Элейская школа философии

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Эленизм, учение о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего.  Понятие неизменяемости сущего, кажется пародаксальным, в силу того, что мы наблюдаем постоянную изменчивость, но, современные исследователи заключают, что под единством и неизменностью подразумевается Высшее, организующее, сознательное начало. Парменид  утверждал, что сущее одно по виду, но множественно согласно очевидности. 
Наиболее известными макрерами элейской школы являются апории Зенона Элийского.
 Бертран Рассел писал, что апории Зенона «в той или иной форме затрагивают основания почти всех теорий пространства, времени и бесконечности, предлагавшихся с его времени до наших дней»
Апори;я (греч. ;;;;;; — безысходность, безвыходное положение) — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности.
 Анализу апорий Зенона посвящена колоссальная литература; особенно большое внимание им уделялось в последние сто лет, когда математики стали усматривать в них предвосхищение парадоксов современной теории множеств». Научные дискуссии, вызванные рассуждениями Зенона, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль непрерывного и дискретного (прерывного) в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время (см. список литературы), прийти к общему мнению о сущности парадоксов научному сообществу пока не удалось.
В настоящее время, существует концепция Единых Октав, так называемый  Закон Одного, утверждающий, что разумная бесконечность сотворила разумную энергию, которая, в свою очередь, сотворила многомерное пространство и время, какими мы их знаем.
Основные доктрины элеатов развивались в оппозиции к теориям ранних философов- физиков , которые объясняли все существование в терминах первичной материи и теории Гераклита , в которой утверждалось, что все существование можно представить, как вечное изменение. Элеатики утверждали, что истинное объяснение вещей заключается в концепции универсального единства бытия. Согласно их доктрине, чувства не могут познать это единство, потому что они неполедовательны и лишены логики; Только посредством мысли мы можем выйти за пределы ложных проявлений смысла и прийти к познанию бытия и фундаментальной истины, что «Все одно». Более того, не может быть никакого создания , потому что бытие не может исходить из небытия, потому что вещь не может возникнуть из того, что отличается от него. Они утверждали, что ошибки в этом вопросе обычно возникают из-за двусмысленного использования глагола, который может подразумевать фактическое физическое существование или быть просто лингвистической связкой, которая связывает субъект и предикат .

Согласно Диогену Лэртиусу (IX. 18), философ  Ксефоан Элейский был современником с Анаксимандром и Пифагором.В некоторых стихах Ксенофана, найденных в Клеменсе Александрийского (Стром V. 14, стр. 714, изд. Поттер), говорится:
Один Бог. Является наибольшим среди богов и людей. Подобно смертным по духу или по форме;И в Секстусе Эмпирикусе (Мат. IX. 144):«Он видит везде, думает везде и слышит повсюду»,

К которым добавляются слова Диогена Лаартия (IX, 19): «Мысль и разум - это все и вечны». Ксенофаном отрицал истину о концепциях возникновения и об исчезновении, об изменении, движении и т. Д., Видя, что они просто Относятся к чувственному восприятию. «Он нашел, - говорит Теннеманн (Том I., стр. 156),« все происхождение немыслимо: «Один как непосредственный Продукт чистой мысли - это в своей непосредственности Бытие.

Парменид - поразительная фигура в школе Элеатики,  он приходит к более категоричным концепциям, чем ксенофаны. По словам Диогена (IX. 21), он родился в Элеа в богатом и честном роду. Из его жизни, однако, мало что известно; Аристотель говорит (Встреча 1. 5), что он был ученым Ксенофана. Секст Эмпирикус (пособие Мат. VII. III) называет его другом ( gnwrimo ;) Ксенофана.
Парменид добавляет к этой доктрине правды, доктрину человеческих мнений, иллюзорную систему мира. Симплиций, написав на «Физике Аристотеля» (стр. 7, б а 39), говорит нам, что он говорит: «У людей две формы мнения, одна из которых не должна быть, и в этом они ошибаются; Они противопоставляли друг друга по форме и символу. Один, эфирный огонь пламени, довольно тонкий, идентичный самому себе, но не идентичный с другим, потому что это отличало его от других; С другой стороны, есть то, что принадлежит ночному, или густому и тяжелому существованию ». Поначалу выражается теплота, мягкость, легкость, а вторая - холод. «Но поскольку все называется светом и ночью, и их качества подходят как для одного, так и для другого, все одинаково заполнено светлой и темной ночью; Оба одинаковы, так как ничто не существует без них ». Аристотель (Met. 1. 3 и 5) и другие историки также единодушно приписывают Пармениду тот факт, что он устанавливает два принципа для системы явных вещей, тепла и холода, Через союз которого все есть. Свет, огонь, активный и живой; Ночь, холод, называется пассивным.

Парменид также говорит, как пифагореец, - он был назван Анх Пукагорио в Страбоне - о следующем, а также  мифологическом понятии: «Сферы рядом друг с  другом, одна из которых имеет разреженный элемент, а другая плотный, между которыми можно найти другие элементы, состоящие из света и тьмы. Те, что поменьше, имеют нечистый огонь, а те, что над ними ночной, через них и проходят силы огня. Тем не менее,  все это держится вместе, это что-то фиксированное, как стена, под которым есть огненный венок, а самая центральная сфера разреженная и так же огненная. Самым центральным из них является богиня, которая царит над всеми, необходимость в материальной делительности. Поскольку она является принципом порождающим все земное  и смешения, что побуждает мужское смешиваться с женским  и наоборот; Она призвала Любовь на помощь, поселив её сначала посреди богов. Воздух - это выдох ( анапнох ) земли; Солнце и молочная река, дыхание огня; И луна - воздух и огонь, смешаны, и т. Д.

Нам еще остается объяснить, как Парменид рассматривал ощущение и мысль, которые, без сомнения, на первый взгляд  в его концепции кажутся материалистическими. Например, Теофраст отмечает по этому поводу: «Парменид сказал  что все есть не что иное, как наличие двух элементов. Знание определяются в соответствии с преобладанием одного или другого; Поскольку, по мере того, как преобладает теплота или холод, мысль меняется; Она становится лучше и чище благодаря теплу, и все же она требует также определенного баланса, уравновешиваясь качеством холода.

Таким образом, он воспринимает  осознание и мысли как одно и то же, и считает что память и  забвение возникают из них, смешивая их, но независимо от того, происходит ли  смешение,  возможно ли этому проявиться или нет, и каково это условие, сознание уходит совершенно неопределенно.  Он приписывает ощущения взаимодействиям противоположностям в себе и во вне ,потому что он говорит: «Мертвые не чувствуют света или тепла или не слышат голоса, потому что огонь из них ушел; Тем не менее, они чувствуют холод, тишину и обратное, и, говоря в целом, каждое существование обладает определенным знанием ». На самом деле этот взгляд на Парменида действительно противоположен  материализму, ибо материализм состоит в том, чтобы соединить душу с частями. телом  или назвать ее независимой силой.
О жизни Мелисса Элейского мало что можно рассказать. Диоген Лаартий (IX. 24) называет его учеником Парменида.  В своей философии Меллис утверждает «Больше ничего не может возникнуть из существующего, ибо существующее уже есть и, следовательно, новое не возникает из существующего».
Наиболее известный представитель элейской школы Зенон Элейский.
Что особенно характерно для философии Зенона, это диалектика, которая, собственно говоря, начинается именно с него; Он является мастером Элеатической школы, в которой ее чистая мысль приходит к движению в сторону понимания сама по себе и становится чистой душой науки.
Зенон протестовал против  понятия движения как такового или чистого движения.
Чистое Бытие - это не движение; Это скорее отрицание движения ». Мы считаем особенно интересным, что Зенон рассматривает высшее сознание, сознание, что, когда одно определение отрицается,  то это отрицание само по себе,  является определением, подразумевающим наличие противоположного тому, что отрицается.  В абсолютном отрицании появляется противоложность,  а обе противоположности должны быть сведены на нет, уравновешены. Высшее сознание - это сознание недействительности Бытия как того, что определяется как факт наличием противоположности. «В правде есть то, что неправильно, а в ложном - истинное».
Диалектика  доказательства материи Зенона не была опровергнута до наших дней; Даже сейчас мы не вышли за  пределы, его логики и его доказательства остались неопределенными. Симплициус,  в «Физике Аристотеля» (стр. 30), говорит: «Зенон доказывает, что если множество,  то оно должно быть велико и мало; Если есть  великое,  то многое должно быть бесконечным численно»(оно должно выйти за границы многообразия, как индифферентный предел, в бесконечное, но то, что бесконечно, уже не велико и уже не много, поскольку это отрицание множества ). «Если  существует малое, то  оно должно быть настолько мало, чтобы не иметь размера», как атомы и частицы составляющие его и даже меньше. «Здесь он показывает, что не может быть ни размера, ни плотности, ни массы. Ибо, если бы оно было добавлено к другому, это не вызвало бы его увеличения;  Были ли они, то есть  размеры и было ли что  добавлено к ним,  Малое не могло  дополнить размер другого, и, следовательно, то, что добавлено, ничем не являлось. Точно так же, если бы  оно было отнято, то другое не было бы меньше, и, следовательно, это то же было бы ничем. Если то, что  существует, каждое существование обязательно имело бы размер и толщину, то  находилось бы вне друг друга,  одно отдельно от другого;
То же самое относится ко всему остальному ( peri tou prouconto ;), так как оно тоже имеет размер, и в нем есть то, что взаимно отличается от  другого ( proexei autou ti ). Но одно и то же - сказать что-то один раз и говорить то же самое снова и снова; В этом ничто не может быть последним, и не будет отлично одно от другого. Таким образом, если множество их, то  они маленькие и большие; Маленькие, настолько. чтобы  не имели размера; а большие настолько, чтобы  быть  бесконечными ».  И, следовательно, это -  ничего. Не существует. Если то, что есть существо, каждое существование обязательно имеет размер и плотность, находится вне друг друга, и одно отдельно от другого;
О отсутствии движения Зенон говорит « Движение не имеет правды, потому что то, что находится в движении, должно сначала достигнуть середины пространства, прежде чем достигнуть конца ».
Зенон утверждает бесконечную делимости пространства; Потому что пространство и время абсолютно непрерывны, Нет смысла останавливать деление. Каждое измерение (и каждое мгновение времени и пространство всегда имеет размерность)  они снова делится на две половины, которые должны измеряться; И, тем не менее, если небольшое пространство мы имеем, то те же условия снова появляются. Движение было бы актом прохождения через эти бесконечные моменты, и поэтому никогда не заканчивалось бы так, что   то, что находится в движении, не смогло бы  достичь своего конца. Известно, что Диоген Синопа и  Циник,  опровергли эти аргументы против движения; Тогда Зенон не стал разъяснять спорный вопрос а просто встал и обошел их, противореча им действием. Его обхождение имело начало и конец, а следовательно противоречило их доводам, ибо следуя концепции  бесконечной делимости это было бы не осуществимо.
Это диалектика Зенона. Он знал о определениях,  содержащиеся в наших представлениях о пространстве и времени, и показал  их противоречивось. 
Переведено Э. С. Холдейном и Фрэнсис Х. Симсон, опубликованном К. Полем Тренч, Tr;bner в 1894 году.

Апории и вообще взгляды Зенона Элейского, нам известны только в кратком пересказе других античных философов, которые жили столетия спустя и хотя высоко ценили Зенона как «основателя диалектики», но чаще всего были его идейными противниками. Поэтому трудно достоверно выяснить, как формулировал апории сам Зенон, что он хотел показать или опровергнуть.
Дихотомия
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.
Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.
Летящая стрела

Стрела Зенона
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Апории «Дихотомия» и «Стрела» напоминают следующие парадоксальные афоризмы, приписываемые ведущему представителю древнекитайской «школы имён» (мин цзя) Гунсунь Луну (середина IV века до н. э. — середина III века до н. э.):
«В стремительном [полёте] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки».
«Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10000 поколений».
Википедия.


Рецензии