Главное, чтобы было по-людски

    В детстве я не раз слышал как отец говорил маме: «Надо людей принять как следует. Ты, мать, давай». У родителей в этом вопросе было полное взаимопонимание. Хорошо принять гостей  и не ударить в грязь лицом считалось делом чести. Чего бы это не стоило.

    Кстати, точно так же было и в семьях моих друзей. Так вели  себя потом и мы, когда выросли. Так поступают теперь наши подросшие дети. И внуки, скорей всего, будут такими…

    Ну так вот, тогда стол должен был быть всегда на уровне, не хуже чем у людей. Первое. Выпивки должно быть достаточно, с запасом. И «белого» (водка) и «красного» (вино, не важно какое. Обычно, какое удавалось достать).

    Дальше закуски, конечно. Колбаса минимум двух сортов, вареная и копченая. Ветчина или сало. Шпроты. Холодец. Селедка в кольцах лука. Капуста квашеная, соленые грибы: грузди, волнушки или рыжики. Маслята маринованные.  Само собой винегрет, оливье. Вареная картошка и к ним котлеты или что-то мясное на горячее. В конце торт собственного приготовления.

    Так было всегда. Всегда, кстати, был сыр, который обычно никто не ел. И он всегда оставался самым нетронутым на разворошённом столе. Ломтики сыра подсыхали , скручивались покрывались капельками пота. И мы-дети жевали его больше из любопытства. В обычное время его никогда не покупали.

   Помню в праздники, когда  компания взрослых завершала пиршество и перемещалась к соседям или на улицу, все, что оставалось на столе доставалось нам - детям. Мы не были голодными, но еда была не обыкновенная, праздничная и мы пробовали из разных тарелок. Порой и из рюмок…

  Денег в те времена всегда  было мало, а часто и вообще они кончались и до получки жили в долг. Но когда вставал вопрос накрыть стол, деньги не считали. Если требовалось, без раздумий перехватывали у соседей. Главное, чтобы было по-людски.

  Все это по -русски. Просто. Без жлобства. От души. И по-другому никто себе и не представлял.

  В 1989 году на крейсере «Слава» был я на Мальте, когда там встречались Горбачев с Бушем старшим. Рядом стояли американцы, крейсер «Белкнап».

  Мы первыми принимали американских офицеров на «Славе». Готовились как следует. Показали корабль. Пообщались, пригласили пообедать. Накрыли стол в кают -компании. Не помню точно, но думаю человек 50 было за столом и наших и американцев. Я сидел рядом с двумя их офицерами. По их охам и ахам, по глазам было видно - они в шоке от нашей доброжелательности, щедрости и размаха гульбища. На столе было всё! Просто всё! Коньяки, вина, закуски, самые крутые, невиданные нами деликатесы. Перечислять не буду. Кульминационным моментом была подача на горячее блюда из оленя, специально добытого в Крыму перед выходом в море.

  Все напились и наелись не просто до отвала…

  Потом началось вручение подарков. Каждому американцу персонально начальник штаба Флота вручал пакет с многочисленными сувенирами, в том числе и ручными часами «Командирские». Американцы не могли прийти в себя, они были не просто удивлены, они были поражены и шокированы.

   Мы считали, что мероприятие прошло на хорошем уровне, все остались довольны. Ждали ответного приглашения.

  Наконец оно поступило. Несколько удивило, что они решили приглашать нас небольшими группами.

  Я был в первой группе из человек 8-10. Поднялись на командирский мостик. Нам рассказали историю корабля, потом матрос выкатил столик с теплым жидким кофе и сухими белыми, безвкусными, как трава, булочками. Вежливо пожевали. Пошли осматривать корабль. Долго водили нас по коридорам, машинному отделению, показывали пушки. Мы ждали банкета.

  Наконец приперлись в кают компанию. Бросилось в глаза, что по сравнению с нашими кают-компаниями, где на переборках можно увидеть картины, стоят пианино, диваны, у американцев все серо и голо.

  Ну ладно. Расселись за абсолютно пустым столом. Ждем. Переводчик говорит, сейчас мы вас угостим. Открылось окошко и темнокожий мрачноватого вида матрос выкатил всем по  высокому стакану с водой. Переводчик долго рассказывал, какая у них прекрасная опреснительная установка и просил оценить качество опресненной воды!

  -Вы пьете морскую воду, улыбаясь и явно гордясь собой, все время повторял он. Рядом сидели американские офицеры, которые недавно пили у нас коньяк и жрали оленину. Они попивали свою воду  и дружно кивали головами, мол да, вода прекрасная.

  Мне показалось, что им вовсе не было стыдно.

  Нам же почему-то было за них очень не ловко. В катере, когда мы возвращались на свой корабль, все молча курили.

  Как-то не по- людски все это.
 


Рецензии