Скирматия. Глава 11. Мать и сын

XI. Мать и сын

— Входи, сын мой, — сказала княгиня в ответ на стук Всеслав. Она знала этот стук с его детства, когда он придумал, что можно стучать к матери по-особенному, чтобы ей сразу было понятно, что это он пришёл.

— Доброго вам дня, матушка! — сказал Всеслав бодро и весело. Княгиня Властимила заметила, что сын волнуется, и поэтому старается быть более весёлым, чем он есть на самом деле.

— И тебе, сын мой, доброго дня! Что это ты такой весёлый? Ещё недавно ты был расстроен поражением от Карента, — спросила княгиня.

— А зачем печалиться? — отвечал всё так же весело Всеслав, но напоминание о поражении его немного укололо. — Это был дружеский поединок. Там нельзя было бить наотмашь и в полную силу — так можно и лишиться учителя. А удары вполсилы проще отражать — вот Каренту и повезло, — отшутился Всеслав.

— Всеслав, ты уже взрослый и должен понимать, что поединок — это не учёба! На кону в нём стоит твоя жизнь. И не только твоя жизнь, но и, быть может, судьба княжества! Ты же наследник! — сказала княгиня строго. Всеслав перестал улыбаться. — Если с тобой в дороге что-то случится, то это не только твоё дело, но и дело всего княжества.

— Я это понимаю, матушка, — сказал спокойно Всеслав.

Княгиня Властимила подготовилась к разговору с сыном. Она понимала, что слова любви к нему и просьбы заботиться о себе, не рисковать ради неё не помогут, поэтому она решила в первую очередь надавить на его самолюбие и ответственность перед родом.

— Точно понимаешь? Например, если тебя возьмут в плен или убьют где-то на территории наших соседей, то это вполне может вызвать войну нашего княжества с ними? А значит к гибели ещё большого числа людей. Война всегда непредсказуема и что будет с княжеством в результате войны тоже большой вопрос, — нарочно строго говорила княгиня.

— Я это знаю, матушка, — всё также спокойно сказал Всеслав.

— Я просто хочу тебе сказать, что быть наследником — это не только большие преимущества перед младшими братьями, но и большая ответственность. Старший не может делать многие вещи, которые может позволить себе младший сын, — продолжала княгиня. — Когда будешь принимать решения, то держи в уме эти соображения — решения могут быть другими, если помнить, что твоя жизнь принадлежит не только тебе, но и твоему роду, который надо не только прославить, но и сохранить.

— Хорошо, матушка, спасибо за совет. Я его обязательно обдумаю и воспользуюсь! — сказал Всеслав, отметив про себя, что надо действительно эту мысль обдумать на досуге, как бы она проста не казалась на первый взгляд. — Матушка, — сказал он после паузы, — я хотел просить вас благословить меня в дорогу.

— Я тебя благословляю, сын мой! Пусть удача сопутствует тебе и всё у тебя получится! — сказала княгиня, посмотрев на своего первенца с большой любовью.

— Спасибо, матушка, — сказал Всеслав растроганный теплотой материнского голоса и её взглядом. Всё-таки он так и не научился быть сухарём в любых обстоятельствах!

— Всеслав, я также хотела поговорить с тобой о твоей возможной женитьбе, — сказала уже спокойнее княгиня. — Отец с тобой уже говорил, но я хочу с тобой поговорить как мать.

Всеслав кивнул и сел на ближайший стул. Разговор обещал не быть коротким. Княгиня также села в своё кресло.

— Так вот, Всеслав. Получить через жену маркграфство — это, конечно, выглядит очень заманчиво, но ты должен отдавать себе отчёт, кто такие эти маркграфы Поленские. Отец твоей предполагаемой супруги маркграф Поленский достаточно плохой человек. Некоторые называют его ужасным человеком, но есть и ужаснее люди, так что он просто плохой человек. На протяжении всей своей жизни он вёл войны за расширение своих владений. В этих войнах он не останавливался ни перед чем. Его противники никогда не рассчитывали на снисхождение или пощаду. Его целью всегда была только власть и увеличение собственного могущества — рассказывала княгиня о маркграфе Поленском.

— Я примерно в таких красках и слышал о маркграфе, — сказал Всеслав.

— Ты у меня умный мальчик. Значит, ты должен был, как и все, очень удивиться решению маркграфа выдать дочь замуж за кого-то из нашего рода. Не понятно, что маркграф получает с этого, кроме того, что маркграфство объединится с Марицким графством. Так ведь не под его властью, а под нашей. Я не понимаю, что он задумал, но за всю свою жизнь просто так он ещё ничего не делал.

— Может он ничего не задумывал? Может он просто печётся о судьбе своей единственной дочери? Как только он умрёт, так сразу же его дальние родственники по мужской линии начнут оспаривать наследство, и в маркграфстве будет война. Кто её тогда защитит? Женщины очень редко отстаивали свои права без помощи мужчины, — Всеслав придумывал на ходу альтернативные мотивы решения маркграфа.

— Возможно, ты и прав. Но это только одна из версий. Другая версия — маркграф Поленский что-то задумал. И это может быть, как простой обман. Выдать дочь замуж и самому жениться и завести сына. Маркграф, что бы там не говорили о его дряхлости, ещё может обеспечить себе наследника. Хорошую партию ему не сыскать, но для этих целей и дочка какого-нибудь вассала сгодится. И тогда тебе быть, сын мой, не полновластным правителем маркграфства, а опекуном малолетнего наследника. Хлопот много, а толку мало, — сказала княгиня. — А может быть и обман посерьёзнее. Например, — не знаю пока как — захватить всё Марицкое графство. Не секрет, что об этом он грезит всю свою жизнь. Об этом также мечтали и воевали его предки. У него все мысли, как бы прибрать что-нибудь, что плохо лежит!

— Ладно, — сказала княгиня после небольшой паузы. — Может быть ты и прав. Нельзя видеть только плохое, но и только хорошее видеть тоже не стоит. Есть множество вариантов. Никогда, слышишь, никогда, сын мой, не принимай один вариант без тщательного изучения всех остальных вариантов. Надо всегда посмотреть вокруг, а только потом выбирать направление пути!

— Матушка, я всегда стараюсь так и делать! — сказал Всеслав. — Я не побегу, сломя голову, соглашаться на все предложения маркграфа! Я хитрее, чем ты думаешь. Я с ним ещё длительные переговоры затею — вот тогда-то и узнаю его получше. Главное, не затянуть слишком надолго — а то может стать не с кем переговариваться! — пошутил Всеслав.

— Маркграф очень живуч — не надейся скоро стать сам маркграфом, — не поддержала шутку его мать. — Надеюсь, Велимир сможет тебе помочь и доказать, что он хороший дипломат, а не только удачливый.

— Дядя уже не раз доказывал свою ловкость. Думаю, что он уже много чего приготовил. Встречусь с ним и услышу его планы из первых уст! — сказал Всеслав, улыбаясь краешками глаз.

— Всеслав, ещё я хотела поговорить о девушке, — сменила тему княгиня. — Сейчас мы все обсуждаем политическую сторону твоего брака, но не менее важна и личная сторона. Я никогда не видела Элеонору, дочь маркграфа, но если она пошла в отца, то тебе будет очень сложно найти счастье в браке. Поэтому мой тебе совет, сын мой, прежде чем начинать обсуждать детали дела, познакомься поближе с будущей невестой. И если не будешь уверен, что она принесёт тебе, если не счастье, то хотя бы спокойствие в браке, то подумай дважды прежде, чем начинать разговор о браке. Это решение изменит всю твою жизнь! И его уже будет не поменять!

— Ну, матушка, есть много примеров, когда один из супругов надолго переживал другого. Быть может этот брак и не будет долгим, — сказал внешне совершенно спокойно Всеслав. Княгиня немного отшатнулась и поглядела на своего сына.

— Всеслав, как ты можешь так говорить? На всё воля Божья! Никто из людей не должен вмешиваться! — воскликнула княгиня.

— Матушка, я не говорил, что я буду вмешиваться. Просто учитываю все варианты, как вы только что мне советовали. Я только сказал, что есть вариант, когда ОДИН из нас надолго переживёт другого. Я её или она меня. Неважно. Просто есть такой вариант. Из истории владетельных родов нашей части королевства можно сказать, что этот вариант не такой уж и редкий. Вот и всё, что я имел в виду, — сказал всё также спокойно Всеслав. — Это я к тому, что решение жениться может и не оказаться судьбоносным для меня.

— В любом случае, это решение изменит твою жизнь. При любом варианте. И дальнейшие события будут уже предопределены в значительной мере. Просто хорошо подумай, прежде чем принимать решение. Отец уже согласился с твоей возможной свадьбой. Но это политическое решение. А будешь ли ты счастлив в объятиях этой девушки, это уже решать тебе. В любом случае, отец не будет тебя заставлять на ней жениться против твоей воли. Это не в традициях рода. Мы же не алесаны, — подытожила княгиня и улыбнулась.

— Матушка, я подумаю над вашими словами. Я, если честно, так серьёзно не задумывался над этой стороной вопроса, но обещаю в дороге хорошо всё обдумать, — сказал Всеслав, улыбаясь. — Матушка, в любом случае, я буду держать вас с отцом в курсе дел.

— Да, пиши нам. И не только по делам, но и просто сообщай нам, как ты там живёшь!

— Конечно! Я пойду. Осталось всего немного времени до обеда, а я ещё хочу проверить, как выполняются мои указания относительно отъезда, — сказал Всеслав спокойно.

— Да, ступай, Всеслав, — сказала княгиня. — Сделай все приготовления и будь аккуратен в дороге!


Рецензии