Коменты двух типов на Евангелие от Иоанна. 13 глав

Глава 13

«1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.»

Это был исключительный случай, а не повседневная практика… Близость смерти подвигла Иисуса на сей отчаянный поступок. Он остро почувствовал, что одних слов про любовь мало – а, по сути, до того у них между собой были только разговоры! Да и разговоры были не всегда – люди предпочитают говорить о Боге, говорить о политике и говорить о других – а сами бесконтрольно (вольно!) катятся по жизни, живут по инерции, так же как вчера и третьего дня…

Опять же, речь идет о бродягах-грязнулях, у которых босые ноги грязны всегда! Дай Бог, чтобы руки иногда мыли… Т.е. Иисус пророчит будущее, заглядывает далеко вперед, обозначает  цель, к которой всем надо стремиться…

В чем мы видели любовь Иисуса к своим ученикам ранее? Трудно что-то припомнить! По-моему, Его любовь к ним возрастала постепенно – ведь даже друзьями Он их назвал далеко не сразу… «Возлюбленными» же своих учеников называл уже Павел. Павел-умник остро не только мыслил, но и чувствовал – а в народе не только мысли, но и чувства находятся под спудом и звучат глуховато, под сурдинку… Слишком тяжелая жизнь (у горожан другая опасность – слишком легкая жизнь; и, как следствие, слишком много болтовни, слишком мало дела… Умывал ли Павел ноги своим «возлюбленным»?! По-моему, он предпочитал их горячо любить издали…)

Снял верхнюю одежду, засучил рукава… - имел понятие о грязной физической работе! Под верхней одеждой, наверное, было только что-то вроде набедренной повязки – даже интересно узнать, как были устроены тогдашние «трусы»! Опять же, отмыть столь застарелую грязь на ногах было ой как непросто. Их же надо отмачивать! Иначе только грязь разведешь, впадешь в отчаяние… 12 бродяг помыть – вовсе не шутка… Поэтому не стал их мыть целиком… Но почему же все-таки Он начал с ног, а не головы? Почему зашел с тыла, снизу, а не сверху? И практично ли Он поступил, ведь уже через час ходьбы от Его помывки могло не остаться и следа. Всякая непрактичность оправдывается только пророческим символизмом. Он призвал их к совершенству, а не к практичности… -  попытался прервать их связь с землей?! Опять же, о тогдашних сандалиях я тоже почти ничего не знаю… – «сланцев» точно не было!

Иисус взял на себя самую трудную грязь – и отрезал грязнулям путь к отступлению, путь к оправданию – остальное им пришлось вымыть самим (даже странно, что об этом не упоминается?! Наверное, не сразу дошло…)  Т.е. друг – это тот, кто поможет в легком; или в трудном, но по просьбе и по мере сил; любящий же помогает в самом трудном, без просьб – и даже жизнь готов отдать за того, кого любит… И с одной стороны, это идеал, а с другой все родственники, братья и все единомышленники имеют хотя бы частицу именно такой любви – т.е. это не только идеал, но и повседневная реальность. Надо лишь вырастить из этого зерна целое дерево… (Хотя мои родственники ежедневно доказывают мне, что они меня не любят! Но дружеские чувства все-таки есть… - и во мне любовь к ним не умирает! Хотя ей постоянно и горько; и не может вспыхнуть она, только тлеет, как то же зерно или искра…)

Горожане уже тогда ходили с чистыми ногами? Иисус призывает крестьян брать все лучшее у горожан, но возможно ли это… Наверное, и Павел призывает горожан брать все лучшее у крестьян, чтобы не быть только «кимвалами звучащими» - но и в этом слишком трудно преуспеть… И все вместе они должны помогать всем нищим и убогим, всем инвалидам – хотя те и должны себе сами тоже помогать… Бог нанял людей выполнить на земле определенную работу, но не рассчитал их силы – им просто не хватает сил! Я постоянно остро чувствую, что мне не хватает сил! Хотя если бы кто-то рядом что-то начал, я бы тут же подхватил! И ноги бродягам бы мыл. Уже вдвоем-втроем можно что-то делать – в одиночку же можно только книжки писать и картинки рисовать -  причем частенько плутая,  разводя грязь и впадая в лицемерие! Сам Иисус, конечно же, перенапрягался в одиночку; ученики были скорее не помощниками, а возом, который Он тащил на себе… Он убежал в смерть от этой невыносимой работы… Каждый человек как репка, которую должно тянуть целым отрядом (даже двух-трех будет мало, если глубоко сидит!), а Он наоборот в одиночку тянул целый отряд… Ни один атаман долго не живет?! Все вскорости геройски погибают… - и даже ищут смерть…


П.С.: торжественно рассказывают свою сказку, смешанную с былью, вошли во вкус. На самом деле, торжественности не было. И это очередной экспириенс поэта-бродяги; у бродяг свои манеры, своя взаимопомощь, свои проявления любви и приязни...


«6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.»

Петр вечно нелепо встревает - и Иисус отвечает ему, отмахиваясь и бурча; типа, отвали, дурачок. Уразумеешь после…

Получается, логика Иисуса такова: голова и руки у вас достаточно чисты, а вот ноги точно измараны. Я, кстати, постоянно то же самое замечаю – голову точно многие слишком часто моют (не для чистоты, а для пушистости волос! Кроме того, горячая вода расширяет сосуды в голове – очень приятный эффект, и полезный, даже мыслям способствует…) Да и руки с чего бы у них были по настоящему грязными? – они же не работали руками… Они только ходили – и пачкали только ноги… А горячей воды у Иисуса и не было – мыл ноги холодной…; ногам разгоряченным такая и нужна… Правда, в той жаркой стране и для головы горячая не нужна...

Омытие ног отрывает от земли и превращает в ангела! Для обычной жизни этого совсем не надо… Готов ли быть ангелом? Не превратишься ли в мечтателя, дурацкого идеалиста…

Петр считается чуть ли не лучшим учеником, но он же и в подметки не годится Павлу! есть такое ощущение, что это лучший ученик из худших! Т.е. набрал Иисус первых попавшихся, «валявшихся при дороге» (из притчи), самых что ни на есть народных типажей… И без Павла они бы быстро черт знает чего наворотили! – хотя и с ним наворотили таки! Породили тысячелетнее Темное Царство, Средневековье… - а Павла превратили в дремучий схоластический лес… Но все же не отказались от него! И на том спасибо… - ведь были позывы отказаться от «неудобоваримого» еще у «апостолов»… Я  и сам неудобоварим…  Кстати, слово «апостол» означает только «посланника» - чисто служебная функция… Павел был намного больше, чем просто посланник! (хотя все мы посланники, и Иисус; назови так любого – не ошибешься; все мы посланники для начальствующих и господа для подчиненных; дерево норовит господствовать над нами, а трава норовит подчиниться…)

Петр был хорош тем, что он не жил по принципу «молчание – золото» - он постоянно дергался и через это обнажал сущности, проблемы; абсурдность и нелепость «обычного человека» становилась очевидной. Это как задавать детские неудобные вопросы… В народе все и мудрецы и большие дети… Там, в принципе, любой годится в апостолы! Если быков не испытывает, не женится и прочее – если не окулачился… Получается, Иисус тоже был за бедняков в деревне?! Как и коммунисты… Лозунгу «обогащайтесь!» Иисус противопоставлял ничто иное, как бродяжничество и нищету… «Живите, как птицы небесные» - но это же путь к «первобытному строю» и собирательству! …У меня, кстати, прадед был кулаком – и их раскулачили… Кулацкие замашки у меня определенно есть – при всей бедноте! – но нет симпатии к этим замашкам даже в самом себе. «Крепкий хозяин» почему не вызывает особой симпатии? Главное: смерти совсем не понимает! Со стороны жизни он всегда избыточно крепок, а со стороны смерти – недостаточно! Это всегда трудоголик и маленький царь; маленький деспот, которому невозможно не гордиться собой и не зажимать других… – я бы сам тут же стал вести себя именно так… «Крепкий хозяин» - это технарь, который умеет обделать любые дела, но конечной цели он не имеет. Он второй полюс к идеалисту и имеет столь же вопиющие недостатки. Он никогда не бывает мудрецом! – т.е. в народе полно мудрецов, но все они бедняки! «Если умный, то почему такой бедный» - дурак, отвечает такому бедняк, а ты знаешь, в чем богатство-то? Бедняк хотя бы оставляет себе свободными руки и душу, если не знает, что выбрать, а богач как мотылек летит на огонек злата и прочей мертвой, но красивой материи…


П.С.: это иносказание и сейчас трудно уразуметь, много "после"... Тем более, что известно поведение Петра уже "после"... Делал Иисус какие-то свои обряды, а ученики, видимо, только таращились... Или всё проще: именно ноги грязнятся в дороге, а их головы Иисус посчитал достаточно чистыми...  И в иносказательном смысле мы все частично чисты и грязны... (Члены, кстати, наверняка им не мыл, а они вечно пованивают)
Просто решающие дни наступали - а на войне, например, в таких случаях надевали чистую белую рубаху. Любая подготовка годится...
Знал, что умрёт и о наследстве своем -этих самых апостолах - очень сильно заботился. Именно это Петр понял после...


«12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.»

Сделал и тут же объяснил, сделал и тут же объяснил… - редко так идеально учить получается (даже у Иисуса). Обычно или недостаточно объясненные дела или недостаточно проиллюстрированные слова…

Какой, все-таки, должна быть идеальная любовь людей друг к другу? По-моему, даже идеальные романтичные любовники все же ноги друг другу не моют! Просто незачем… Хотя иногда, например, друг друга кормят! Да и совместный помыв в ванной выглядит заманчиво! А там даже и в рот чужие пальчики суют!

Павел говорил, что без любви все ничто, даже мудрость (вроде бы), но можно сказать и обратное: без понимания и мудрости любая любовь не может быть чем-то большим, чем двухчасовое кино. Она будет домом на песке, миражом, прекрасным сном… Но сам я все-таки прохожу по первому разряду: пониманий во мне много, а вот любви нету. Некого любить? Есть брат и есть одна девушка, то нескладуха, как обычно, полная… Все зарабатывают деньги – «на хорошую жизнь». Деньги – товар – деньги и Товар – деньги – товар – любовь в этих схемах только мираж и кино… Люди не могут выпасть из схем – а в схемах ни понимание не нужно, ни любовь не возможна. Схема – бог, люби ее и понимай! Люби ее комфорт, даруемый ею потребительский рай…

Я был добрым, а теперь ожесточился? Теперь рядом умудряются течь и горькая и сладкая вода. Я легко могу захотеть и любить и – даже – убивать! Впрочем, не исполню ни ту, ни другую возможность… Мир – предопределенный поток, от которого лучше просто отойти в сторону? На манер монаха… Или все-таки лучше раскрепоститься, раздеться, раздухариться и прыгнуть  в него? Лезть ко всем с какими-то словами и даже порываться помыть кому-то ноги!

Был ли Иисус только добрым, или же и Ему хотелось людей наказать? Мне кажется, очень хотелось. В Нем тоже рядом текла горькая и сладкая вода. Не мир Он принес, а меч, не меч Он принес, а мир... Помыть всем ноги, а потом отрубить одному из помытых голову… Он решил поскорее умереть, чтобы кого-нибудь не убить ненароком! После стольких-то слов про любовь, исцелений… Люди такие сволочи, что им определенно надо не только ноги мыть, но и помои на голову лить. Так испоганить помоями голову, что им самим захочется ее отрубить! Эти собаки должны увидеть себя в полный рост – после чего им придется упасть и только лишь ползать и на коленках ходить! На коленках у них будет больше желания друг друга любить… Если б вы знали, как инвалид может любить инвалида! (Ну почему про это не снято кино…)

А как же написано «не может из одного источника течь и соленая и сладкая вода»? Источник не один – природа нам говорит одно, цивилизация совсем другое. Апостол не хочет верить в сосуществование добра и зла в человеке?! Это толстовский, крестьянский подход…  Кроме того, возьмем яблоню: на ней могут сосуществовать и сладкие и кислые, еще неспелые плоды. Где мы сильны, там мы уже богаты и добры – а где слабы, там мы еще бедны и озлоблены… Не все наши места одинаково хорошо грело солнце… - и где я не согрет, там полон и горечи… Если полностью вернуться в природу, то зла не будет… - но не превратишься ли ты в еще одного зверя в лесу?! Попробуй, разбери зверя, сладок он или горек – там нет уже слов и разборов…

Итак, Иисус не Бог, а господь и учитель… В чем евреи были правы, так в том, что даже не произносили имени Бога – и уж тем более дико отождествлять Бога с кем бы то ни было. Таковое отождествление породило Цивилизацию Авторитетов. Авторитет – этот тот, кому следует поклоняться без рассуждений. Т.е. наша цивилизация бессмысленна и тоталитарна по самой своей природе!  Она не породила ни одной умной книжки! Ни одного умного человека! Толстой и Достоевский – это только раки  на безрыбье; романисты, блин; писание романов – глупейшее занятие… (Толстой это понял в самом конце) Я (человек уже другого мира) умнее их всех, вместе взятых! И любой человек нового мира тоже будет умнее. Цивилизация – это непроходимая бабская  глупость. Дремучий лес, джунгли, в которых хоть и ступала нога человека, но твердые дороги еще не проложены… Насколько Иисус – или любой из нас -  несет в себе Божественную природу (в процентах?!) решать по любому не нам. Нам никакие чудеса недоступны и непонятны, наше дело маленькое, земное… Чтобы пойти в рост, нам сначала надо совпасть со своими истинными – небольшими размерами; надо посадить себя в почву, в землю и небо… Но не в том ли главная  неправота мусульман, что их Аллах слишком далек и безлик? И при этом они его без конца поминают – т.е. сделали идолом… Бог – это что-то неназванное рядом; во всем, что рядом; он недалеко от каждого из нас, но мы не в силах Его назвать, определить; насколько в силах – сами боги… (насколько в силах? – ненамного…) Мусульмане – это земные дикари, крестьяне, которые в духовном  настолько витают в облаках, что им еще спускаться и спускаться на землю – и в смыслы… Они тычут пальцами в самые дальние небеса – как даже Моисей не тыкал! Уже после Иисуса людишек вновь отнесло в самый далекий космос, в схоластику, в средневековье… Т.е. получается, что Иисус – это венец и финальный аккорд старого доброго мира, а не зачинатель мира нового?! От Моисея к Иисусу есть дорога, а от Иисуса к какому-нибудь Лютеру или Фоме Аквинскому ее нет?! А от Иисуса к Павлу она есть?! Наверное, от Павла произошли все лютеры… Т.е. мессий, христов у нас не один, а двое?! И Иисус порождал только безымянных крестьянских христиан. А Павел все же проскальзывал у любых схоластов; он же такой кипучий, что его никакой схоластикой не умертвишь! Но, получается, он в этих талмудах тоже был как безымянный призрак… Т.е. нового мира не возникло, возник промежуточный и переходный душевный мир – беременный настоящей духовностью, настоящими смыслами; беременность не могла развиться под спудом авторитетов, и душевность – исполненная чувств - только размазывала ее по тарелке… Столь частые выборы гитлеров, ельциных, навальных – это признак того, что наш ожидают новые Темные века? Т.е. опять ничего не получится? Мне кажется, что теперь провалы и взлеты будут соседствовать, происходить чуть ли не одновременно… Будет великая битва света и тьмы?! Великое множество разнокалиберных битв… Сразу после Брежнева – Горбачев! Сразу после Ельцина – Путин! Мрак заставляет сильнее толкаться в сторону света…

Смешной момент: пока трудился, молчал – целый час молчал?! или говорил ни о чем… - только когда закончил и передохнул, снова почувствовал себя учителем! Столько грязи, столько работы… – не мог выдавить из себя даже «делайте так же». Ведь и врагу не пожелаешь такой работки! Да и объяснять, наверное, целый час надо, зачем помогать здоровенным мужикам, притом в том, в чем они не нуждаются… Но это притча не о помощи - она о чистоте, с одной стороны и об готовности к унижению, с другой. Т.е. все прямо перпендикулярно обычным  раскладам (хотя много есть чистоплюев, но они все особенно горды; и много есть смердов, готовых пресмыкаться и услуживать, но они, конечно же, грязнули…) «Кто там у нас сегодня дежурный по палате?» Мойщик ног целому взводу, не только драйщик туалетов.  Ведь целесообразно одного запрячь – чтобы всем не пришлось раздеваться. Целесообразно устроить конвейер!

Вообще, в коллективе истинных, в церкви могут твориться удивительные вещи, которые трудно представить себе плутающим одиночкам или обычным коллективистам, объединенных трудом и бутылкой. Там возможна совершенно другая жизнь – которая еще никем не прожита. Возможен на порядки более плодотворный, полезный и осмысленный труд (хотя в пользе мытья ног я, повторяю, и сомневаюсь! Будем считать это первой пробой пера, первой ласточкой, которая, может быть, рановато явилась… Но со стороны Иисуса это и не было практикой – это был Его прощальный подарок, прощальная притча и пророчество о будущем… Легко проводится параллель с тем, как Ему самому на прощанье омыли ноги благовониями… Может быть, все же был тогда и там обычай мыть ноги особо дорогим гостям? И мыли их при входе, чтобы человек не заносил уличную грязь в комнаты – для чего мало скинуть сандалии… Правда, я совсем не уверен, что в их домах были чистые полы – у обычного народа они же наверняка были земляными? Но у богачей были ковры – и вот ради этих ковров ноги и мыли… Т.е. косвенно Иисус пообещал христианам богатство?!)

Еще вспоминается эпизод, когда Иисус с учениками даже руки перед едой мыть отказались! Врагам уступать нельзя, если даже они и формально правы! Ведь они хотели лишь унизить, найти соринку в чужом глазу, чтобы не видеть там же таранного бревна, столпов света, из тех же глаз исходящих…

Итак, истинно любящий всегда готов и на унижение ради любимого (что, кстати, наверняка описано во многих романах, да и по жизни любому известно…) И истинно любящий не может быть грязнулей, он будет стремиться к чистоте (ведь любовь – это свет, а свет чист…)  Чистота в любой бедности доступна – как и вода. Чистота любому позволит сохранить свое достоинство, свою волю  - а грязь и богача выставляет рабом…


П.С.: как обряд, кажется, пытались исполнять эту "заповедь", но как жизненную практику - никогда. (И ничего, молчат об этом, проповедей на это место не рассказывают. А ведь оно - призма, через  которую можно понять очень многое. Впрочем, вся нагорная проповедь - призма. Христианство не предполагало так называемой "обычной" и "нормальной" жизни, это движение именно к любви и экстремальному братству... христианство - это мечты и поэзия в жизни, требование их от любого... И действительно, только это делает жизнь блаженной, счастливой, светоносной (но он, конечно,  сомневался, что они исполнят... Да и зачем мыть сытых и холеных? Они и о чистоте своей вполне позаботились, и о сытости... Помогать друг другу, конечно, надо действительно нужным и только им... Хорошо и легко бедным помогать друг другу и быть братьями, а вот с богатыми ситуация совсем иная - и потому Иисус и не знал, как их спасти... Хотя с богатыми он просто не имел дела и не понимал их... - я-то думаю, что добро, ум и сила легко могут увлечь и их...)

«18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.»

Писание тут, конечно, «пророчит» абсолютно обо всех! Кто по-настоящему ценит хлеб? Иному и жизнь спасти мало, чтобы он избавился от позывов к предательству, пусть и в каких-то особых обстоятельствах… Хотя предательство благодарность не исключает! Опять рядом будут течь и горькая, и сладкая вода… Любая вода просто переполнена и благодарностями и предательством! – а человек именно из нее и состоит… (Только мать никогда не предаст своего любимчика-сына! Ни разу такое не приметил за своей матерью – при том, что меня готова предать даже в самом лучшем настроении и посреди бесконечного пользования моей помощью…)

Получается, что Он не стал разоблачать Иуду, чтобы и его предательство послужило на пользу веры в Иисуса! Ведь если бы он пресек Иуду заранее, то его предательство бы не состоялось в чистом виде (только как месть, которую можно оправдать обидой) и вся ситуация оказалась бы в области предположений…

И опять видна забота Иисуса об укреплении веры в Себя в учениках (перестарался и те стали считать Его богом!) Всякое лыко старательно собирал в строку… - хотя, казалось бы, мог просто залить этот мир водопадом чудес и снять все вопросы заведомо…


П.С.: вместо того, чтобы изгнать предателя, стал изображать очередное пророчество?! "Чтобы поверили" - а они всё ещё не верили, хотя он уже и по воде ходил и мертвецов воскрешал?!


«20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.»

Т.е. гладко было на бумаге, в схеме, но не надо забывать и про овраги человеческой природы. При передаче посланий с одного иерархического уровня на другой, более низкий, могут происходить не только ослабления и искажения – которых  невозможно избежать -  но и преступления с извращениями  - и на человеческом иерархическом уровне столкновение с ними тоже практически неизбежно… Как земля неизбежно сорняком зарастает, так и любой человек! Обычно он только одну делянку обороняет, превращает в свой огород – а все остальное отдается во власть стихий (где регулярно и оказывается, ведь скучно всю жизнь провести на одном огороде, как робинзон на острове…)

Опять же, люди будущего все будут достаточно умны для того, чтобы провидеть чужие сердца, чужие души (а с другой стороны не быть подкаблучниками!) Соответственно, и предатели в том мире не будут процветать, будут вешаться! (и бабы вернутся на место!) Жизнь перестанет быть жутким и грязным болотом, в котором тонут любые истинное высокие начинания… (на болоте лучше распластаться горизонтально, чтобы не утопнуть!)


П.С.: всё-таки, Иисус - посредник между богом и человеком. Но и всякий священник таков (священник, учитель и пророк по духу, по силе, а не по формальному званию)

По прежнему сокрушается о предателе, но ничего не предпринимает... Может, он в этом духе только бурчал, подозревал... - он ведь и во всех сомневался... Иначе непонятно...


«22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.»

Тут наш Иоанн хитро так хвастается своей близостью к Иисусу, мол, был любимым, возлежал на груди (что, по-моему, даже чересчур!) Используя  чужое предательство для хвастовства, он малость тоже предает Иисуса?!

Еще детали: на короткой ноге со своими учениками Иисус все же не был : Петр, не говоря уж о других, не смел расспрашивать Его. Еще: удивителен их отказ верить своих ушам и глазам – Иуда почему-то был настолько вне подозрений, что даже когда Иисус указал на него, Иоанн не поверил. Еще: почему именно после куска в Иуду вошел сатана? И где был этот сатана чуть ранее? Когда вообще Иуда замыслил предательство? И почему… Т.е. рассказ странный и необязательный… Казалось бы, вопрос о предателе должен был всех переполошить, должно было начаться горячее разбирательство… - может быть, они были слишком пьяны для этого?! Куски-то макали в вино (размачивали в вине? Вина было вдоволь, а вот хлеба – нет, только сухари…) Или слишком хотели спать – дело было ночью… А-а, понял, почему Иуда осатанел – он-то как раз все слышал! И стал торопиться, чтобы его не раскрыли… И Иисус позволил ему разыграть свою роль – хотя мог бы принять свои меры, уйти в другом направлении. Слишком важна для Него была эта притча о предателе среди своих (в Евангелии есть и обратные ситуации – Никодим и т.д.) В любом сообществе всегда заводятся предатели, сексоты, проходимцы с любопытными носами, самолюбцы-карьеристы… Иисусу, наверное, просто надоело бегать от всех опасностей… Все важные притчи уже были и сказаны и показаны, остались только те, что связаны со смертью… Иисус бы убежал, если бы знал, что не договорил чего-то такого, что ученики Его должны и могли бы воспринять…

Говорят, что ранее христианство было истинным – думаю, оно было весьма проблематичным, но все-таки еще настоящим. Как только оно стало государственной религией, все живое и настоящее было потеряно… И восстановить эту настоящую жизнь совсем непросто! Опыт Виссариона говорит об этом же. Трудно воскресить труп – к тому же уверенный в своем процветании! Привычка питаться религиозными мухоморами будет брать свое – как и тогда брало свое привычное иудейство. После каждой такой смерти нужен настоящий Иисус! Меньший не осилит. Виссарион не осилит тоже… Т.е. пока существуют государства, религии и культуры, христиане могут быть либо мухоморами, либо мучениками – либо будут монахами жить в полной безвестности, а то и в дремучих лесах. У Виссариона живут как монахи, пусть и семейно… Т.е. с христианством получилась самая банальная история – я с ней постоянно сталкиваюсь, исследуя, допустим, мир музыки: сначала все идет хорошо, но никто на этой хорошей юной волне не может простоять долго… Начинается Хрень взрослой жизни, где бочку меда портит сначала ложка дегтя, а потом и целое ведро… Потом на эту бурду прилетает баба-бабочка и вешает свой красивый Бант («бинт мне нужен, а не бант!» - хотя и бинт будет как бесполезный бант…) Предательские бабы, предательские друзья – и предательской становится твоя собственная природа… Иуда – это только первый звоночек, потом предатели идут косяком…  «Будьте как дети»? - но как это делается, как в это верится…


П.С.: видимо, стоял шум и гам, Иисус что-то бормотал и с каким-то непонятным намеком  протягивал куски... И сам Иуда ничего не понял?! А иначе поразился бы догадливости... Или решил, что Иисус одобрил его предательство, что него есть свои планы по этому поводу?! Он же сам послал его, не разоблачил перед всеми... наградил куском! даже предложил поторопиться!


«31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.»

Казалось бы, фразы из тех, что религиозники особенно любят, но на самом деле ее нигде не услышишь. «Мы в Боге и Бог в нас» - это слишком сложно и революционно для обычных тупиц; тем более, что Иисус тут себя ничем не выделяет… Иисус действовал не только во славу Бога, но и во славу человека, «сына человеческого», человеческой природы! Он показал наши возможности, их бесконечность. Мы и Бог – одно, когда мы в истине. Истина и Бог – одно, и мы должны присоединиться к ним для полноты Троицы… «Мы внутри Бога» показывает всепоглощающие размеры Бога, а «Бог внутри нас» показывает Его всепроникающую силу – и верующим в Бога может считаться только тот, кто непрерывно ощущает и то и другое… Иисус не соединил еще человека и Бога полностью, но уже связал их, организовал непосредственный контакт, которого в Ветхозаветные времена еще не было, тем более в таких масштабах, причем для каждой отдельной  личности. Иисус  пробил дверь в дом Бога – и теперь мы можем попытаться войти к самому Богу. Дверь эта, конечно, не самая простая, аллегорическая, скорее это узкий, тернистый путь…; и дом у Бога не самый простой, без обоев и ламинатов, похожий, наверное, на облако где-то на горной вершине…


П.С.: опять то же самое бормочет... Это, наверное, как молитвой было...


«33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.»

Опять мы видим растроганного, экстатического Иисуса. Назвал детьми здоровенных бородатых парней (мужиков среди них все же не было)

Иисус уходил, конечно, лишь в малой степени познанным - и апостолы видели-понимали Его лишь расплывчато, как через «стекло гадательное». Так дети видят и понимают взрослых…

Иисус – это притча на тему роли личности в истории… Ведь логика говорит: личность может прогрессировать лишь в коллективе, шаг за шагом, т.е. она не может опережать коллектив больше, чем на один шаг, иначе получится нечто вроде отрыва головы от тела! И в физическо-духовном мире это истинно так, но бывают и исключения, бывают некие улеты – за которые, правда, платишь укороченной жизнью… Кроме того, душа – это вода и воздух, там сплошные улеты и заплывы, если, конечно, ты умеешь плавать и летать… Иисус после своих улетов, содержал в себе слишком много ангельского и Божественного – Он не мог уже спокойно «коротать свой век» на этой земле, она стала слишком грязна для Него, но вместо заключения себя в монастырь или в башню из слоновой кости, Он решил послужить людям. Обычные поэты витают в облаках, обычные монахи – вещи в себе и Иисус немного похож и на тех, и на других, но путь Он выбрал принципиально иной, на порядок более героический; Он соединил в себе монаха и поэта и призвал всех следовать за Ним; призвал всех становиться монахами и поэтами и достигать Бога… Это все очень высоко – т.е. Иисус задал высоту двери, через которую надо идти к Богу, а узкой ее сделали апостолы, люди, в силу узости своей нынешней-тогдашней природы. Даже Павел заужал, что уж говорить об остальных («рабы, служите своим господам со всем рвением»! – это же  смех, да и только…) Вообще, адаптация Иисуса к земным реалиям, как известно, далеко завела – и путь из узкого сделала вовсе непроходимым – как пресловутое «игольное ушко»; при том, что людишки от знакомства с Иисусом так загордились, что раздулись как верблюды (через жопу в них «дух святой» накачан!) Нам надо сдуваться (смиряться), чтобы пролезть – и нам надо возвышаться, чтобы меньше сбиваться… Нам надо и расширяться – потому как путь не только узок, но и извилист… Сам я весьма далеко от этого всего – что даже и  удивительно! Возвышенность мною потеряна – а раньше не хватало широты. Я слишком привязан к земному - при том, что совершенно не верю в людей… Иисус верил в людей и был не привязан. Тоже и Павел… Получается, раньше я был сильно вертикален, а теперь стал сильно горизонтален – два важнейших параметра в полный рост заданы, но они не объединены – и объединить их в одиночку невозможно; мне нечем заполнить заданный объем, я по-прежнему плоский…


П.С.: когда они искали его? И зачем, если он у всех на виду на небо поднялся? Или всё же искали, когда гроб опустел?

И с угрозой смерти зачем-то перестал бороться - а ведь  раньше вполне  успешно уклонялся (с его-то способностями это самое малое!) И по-прежнему ничего не объясняет, только без конца предсказывает...


«34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.»

Было ли понятие «любви» в ветхозаветные времена? Не припоминается. Парни любили девушек, дружили между собою, но все это по-деревенски, без высоких словес… - а высокие словеса  зародились не сразу… «Любовь»  - это словцо из романтического периода развития городской цивилизации… Любовью является всякое резонирование, совпадение с другим человеком (да и с природой можно резонировать – или с водой; с воздухом даже!) Результатом является необыкновенный скачок чувств (который может провоцировать и рост пониманий – вторичный уже, ведь первичным открытием, пониманием является само совпадение с кем-то…)

Любовь выше даже братских  и дружеских чувств – хотя апостолами христианам  прописывается именно братство. Любовь сносит крышу, она уже не от мира сего. Резонанс с кем-то и чем-то преображает нас настолько, что превращает в совершенно другое существо, на порядок более высокое – близкое и к Иисусу и к ангелам… Кстати, диссонанс - например, мой диссонанс с тем же городом – действует прямо обратным образом, он нас тянет вниз, мы деградируем на порядок…

Спустившись с вершин любви на ступень уже вполне земного братства, христиане ведь уже не могут остановиться – и незаметно оказываются уже только  «товарищами» и  «коллегами» друг другу. Только любовь, как солнце, может подпитывать все остальные чувства; без любви любой коллектив неизбежно остывает и становится заскорузло земным… Т.е. Иисус зовет к улету в небеса уже при жизни, к истинной увлеченности и устремленности, дающей нам способность полета… Да и за что любить прохладных, неувлеченных, серых людей?! Способность любить и увлекаться – главный признак настоящего человека, а суть христианства именно в том, что мы должны набраться Тройной силы, выйти из под тени смертной цивилизации и законов – где любовь только в романах и у юных девушек -  и стать настоящими людьми на свободе…

Вообще, коллективы существуют на земле только потому, что где-то высоко и далеко все-таки существует и светит любовь – и светит она прежде всего коллективам. Занимайся люди в этих коллективах чем-то настоящим, и они бы перевернули мир вокруг себя и сами бы оказались в маленьком раю… Людям ведь легко любить друг друга – каждый из нас есть образ и подобие Божие - и, собственно, надо умудриться суметь  так вот расхолаживать… - даже до ненависти. Надо умудриться, чтобы изгнать себя из рая. Мы в раю, но у нас перед глазами заслонка эгоизма, потребительства и ложных представлений… Любовь, как костер, готова вспыхнуть в любой момент, но не вспыхивает почти никогда… И «христиане» тоже слишком редко дают примеры любви – хотя слащавых книжечек ими и написано много (с примерами). Должны ли мы быть верующими в слащавые книжечки?! Должны ли мы верить в бабскую любвеобильность?! (полную эмоций, словес – и похоти) Даже апостолы, кроме Павла, не дали никаких особых примеров любви – и нет ощущения, что они ее просто не сумели выразить. Просто до любви, как до совершенства, нам слишком далеко… В подавляющем большинстве случаев для начала хорошо бы поступать с другими порядочно, так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой (при всем самолюбии, разве мы считаем, что достойны любви?!) Для начала достаточно радоваться микрорезонансам с другими – и хотя бы мечтать «о чем-то большем» (БГ). Надо стараться проводить свою жизнь правильно, праведно и смиренно надеяться, что в награду к тебе прилетит ангел любви, ангел резонанса, пусть и не самый большой… Надо смиренно резонировать с мелочами, резонировать с ними, надеясь на рост (хотя на городском бетоне ничего не растет, а на городских газонах даже траву постригают… - да и быть деревом в городе участь совсем незавидная…)

Вспомнил павлово «подражайте мне, как я Христу» и вот еще о чем думаю: не надо ли нам хотя бы подражать любви, даже если в душе ее не имеем? Благотворишь, благотворишь, терпишь, стараешься – и когда-нибудь в награду она таки  в твою душу  явится; и печальный, вечно облачный пейзаж в кои веки озарится солнцем… Нам не стать Павлами, и нам тем более не стать Иисусами? Но надо постараться… Ведь любой жизненный опыт полон примеров, что многое из кажущегося недоступным доступным становилось, стоило только постараться и покопаться (хотя и обратных примеров не меньше: кажущееся простым и доступным только дразнило, а в руки никак не давалось…) В любом случае даже соседствовать с любовью хорошо – а благотворя, оказывая помощь  и т.д. и т.п., мы получаем право жить по соседству…

Любовь – это солнце нашего душевного пейзажа – причем, оно резонирует с физическим солнцем - но жизнь свою мы проводим так, что оно вечно завешано облаками… Благотворя, мы пытаемся разогнать их руками, но все зависит от того, какой толщины слой их накопился… В запущенной квартире уборку надо делать чуть ли не неделями… И других очистить, отремонтировать ты скорее всего сразу не сможешь  - и тут надо потерпеть. Облака все же поддадутся, куда они денутся – и каждый человек в конечном счете податлив… - хотя бы в некоторых местах и состояниях…

На физическое солнце мы должны ответить работой по созданию райского сада, на душевное солнце любви мы должны ответить работой по созданию райского коллектива, «церкви», а на духовное солнце осознания Бога мы должны ответить работой по созданию райской сферы познания, которая тоже подобна саду (как саду подобен и коллектив…)


П.С.: да, всего лишь надо быть добрым и любить своих ближних (относиться к ближним как к себе, а себя надо любить). А ум  уже делает пастырем добрых... Да, христианство вполне может быть очень простым - и да, оно в каждом присутствует в виде добра... Надо лишь освободиться от цивилизационных установок и победить зло, которое тоже присутствует в нас (а люди себе даже задач таких обычно не ставят. И "христиане" не ставят)


«36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.»

У Петра желания превосходили возможности, он еще не знал самого себя… Был еще очень молод? Некоторые и в приличных годах так себя способны вести – «словно вчера родились»… Одним ведь кажется, что истина – это слишком сложно, а другим кажется, что истина – это очень просто – и их простота оказывается хуже воровства… Такие эпизоды трезвят – т.е. Иисус и Евангелия ходят нас не только воодушевить, но и отрезвить… Познание Бога и познание себя – это сопряженные процессы: нельзя познавать себя, не познавая Бога и наоборот… И от увлеченности (каким был Петр) до настоящей любви надо пройти путь (как и от благотворительности до любви тоже есть путь - с другой стороны…)

Поскольку мы достаточно далеки от познания Бога, то верить нельзя никому – и ничьим словам; и даже себе верить нельзя; лучше не доверять и проверять, сомневаться и уточнять… Все слова – пузырики, и мы на них летаем как на маленьких воздушных шариках; подует ветер – и все слова конъюнктурно метнутся по ветру…

Вспомнил «двое лежат на одной постели – один берется, а другой оставляется». И у апостолов у каждого своя судьба. В нас живут и страх и смелость (тот же Петр браво мечом махал) – все качества живут, и как все развернется в конкретной непривычной, незнакомой ситуации мы и сами не знаем…


П.С.: даже петух в "пророчества" попал... Я не верю, что Иисус сознательно нагнетал загадочность и на каждом шагу торжественно пророчил... Он скептически относился к своим ученикам (хотя вначале шла речь о том, что он наделил их невероятными способностями!), понимал, что они ещё совсем зелёные... Но они верили в него, мало знали, но много верили (и немало воображали)

Петухи даже в Иерусалиме водились и постоянно голосили... И предательства наши можно по разному считать - подогнать можно к нужному ответу эти вещи... Вполне возможно, что Иисус просто пошутил (хотя и знал, как слабы люди)


Рецензии