7. Легенда о Распутине

7. Легенда о Распутине.

Отступая от хронологии моих воспоминаний, скажу о Григории Распутине, скажу, как мне виделась и запомнилась эта персона, которая столь многих интересует.

В Александровском дворце я была своим человеком. Думаю, Ники и Аликс более всего ценили во мне то, что я не вмешивалась в их сугубо личные дела. Я вяла за правило никогда не задавать вопросов и не давать непрошенных советов, а тем более не вторгаться в их личную жизнь.

Распутин стал центральной фигурой в истории, которую мир уже давно принял как правдивую. Все, что бы я ни сказала о нем, или не будет услышано, или будет воспринято как небылица. Все написанное об этом человеке так приукрашено и извращено, что фактически невозможно для читателя отличить правду от вымысла.

Да, я не только очень хорошо знала Ники и Аликс, чтобы поверить всем безобразным сплетням, но знала и сибиряка, и его истинную роль и границы его влияния при дворе. Обо всем этом были написаны горы книг, но кто из этих авторов мог лично все знать? Я могу припомнить лишь двоих, а все остальные полагались только на слухи, сплетни, возникавшие во дворцах Великих князей, и бесконечную болтовню в гостиных Санкт-Петербурга и Москвы.

Возьмите, к примеру, мемуары Палеолога, французского посла. Его посольство в Санкт-Петербурге – это прямо-таки настоящий общественный центр. Он похвалялся своей дружбой с тетей Михен.; Предполагают, что его информация о моем брате, его супруге и Распутине обладает исключительной достоверностью, но это не более чем выжимки из светских разговоров и сплетен, собранных в салонах Санкт-Петербурга, особенно в салоне тети Михен. Он в действительности встречал Распутина один-два раза, но никогда не бывал в Царском Селе неофициально, а аудиенции – не тот случай, когда говорят о личном. Но Палеолог утверждал, что его сведения авторитетны, и читающая публика приняла эти утверждения на веру.


; Великая княгиня Мария Павловна, жена Великого князя Владимира Александровича.


То, что Распутин был настоящим злым гением – это легенда, созданная необузданным воображением, сегодня утвердившаяся в общественном сознании, а создавать легенду о Распутине начали еще при его жизни. Я знаю: то, что я сейчас собираюсь сказать, возможно разочарует множество людей, всегда падких до пикантных откровений, но, думаю, давно настало время определить действительное место и действительный масштаб этого человека. Он не был ни святым, ни бесноватым. Для Ники и Аликс он оставался тем, кем был – крестьянином с глубокой верой в Бога и даром исцеления. В его встречах с Императрицей не было ничего мистического – все это плод воображения людей, никогда не встречавших Распутина во дворце. Некоторые даже превратили его в приближенное лицо. Другие называли его то монахом, то священником. Он же не занимал никакого положения при дворе или в Церкви, и не было в нем ничего привлекательного или захватывающего, как считали люди, кроме несомненного дара исцеления. Он был простой странник.

Важно не забывать, что и Ники и Аликс были полностью осведомлены о прошлом Распутина. Абсолютная неправда, что они почитали его за безгрешного святого. Повторяю снова, я имею право говорить это: ни тот, ни другая не обманывались, и не было у них никаких иллюзий насчет него. Беда в том, что люди не знали правды, а положение Ники и Аликс не позволяло им пускаться в оправдания по поводу обрушившейся на них лжи. Давайте посмотрим на все это здраво. Во-первых, многие тысячи людей из простонародья твердо верили в целительную силу молитв этого человека. Твердо верили и иерархи Церкви. За ними – свет, всегда падкий на необычное. Наконец, родственница Ники приняла у себя во дворце сибиряка и представила его моему брату и его супруге. И когда это случилось? В 1906 году, когда жестокая правда о болезни моего маленького племянника держала их в постоянном напряжении. Я где-то прочитала, будто Распутина обманом ввела во дворец Анна Вырубова,; которая тем самым надеялась усилить свое собственное влияние. Это просто вздор. Анна Вырубова никогда не имела никакого влияния. Аликс много раз говорила мне, как ей так жаль "эту бедную Аннушку". Она была совершенно беспомощна, по-детски наивна и очень склонна к припадкам паники. Она цеплялась за Распутина, как за якорь спасения, но никогда не старалась обратить на него внимание Аликс. Совершенно верно, что после того как он несколько раз побывал во дворце, чрезмерно преувеличенные сообщения о его влиянии при дворе подвигли многих попытаться превратить его в инструмент для удовлетворения собственных амбиций. Распутина осаждали просьбами. Его засыпали подарками, которые он никогда не оставлял себе. Я знаю, что он помогал бедным в Санкт-Петербурге и в других местах. И не разу я не слышала, чтобы он просил каких-то благ для себя у Ники и Аликс. Но слышала часто, как он просил за других. Я уверена, что его привязанность к моему брату и его жене была совершенно лишена эгоистических интересов. Он мог бы так легко сколотить себе состояние, но умер, владея только Библией, кое-какой одеждой и некоторыми предметами личного пользования, подаренными ему Императрицей. Даже мебель в его квартире на Гороховой улице в Санкт-Петербурге ему не принадлежала. Это верно, что он получал большие суммы денег, но все раздавал. Оставлял столько, сколько было необходимо на еду и одежду для его семьи в Сибири. И если в конце осознал, какую политическую силу может из себя представлять, то это только потому, что безжалостные и неразборчивые в средствах люди давили на него.


; Фрейлина Императрицы.


Я понимаю, что все, что я до сих пор сказала, может, кажется, представить меня приверженницей Распутина. Скажу прямо: мне никогда не нравился этот человек. Но в интересах истории я должна свидетельствовать правду.

Я ясно помню тот осенний день 1907 года, когда впервые встретила Распутина в Александровском дворце в Царском Селе. Я жила тогда в Санкт-Петербурге, но два-три раза в неделю, иногда чаще, ездила в Царское Село. В тот день я была приглашена к обеду. Других гостей не было. Когда отобедали, Ники предложил мне: "Пойдем со мной, я познакомлю тебя с русским крестьянином".

Я прошла вслед за ним и Аликс вверх по лестнице в комнаты детей. Четверых девочек и их маленького брата, всех одетых в белые пижамы, няни укладывали спать, а посреди комнаты стоял Распутин.

Когда я его увидела, то почувствовала излучаемые им доброту и тепло. По-моему, дети его любили. Они чувствовали себя с ним совершенно свободно. И сегодня помню их смех, когда маленький Алексей, изображая из себя зайчика, скакал по комнате. Потом совершенно неожиданно Распутин взял ребенка за руку и повел его в его в спальню, а мы трое пошли следом. Все как-то примолкли, как будто оказались в церкви. Лампы в комнате Алексея не были зажжены, ее освещали лишь свечи перед чудными иконами. Ребенок очень тихо стоял рядом с этим великаном, склонившим голову. Я видела, что Распутин молится. Все это произвело на меня сильное впечатление. И я знала также, что мой маленький племянник молился вместе с ним. Я не могу это описать, но я не сомневалась в искренности этого человека.

После того как детей уложили в постель, Ники, Аликс и я вернулись в лиловую гостиную на первом этаже. К нам подошел и Распутин.

Ники и Аликс надеялись, что я полюблю Распутина. Конечно, я была под впечатлением молитвы в детской. Я видела настоящее благочестие его, была поражена его глазами, но полюбить его и позже не могла.

Я никогда не чувствовала никакого гипноза Распутина. Не считала, что в его внешности есть что-то неотразимое. Наоборот, находила его слишком простым. Голос у него был очень низкий и грубый, и с ним мне было трудно разговаривать. В тот первый вечер я заметила, что он перескакивает с одной темы на другую и постоянно цитирует Библию. Это на меня не произвело особого впечатления... Я знала, что многие крестьяне знают наизусть целые главы Писания.

Он сразу не пришелся мне по душе. Меня оттолкнуло его любопытство – неприкрытое и смущающее. В гостиной Аликс, поговорив несколько минут с ней и с Ники, Распутин ожидал, пока прислуга накроет на стол для вечернего чая и начал меня забрасывать самыми неуместными вопросами. Была ли я счастлива? Любила ли я своего мужа? Почему у меня не было детей? Он не должен был задавать такие вопросы, и я не стала на них отвечать. Боюсь, Ники и Аликс чувствовали себя при этом довольно неудобно. Я помню, с каким облегчением в тот вечер я покинула дворец, повторяя: "Слава Богу, что он не увязался за мной на станцию", села в свой личный вагон поезда на Санкт-Петербург.

Некоторое время спустя я вновь встретила Распутина, на этот раз не во дворце, а в домике Анны Вырубовой неподалеку от входа в парк. Проведя день в Царском, я после обеда пошла вместе с братом и его супругой к госпоже Вырубовой.

Там был Распутин. Он, казалось, был очень рад вновь видеть меня, и, когда хозяйка с Ники и Аликс на несколько минут вышли из гостиной, Распутин встал, обнял меня за плечи и стал гладить мою руку. Я сразу же отстранилась, ничего не сказав. Просто поднялась и присоединилась к остальным. С меня общения с этим человеком было больше чем достаточно. Я невзлюбила его еще больше, чем прежде. Хотите верьте, хотите нет, но, вернувшись в Петербург, я совершила странный поступок: пошла к мужу в его кабинет и рассказала ему обо всем, что произошло в домике Анны Вырубовой. Он выслушал меня и с мрачным лицом посоветовал мне избегать в будущем общения с Распутиным. В первый и единственный раз я знала, что муж прав.

Чрез несколько недель, когда я сидела одна в своей гостиной, мне доложили о приходе Анны Вырубовой. Она вошла растрепанная, с пылающими щеками, явно взволнованная, и бросилась на пол перед моим креслом. Она просила, чтобы я приняла у себя Распутина.

Помню, она твердила: "Пожалуйста, он так хочет снова повидать Вас", но я очень твердо отказала. После этого я видела Распутина только в доме Вырубовой, когда сопровождала туда Аликс. Ники больше не принимал его во дворце из-за все растущих слухов. Насколько я знаю, он привечал его только из-за его помощи, которую он оказывал Алексею, и мне очень хорошо известно, что Распутин действительно помогал.

Истории о том, что он вел себя дерзко по отношению к Императору и Императрице придумывали люди, не знакомые лично ни с моим братом, ни с Аликс и в равной степени не имевшие понятия о крестьянском характере. Во-первых, они ни секунды не стали бы терпеть подобное поведение. А во-вторых, что еще более важно, Распутин был и всегда оставался крестьянином, в глазах которого особа Царя священна. Он всегда был почтителен, хотя с хорошими манерами не был знаком. Он называл их "Батюшка" и "Матушка". Они всегда при личном общении и заочно звали его Григорием Ефимовичем. Во время своих редких визитов во дворец он приходил либо помолиться за Алексея, либо поговорить с Аликс на религиозные темы. Хотя, если верить всей той ерунде, что о нем написана, можно подумать, что он практически жил во дворце.

В одной книге автор дал описание столовой в Александровском дворце, рассказывая, как Император, Императрица и все их пятеро детей сидят за столом, взволнованно ожидая появление Распутина. И Императрица в отчаянии повторяет, что она чувствует – случилось несчастье. Распутин никогда прежде не опаздывал к обеду.

Весь этот эпизод – полная и грубейшая фальсификация. Во-первых, дети никогда не обедали вместе с родителями. Ники и Аликс, когда у них не было гостей, обедали в сиреневой гостиной, или в маленькой гостиной. В их крыле в Александровском дворце не было настоящей столовой. Я слишком часто бывала там, чтобы не знать, что Распутина никогда не приглашали к столу во дворце. Те, кто пишут такую ерунду, не имеют ни малейшего понятия о том, как жили Ники и Аликс. А то, что написано о моих племянницах и Распутине – это еще хуже. Я знала девочек с их младенческих лет, я была к ним так близка, что иногда они обсуждали со мной свои маленькие тайны, когда чувствовали, что не могут поделиться этим с матерью. Я до мельчайших подробностей знаю, как они воспитывались. Маленькое проявление "дерзости" привело бы их в полное замешательство. И ничего подобного никогда не случалось. Девочки всегда были рады видеть Распутина, потому что знали, как велика его помощь их маленькому братцу.

Злословие дошло до того, что Распутину стали приписывать все прегрешения дворцового персонала. Одна из таких историй (об изнасиловании няни) дошла до Ники, и он приказал немедленно тщательно разобраться в этом деле. Оказалось, что девушку действительно застали в постели, но с казаком из Императорского конвоя.

И помню слухи в Санкт-Петербурге о том, будто бы моя невестка осыпает Распутина деньгами. И опять же, они были совершенно безосновательны. Аликс была, можно сказать, очень экономной. Совершенно не в ее характере было швырять деньгами. Она дарила ему рубашки, шелковый пояс, который сама вышила, а также золотой крест, который он носил.

Не соответствовала действительности и история о том, что Аликс якобы впадала в транс на спиритических сеансах, которые Распутин устраивал в доме Анны Вырубовой.

Слухи об этом были бы смешны, если бы не были такими низкими. Аликс была истинной православной христианкой, а Православная Церковь исключает подобную деятельность. И опять же, в книге, написанной Кэтрин Кольб, имевшей множество псевдонимов, в том числе княгиня Катерина Радзивилл, можно прочитать, будто бы у Вырубовой был ключ к дневнику моей невестки и будто бы Вырубова знала все ее секреты. У дневника Аликс не было никакого замка, и она никогда не усердствовала, заполняя его. В последние годы она была слишком занята и больна и вообще прекратила делать записи.

Хотя мне не очень нравился Распутин, и я находила его сибирский выговор с проглатыванием гласных очень трудным для понимания, я никогда открыто не критиковала его ни перед Ники, ни перед его супругой.

Я понимала, что их дружба с ним была их личным делом, и даже не стоило вмешиваться в нее. У меня была масса возможностей сделать это, так как я годами видела Ники и Аликс практически каждый день. Но я никогда не делала этого, потому что видела, что Распутин не имел ни малейшего влияния на Ники, их связывали его цельбоносные молитвы за Алексея.

Мне непонятно, почему люди не хотели верить в то, что единственной причиной доверия Императрицы к Распутину и ее дружбы с ним была ужасная болезнь моего племянника. Православные знают силу молитвы, знают дар исцеления и чудес. А Распутин, без сомнения, имел этот дар.

В этом нет никакого сомнения. Я не однажды собственными глазами видела чудотворные его исцеления. Знаю также, что это признавали самые известные доктора того времени. Это неоднократно свидетельствовал мне лечащий врач Алексея профессор Федоров, лучший из специалистов. И при этом все доктора терпеть не могли Распутина.

Как известно, малейшая травма Алексея могла привести и часто приводила к мучительной борьбе между жизнью и смертью, и первый кризис произошел, когда ему едва исполнилось три года. Он упал в Царскосельском парке. Он не плакал, и на ножке едва был заметен кровоподтек, но падение вызвало внутреннее кровоизлияние, и в течение нескольких часов ребенка терзала невыносимая боль. Аликс позвонила мне, и я сразу же примчалась в Царское Село.

Я представляла себе, что должна была переживать Аликс, а это ведь был только первый приступ, за которым последовало множество других. Бедный ребенок лежал в таких страданиях, под глазами его были темные круги, маленькое тельце сотрясалось в судорогах, ножка странно распухла. От докторов не было никакого прока. Они выглядели еще более испуганными, чем все мы, и перешептывались между собой. Казалось, они ничего не могли сделать, и через несколько часов они признали свое бессилие. Было уже поздно, и меня уговорили пойти к себе в покои. Тогда Аликс послала сообщение Распутину в Санкт-Петербург. Он приехал во дворец около полуночи или даже позднее. Я к этому времени ушла к себе, а рано утром Аликс позвала меня к Алексею. Я глазам своим не поверила. Мальчик был не только жив – у него был здоровый вид. Он сидел в постели, температура нормальная, глаза ясные, и не следа опухоли на ноге. Вчерашний ужас стал бесконечно далеким кошмаром. Позже я узнала, что Распутин даже не дотронулся до ребенка, а просто стоял у постели в ногах и молился. Конечно, тут нашлись люди, утверждавшие, что молитва Распутина просто совпала случайно с выздоровлением моего племянника. Но прежде всего – любой доктор подтвердит, что такие сильные приступы не проходят за какие-то несколько часов. Во-вторых, такое совпадение могло быть, скажем, раз или два, но я даже не могу сосчитать, сколько раз повторялись такие случаи.

Однажды молитвы Распутина дали тот же результат, когда он был в Сибири, а Алексей – в Польше. Осенью 1913 года в Спале, охотничьем поместье своего отца рядом с Варшавой, мальчик, вылезая из лодки, ударился правым коленом о планшир. Тотчас же были посланы срочные телеграммы профессору Федорову и другим врачам. Я была тогда в Дании вместе со своей мамой. От профессора Федорова я слышала потом, что это был жесточайший приступ за всю жизнь ребенка. Тогда Аликс телеграфировала в Покровское, прося о помощи. Распутин ответил: "Бог воззрил на твои слезы. Не печалься. Твой сын будет жить". Через час мой племянник был вне опасности.

В том году позднее я встречалась с профессором Федоровым, и он говорил мне, что с медицинской точки зрения это выздоровление было совершенно необъяснимо. Мне приходилось уже слышать, что общество лучше бы относилось к Распутину, если бы люди знали о болезни моего племянника. Это не так. Верно, что о его болезни не объявили сразу же, как только Ники и Аликс узнали о ней, но долго в тайне это сохраняться не могло. Все обвиняли мою бедную невестку в том, что она передала своему сыну эту болезнь, а потом винили ее в том, что она всеми способами пыталась излечить ее. Разве это справедливо? Ни мой брат, ни Аликс не верили, что этот человек наделен какой-то сверхъестественной силой. Для них он был крестьянин, глубокая вера которого соделала его орудием Господним в помощи именно Алексею. Аликс ужасно страдала от невралгических болей в ногах и пояснице, но я никогда не слышала, чтобы сибиряк помогал ей.

У Алексея был жизнерадостный характер, он обладал мужеством, терпением, он стойко принял то, что обычные мальчишеские забавы ему недоступны из-за нездоровья.

В 1915-16 годах я была далеко от своих родных – трудилась сестрой милосердия на фронте, но, конечно, слухи о них до меня доходили. Во-первых, зная Ники, я настаиваю, что Распутин не имел на него ни малейшего влияния. Именно Ники положил конец его визитам во дворец. Именно Ники высылал его обратно в Сибирь, и это бывало не раз. И некоторые из писем Ники и Аликс являются достаточным свидетельством того, что он действительно думал о советах Распутина. Дела в то время шли все хуже и хуже, Ники был в Могилеве, а Аликс в Царском Селе. Я признаю, что ее письма действительно указывают на то, что она все больше прислушивалась к советам Распутина. Но не стоит забывать, что она видела в нем спасителя своего сына. Измученная до предела, нигде больше не получающая поддержки, она, в конце концов, стала думать, что он станет и спасителем страны. Но Ники никогда не соглашался в этом с ней. Несмотря на все свое доверие к ней, снимал и назначал на должности он самостоятельно. На посту военного министра Сухомлинов был замещен Поливановым, хотя Аликс умоляла не делать этого. Ники сместил Штюрмера с должности министра иностранных дел и назначил Самарина обер-прокурором Святейшего Синода, действуя, опять же, по собственным соображениям. Некоторые с готовностью вспоминали, что Распутин был против нашей войны с немцами в 1914 году. И вот в 1916 году началась кампания гнуснейшей клеветы против Аликс, будто бы она стояла за сепаратный мир с Германией, подстрекаемая Распутиным, который, как они говорили, стал орудием в руках немцев. Сейчас эта ложь полностью опровергнута, но какой же вред она причинила в то время!

– Будучи так близка к ним обоим, я никогда не вмешивалась ни советом, ни критикой. В сугубо политических делах я разбиралась мало или вообще не разбиралась, а все остальное касалось только их. Ну, а что же семья? Лишь мама и тетя Элла по-настоящему защищали интересы Ники, но они обе не знали всех подробностей. Их суждения тоже основывались на слухах. По крайней мере, они проявляли истинную озабоченность. Все остальные приезжали в Царское Село, чтобы давать непрошенные советы, изрекать грозные предупреждения, даже устраивали сцены. Некоторые вслух заявляли, что Аликс следует отправить в монастырь. Димитрий, молодой кузен Ники, участвовал с несколькими своими друзьями в гнусном заговоре. В убийстве Распутина не было ничего героического. Вспомните, что о нем сказал Троцкий, что оно "было совершено по сценарию, предназначенному для людей с дурным вкусом". А ведь едва ли можно назвать Троцкого защитником Монархии. Полагаю, на этот раз коммунисты были недостаточно суровы в своих суждениях. Это убийство было задумано самым подлым образом. Вспомните только два имени, которые и по сей день теснейшим образом связаны с ним – Великого князя, одного из внуков Царя-Освободителя, и потомка одного из наших древних родов, супругой которого была дочь Великого князя.; Это ли не свидетельство того, как низко мы пали!


; Речь идет о Димитрии Павловиче, единственном сыне Великого князя Павла Александровича, младшего сына Императора Александра II. Потомок древнего рода – князь Феликс Юсупов, женатый на княгине Ирине, единственной дочери Великого князя Александра Михайловича и Великой княгини Ксении Александровны.


Чего они надеялись добиться? Неужели они действительно верили, что убийство Распутина поправит наши дела на фронте, покончит с ужасающим транспортным хаосом и со всеми нехватками в результате этого? Я никогда ни на мгновение не могла в это поверить. Убийство было обставлено так, чтобы представить Распутина исчадием ада, а его убийц какими-то сказочными героями. Это отвратительное убийство сослужило самую плохую службу тому человеку, которому они присягали верно служить, – я имею в виду Ники. То, что в него были вовлечены два члена Семьи, свидетельствовало об ужасающем разложении в высших слоях общества. И более того. Среди крестьян этой убийство посеяло возмущение. Распутин был плоть от их плоти. Они гордились тем, что он друг Царицы. Когда они услышали о его убийстве, пошли такие разговоры: "Стоило одному из нас приблизиться к Царю и Царице, как князья да графья из зависти его убили. Это они всегда встают между нами и Царем".


Рецензии