Три дебюта

 Три дебюта.(из жизни студентов одного столичного ВУЗа)
*
1.Пашка.
Про Гончарова я уже писал в рассказе "Эксперимент ". Но впервые Пашка прославился на военной кафедре, начальник которой, полковник Истомин, поставил задачу обучить нас, будущих миномётчиков, водить машину. В результате в артиллерийском парке был построен гараж, который заполнили собранные наверное со всей Москвы допотопные ГАЗ-51. Инструкторы были пожилые, нам достался вообще ветеран войны Василий Иванович Микешин.
- Водишь машину? - Василий Иванович, суровый человечек крохотного росточка, из тех, на которых и двухметровые зачастую смотрят , голову задрав, всю Отечественную крутил баранку и тех, кто азы освоил, любил.
- А то! - Пашка Гончаров был уверен, что рулить по лугу за околицей и ездить по городским улицам, одно и то же.
- Тогда круг по площадке, и , если себя покажешь, едем по Лиственничной на шоссе.
На кругу Пашка себя показал. 
Да так, что Василий Иванович отвлекся, шаря по карманам в поисках спичек, и тут...
... из остановившегося битком набитого автобуса повалили студенты, пара из них решительно бросились под колёса газика, и Пашка крутанул руль влево, на встречку, на самом повороте, прямо в лоб "Икарусу"-колбасе,  в ужасе закрутил руль обратно, лихорадочно надавив на газ вместо тормоза.
Мотор взвыл, машину кинуло на тротуар, ГАЗон легко повалил двухметровый монументальный забор вокруг строящегося библиотечного корпуса, очень удачно упавший сверху на водопроводную траншею, как по мосту проскочил по выломанному звену на стройплощадку где и заглох, уткнувшись радиатором в поддоны с кирпичом...
- Водишь, значит, ... мать! - инструктор ошарашенно смотрел на сбегающихся со всех сторон любопытных! - Водишь, значит, прохвост, в бога, душу, креста и двенадцать апостолов! Ну, я тебя научу, ... ... ...!
И научил! Экзамены по практическому вождению Пашка сдал блестяще.

2.Скалолаз.
Да чтоб тебя! Я тупо дёргал дверь. Уходя, Пашка забыл положить ключ на условленное место - на косяк.
- Пивоваров! Ну, сколько ждать? - Галицкий выразительно постучал про часам. - Опоздаем! Все в машине.
- Рюкзак... Весло... - весло у меня было штучное, самодельное, на зависть любому байдарочнику.
- Чтоб тебя!
- Генка, пошли на четвёртый этаж, у нас окно, кажется, открыто, может спущусь как-нибудь? Не выламывать же дверь!
 Поднялись на четвёртый, слава Богу, над нашей комнатой жили свои в доску девчонки.
- Рехнулись? - Галюза смотрела округлившимися глазами, как я, обвязываясь  бельевой верёвкой, затягивал "беседочный" узел. - Ей сто лет, она у нас с первого курса!
- Два раза не умирают! - хохотнул Генка и пропустил свой конец верёвки вокруг трубы отопления. - Вперед, скалолаз! -  и заржал. - Твой выход... в окно!
  Всё прошло замечательно, Галицкий потихоньку стравил верёвку, я ухватился за распахнутую раму и нырнул в комнату. Через минуту рюкзак и весло стремительно вознеслись, пришла моя очередь.
 И тут... Тяжеловат ли я был для Генки, верёвка ли была тонкая, только завис я между этажами, слушая кряхтенье приятеля.
Поднял голову. Верёвка тёрлась о зазубренную жесть, прикрывавшую подоконник снаружи и уже основательно разлохматилась. "Как в кино!" - мелькнула мысль. Глянул вниз. Девятью метрами ниже должны были стоять мусорные баки. Но сегодня их не было, зато высилась гора хлама. - "Не убьюсь, но героем анекдотов стану надолго..."
    "Героем" становиться не хотелось.
- Идиоты! - раздавшийся сверху голос тренера заставил забыть про помойку. - Сейчас вытащим этого -------, и я буду вас обоих пялить!
Бить он нас не стал. Наверное, зря. Или мне надо было упасть и стать героем анекдотов.
Почему?
Потому что Генка погиб через два года, приняв в непростой ситуации поспешное, практически авантюрное, решение.

3. Артиллеристы.
Славно нас учили на военной кафедре.
Я не шучу. Минуло уже более сорока лет, но дайте мне счислитель, и я буду управлять огнём батареи не хуже кадрового офицера - на сборах в 1984 году я на спор перестрелял такого:
- Как это? - весь покрытый инеем, мороз тогда на полигоне в Юрге был почти сорок градусов, капитан-строевик непонимающе смотрел на меня, агронома, накрывшего цель первым залпом.
- Как учили! - усмехнулся я. - А учителя у меня хорошие были...
А вот первые наши, ещё студенческие, стрельбы помнят, думаю, все участники того дня.
- Ориентир первый, левее  пятнадцать, пехота в окопе. Уничтожить! - полковник Павленко, преподаватель АСП*, включил секундомер.
- Это мы щас!
- Не "щас",а "есть уничтожить"! - педант был Павленко и редкостная зануда. Но справедлив и не злопамятен.
- Есть уничтожить, - буркнул я, а приданный из срочников дальномерщик уже выдавал данные по цели; дальше шла рутинная работа, набившая оскомину за пять лет:
-Первый основной!
- Первый основной, - продублировал меня в трубку телефонист.
 Я выдал установочные данные, они ушли на батарею. Там шла своя работа, доворачивался на цель миномёт, выставлялись на ноль продольный и поперечный уровни прицела, снаряжались мины. И командир первого расчёта, Пашка Репников, отдавал последнюю команду:
-Зарядить!
- Готово! - прокричал мне телефонист.
- Огонь!
Где-то в двух километрах сзади рявкнул миномет, но на НП никто выстрел не услышал. И разрыв мины был совершенно невыразительный, не киношный, без грохота и пламени.
Взять цель в вилку и располовинить ее - секундное дело. Условная цель исчезла. И расход мин, и время - все было лучше норматива.
В должность стреляющего вступил Гнатюк, потом он передал управление следующему, так и стреляли почти до ночи.
А Павленко млел - практически все перекрывали норматив... Знал бы он, к чему  это приведёт...
- Отбой! Снаряженные мины расстрелять! - и полковник уехал.
Команда ушла на батарею, где всем уже всё осточертело, и второй огневой взвод устроил соревнование на скорость, кто больше мин выпустит в белый свет, как в копеечку.
Боевой устав был забыт, мину опускали в ствол, шипя, она скользила вниз, накалывалась на боёк капсюлем, миномёт выплевывал её, и тут же принимал следующую.
И никто не восстанавливал наводку!
Первыми почуяли неладное приехавшие на ночные стрельбы артиллеристы дивизии им. Дзержинского - разрывы грохотали всё ближе, и они дружно бросились кто куда.
- Телефонист! - майор Корниенко осекся: не дожидаясь команды,связист ушёл сматывать провод.
 Теперь вслед дзержинцам бежали все, в арьергарде - начальник полигона, красномордый, пузатый майор, а разрывы курочили свежеуложенный асфальт дороги, идущей вдоль полигона...
Разбор полётов был... впечатляющим.
Виновники вручную зарывали воронки на дороге и укладывали асфальт при свете фар до рассвета - в 11:00 прибывал командующий округом, дорога была отремонтирована к его приезду.
---
*АСП - артиллерийская стрелковая подготовка.
.
10-20.03. 2017


Рецензии