Кто говорит с презрением СтишАта о стихах Пушкина

=1=

Один из приглашённых в 2015 году на Радио историков сказал:
«Император уважал Пушкина, но конечно не за его стишАта...»


Сонет 1546

Кто говорит с презрением: «СтишАта»
О всех и даже Пушкина стихах,
В том, может быть, душА так глуховАта,
Что нашу жизнь не чувствует в словах?

Ведь жизнь без чувств, что смерть, пустое место!
Не расшифруем мы и ДНК,
Поскольку чувствам там не видим места,
А чувства - наша жизнь во все векА.

Эмоции и чувства бьют по факту,
Но факты дУшат их, цинично врут,
Чтоб верили лишь Протоколу, Пакту...
Вдруг, Цезарь восклицает: «И ты, Брут?!»

И что с того? Не подколоть чувств к Делу?
Поэт, бессмертье чувств - вверяет мЕлу!


===

=2=

Лишь при достаточном вниманье
С любовью слушая слова,
Возможно РЕЧИ пониманье,
Не въехав ни на чьи правА.

При уважительном общенье,
Где РЕЧЬ не оскорбляет слух,
Возможно мыслей единенье
Из чУждых мыслей разных двух.

Об этом говорят в народе,
Две головы мудрей одной;
На деле, редко так выходит,
Где РЕЧЬ кончается войной.

И всё же, РЕЧИ что с любовью
Проходят с много мЕньшей кровью.


==

=3=

Сонет 1548

На свете есть древнЕе Игры,
Такие, например, как «ГО»,
Свои там правила, арбитры,
Но нет в тех играх ничего

Того, что было бы сравнИмо,
С Великой Шахматной игрой,
Во все векА необъяснИмо
Влечёт к себе и за собой!

В ней ни один погублен гений,
В ней ни один погиб злодей,
И сотни тысяч сочинений
И миллионы жизней - в ней!

В Свидетельства, нам есть находки,
Археологии раскопки...

*

Думаю, что в качестве комментария
здесь уместно привести моё произведение
«12 шахматных уроков»,
опубликованное на Стихи.ру
в марте 2011 года,
впоследствии мной удалённое.

Вот это произведение

========================
========================

12 ШАХМАТНЫХ УРОКОВ

«Вы любите ШАХМАТЫ так, как люблю ИХ я?»
Сергей Владимирович Евдокимов,
кандидат в мастера по шахматам

Урок 1

«Благодарю, душа моя, за то,
что в шахматы учишься.
Это непременно нужно
во всяком благоустроенном семействе».
Пушкин Александр Сергеевич,
русский поэт,
из письма к жене Наталье Николаевне.

Царям во все века казалось –
Их слава и известность
Будут вечны.
Прошли века.
Их помнят
Историки одни,
Ещё студенты,
Чтобы экзамен сдать
И позабыть их навсегда.

Но помнят люди нынче
Халифа Эль-Мамуна
За речь его,
Хоть больше тысячи минуло лет:

«Ведь странно,
Что я правлю миром этим
От Инда на востоке
До Андалузии
На западе страны,
А не могу управиться
Я с тридцатью двумя
Фигурками из кости
На шахматной доске
Всего
Две пяди на две».

Так будут помнить всех,
Кто шахматной игры коснулся,
Знаком кто был,
Или дружил с Великим шахматистом,
Или с Великим человеком,
Не шахматистом вовсе даже,
Но шахматам досуг свой уделявший,
Поскольку к Вечности
Прикосновенье это.

Урок 2

«Шахматные игроки всё же лучшие люди.
Это для меня неисчерпаемая тема».
Вебер Андреас Пауль,
немецкий художник-график.

Прошло немало сотен лет,
А ШАХМАТЫ живут!
Свою судьбу и биографию имеют.
Когда-то выбирали их,
И кто хотел,
Кто мог –
Играл в них.
Теперь же,
В наше время,
С их возрастом и мудростью огромной,
Переменилось всё –
Не люди,
ШАХМАТЫ теперь
Людей Великих выбирают.

Общались меж собою
Пётр Первый Великий
И Лейбниц, математик и философ,
И Императору он консультации давал
По государственным вопросам,
Но оба шахматы ценили высоко.

С Эмануилом Ласкером,
Великим шахматистом,
Дружил Альберт Эйнштейн.

А Александр Пушкин
Сыграл немало партий
С самим Петровым,
Что первым мастером
В России был.

Урок 3

«Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С её
помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень
ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, так
что они становятся привычками, служащими во всех случаях.
Ведь жизнь есть подобие шахматной игры».
Франклин Бенджамин,
американский государственный деятель,
«Моральные ценности шахмат»,
1779 год.

И к шахматам симпатия огромна
И вечна
У политиков,
Правителей
И полководцев.

Здесь и Великая Екатерина,
Иван IV Грозный,
И Конде принц французский,
И Алексей Михайлович,
Бертье,
И Бонапарт,
Что позже стал Наполеоном Первым,
И папа Лев XIII,
И Макнавелли,
Мюрат и Ришелье,
Апраксин и Потёмкин,
И Талейран и Франклин.

А у военных шахматы в особенном почёте,
Ведь это всё-таки военная игра,
С ней армия соприкасалась
Народов всех и всех времён.

Игру любил и восхищался ей Суворов,
И флотоводец Крузенштерн,
А Шумов,
Офицер и ученик его,
Стал даже мастером
С Урусовыми наряду.
В советский же период
Произошёл расцвет армейских шахмат.
И маршалы и полководцы
Касались Вечности,
И в шахматы играли.
Крыленко, Фрунзе, Ворошилов,
И Тухачевский,
Малиновский,
Чуйков, Рыбалко,
Гречко, Баграмян.

Урок 4

«... и если чем интересовался, так это шахматной
игрой, которой предавался с увлечением».
К.Мамацев,
генерал РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,
из воспоминаний о корнете М.Лермонтове.

Высокопробная литература
Касалась шахмат,
И не раз,
О них писали в древности глубокой
И пишут до сих пор.

Касались этой темы
И Фирдоуси и Омар Хаям,
Рабле, Боккаччо и Сервантес,
Шекспир, Дидро и Шиллер,
Вольтер и Гёте,
Достоевский,
Аверченко и Брехт,
Куприн и Курочкин,
И Данте,
Некрасов, Лессинг,
Лермонтов,
Набоков,
Руссо и Писарев,
И Пристли,
Рабле и Писемский,
И Сименон,
И Лев Толстой и Цвейг,
И Сноу и Леонов.

Не миновали шахмат также
Учёные,
Художники
И музыканты.

Бетховен, Бокль, Бордане,
Куинджи, Врубель, Ломоносов,
Лаплас и Гаусс,
Лейбниц, Менделеев,
Ньютон, Кювье,
Рембрандт и Репин,
Прокофьев, Ойстрах
И Сатонина,
И Римский-Корсаков,
Шопен и Шостакович,
И Яниш, Филидор и Эйлер.

Урок 5

«Шахматы – это пробный камень человеческого ума»
Гёте Иоганн Вольфганг,
немецкий поэт.

Прикосновенье к Вечности –
Любовь к Великой
ШАХМАТНОЙ ИГРЕ!

Однако,
Следует отметить,
Взаимностью не балует
Любовь такая.
Чувствительные люди
От этого страдают сильно.

Вольтер однажды сокрушался,
Когда священник Адам
Вновь обыграл его нещадно,
Соседу плакался
В камзол его:
«Где в жизни справедливость?
Я шахматы так обожаю!
О, кто бы знал,
Насколько сильно,
Насколько преданно люблю их!
На них я столько время трачу!
Намного больше,
Чем на все мои романы,
Что написал за годы своей жизни!
А где взаимность?!
Когда отец какой-то Адам,
Тупица эта,
Меня обыгрывает просто,
Легко, без сожаленья!».

И тем не менее,
Не может падать тень
На столь Великую игру,
Одну из самых древних в мире.

Урок 6

«Для меня наука, как игра в шахматы,
ну вот нравиться проводить время
в таком занятии».
Менделеев Дмитрий Иванович,
русский учёный.

"Ермил отдал цигарку дорогуше.
Артист оттопал буйный трясопляс.
Целебный оберег елеет души.
Жмёт обалдело хриплый тарантас.

Железо прёт хорошим самоваром.
Фарфор воздушный дыбится серпом.
Бочонок вычищен амбарным шаром,
Больной чудак – антоновским дуплом.

Царь тренькает бандурой одиноко.
Антон трясёт бутылкою пустой.
Ангар свинцовый ценится высоко,
Ещё стальною филькиной пятой.

Его толкали дымовою палкой,
Фингал шикарный жахнул винодел,
Хозяин шикнул жестяною чалкой,
Халат дырявый финишный одел.

Достался деду елизи чуточек.
Цеплял петлями аховый чулок.
Баклан шакалил аленький вьюночек,
Цветок слюнявил ёловый венок.

Желудок сузил худощавый плотник,
Жестоко треснув хлипким ободком.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.

Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чёрным филькина тайга.
Ель полыхала, цангою чадила.
Дрожала шерстью белая серьга.

Амбал пищал, цепочкой шибанули.
Дрожал вдали фискальевский сигнал.
Холопов всех железками шугнули.
Хорь черепаху жёлтую догнал" -

Здесь скачет КОНЬ,
Обходит доску,
Но дважды не ступает
На одно и то же поле.

Два слова первые берём
«Ермил отдал».
Да это же координаты ПОЛЯ «е1».
На этом ЧЁРНОМ ПОЛЕ
Стоит перед началом боя
Его Величество – Король
Всей БЕЛОЙ армии фигур и пешек.
Берём вторую пару слов
«цигарку дорогуше»
И получаем мы – «с2».
Аналогично разберёмся
С оставшейся строкой
«Артист оттопал».
Это – «а1».
А «буйный трясопляс»?
«b3».
Итак,
Нам первые две строчки указали
Такой маршрут – «е1 с2 а1 b3»

Читаем расшифровку слева мы направо
Построчно сверху вниз:

«e1 c2 a1 b3 c1 e2 g1 h3

g5 h7 f8 d7 b8 a6 b4 a2

c3 b1 a3 b5 a7 c8 e7 f5

e3 d5 f6 g8 h6 g4 h2 f1

d2 e4 c5 a4 b6 a8 c7 e8

g7 h5 g3 h1 f2 d1 b2 d3

f4 e6 d4 f3 e5 c4 d6 b7

a5 c6 d8 f7 h8 g6 h4 g2».

Маршрут КОНЯ определён.
С путём мы этим разобрались.

Урок 7

«Шахматы служат для совершенствования искусства
умозаключения и сообразительности»
Лейбниц Готфрид Вильгельм,
философ, математик, открыл метод
интегрального и дифференциального исчисления.

А если этот Вам маршрут наскучил?
В другую сторону скакать Вы захотели?
Да нет вопросов!
Предлагаем
Маршрут Вам тот же,
Чтоб Вы КОНЮ подковы не сносили,
Ведь по протоптанной тропинке
Скакать Вам на КОНЕ
Намного легче будет,
Чем по неведомым дорожкам.
Но путь для Вас сей будет необычен,
Поскольку Вам скакать
В другую сторону придётся,
Да старт не с ПОЛЯ «е1»,
Что на краю Доски,
А с Центра, с ПОЛЯ «d4».

Маршрут вот этот перед Вами.
Читаем список всех ПОЛЕЙ
Мы слева и направо,
А дальше сверху вниз:

«d4 e6 f4 d3 b2 d1 f2 h1

g3 h5 g7 e8 c7 a8 b6 a4

c5 e4 d2 f1 h2 g4 h6 g8

f6 d5 e3 f5 e7 c8 a7 b5

a3 b1 c3 a2 b4 a6 b8 d7

f8 h7 g5 h3 g1 e2 c1 b3

a1 c2 e1 g2 h4 g6 h8 f7

d8 c6 a5 b7 d6 c4 e5 f3».

А ежели запомнить захотите
Маршрут Вы этот с Поля d4,
То надо выучить к маршруту этому,
Стихотворение такое  -

«Два чистильщика ели шоколадку.
Фонтан чернился дымом табака.
Бездельник дико довершил обкатку.
Фаянсом дышат хором облака.

Жучёк трещал холодному подонку.
Жасмину снились пчёлочки весной.
Ценил сарай ажурную вагонку.
Бобёр шуршал антоновкой честной.

Цистерна пикнула едва чахоткой,
Домашний дог фальшиво обалдел.
Ханжа дымился жёлтою чесоткой.
Хотел шиншиллу жирный винодел.

Фанфар шестёрка дисковато пела.
Евстафий трижды фрезернул пилой.
Егор скрутил цинкованное вело.
Антон сигналил бешено полой.

Ануфрий трогал бережно остаток.
Циклопа тиснул агнецкий дантист.
Бывалый часто авиатор шаток.
Барона выдал дармовой садист.

Фазан выносливый хотел сардины.
Железно пискнул хрястнутый таран.
Жирует осень - эталон долины.
Царит оживший бодренький тиран.

Алеет оторопь цветной дешёвкой
Едва остыли жуткие дела.
Химера чистит жёсткою шинковкой
Хвалёный воск фиктивного села.

Дурной волчина цирковато шутит.
Ангорский пар быстрее скакуна.
Дохляк шикарный цитрусово чудит.
Едим полезный фальшик топтуна».

Урок 8

«Шахматы – это по форме игра, по содержанию –
искусство, по трудности овладения игрой – наука»
Петросян Тигран Вартанович,
девятый Чемпион мира по шахматам.

А если Вы опять
К маршруту первому вернуться захотите,
Что с места Королевского стартует,
Пусть на краю Доски, но с ПОЛЯ «е1»,
То можно предложить
Для простоты запоминанья
Другое Вам стихотворенье
Где в каждой четырёх строках её
Есть цифра.
Так в первых четырёх строках
Звучит – «ОДИН»,
А в третьих – цифра «ТРИ»
И также далее,
В последних – цифра «ВОСЕМЬ».
Лишь в четырёх шестых строках
Не цифра «ШЕСТЬ» звучит,
А слово «ЖЕСТЬ»,
Похожее по звуку
На цифру «ШЕСТЬ»,
Но означающее Вам не цифру,
А букву «g».
И в четырёх вторых строках
Почти аналогично
Озвученная цифра «ДВА»
Указывает Вам,
Что это – буква «d»,
Не цифра!
Понятно?
Нет?
Тогда поймёте,
Когда стихотворение читать начнёте.
Вам эти цифры – маяки,
Они Вам не дадут с маршрута сбиться,
И,
Более того,
Когда Вы старт КОНЁМ займёте
С другого ПОЛЯ, а не с ПОЛЯ «е1»,
И мысленно начнёте
Стихотворение читать,
То эти цифры Вам помогут
Четверостишия не перепутать
И замыкая их на бесконечность,
Увидеть правильность маршрута своего.

Читайте новое стихотворенье,
Которое легко запомнить можно  -

«Егермейстер ОДИН. Цепенеет дружок.
Аварийный отток – беспредел тупика.
Цельногнутый обрез. Европейский должок.
Желтозубый осёл – холодней турника.

Жалоносный партнёр. Худосочный сезон.
Фантастичней вальдшнепов – ДВА старика.
Бадминтонный вагон. Абразивный шаблон.
Башковитый червяк – антипод двойника.

Циферблатный табак. Бездорожный обман.
Абрикосовых ТРИ – благодать пастуха.
Амплитудный суфлёр. Цветоводный вулкан.
Ель скрежещет фольклорнее петуха.

Ершистый тюфяк дребеденью полили.
Фактически шерсть железой велика.
Хороших шнурка жердевых – ЧЕТЫРЕ.
Хорь душит физически окорока.

Довлеющий друг – ехидный чудак.
Ценителей ПЯТЬ – автопост чердака.
Бывает, шустрит автономный «видак»
Циклически сенью его ветряка.

ЖЕСТЬ самохвала – хвастовской пилот.
Железо точками хмуряют облака.
Фатальный двухгодичный деловой оплот.
Бичом даёт дурашкам тумака.

Фантастичный чехол ежевелевых шин.
Доморощенных чаек финальная темь.
Ежедневный пробег – целомудренный чин.
Довоенных широких бутылочек – СЕМЬ.

Арбузный питон. Целебный шпинат.
Дубинушек ВОСЕМЬ финтят снегиря.
Хрустальная ваза. Жестокий шпагат.
Холерные чада журят дикаря».

Но к сожалению, увы,
Для Вас
Озвученные цифры,
А также буквы
Не выделить мне жирным шрифтом -
Редактор этот жирным шрифтом не владеет.

«e1 c2 a1 b3 c1 e2 g1 h3

g5 h7 f8 d7 b8 a6 b4 a2

c3 b1 a3 b5 a7 c8 e7 f5

e3 d5 f6 g8 h6 g4 h2 f1

d2 e4 c5 a4 b6 a8 c7 e8

g7 h5 g3 h1 f2 d1 b2 d3

f4 e6 d4 f3 e5 c4 d6 b7

a5 c6 d8 f7 h8 g6 h4 g2».

Замечу, к слову,
Чем глупей,
Чем фантастичней текст,
Тем проще выучить его.
Не верите?
Тогда представьте,
Вы едете в автобусе,
А пассажир один
Везёт с собою тигра.
Такое вряд ли сразу
Забыть Вы сможете.


Урок 9

«Для одних шахматы – звук, для других – картина,
для меня они – поэзия, поэзия борьбы, разума и воли»
Пабло Неруда,
чилийский поэт.

А люди,
Понаслышке,
Будут повторять,
Что пешка каждая ферзём стать может!
И пешек множество
Неопытных и молодых
Поверят в это,
И будут двигаться в ферзи.
Но каково их будет разочарованье,
Когда,
Достигнув поля,
Не превратят их,
А рукою скинут
С доски
Куда-нибудь подальше от игры,
От места боя,
В который столько сил они вложили!
Всю жизнь свою поставили в идею –
Ферзём стать!
И вот итог –
На месте,
Где они мгновение назад стояли,
Там установят новые фигуры,
По правилам все восемь пешек
Ферзями могут быть заменены.
А зрители захлопали в ладони!
За пешку рады,
Что сбылась её мечта!
Вот как бывает, мол,
Была простою пешкой,
Но так трудилась и старалась
Всю жизнь,
Что вот, в конце пути
Добилась своего
И стала вот – ферзём!
Пример достойный,
Всем пешкам в подражанье!
Мы все, мол, здесь свидетели
Такого превращенья!
«Свидетели» не знают,
Не ведают того,
Что пешка, поседевшая от горя,
Их героиня, ферзём не стала.
Она в слезах валяется сейчас
Средь стонущих фигур,
Что сняли раньше.
Она такую может спеть нам песню:

«ПЕШКА стояла в начальном ряду.
Кто-то толкнул её
В ряд четвёртый.
Так оказалась она в аду,
Но стойко сражалась,
Характер был твёрдый.

ПЕХОТА с ФЕРЗЁМ
Восторгались подряд.
СЛОНЫ – подхалимы
Ей славу трубили.
КОРОЛЬ повелел ей
Занять ВОСЬМОЙ РЯД!
От зависти
КОНИ с ЛАДЬЯМИ
Завыли.

Но на пути
Беспощадный был враг.
ФИГУРЫ
Сражались не за медали
И,
Чтобы ПЕШКЕ
Помочь
Сделать шаг,
Они
Героически умирали.

Вот,
Корчась от боли,
Сам ФЕРЗЬ
Пал в бою,
В крови весь мундир,
Эполеты.
По барабану всё
ПЕШКЕ в строю,
На месте она,
Что там беды!

«Мне так повезло!
Я прошла в ФЕРЗИ!!!»
Так думала ПЕШКА седая.
Тут сняли её!
Она где-то в грязи,
А вместо неё -
ФИГУРА стоит молодая».

Урок 10

«Рекомендую вам прекрасного литератора
и вместе шахматного игрока, моего ученика,
графа Льва Николаевича Толстого».
Урусов Сергей Дмитриевич,
командир Полтавского пехотного полка,
кавалер ГЕОРГИЕВСКОГО КРЕСТА
(из рекомендательного письма
для дальнейшего прохождения службы
в Санкт-Петербурге).
Севастополь, 1865 год.

Вот эта улица -
Большой Конюшенной теперь зовётся,
А в Ленинграде –
Имени Желябова была.
По левой стороне,
Проходим театр Эстрады,
Котлетную проходим,
Наполовину пышечной она была.
Здесь шахматисты
Подкреплялись перед боем.
Не доходя универмага ДЛТ,
Так назывался в Ленинграде он,
Мы видим слева – эмблему ГШК
С двумя конями,
Эмблема маленькая,
Кони ещё меньше.
Сия эмблема шахматного клуба,
И в честь Чигорина тот клуб зовётся.
Отдавшего игре всю жизнь свою.

Зайдём мы в этот клуб,
Поднимемся наверх,
Войдём в просторный зал –
Повсюду
Там в шахматы играют!
И в зале,
И на сцене,
И на балконе,
И в комнатах,

А в клубе хоть шуметь и запрещают,
И требуют блюсти здесь тишину,
Но всё же характерный шум стоит
От шлёпанья фигур, шуршанья бланков,
От стука кнопок шахматных часов,
От скрипа пола под ковром в проходе.
Витает над доскАми ореол.
Себя, здесь в будущем
Считает каждый Чемпионом!
Не Чемпионом, так Конём,
Способным затоптать кого угодно
И не сдаваться и победу одержать!
Здесь,
На Большой Конюшенной огромной
Я, пусть и маленький,
Но всё ж кусачий Конь!

Урок 11

«На первый взгляд шахматы – просто игра, игра на доске,
как и многие другие, в действительности же они –
грандиозное отражение человеческих стремлений,
поразительная симфония страстей, песнь песней победителя»
Тартаковер Савелий Григорьевич,
литератор, международный гроссмейстер по шахматам.

А нынче в Питере
На улицах не видно шахматистов,
Да и скамеек в парках и садах
Заметно поубавилось,
А вот бесплатных туалетов не стало вовсе.
Всё кануло в небытиё.
Но в Петербурге
Ещё остались шахматисты!

Урок 12

«Шахматы, как любовь, как музыка имеют
способность делать человека счастливым».
Зигберт Тарраш,
немецкий врач,
шахматный маэстро

В Берлине,
В году сорок шестом,
Был проведён матч шахматистов,
Естественно армейских.
Командный матч.
За десятью досками
Сражались
СССР и США.
Со счётом
Десять – ноль американцев
Наши
Победили!

И нашу Родину любили
Во многих странах!
И в честь советских шахматистов
Гимн нашей Родины звучал!
И дважды сборная СССР
Сражалась с шахматною сборной МИРА!
И дважды
Одержали мы победу!

========================
========================

*

==

*

В тексте –
три мной избранных моих Сонета:
1546, 1547, 1548

*

Санкт-Петербург, 2017 год


Рецензии