Измеряя мир. Германия, 2012

Этот фильм призывает задуматься.

Задуматься о двух разных путях человека в познании мира, в котором он родился и живёт.
Фильм кажется довольно простым и даже где-то схематичным. Почти никаких рассуждений типа «за кадром», пафосных намёков и попыток романтизировать то время, когда происходили события, подталкивающих зрителя в какое-то направление, заранее заданное режиссером.
Но направление все-таки задано. И задано убедительно. Игра актёров вызывает уважение. Жизненность, реальность созданных образов и контекста – впечатляет.

Каждый из нас неким образом измеряет мир, в котором родился и живёт. Иначе практически невозможно. Но именно особенные, незаурядные и даже исключительные люди идут по этому пути так, что вынуждают задуматься и других, вовлекая всех, кто так или иначе затронут их жизнью, их стремлением. Или даже просто оказался рядом. Идут и оставляют за собой след.

В фильме мы видим два варианта познания мира через его описание. Да, по сути познание мира сводится к тому, чтобы создать его описание. Личное описание познающего, вариант картины мира.

Один великий человек, чувствующий мир почти как самого себя (а скорее лучше, чем себя), пытается создать для этого чувствования форму. Расширить имеющуюся, улучшить её, сделать более всеобъемлющей. Ищет её с помощью языка математики как самого на его взгляд структурированного, но развивающегося языка описания. Его ведёт ощущение Жизни, которую он созерцает.

Второго ведёт абстрактная идея познания, измерения и описания. Он выхватывает и придумывает разные способы исследования и описания просто на ходу. Он идёт сквозь мир в буквальном смысле этого слова, пытаясь объять необъятное. Идёт, разрушая по пути то, что исследует, вынуждая всех, кого только удаётся, подчиниться его пути. И как заговорённый защищен своим «слепым безумием».

Оба познают мир, оба – по-разному – измеряют и изменяют мир в своём стремлении его описать. Оба в серьёзной степени затрагивают судьбы других людей, изменяют и их, не задумываясь об этом. Оба оставили неизгладимый след в истории познания, потому что положили на этот алтарь не только каждый свою жизнь, но и жизни всех, кто в них верил, и кто их любил.

И оба не достигли того, к чему так отчаянно стремились.
Ибо постоянный в своей переменчивости мир ускользает как вода сквозь пальцы и остаётся непознанным. И, возможно, не познаваемым.
Предполагаю, что это к лучшему.
Но описания – остаются, как остаются и имена людей, создавших их.
Такой вот фильм.


Рецензии