья Михайловна, а я уезжаю. Совсем уезжаю, замуж выхожу!  Уезжаю на Чукотку, там и свадьба будет. Уже платье куплено, с собой везём. Последнюю неделю дорабатываю и увольняюсь.
- Юля, а почему на Чукотку? – с недоумением спрашиваю я.
- А мой будущий муж - офицер, служит там. Он в прошлом году окончил здесь в Орле наше ФСО. Через неделю приезжает за мной с Чукотки и мы  едем туда, на его место службы.
- Юля, а почему именно Чукотка. А не другое место? Поближе есть места. – всё-таки интересуюсь я. Жаль мне расставаться с нею.
- Родился он там. Чукотка его Родина! Поэтому там и служит. – поясняет Юля.
        Вот таких умных-хороших девочек увозят на окраины России, в дальние края.
        Нет! не перевелись в России княгини Волконские, едут и едут они за мужьями в Тмутаракань.
        Я желаю Юле счастья и слышу в ответ:
- Спасибо за всё нашим учителям!

       Скоро Очередной Новый год. Я неспешным шагом курсирую по магазинам, делаю нужные покупки. Красивая девушка разговаривает по телефону, в памяти моей всплывает высказывание Луи Арагона о кумире французского кино: "Жерар Филипп оставил после себя образ Весны и Молодости!" Прохожу мимо и вдруг слышу.
- Наталья Михайловна, здравствуйте! С Новым годом Вас!
Я оборачиваюсь.
- Даша! Я тебя не узнала! Спасибо, что окликнула! Видно старею я.
Даша торопливо - есть у неё немного времени, рассказывает о своей работе и о сыне, которому уже 6 лет.

        Вдруг на одноклассниках появился Кирилл. Пишет мне:
- Здравствуйте, Наталья Михайловна! Вы были моим учителем в ЗСОШ номер 2, Я выпускался в 2011 году. Надеюсь помните меня.
- Господи! Как же не помнить Кирилла-звёздочку класса!? Конечно, я тебя отлично помню. Помню как ты замечательно учился, и как мы с тобой по улице твоей перепись детей вели, под дождём вместе из дома в дом ходили. И как ты обещал кубик Рубика за полминуты собрать и многое другое. Хорошие дети оставляют хороший след в памяти учителей!
- Я Вас хотел поблагодарить за знания и жизненные уроки. Особенно за расписку которую я Вам дал о том, что мне можно ставить только 2 и 5. Это заложило хороший жизненный принцип - либо делать хорошо что-то, либо вообще лучше не делать. Это очень помогло мне в жизни и карьере. А кубик Рубика у меня всегда лежит на моем рабочем столе, не знаю на счёт полминуты, но минуты за 2-3 собираю его.
- О! про расписку от тебя даже и не помню. Обычно я её требовала как последнее средство от совсем уж нерадивых учащихся. Ой-ой, ты никогда не казался мне таким. Явный перебор с моей стороны. Бывает и на Старуху проруха! Кубик Рубика я же -  теперь признаюсь, в отличие от своих учеников и от тебя, Кирилл, собирать не умею, хотя всем для ободрения говорила, что это пустяковое задание: я бы и сама собрала, но...  В общем, сами учитесь!
- А вот известию, что ты своей жизненной судьбой доволен, очень рада. Отрадно, что ты отмечаешь в ней  и мою маленькую заслугу. Спасибо! - это дорогого стоит, когда бывшие ученики через много лет, уже вполне осознанно, благодарят. С благодарностью к твоей позиции.
- Я и в одноклассниках специально зарегистрировался чтобы только Вам благодарность написать. - пишет в ответ Кирилл.
Вот так бывает, что проснётся в памяти бывшего ученика Школа и ниак от неё не отвязаться, лишь только высказать кому-нибудь свои пришедшие уже взрослые мысли.

        Кинули мне на смартфон газетную заметочку. Смотрю на фото в заметочке - Саша! Совсем повзрослевший, серьёзный. Он, оказывается, второй год уже работает учителем в школе. Физмат закончил, по моим стопам пошёл. Приятно, чёрт побери!

        Спасибо Вам, мальчишки и девчонки, что помните! Хвала детской Памяти, не помнящей учительских ошибок и придирок! Всех вас помню,люблю и желаю успеха в нашей суетной и беспокойной жизни. Ваша Наталья Михайловна.




 


Рецензии
Прочитал Ваши воспоминания о школе с удовольствием! Вспомнил и свою деревенскую школу, немного даже взгрустнул.
Успехов Вам в жизни и крепкого здоровья!

Михаил Захарович Шаповалов   28.06.2023 11:03     Заявить о нарушении
С благодарностью Вам, Михаил Захарович. Мы с Вами одного поколения и школьные жизни наши тоже, вероятно, похожи, поэтому и восприятия событий одинаковы. Вот сейчас везде пишут, что дети стали невозможны, а я не верю. Недавно в парке потерялся мой внучок 5 лет. Увидев меня растерянную, подъехали с двух сторон подростки на великах и сами предложили поискать его. И нашли! и привели ко мне! Вот какая у нас молодёжь отзывчивая. Радуюсь доброте и взаимовыручке. Хорошего Вам лета.

Наталья Гузева   29.06.2023 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.