Принцип практической системности в педагогике

Эклектика-беда естественных наук.
Кошмар студентов, и исток их мук.
Доколе будет стиль наук таков?
Зачем плодить студентов- дураков.

Эклектика это основная форма подачи материала учащимся, практически во всех естественных науках. Физика, математика, филология, химия , биология, астрономия... почти во всех предметах эклектика считается нормой.

При этом ссылаются на причину, что мол, мир познан не до конца, поэтому обобщения знаний делать рано, а значит и рано создавать систему знаний.

О  чем говорит такая аргументация? О  том что аргументирующий путает науку находящуюся на передовых рубежах исследования  неизвестного, от науки, которая уже определила это неизвестное и уже нашла ему полезное применение, от науки которая внедряет в серийное производство свои результаты, чтобы делать полезные вещи, механизмы услуги.

Итак мы имеем три вида научного творчества искусства с разными целями, методами и средствами.

Так вот. Студентов вузов надо учить не тому  чем занимаются ученые первых двух уровней, а тому  над чем трудятся ученые третьего уровня.  То есть научно практическими задачами науки. Тогда системность высшего образования  будет  обеспечена.

Как это выглядит на практике.

1. Выбирается наиболее актуальный, самого лучшего качества и сорта предмет, достижение науки которая уже работает в обществе уже приносит доказанную пользу.
2. Весь объем знаний студента организуется так, чтобы наиболее быстрым и качественным образом пойти путь от идеи этого полезного предмета, до его серийного изготовления  внедрения и обслуживания.

 При таком подходе станет ясно- какие  знания актуальны, а какие- нет. В  какой последовательности, в каком количестве, и каком качестве. Какие средства рассказа, показа использовать. Какой практикой проверять знания, умения, навыки. И  сделать это наиболее экономным и системным образом.

Вот когда в образовании возможна система образования наиболее практичным, простым, и эффективным способом. Говорят- Практика-критерий истины.

Но мы скажем более педагогично.
 Практика-критерий системности знаний.
 Практика это критерий  образа знаний.
 Практика- это критерий последовательности, экономности  и эффективности     знаний.
 Практика- критерий экономности целей, методов и средств.
 Практика -критерий экономии времени.

Кто то может возмущенно воскликнуть,- а как же передовые рубежи науки, наши далекие перспективы будущего. Кто будет их исследовать.

Не волнуйтесь, друзья. Перспективы будущего это очень важно. И если молодой человек, студент, успешно освоил уровень практических знаний в институте, и это оказалось ему по плечу. Если он сдал экзамен, прежде всего самому себе, что он прошел первое испытание, первой экзамен практикой - получив диплом института. То он, не рискуя ошибиться, может пройти и более сложное испытание -поступив в аспирантуру,  в область  перспективных исследований  науки и практики. А если и это ему удалось и имеются возможности и интеллект к далеким научным перспективам- тогда пожалуйста, можно пробовать и докторантуру. Никто не запрещает.

Но почему в институтах не организуют  знания через практику. Потому что преподаватели сами для себя ориентированы на кандидатские и докторские диссертации. Им некогда изучать  достижения мировой практики.

Поэтому они дают в знаниях то чем занимаются сами . Это все равно что:

Подниматься по лестнице прыгая с одной лестничной площадки теории  на другую.
 
Гораздо быстрее и удобнее бежать по ступеням практики к этим площадкам теории.

И еще более важная причина- таким же эклектичным способом организовано обучение в школе. Традиционно и демонстративно эклектично.

Эта проблема касается школьного образования, даже, в большей степени чем институтского. Особенно школьного образования.

 Есть ли пути исправить ситуацию?
 Организующей практикой школьного образования должны быть современные предметы быта которыми они пользуются каждый день.Это наиболее логичный, практичный, и экономный выход к системности обучения.

Химию изучать на продуктах и медикаментах первой необходимости.
Физику... через бытовые приборы,математика... через коммунальные и бытовые платежи, через расчеты пригодные для ремонта своей квартиры и так далее, биологию...через дачных, комнатных птичек, рыбок, животных и так далее. Сначала освоение современного повседневного  быта- вот задача, и первая  ступень школьника к институту.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.