Жандармский дворик - пилот сериала

                Нонна Ананиева












ЖАНДАРМСКИЙ ДВОРИК

с е р и а л


пилотная серия

























ariananonna@yandex.ru
+7 925 508 54 37






Логлайн
1994 год. Трое парней и одна девушка, бывшие одноклассники, выпускники престижных московских ВУЗов, пытающиеся подстроиться под резко изменившуюся жизнь, где их дипломы никого не интересуют, соглашаются перевезти из Финляндии за деньги два дорогих авто, но попадают в серьёзную аварию. «Авторитетный» заказчик требует возместить долг в $160000 за разбитые машины. Срок — две недели, иначе рабство. Сплошной ужас. Каждый из друзей на пределе своих возможностей, у самой черты, но собранные деньги не составляют  и половины суммы. Помощь приходит, когда девушка находит дома на антресоли камзол екатерининской эпохи, в кармане которого фотография, а на обратной стороне фотографии написано: «Лефортово, 1937 год».



1. ИНТ. КУХНЯ СОФИИ И ФЁДОРА. ДЕНЬ.

На большом столе в центре кухни, покрытом вышитой скатертью, стоит пузатый самовар. Самовар необыкновенный, явно несерийного производства Х!Х века. Ручка у самовара из слоновой кости, выполненная в виде птицы. ЛЁША стоит перед самоваром и смотрит на птицу-ручку. СОФИЯ в другом конце кухни у плиты.

ЛЁША
I really like it!
(пер. Мне, правда, это нравится)

София перестаёт мешать ложкой в кастрюле и замирает.

СОФИЯ
Do you speak English, baby?
( пер. Ты говоришь по-английски, малыш?)

Лёша вздрагивает и испуганно смотрит на мать.


ТИТРЫ. МОСКВА — 1937 год



2. ИНТ. КАБИНЕТ ПСИХИАТРА. ДЕНЬ

Просторный медицинский кабинет с высокими потолками и двумя большими окнами. Стол, за которым сидит КРЮГЕР (42) в белом халате. На столе несколько папок, настольная лампа и метроном. Застеклённый медицинский шкаф, где виднеется череп на одной из полок. На стене плакат: демонстрация на Красной Площади, а в небе красные самолёты и надпись — «Да здравствует могучая авиация страны социализма!» Недалеко от плаката медицинская кушетка. Лёша сидит на стуле у стола и вертит глазами.

ЛЁША
(показывая глазами на плакат)
В будущем все будут летать на самолётах, даже в Ленинград.

КРЮГЕР
(доверительно)
Я знаю. А что ещё ты заешь про будущее?
Вот, например, я вижу, что под землёй в Москве скоро вырастет целый город с подземными мраморными дворцами, и туда каждый сможет спуститься по волшебной лестнице—эскалатору.

Лёша ёрзает на стуле и трёт ладошками коленки.

ЛЁША
Вам всё можно говорить? Мама…
(кивает в сторону входной двери в кабинет)

КРЮГЕР
Можно, конечно. Я мамин друг, поэтому она  тебя ко мне и привела.

ЛЁША
А папа не знает, что мы к вам пришли.

Крюгер немного запнувшись и кашлянув.

КРЮГЕР
Она ему скажет, но потом.

ЛЁША
Нет, мама не скажет. Я должен про вас забыть.

Крюгер смотрит на Лёшу исподлобья.

КРЮГЕР
Хорошо. Я тоже про тебя забуду.
Договорились?

Лёша опять хмурится. Он явно борется с какими—то своими убеждениями внутри, потом закрывает левой рукой октябрятскую звёздочку, приколотую на груди. Крюгер это видит.      

КРЮГЕР
She will tell him later, don’t worry! Go on!
(пер. Она скажет ему позже. Продолжай!)

ЛЁША
(услышав английскую речь, Лёша смотрит на Крюгера с опаской, но потом, как—будто поборов что—то в себе и опять бросив взгляд на дверь, кивает)
Я  тоже знаю про этот город.
Там все будут прятаться во время войны.
На Москву будут падать бомбы.

Крюгер берёт в руки карандаш и что—то записывает. Незаметно включает метроном.

ЛЁША
(медленно, уходя в себя)
У нас на крыше стоит бочка с водой. И папа скидывает эти бомбы прямо в бочку.

Крюгер сидит неподвижно, копируя позу Лёши, которая становится свободнее, и Лёша медленно сползает на  спинку стула.

ЛЁША
                (тихо)
Фабрики на Пресне давно уже нет.

Крюгер меняет позу и смотрит Лёше в глаза, но они у него почти закрыты.
ЛЁША
Я просил продать фабрику в завещании. Нет наследника. Коля не подходит.

КРЮГЕР
Не ходи назад, Лёша! Иди только вперёд! Лёша, только вперёд!


Крюгер встаёт из—за стола, обходит его, подходит к Лёше, берёт его на руки, очень осторожно несёт к кушетке и кладёт на неё непроснувшегося Лёшу. Сам стоит рядом на расстоянии метра. Слышится метроном.


КРЮГЕР
Лёша, давай продолжим про войну. Как она закончится? Листай книгу!

ЛЁША
(громче)
Салют! Красные звёзды на башнях. Люди.

Крюгер вытирает платком лоб.

КРЮГЕР
Звёзды — это очень хорошо.

Лёша начинает немного левитировать над кушеткой. Крюгер поднимает брови от удивления, но соблюдает спокойствие.


ЛЁША
Я нашёл что—то. Карета, пальто какое—то нашёл. Внизу. Что—то с этим пальто… Блестит…


КРЮГЕР
Я считаю до трёх, и на слове «три» ты просыпаешься. Раз… два…

Лёша опускается на кушетку. Открывает глаза. Смотрит на Крюгера.

ЛЁША
(кричит)
Мама—а—а—а!

Открывается дверь, в кабинет влетает София. Лёша бросается к матери и тычется лицом в её живот. София вопросительно смотрит на Крюгера.


3. НАТ. ВХОД В МЕХОВОЙ МАГАЗИН. ДЕНЬ.
Резко и громко звучит музыка «Розы» — группы «Ночные снайперы».
Вход в меховой магазин где—то в центре Москвы. Массивная деревянная дверь, покрашенная в красную краску, с большими  медными ручками и медными заклёпками. Над дверью горит вывеска—эллипс: верхняя половина состоит из слова «ЭЛИТА», а нижняя из слова «ШУБЫ». Мужская рука с перстнем с чёрным ониксом берётся за ручку и открывает дверь.

ТИТРЫ. МОСКВА — 1994 год

4. ИНТ. МЕХОВОЙ МАГАЗИН. ДЕНЬ.

Звучит та же музыка, что и в сцене 3.
Пространство примерно около 40 кв.метров. По периметру в два ряда, верхний и нижний, висят полушубки. В центре — женский манекен в чёрном парике и в ослепительно белой норковой шубе в пол, одетой на красный купальник с блёстками. За манекеном два ряда кронштейнов, на которых висят длинные шубы: начиная от кроличьих и заканчивая норковыми и даже соболиными. Пол в чёрный и белый квадрат, плитки уложены наискосок. У входа стоит охранник спортивного вида в чёрном костюме. Слева от входа позолоченный прилавок в стиле французского рококо (изощрённый новодел), где под стеклом на красном бархате разложена мелкая кожгалантерея: перчатки, кошельки, брелки c кроликом а-ля «Playboy», а также колготки, лосины, яркие шёлковые платки. Там же стоит кассовый аппарат. За прилавком сидит накрашенная в кричащую косметику кассирша с крупными серьгами, листает глянцевый журнал. Дальше примерочная кабинка с плотной бархатной занавеской. В противоположной от уличного входа стене дверь в подсобку с табличкой «Туда нельзя», отделанной по краям маленькими светящимися лампочками.
 
Музыка стихает, но ещё слышится. Та же мужская рука с перстнем ставит на прилавок пластиковую прозрачную коробку с тортом, перевязанную розовой шёлковой лентой. В момент, когда коробка окончательно опускается на прилавок, музыка резко умолкает.
Мы видим АНАТОЛИЯ (35). Он в ярком тренировочном костюме с толстой золотой цепью на шее.


АНАТОЛИЙ
 (обращаясь к кассирше)
               Лизу позови!

КАССИРША (32) бросает взгляд на ОХРАННИКА (27). В это время открывается дверь в подсобку и оттуда появляется ЛИЗА (25), высокая стильная девушка в чёрном мини платье без рукавов с закрытым вырезом. Она улыбается и идёт навстречу Анатолию.

ЛИЗА
Все глаза просмотрела, Анатолий!

АНАТОЛИЙ
(довольно улыбается)
Силу собирал. Концепцию!

ЛИЗА
Заказ три месяца, быстрее никак не получится, сразу говорю.
(подходит к прилавку)
 Ой, тортик!

АНАТОЛИЙ
(оглядывает Лизу с головы до пят)
Подиум по тебе плачет, Елизавета Алексеевна! Париж, Милан… Может, махнём?

ЛИЗА
Спасибо за жест внимания!
(показывает глазами на торт)
Выкладывайте соображения, Анатолий Петрович!

Лиза показывает рукой на диванчик, кресло и журнальный столик, стоящие в стороне от прилавка. Анатолий и Лиза садятся: Анатолий на диван, Лиза на кресло.

АНАТОЛИЙ
В декабре, если доживу, юбилей.

ЛИЗА
Вы уж постарайтесь.

АНАТОЛИЙ
Гостей позвал. С аниматорами договорился.

ЛИЗА
А с прессой?

АНАТОЛИЙ
Фигня вопрос.
Нужен царский выход. Точнее, королевский. Вот!

Анатолий кладёт на стол карту из колоды с изображением трефого короля. На карте нарисован Пётр Первый в доспехах, с голубой лентой через плечо и в красной мантии, отделанной горностаем.

Лиза смотрит спокойно на карту.

ЛИЗА
(улыбаясь)
Бал—маскарад, что ли?

АНАТОЛИЙ
Мантию сделаете?
Плачу сразу. Деньги с собой.

Кассирша сидит молча, не шевелясь, с раскрасневшимся лицом и с вытаращенными глазами. Вся—слух.

ЛИЗА
Со шлейфом?

АНАТОЛИЙ
Что?

ЛИЗА
Мантию со шлейфом?

АНАТОЛИЙ
Я откуда знаю. Как надо, так и шейте. Тебя тоже приглашаю. Вся Жуковка заревёт. Вот тут десятка зелени.

Вытаскивает из кармана куртки набитый бумажный конверт и кладёт на столик.

АНАТОЛИЙ
Размеры мои у тебя есть.

Смотрит на свои золотые часы на золотом браслете.
АНАТОЛИЙ
Может, пойдём суши поедим в Кемпински? Тут недалеко. Я с водилой.

ЛИЗА
Касьяну привет. Никак не могу. Шубы надо продавать.

АНАТОЛИЙ
(кивая в сторону кассирши)
А эта?

ЛИЗА
(не обращая внимания на его последние слова)
Отличная у вас идея, Анатолий Петрович, бьёт наповал. У вас с царём Петром даже сходство есть. Осталось только город заложить.

Лиза пишет что—то.
Анатолий довольный развалился на диванчике, положив обе руки в разные стороны на спинку.

ЛИЗА
Вот расписка — подпишите. Заказ, деньги.


АНАТОЛИЙ
(улыбаясь)
Обижаешь! Не впервой. Примерки будут?

ЛИЗА
Я позвоню в середине сентября.

АНАТОЛИЙ
(имитируя кавказский акцент)
КрАвавый бархат хАчу, чтобы страшно!

ЛИЗА
Вам в театр надо, Шекспира играть, Анатолий Петрович.

АНАТОЛИЙ
Вся жизнь — театр. Ну, я поехал бизнес делать, рад был повидаться. Всегда готов к взаимным удовольствиям, Елизавета Алексеевна.

Лиза провожает его до двери. Анатолий и Лиза жмут друг другу руки, после чего Анатолий проводит тыльной стороной ладони по Лизиной щеке. Лиза улыбается. Охранник открывает дверь. Анатолий уходит.

КАССИРША
Как же ты ему эту мантию—то будешь шить? У нас горностая этого отродясь не было. Где его брать—то?

ЛИЗА
Где—то же он есть… Подумаешь, горностай. Это же на марсианское животное.

Звонит стационарный телефон.

КАССИРША
О! Шеф, наверное! Он всегда чует твои закидоны.

Берёт трубку телефона.

КАССИРША
Алло!
(хихикая)
Вас, Елизавета Алексеевна.

Лиза спокойно берёт трубку телефона.
             
ЛИЗА
Алло! Витя?

Лиза молча, не перебивая, слушает то, что ей говорят по телефону.

ЛИЗА
Да, хорошо в девять у меня. Замётано.

Лиза поддевает указательным пальцем розовую ленточку на торте и   уходит с коробкой по направлению подсобки.

5. ИНТ. РЫНОК. ОТДЕЛ ЭЛЕКТРОНИКИ. ДЕНЬ.

Просторный зал, где продаются телевизоры. СЕРГЕЙ (25) стоит в проёме подсобки и говорит по телефону, одновременно внимательно следит за происходящим в зале. Видит мужчину(45) и женщину с ярко рыжими волосами (45) у большого телевизора.

СЕРГЕЙ
(раздражённо в телефон)
А больше ты ничего не хочешь?
(слушает, что ему говорят по телефону)
Ребёнку надо уже спать в десять часов, а не по гостям мотаться.
Да, заеду.

Подходит ПОМОЩНИК (23)

ПОМОЩНИК
Сергей, подойди к паре у Sony.

СЕРГЕЙ
Вижу!

Сергей подходит к стоящей у телевизора паре.

СЕРГЕЙ
Добрый день! Отличный выбор. Лучший телевизор нашего салона, последняя модель.

Женщина критично осматривает Сергея сверху вниз.

ЖЕНЩИНА
Салона? Хорошо ещё, что вы не с пирожком в руке. Мы тут стоим — трамвая ждём.
(поправляет кокетливо причёску)
Когда у нас научатся уважать клиентов, молодой человек? В Германии вы бы уже давно потеряли работу за такое отношение.
(своему спутнику)
Что молчишь—то?

МУЖЧИНА
Леночка, не начинай! Парень почти сразу подошёл.

ЖЕНЩИНА
Нам надо два таких вот телека. Скидку дашь?

СЕРГЕЙ
У нас есть только один. Последний.
(посмотрев на её спутника)
Я бы предпочёл, чтобы вы тоже разговаривали со мной на «вы».

ЖЕНЩИНА
(спутнику)
Пошли отсюда, с этими придурками нельзя иметь дело. Рынок он и есть рынок. Я больше сюда ни ногой.

Женщина и мужчина решительно уходят.

Помощник подходит к Сергею.

ПОМОЩНИК
Это парикмахерша какая—то известная, у неё салон на Тверской.
 
СЕРГЕЙ
То-то я смотрю, у неё на башке
чёрти что.

ПОМОЩНИК
Тебя к телефону.

Сергей идёт к подсобке, берёт трубку и стоит в проёме двери.

СЕРГЕЙ
(в телефон)
Да, Вить, я понял. У Лизы в девять.

Сергей видит, что женщина и мужчина возвращаются.

СЕРГЕЙ
(в телефон)
Потом расскажешь, не могу, клиенты из Германии.

Сергей кладёт трубку и спешит навстречу клиентам.


6. ИНТ. РЕСТОРАН «ЗОЛОТАЯ РИВЬЕРА». ДЕНЬ.

Ресторан ещё закрыт для посетителей. ИВАН (25) стоит около входа в кухню. Одет безупречно в официальном стиле  по моде 1994.   Перед ним выстроились три официантки и три официанта. Все в рабочей форме: девушки в  синих мини-юбках и бежевых обтягивающих топах, на головах пластиковые диадемы из букв «ЗОЛОТАЯ РИВЬЕРА», парни в синих брюках и бежевых рубашках, на грудных карманах вышито «ЗОЛОТАЯ РИВЬЕРА».

ИВАН
Стелла, шаг вперёд!

Слышится хихианье и смешки.

ИВАН
Так, рты закрыть! Слушать всем!

СТЕЛЛА (23) делает маленький шаг вперёд. На лице девушки   яркая косметика, в ушах большие серьги—клипсы до плеч из бордовых искусственных камней. На руке спортивные мужские часы на красном ремешке. Колготки в крупную сетку.

ИВАН
Итак, вчера клиентка перевернула стол: разбито шесть бокалов, графин, три тарелки, два сервировочных блюда. Напоминаю, кто не помнит: фарфор фирмы Розенталь, хрусталь Валерой энд Бош. Это раз. К тому же клиенты отказались платить — это два. Счёт равен трёмстам долларам с копейками. Я слушаю, Стелла! Быстро и по существу!

СТЕЛЛА
Я не виновата-а-а!

По лицу у Стеллы текут слёзы чёрного цвета от размытой туши.

ИВАН
Ты никогда не виновата. Больше всего проблем почему—то у тебя.
Платить всё-равно придётся, иначе ты не понимаешь. Да и это не особо работает. Что с тобой делать? Догадываешься?

СТЕЛЛА
Его Вадик зовут. Он часто сюда ходит.
(всхлипывает)
У него офис рядом. Он оружие продаёт.
ОФИЦИАНТ
Во-дура!

ИВАН
(повысив тон)
Ты что, юбку перед ним задрала? Плюнула ей в тарелку? Что случилось? Она кричала, как будто ты ей судьбу сломала о колено. Стелла!

СТЕЛЛА
Она водки напилась. Я им пол-литра в графин налила. А Вадик водку не пьёт.
(опять всхлипывает)
Я заплачу-у! Больше это не повторится, Иван Андреевич!

ИВАН
Платить придётся и за счёт и за посуду. Матерям—одиночкам скидки у Лужкова будешь просить, иллюзий на мой счёт не строй! Дальше. Ногти, причёски, туфли, парфюм. Убрать красную помаду, красный маникюр,
(смотрит на Стеллу)
разные блестки в волосах, духи. Про духи больше не повторяю — увольняю сразу.
(принюхивается)
И ещё раз! Стараемся продавать побольше алкоголя! Шабли, шампанское, шевелитесь! Сейчас лето.

ОФИЦИАНТ
(Ивану)
Вас к телефону, Иван Андреевич, трубку из кухни принесли.

Иван молча берёт трубку, отходит на несколько шагов от официантов.

ИВАН
(в телефон)
Да знаю я твои предложения.
Как только я слышу «Рыскин», у меня понос начинается.
      
Слушает молча то, что говорят по телефону. Замечает на столике, у которого стоит, мутный бокал, берёт его в руку, смотрит на свет.

ИВАН
ОК, у Лизы в девять. Не очень время для меня подходящее, но сегодня вторник — день пустой. Ладно.

Выключает телефон. Протягивает руку с телефонной трубкой официантам, которые так и стоят с самого начала сцены. Тот, который берёт телефонную трубку, немного нагло смотрит Ивану в глаза, и Иван отвечает ему взглядом.

ИВАН
Телефон возьмите! Посуду всю проверить на столах! Двигаемся! Стелла, вперёд!

СТЕЛА
(повеселевшая)
Конечно-конечно, Иван Андреевич!

Иван продолжает осматривать зал, стоя на месте.

7. НАТ. ЧЁРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК.ДЕНЬ.
Автомобильная дорога московской улицы, по который едет чёрный джип Гранд Чероке с мигалкой на крыше. Окно водителя открыто. Видно, что за рулём  сидит ВИКТОР(25)и разговаривает по мобильному телефону-раскладушке. Останавливается у светофора. Водитель рядом остановившейся Лады и пассажир смотрят на Виктора. Виктор подмигивает пассажиру, который на него пялится. Зажигается зелёный, и Виктор срывается с места, оставляя далеко позади остановившиеся на перекрёстке машины.


8. ИНТ. ЛЕСТНИЦА ДОМА СВЕКРОВИ. ВЕЧЕР.
Лиза поднимается по лестнице в подъезде пятиэтажки. В руках у неё сумки с продуктами. Звонит в дверь. Открывает СВЕКРОВЬ (67), худая пожилая женщина с грустным лицом.

ЛИЗА
Добрый вечер, Людмила Васильевна!
Вот продукты, химчистка. Я сегодня спешу, ко мне подружки вечером придут.

СВЕКРОВЬ
Зайди, Лизонька, на минуточку.

Лиза заходит в квартиру.

9. ИНТ. ПРИХОЖАЯ КВАРТИРЫ СВЕКРОВИ. ВЕЧЕР.
Лиза заходит внутрь. Свекровь закрывает дверь. Маленькая прихожая. Зеркало, вешалка.

СВЕКРОВЬ
Что слышно про Костю?

ЛИЗА
Адвокат просит приготовить остальные деньги через месяц. Я почти собрала. Пока Костя будет сидеть в Бутырке. Деньги на еду есть, просил не беспокоиться.

СВЕКРОВЬ
Я поговорить с ним хочу.

ЛИЗА
Пока нельзя. Связь только через адвоката. Не волнуйтесь! Вытащу я Костю. Я знаю, что он не виноват.

Свекровь обнимает Лизу. Крестит. В глазах слёзы.

СВЕКРОВЬ
Дай Бог тебе здоровья и сил! Иди! Я позвоню. Обо мне не думай!

Лиза целует свекровь, открывает дверь и выходит.


10. НАТ. КУТУЗОВСКИЙ ПРОСПЕКТ. ВЕЧЕР.
Лиза идёт по улице. Проходит мимо витрины антикварного магазина. В витрине выставлена копия картины Серова «Портрет княгини Юсуповой». Лиза на секунду остановилась перед портретом, в это время к ней подходит САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (56), хозяин магазина. Слегка располневший, среднего роста, лысоват, в очках в золотой оправе, в дорогой официальной одежде с шейным шёлковым платком вместо галстука.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Лиза! Прелестная!

Лиза резко оборачивается.

ЛИЗА
Вы как скорый поезд, Самуил Яковлевич, из тумана.


САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(волнительно)
В прошлый раз я обещал вам показать настоящего Фаберже. У нас есть восхитительная фигурка Вари Паниной.

ЛИЗА
Чего у вас только нет!

Оба почти смеются.
ЛИЗА
 Добрый вечер!

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
 Сам не верю, но вот принесли.

ЛИЗА
Варя Панина… Это цыганка, которую Бунин любил? Та, что в Яре пела до революции?


САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Её все любили, даже Шаляпин.

ЛИЗА
Я сегодня никак не могу, дорогой Самуил Яковлевич, подруги придут в гости, я, может быть, завтра зайду.

Смотрит на ручные часы.
               
ЛИЗА
(задумавшись)
Она умерла на сцене, выпив яду.
Вы это знаете?

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Да что вы?! Разве?

ЛИЗА
(мелодраматично)
Да, от неразделённой любви.
(смотрит в глаза Самуилу Яковлевичу)
На ней есть красная косынка? На фигурке?

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Вы сводите меня с ума, Лиза!

ЛИЗА
Я зайду!

Лиза машет ему рукой и уходит.

11. ИНТ. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.ВЕЧЕР.

Виктор стоит в магазине и долго глазами выбирает цветы. Перед ним огромные белые пластиковые вазы с розами: белые, чайные, розовые, малиновые и красные. Он смотрит, поджав губы, на красные розы. Подходит продавщица.

ПРОДАВЩИЦА
(Виктору)
Свежайшие! Красные! Сорт «Джулия Робертс». Вы выбрали, молодой человек?

ВИКТОР
Я выбрал десять лет назад.
Давайте ромашки. Вон там, в углу которые.

Продавщица вытаскивает из дальней вазы ромашки.



11. ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ. ВЕЧЕР.

Просторная гостиная с высокими потолками и двумя большими окнами, одно из которых с балконной дверью. На окнах тяжёлые бордовые занавески и лёгкие тюлевые по моде советских времён. Видно, что в квартире идёт подготовка к ремонту. Стоят коробки, три мешка с цементом на клеёнке, ведро с краской, валики для краски, рукавицы, к стене у входа прислонены две доски, сложенная лестница. Рядом ковёр, скатанный в валик. На месте, где был ковёр, в центре комнаты — добротный советский паркет в ёлочку. На стенах картины в позолоченных рамках с натуралистическими пейзажами под стиль Х!Х века. У противоположной от входа стены стоит сервант с хрустальными бокалами и чайным фарфоровым сервизом. Массивная хрустальная люстра пятидесятых годов.
Слева от входа — мягкая мебель, обитая бордовым плюшем (два кресла и софа), на которой наброшена белая простыня в качестве чехла, журнальный столик с глянцевыми журналами и книгами, телевизор на деревянной подставке.
Справа большой обеденный стол со стульями, обитыми таким же бордовым плюшем. На дальнем от входа конце стола солидная советская хрустальная ваза на кружевной салфетке. В вазе  букет садовых ромашек. Рядом фарфоровая вазочка для печенья в китайском стиле, в которой лежат разноцветные бусы. На ближнем конце стола постелена скатерть. На скатерти большое блюдо с половиной пиццы, сервировочная тарелка с черешней, тарелки, приборы, бокалы, из которых пьют вино, две открытые бутылки вина. Большой графин с водой.
Виктор сидит с тарелкой на диване, Иван стоит с бокалом около Виктора, Сергей сидит за столом и ест пиццу. Лиза тоже за столом, но стул развёрнут в сторону Виктора и Ивана.

ВИКТОР
Да не жили люди вместе с птеродактилями! Точка. Науке этой твоей такого не надо.

СЕРГЕЙ
Во-во, им лучше, если ты сам всё придумаешь, камни эти свои в Перу разрисуешь, но чтобы в концепцию вписывалось.

ИВАН
Ой, да хватит уже! Умники тут мне втирают. Лучше скажите, как бабки делать из воздуха.

ЛИЗА
Мне ещё три тысячи осталось собрать
для Кости.

Лиза смотрит на Сергея.

СЕРГЕЙ
(делая вид, что не понял её взгляд)
Я вообще помолчу. Детский сад стал по цене универа.

ВИКТОР
Есть тут у меня одно деловое предложение.

ИВАН
Которое мы все ждём и страшно волнуемся…

СЕРГЕЙ
Не окажется ли оно слишком сложным и опасным.

ЛИЗА
Я так не думаю.

ВИКТОР
Шефу надо перевезти две крутые тачки из Финляндии: Мерин пятисотый и Вольво.

СЕРГЕЙ
И он, что, без нас этого сделать не может?

ВИКТОР
(Сергею)
Он может без тебя перевезти двадцать таких машин. Ты вообще сразу можешь отстраниться, назвать его бандитом, а себя очень умным.


Иван машет рукой Сергею, чтобы тот замолчал.

ИВАН
(Виктору)
Давай уже! Две машины, которые мы должны привезти. Дальше?

ВИКТОР
У него народ занят на следующие выходные, поэтому меня попросил  организовать. Там ещё люстра.

ЛИЗА
Хрустальная?

ВИКТОР
(кивает)
Он ее целый год уже ждёт. В Италии делали на заказ. Арматура золотом покрыта, все дела. Тыщ за тридцать зелени.

ЛИЗА
Большой, чувствую, отдыхает.

СЕРГЕЙ
Что платит?

ВИКТОР
О, ты всё ещё с нами!

СЕРГЕЙ
Я везде. И?

ВИКТОР
Четыре зелёных. Но! Прошу здесь учесть одно обстоятельство. Есть вероятность сделать такие поездки регулярными.

ИВАН
Н-да. Можно попробовать. Как часто он заказывает себе новые машины?

ВИКТОР
Два раза в месяц — как минимум.


ИВАН
Права у всех в порядке?

ЛИЗА
Ой, Витя! Один ты о нас думаешь!

СЕРГЕЙ
Выпьем что ли, господа, за Рыскина?

Сергей берёт бутылку вина и наливает в бокалы.



13.НАТ.ШОССЕ.ДЕНЬ.
Музыка: Ace of Base «The sign».
Подмосковное шоссе, по обе стороны густые деревья, солнечный день. По шоссе едут две машины, одна за другой: чёрный Мерседес S500, красное Вольво 850. Через лобовые стекла видно, что в Мерседесе Виктор (за рулём) и Иван, а в Вольво Лиза (за рулём) и Сергей.

14. НАТ.ШОССЕ.ДЕНЬ.
То же шоссе в часе езды (условно) от того места, где едут Мерседес и Вольво. На обочине стоит бордовая Лада.

15. ИНТ.ПРИПАРКОВАННАЯ ЛАДА.ДЕНЬ.
Музыка: Розенбаум «Гоп—Стоп» доносится из радио в машине.
Двое мужчин ЛЫСЫЙ(32), побритый наголо, (за рулём) и ШМЕЛЬ(34) —оба в джинсах и коротких черных кожаных куртках. Шмель разливает водку из бутылки в пластиковые стаканчики,которые каждый держит в руке. В другой руке Лысого  с татуировкой паука на тыльной стороне ладони и двух перстней надкусанный «Сникерс».

ЛЫСЫЙ
Я ей такой: «Оля»!

Шмель тихо подсмеивается, во рту виднеется металлический зуб («фикса»)

ЛЫСЫЙ
Она: «не фамильярничайте, Пётр»!
Оба ржут.
ЛЫСЫЙ
Я ей: «я тока завтра могу приехать. У меня матушка захворала».

ШМЕЛЬ
Ага, шпалы стала медленней таскать.

Опять ржут.

ЛЫСЫЙ
«Ой», говорит, «конечно»!
Сама, тварь, церковь ограбила, попа развела на три рубля, сидит со своим Жориком руки потирает.

ШМЕЛЬ
Ждёт, когда мы ей доски доставим в офис-с-с.

Шмель опять подсмеивается и опять разливает водку в стаканчики. Ставит бутылку в ноги.

ЛЫСЫЙ
На Тишинку… Наивная ты, Оля!

Чокаются пластиковыми стаканчиками.

ШМЕЛЬ
Ладно, Лысый, харе пить. А то не успеем.

Оба допивают водку из стаканчиков и выбрасывают пустые стаканчики в окна, каждый со своей стороны.

16. ИНТ. МЕРСЕДЕС. ДЕНЬ.
Виктор и Иван в машине. Виктор за рулём.

ИВАН
Я не пойму, ты меня телохранителем, что ли взял?

ВИКТОР
Рулить хочешь, археолог?

ИВАН
У меня морская болезнь уже от ёлок.

ВИКТОР
(смотрит в зеркало заднего вида)
Бедный мальчик! Смотри, как Лизка едет! Во, молодец!

ИВАН
Да ты всех уже достал со своей любовью! Лиза туда, Лиза сюда. Сколько лет ты за ней гоняешься? С пятого класса, если мне память не изменяет?

Виктор молча ведёт машину.

ИВАН
Нашёл бы себе какую-нибудь попроще. У вас там чё, у Рыскина, баб нет?

ВИКТОР
Слышь, ты! В красивых ботинках! Я твою личную жизнь когда—нибудь трогал? Что, я не знаю, в какие клубы ты ходишь нарядный?

ИВАН
Да что ты понимаешь, колхозник хренов? Что ты вообще понимаешь в кружевах?

ВИКТОР
Ну-ну! А я про что? Я тебя ещё на физ-ре вычислил.

(Через лобовое стекло виден столб, на котором дорожный знак «Указатель заправочной станции»)

ВИКТОР
Заправка вон через два километра. Заправимся и  поедешь.

Иван бросает взгляд на Виктора, достаёт из бардачка толстую инструкцию по использованию автомобиля и начинает листать.

17. ИНТ.ВОЛЬВО.ДЕНЬ
Лиза и Сергей в машине. Лиза за рулём.

СЕРГЕЙ
Держи дистанцию! Едешь очень близко.

ЛИЗА
Тебя, Серёжа, надо на перекрёсток поставить с жезлом. Вот бы оторвался, а то тебя никто не слушает. Я машину вожу с шестнадцати лет, и у меня была только одна авария, и то, я тогда в больницу ехала к подруге на лысой резине.

СЕРГЕЙ
(улыбается)
С шестнадцати лет?

ЛИЗА
(не понимает или не видит его улыбки)
А то ты не знаешь, что мне папа Волгу всегда давал.

СЕРГЕЙ
Ты мне её обещала, а продала Ивану. Договаривайся потом с девушками.

ЛИЗА
Девушки не очень надёжны, согласна. Полгода мне пудрил мозги — подожди, не продавай, я тебе частями в три приёма. Иван приехал и все деньги сразу привёз. Я тебя предупреждала — мне надо Косте помочь.

СЕРГЕЙ
Да, подсуетился археолог. Втихаря.

ЛИЗА
Могу напомнить, что ты мне ещё должен 500 баксов. Никак не могу забыть, знаешь ли.

СЕРГЕЙ
У меня ребёнок болел.

ЛИЗА
Только на траву тебе всегда хватает, Серый.

СЕРГЕЙ
Это—то тут причём? Все бабы одинаковые.

Сергей улыбается и качает головой.

18. НАТ. ШОССЕ. ДЕНЬ.
Мерседес едет впереди Вольво. Через переднее стекло видно, что в Мерседесе Иван за рулём.

 
19. ИНТ. ВОЛЬВО. ДЕНЬ.
Сергей и Лиза в машине. Сергей за рулём.

ЛИЗА
Ну и чем ты водишь лучше меня?
Так… выпендриваешься…

СЕРГЕЙ
Как деньги получим, сразу тебе всё отдам, не обижайся. С Костей продвигается?

ЛИЗА
Ожидание. Пятьсот долларов не хватает, а так всё движется. Адвокат надёжный.

СЕРГЕЙ
Ну, хватит уже!

Кладёт руку Лизе на коленку.

ЛИЗА
Эй! Руку убери!

Но Сергей не убирает руку. Лиза его толкает левым локтем. Он продолжает держать руку. Лиза опять его толкает. Сергей поворачивает к ней голову, хочет что—то сказать. Заметно, что он волнуется. Сергей не видит, что в это мгновение…

20. НАТ. ШОССЕ.ДЕНЬ.
Мерседес резко тормозит, так как по его левому борту скользит на скорости бордовая Лада, сминая кузов. Скрежет металла. Вольво со всего размаху врезается в багажник Мерседеса, задевая Ладу и отшвыривая её на встречную полосу. Багажник от удара открывается, и оттуда вылетают фонтаном бусинки люстры Рыскина. Они рассыпаются вокруг и искрятся на солнце.

21. ИНТ. ВОЛЬВО. ДЕНЬ.
Срабатывают подушки безопасности внутри салона.

22. ИНТ. КАБИНЕТ РЫСКИНА. ВЕЧЕР.
Огромный кабинет с мебелью из красного дерева. Зелёные обои цвета свежей травы с  золотыми вензелями. Массивный из резного дерева пустой, если не считать пепельницы письменный стол, кресло обитое зелёной кожей с золотой выбитой каймой, на подлокотниках вырезаны морды львов, два посетительских кресла с другой стороны стола, тоже обитых зелёной кожей  — всё богатый новодел. Напротив стола, у противоположной стены стоит огромный телевизор — чудо техники для 1994 года, над которым висят две перекрещенные шашки. Рядом со столом бар—глобус, модный ещё в советские времена, сзади над креслом хозяина несколько картин в золотых рамах —  Айвазовский  «Смотр Черноморского флота» (копия) и сцены из охоты в Царской России. На столике между креслами для посетителей крупная статуэтка  — бронзовая борзая. У стены, слева от стола, фальшивый мраморный камин, на котором стоят бронзовые статуэтки охотничьих собак, всадников на лошадях с ружьями, медведи. Рядом с камином журнальный столик, где на подносе хрустальная ваза с фруктами, стопка маленьких тарелок, десертные ножи, салфетки. Справа от стола — книжный шкаф со стеклянными дверцами, через которые видно книги в переплётах с золотыми буквами. На полу наборный паркет, окно задрапировано бархатными занавесками.

За столом сидит бешеный Рыскин: морда красная, волосы взъерошены. Перед ним стоят: Лиза, Сергей со сломанной рукой в гипсе, Иван, Виктор.

РЫСКИН
(кричит)
Я с ними сам разберусь, с этой пьянью! Как можно было ещё и в зад въехать, я этого не пойму? Молокососы! Ну, Витёк, услужил!

ВИКТОР
Павел Геннадич! Всё внезапно случилось. Я думал они нас таранить будут, еле увернулись.

РЫСКИН
О, поскуда! Увернулся он!
(встаёт и хватает бронзовую статуэтку борзой со стола)
Я ща тебя и твоих дружков тут прикончу!
(замахивается на Ивана)
Интеллигенты сраные!

Рыскин кидает статуэтку в Ивана, Иван мгновенно отскакивает, и Рыскин в него не попадает, статуэтка летит в телевизор, попадает в  экран, слышится глухой хлопок и летят осколки стекла. Наступает тишина. Рыскин немного успокаивается и говорит более спокойным тоном.

РЫСКИН
Слушать меня внимательно, гопники! Машины, люстра и телевизор
(сжимает кулаки)
восстановлению не подлежат! Слышно?

ВИКТОР
Да.

РЫСКИН
Каждому слышно?

ЛИЗА
Да,слышно.

РЫСКИН
(Лизе)
Ты у меня ещё увидишь… красатуля…
Вы мне должны сто шестьдесят тысяч баксов! Столько! Срок вам даю две недели. Вернуть! Продавайте свои холупы, в которых живёте, мамаш своих, хлам разный, мне по барабану.
(обводит всех взглядом, успокаиваясь)
Иначе, засранцы, будете отрабатывать. Никуда от меня не денетесь! Каждый лет по пять!
(Лизе)
Особенно ты.

ЛИЗА
(смотрит Рыскину в глаза)
Особенно я.

РЫСКИН
(Лизе)
Скажи—ка мне, как там тебя?...

ЛИЗА
Елизавета.

РЫСКИН
(демонстративно осматривая Лизу с ног до головы)
Ты английский знаешь, Елизавета?

ЛИЗА
Алфавит только.

РЫСКИН
Дерзость не красит девушку в таком положении, Елизавета.
(подходит к Лизе и говорит тихо с улыбкой)
Две недели!
(становится опять суровым)
Пошли отсюда! Все!

Виктор, Лиза, Иван и Сергей молча идут по направлению к двери.

РЫСКИН
А ты, Витёк, пожалуй, останься…

Виктор застывает. Остальные уходят.

23. ИНТ. КНИЖНЫЙ МАГАЗИН.ДЕНЬ.
Букинистический отдел книжного магазина. За прилавком стоит пожилой продавец—приёмщик в сером помятом костюме, клетчатой рубашке без галстука, в очках с большими диоптриями — сухенький почти лысый старикашка около шестидесяти лет. Иван стоит с другой стороны прилавка и держит в руке пустую тряпочную чёрную сумку. На прилавке стопка двух старинных книг. Третью внимательно рассматривает продавец.

ПРОДАВЕЦ
Нет, молодой человек, эти две мне не нужны.
(делает жест рукой, как бы отодвигая от себя книги)
 ХVIII век, да ещё и в среднем состоянии. Бесполезно, и так места нет.
(показывает глазами на книгу, которую держит в руках)
 А вот эта интересная, но опять же, у всего есть своя цена.
(осторожно листает книгу, подносит близко к глазам и читает)
 Эта ХVI век. Потрёпанная, правда, но в меру. Даю два миллиона. На церковные книги сейчас мало любителей.

ИВАН
Ну добавьте хотя бы, чтобы была тысяча долларов. Она дороже стоит.

ПРОДАВЕЦ
Вы мне очень симпатичны, молодой человек, но моя цена два миллиона. Никто у вас её не купит сейчас за эти деньги. Я сразу плачу.

ИВАН
Хорошо.

Иван кладёт две книги с прилавка к себе в сумку.


24. НАТ. ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА.ДЕНЬ.
 Сергей гуляет со своим трёхлетним сыном ТЁМОЙ перед домом на детской площадке. Тёма возится в песочнице: копает лопаткой песок, потом ставит в ямку машинку, потом опять копает и кряхтит от сосредоточенности. Сергей сидит рядом на скамейке и смотрит только на Тёму. Видно, что Сергею очень грустно: брови нахмурены, губы плотно сжаты. К песочнице быстрым шагом идёт крупный ПАРЕНЬ (27)спортивного вида, в джинсах, кроссовках и футболке. Сергей не реагирует. Парень подходит к песочнице и наступает на машинку. Слышится хруст пластмассы. Тёма смотрит на отца и начинает реветь. Сергей просыпается от своего оцепенения, вскакивает со скамейки, но парень мгновенно подбегает к Сергею, хватает пятернёй его лицо и с силой впечатывает его обратно в скамейку, затем поднимает одну ногу и ставит её между ног Сергея, слегка надавливая в пах грязной кроссовкой.
 
ПАРЕНЬ
Сиде-е-ть!

Сергей пытается вырваться, но парень свободной рукой хватает его за горло.
ПАРЕНЬ

Ещё раз дёрнешься, фраерок, кислорода не хватит!

Сергей не двигается.
ПАРЕНЬ
Счётчик тикает, напоминать больше не буду!

Парень ослабляет хватку, толкает опять Сергея и быстро уходит. Пару секунд Сергей сидит в оцепенении, затем начинает кашлять, держась за горло, слышит голос ревущего Тёмы и бросается к песочнице.


25. ИНТ. РЕСТОРАНА «ЗОЛОТАЯ РИВЬЕРА».ВЕЧЕР.

Ресторан полон посетителей. Зал шумит от разговоров и работы столовых приборов. За одним из столиков сидят двое молодых мужчин, спортивного телосложения. Видно, что они закончили трапезу: тарелки перед ними пустые, открытая бутылка вина, пустая хлебница. К столику подходит Стелла и кладёт сложенную кожаную длинную папочку с чеком для расчёта.

МУЖЧИНА1
Мясо было отличным, дорогуша!
Но счёт можешь забрать, у нас договорённость с вашим главным…
Ваньком…
СТЕЛЛА
(удивлённо и неуверенно)
Какая договорённость?

МУЖЧИНА2
(обращаясь к приятелю с поднятым бокалом)
Ну, и за светлое будущее, вино ж надо допить!

Мужчина1 тоже поднимает бокал и они чокаются.

МУЖЧИНА1
(Стелле)
Чё стоишь, как светофор, моргаешь, иди спроси, если сомневаешься.

Стелла быстро уходит и возвращается через минуту с Иваном. Мужчины уже встали из-за стола.

ИВАН
Добрый вечер, господа! Вы что-то хотели мне сказать, как я понял?

МУЖЧИНА2
Радио тебе скажет.

            МУЖЧИНА1
Вкусно всё, давно так не ужинали,
(обращается к Мужчине2)
 скажи, Михалыч?
Будем заходить теперь.

Иван смотрит на них с серьёзным лицом, но ничего не говорит.

МУЖЧИНА2
Ты, это… Ванёк, наш чек, или как там у вас… короче, запишешь в счёт долга за Мерседес.

Иван стоит молча.
МУЖЧИНА2
Музычку бы вам сюда для порядку.
(смотрит на стоящую чуть поодаль окаменевшую Стеллу)
Привет, общепит!

Оба довольные выходят из зала. Иван открывает папку со счётом. Смотрит.
ИВАН
(Стелле)
Я сам разберусь.
(показывает глазами на грязные тарелки на столе)
 Работаем!

Стелла начинает собирать тарелки. Иван с серьёзным видом отходит вместе с папкой.



26. НАТ. ШОССЕ.ДЕНЬ
Виктор едет на Гранд Чероке по Подмосковному шоссе. Через лобовое стекло видно, что он с женщиной-пассажиром на переднем сидении.


27. ИНТ. АВТОМОБИЛЬ ВИКТОРА.ДЕНЬ.
Виктор молча ведёт машину. Рядом с ним на переднем сидении сидит ВАЛЕНТИНА (42)(риелтор) в модной дорогой одежде ярких цветов. На коленках у Валентины красная сумка с большими золотыми пряжками и круглой эмблемой Версаче в виде медузы Горгоны.

ВАЛЕНТИНА
У меня сосед, тоже переводчик, как ваш дед. Поэт—переводчик.

Виктор сидит хмурый, молчит и смотрит на дорогу.

ВАЛЕНТИНА
С татарского.

ВИКТОР
Дом старый, я знаю, но в Переделкино новых нет. Участок большой. Есть колодец. Деревья.

ВАЛЕНТИНА
А вы давно у Павла Геннадьевича работаете? Я помню…

ВИКТОР
Деньги мне нужны сразу. Я не торгуюсь, как вы, я надеюсь, заметили. Поэтому я вам заплачу только 5% комиссионных.

ВАЛЕНТИНА
Но я не беру меньше 15%, Виктор!
Откуда вы вообще это взяли, что со мной можно обсуждать мои комиссионные?

ВИКТОР
Да, их можно не обсуждать. Их можно даже не платить. Хотите, я разверну машину и высажу вас у метро?

ВАЛЕНТИНА
Ну вы наглец!!!

ВИКТОР
Я с вашим переводчиком сам могу договориться, но, как видите, веду себя порядочно.
(кивает на сумку Валентины)
КУпите себе новую сумку.
Побольше.
 
Виктор достаёт из кармана брюк бумажную салфетку и громко сморкается. Валентина смотрит на него с неприязнью, сморщив нос.


28. ИНТ. РЕСТОРАН. ДЕНЬ.
Ресторан в центре Москвы. Интерьер в стиле соцреализма: портьеры, канделябры из бронзы, тяжёлые люстры, столики с белыми скатертями. Картины в золотых рамах: «Кремлёвская набережная» и «Сбор урожая пшеницы».  Лиза и Самуил Яковлевич сидят за столиком, который находится в самом дальнем углу зала. Перед ними две чашки кофе, вазочка с печеньем.

ЛИЗА
Я знаете, что не понимаю, как после белой эмиграции и советских чисток в стране остались такие сокровища, которые вам несут? В это трудно поверить, Самуил Яковлевич.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Россия-матушка! Жива только потому, что богаче всех. Давайте пообедаем и поговорим. Приглашаю, вы не против?
(делает жест официанту)

Подходит официант в белой рубашке с бабочкой, в тёмных брюках.
Самуил Яковлевич берёт в руки лежащее на столе меню и открывает его. Говорит, смотря в меню.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Осетринки нам две порции.

Смотрит на Лизу, она кивает.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(продолжает смотреть в меню)
Салат вот этот «Сказка»…

ЛИЗА
Мне просто овощной.

Официант записывает заказ и уходит.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
В восемьсот двенадцатом Москва горела, если помните. Началась паника, люди уезжали, брали с собой самое ценное. Но уезжали не все. Некоторые боялись грабежей, гибели и оставались. Надеялись на милосердие «великого европейца».

ЛИЗА
Это вряд ли.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Ну, конечно! Начали всё прятать. А где? В земле, в подземельях. Золота и самоцветов тогда было у дворянского сословия больше, чем во всей Европе, наверное.

ЛИЗА
А государственное? Церковное? Оклады? Бирки то, получается, вешать было некогда?

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Некогда. Но победа, знаете ли! Она всё списала. Короче, прятали одни, а искали потом другие. Граф Ростопчин, который организовывал поджог, знал всё про подземелья. Александр I его особенно не трогал. Позже граф предложил план кладов Николаю I, но тот испугался того, что начнутся тяжбы, аппеляции на высочайшее имя, и государственная машина забуксует, одним словом. Решили поиски вести в пользу казны.

ЛИЗА
Третье Отделение, понимаю.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
О, да! Активы которого достались Берия. Но объять необъятное трудно, народ тоже инициативу проявлял.

ЛИЗА
Ну, а сейчас—то как?

Подходит официант и сервирует заказ. Самуил Яковлевич ждёт, пока тот уйдёт, следя глазами на Лизиными руками с длинными тонкими пальцами. Официант кладёт на поднос пустые кофейные чашки и уходит.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
После путча 91-го КГБ практически разгромили, архивы стали доступны, и вот, начали появляться камушки. Кто их знает, Лиза! Охота продолжается.
 
ЛИЗА
На самом деле, это очень компактный способ вывезти деньги. Но вам-то зачем несут?

Самуил Яковлевич многозначительно улыбается.

ЛИЗА
Вы, наверное, волшебник. Поняла.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Всё хотел вас спросить, вы в Москве родились, выросли?

ЛИЗА
Да, в Лефортово. Мои бабушка и дед жили в доме жандарма по Лефортово. Отец там родился. Дед был участником Московского восстания семнадцатого года, ему и дали там жилплощадь. Я немного помню этот дворик.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Жандармский дворик?

Самуил Яковлевич перестаёт есть и внимательно смотрит на Лизу.


29. НАТ. Дворик. ДЕНЬ.
(Сцена озвучивается голосом Лизы за кадром. (См. текст ниже)

1937 год. Обнесённый высоким деревянным забором тихий   московский дворик в Лефортово, который  объединяет три деревянных дома добротной дореволюционной постройки. Перед входной дверью в каждый из домов есть крыльцо с крышей «домиком». Два крыльца просто деревянных, а одно отделано резьбой. В самой середине дворика стоит уже не работающий фонтан — композиция из слетевшихся трёх мраморных голубков. У двух голубков почти полностью отбиты крылья, а третий  целый, потому что крылья у него прижаты к бокам. Частично двор выложен каменными дорожками, в двух местах поставлены столики и скамеечки, есть небольшая продолговатая клумба с Анютиными глазками, а в глубине двора, где висят верёвки для белья, находится  заброшенная кирпичная конюшня с двумя заколоченными досками окнами, закрытая на большой железный ржавый замок. Там же, у конюшни,  растут старые яблони. От улицы двор закрыт высоким деревянным забором и  двухстворчатыми воротами.

Летние воскресные сумерки. Соседи сидят за столом на улице, разговаривают, шутят, смеются. За столом только взрослые: ФЁДОР(31), СОФЬЯ(27), РОБЕРТ(35), ЛУИЗА(32), МАТРЁНА ИЛЬИНИЧНА (37). Стол накрыт скатертью. На столе самовар, чашки для чая, вазочки с вареньем, блюдо со сладким пирогом.

Дети возятся около конюшни: ГЕНРИХ (8) и ЛЁША (8) строят башню из камней и деревяшек , ИКАРА (7) стоит рядом  с куклой в одной руке, а во второй держит деревянную красную звезду, прибитую к тонкой палке, и смотрит на мальчишек.

ГОЛОС ЛИЗЫ ЗА КАДРОМ
(Голос Лизы начинается сразу, как появляется картинка дворика и  сидящих за столом людей)

В далёком 1937 году мой дед, Фёдор, (камера показывает Фёдора) работал на Заводе № 24, бывшем французском заводе «Гном», который теперь назывался ЦИАМ. Создавал советский авиапром. Его считали лучшим специалистом, разбиравшемся в рентгене металла. Фёдор был вдумчивый и непьющий. Софью, мою бабушку,(камера показывает Софью) любил до беспамятства и всегда боялся её потерять. Она была из бывшего дворянского сословия, а потому училась в гимназии и знала немецкий, английский и латынь. Квартира № 3, которую Фёдору дали от завода, была самой просторной, с высокими потолками и красивым паркетным полом.
В квартире № 1 жила семья немецких коммунистов - политэмигрантов: Роберт,(камера на Роберта) Луиза (камера на Луизу) и двое их детей, восьмилетний Генрих (камера на Генриха) и семилетняя Икара,(камера на Икару) названная отцом в честь отважного героя древнегреческой мифологии, первым поднявшимся высоко в небо. Роберт добавил букву «а», и «Икар» стал «Икарой». Немцы попали в СССР в 1929 году, когда с началом индустриализации советской стране потребовались тысячи иностранных специалистов. Роберт чувствовал себя верным солдатом мирового коммунистического движения, а с приходом в родной Германии в 1933 году к власти нацистов возвращаться ему было некуда. На заводе, где он работал вместе с Фёдором, его уважали и ценили за точность и добросовестность.
В квартире №2 жила бездетная пара — инженер завода и его жена, Матрёна Ильинична, (камера на Матрёну Ильиничну) которая обожала баловную троицу неразлучных друзей: Генриха, Икару и Лёшу,(камера на Лёшу) моего отца, и часто читала им сказки.



30. НАТ.ДВОРИК.ДЕНЬ.
За столиком и скамейками с двух сторон сидит Матрёна Ильинична и читает вслух большую детскую книжку с картинками, рядом с ней сидит Икара, а на противоположной скамейке сидят Лёша и Генрих.

МАТРЁНА ИЛЬИНИЧНА

«Тогда серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою - его тело срослося, спрыснул живою водою - Иван-царевич встал и промолвил: "Ах, как я долго спал!" На то сказал ему серый волк: "Да, Иван-царевич, спать бы тебе вечно, кабы не я; ведь тебя братья твои изрубили»…

ИКАРА
(широко открыв глаза)
               Изрубили на куски?

ГЕНРИХ
А ты как думала? Читайте дальше, тётя Матрёна, ей дома русские сказки читать никто не будет, а немецкие она не любит.

ЛЁША
Есть такая картина «Иван царевич на сером волке».
(Лёша трёт ладошками коленки как—будто волнуясь)
 Она у князя висела перед опочивальней. Мы делали ему два гарнитура. Он благодарил.

Икара бьёт его ногой под столом. Все переглядываются.

ИКАРА
(Лёше)
Ты опять про старую жизнь?

МАТРЁНА ИЛЬИНИЧНА
(насторожившись)
А как князя звали, не помнишь, Лёшенька?

ИКАРА

Du hast es versprochen!
( пер. с нем. Ты же обещал!)

ЛЁША
Николай Борисович Ю…
 
Лёша встаёт со скамейки и убегает в дом. Матрёна Ильинична задумчиво смотрит ему в след.

31. ИНТ. СПАЛЬНЯ ЛЁШИ.НОЧЬ
Темно. Лунный свет через окно. Видна только кровать Лёши — деревянная спинка с резными шишечками по углам. Мальчик лежит в кровати на подушке, обшитой кружевным шитьём. Сбоку на кровати сидит Софья в ночной рубашке.

ЛЁША
Мам, а чем я раньше болел?

СОФЬЯ
Ты палец себе обжог, да пару раз простудился. Крыжовника зелёного объелись с Генрихом, помнишь?

ЛЁША
(улыбается)
Да, живот болел…
Помнишь, позапрошлым летом у меня была температура, и мы не полетели на «Максиме Горьком»?

СОФЬЯ
(трогает лоб сына испуганно)
Да, сынок! Ты нас спас тогда. У папы погибли  друзья.


ЛЁША
Папа мотор ему делал, он мне говорил. Но он не виноват. Это из—за кино случилось. В самолёт  врезался истребитель.

СОФЬЯ
Да, так и было.

ЛЁША
Ты мне поверила. Я знал, что все умрут и испугался. Очень.

СОФЬЯ
А сейчас что? Ты что—то видишь опять? Скажи, не бойся, родной!

ЛЁША
Нет, сейчас просто чувствую, не знаю что. Иногда я думаю, что я как будто двойной. Как будто я раньше тоже жил. Может, у папы спросить?

СОФЬЯ
Спи! Я сама спрошу.

Софья целует сына и встаёт с кровати.

ЛЁША
Обязательно спроси. Я жил в большом доме. У меня был свой автомобиль.

СОФЬЯ
Договорились. Ты мне днём расскажешь, когда будем одни. Спокойной ночи!

Софья тихонько выходит из комнаты.

               
32. ИНТ. РЕСТОРАН. ВЕЧЕР.
Лиза и Самуил Яковлевич сидят за столиком (продолжение Сцены.28)

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Получается, ваш папа предвидел катастрофу самолёта «Максим Горький»?

ЛИЗА
Да, получается, он спас жизнь своим родителям и себе, неожиданным образом разболевшись.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
Это был самолёт—гигант, самолёт—чудо. АНТ—20.Я когда—то им интересовался, на нём даже Экзюпери успел полетать. Там в крыльях стояли кровати для отдыха, представляете?

Лиза как будто не слушает. Она поднимает глаза на Самуила Яковлевича, хочет что—то сказать, но меняет своё решение.

ЛИЗА
Пойдёмте?

Лиза перекладывает столовую салфетку с колен на стол и поднимается.

33. ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРЕД ЛИЗИНОЙ КВАРТИРОЙ.ВЕЧЕР.
Лиза выходит из лифта. Подходит к своей двери. На двери написано пульверизатором ярким синим цветом (из баллончика с краской): «Продаётся с хозяйкой!» Лиза останавливается, смотрит широко открытыми глазами. Быстро, трясущимися руками достаёт из сумки ключи, нервно открывает дверь и заходит в квартиру.

34. ИНТ. ПРИХОЖАЯ КВАРТИРЫ ЛИЗЫ. ВЕЧЕР.
Лиза заходит в квартиру, зажигает свет. В прихожей предремонтный беспорядок: местами содраны обои, стоят коробки, перевязанные верёвкой старые журналы, книги, настольная лампа без абажура. Видны антресоли, где сняты прикрывающее внутренне пространство антресоли двери. Видно, что антресоли набиты до отказа всяким хламом, начиная от свёртков и коробок и кончая старым самоваром. Оставлен узкий проход, чтобы пройти в комнату. Лиза бросает сумку и убегает через проход, быстро возвращается в фартуке, в резиновых перчатках, с пакетиком косметических ватных дисков, губкой и бутылочкой жидкости для снятия лака для ногтей. Открывает входную дверь и выходит на лестничную площадку.

35. ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРЕД ЛИЗИНОЙ КВАРТИРОЙ.ВЕЧЕР.
Лиза лихорадочно оттирает ватным диском надпись, бросает использованные диски на пол. Открывается соседняя дверь на лестничной площадке, откуда выходит полноватая соседка, ИРИНА МИХАЙЛОВНА (47) в цветастом халате и шёлковых домашних тапочках. Несколько секунд молча смотрит на то, что Лиза делает. Лиза поворачивает к ней голову.

ЛИЗА
Спрашивайте, Ирина Михайловна, но сразу и по возможности быстро.

Ирина Михайловна подходит ближе к Лизе и делает вид, что читает надпись на двери.

ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Мой Игорёк недавно женился. Прекрасная партия. Работает в банке.

ЛИЗА
Кто работает в банке?

ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Невестка, кто же ещё.

Лиза трёт дверь губкой.
ЛИЗА
Очень рада за вас и за банк.

ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Я просто хочу спросить… Вы не собираетесь продавать квартиру родителей? Нам с мужем было бы так  удобно жить по соседству с детьми…
Внуки, знаете ли…

Лиза заканчивает отмывать надпись.

ЛИЗА
Кажется, отмыла. Ничего не видно?

ИРИНА МИХАЙЛОВНА
На случай, если вам будут нужны деньги… Мы бы купили квартиру… Я Алексея Фёдоровича очень уважала. И маму вашу.

Лиза молча собирает ватные диски с пола.

ЛИЗА
Ирина Михайловна, у меня есть дядя, папин двоюродный брат, он адвокат у Березовского.

ИРИНА МИХАЙЛОВНА
(моргает, широко раскрыв глаза)
Как вы хорошо отмыли дверь, Лиза! Ничего не видно! Откуда только это хулиганьё берётся?

ЛИЗА
Это один мой старый любовник написал, не беспокойтесь, он любит синий цвет.

Лиза открывает дверь и заходит в квартиру.

36. ИНТ. ПРИХОЖАЯ КВАРТИРЫ ЛИЗЫ. ВЕЧЕР.

Лиза в фартуке разговаривает по телефону (переносная трубка стационарного телефона).

ЛИЗА
«Продаётся с хозяйкой!» Как тебе?
(слушает, что ей говорят в трубку)
Рыскин, кто! Так что, Вить, время не ждёт. У меня ремонт ещё этот… Может, поможешь мне выбросить старый хлам? Я его в коробку соберу.
(Слушает, что ей говорят в телефон)
 Ладно. Чё делать—то будем? Собирай всех завтра ко мне, что ли.
(слушает, что ей говорят в телефон)

Во время разговора, Лиза стоит, опираясь на стену и смотрит на антресоль. Видит торчащий угол старого чемодана. У входной двери стоит большая картонная коробка, она кидает туда старый зонтик, стопку журналов, настольную лампу. Останавливается.

ЛИЗА
(в телефон)
Ну, всё! Пока!

Лиза кладёт трубку в карман фартука. Выходит из прихожей и возвращается со стремянкой. Раскрывает стремянку, ставит её напротив антресоли, залезает на несколько ступенек, раздвигает коробки, самовар и с трудом снимает с полки чемодан, ставит его на пол. Садится на корточки рядом с чемоданом, пытается его открыть. Чемодан не открывается. Встаёт, уходит. Приходит с молотком. Бьёт молотком по левому замку, замок отстёгивается, правый открывается сам. Поднимает крышку. Достаёт оттуда старые вещи: пиджак, плащ, кофта — всё кидает в коробку у двери. Видит свёрток, обёрнутый марлей, достаёт. Снимает марлю. Видит старинный, вышитый серебром камзол. Вскакивает на ноги вместе с камзолом. Рассматривает его.

ЛИЗА
(сама с собой)
Что это такое? Камзол?

Смотрит внимательно, как он сшит, вертит его, прикладывает к себе.
ЛИЗА
               (щупая вышивку)
               Серебро? Что за ерунда?!

Кладёт его на стопку книг. Продолжает смотреть, что ещё есть в чемодане. Вытаскивает вещи, кидает их по одной в коробку. Встаёт, берёт камзол и идёт в комнату.

37. ИНТ. ГОСТИНАЯ КВАРТИРЫ ЛИЗЫ. ВЕЧЕР
Лиза стоит у дивана и рассматривает камзол, шарит по карманам. Вытаскивает из одного кармана чёрно—белую фотографию. Смотрит на неё. На фотографии изображены трое детей семи—восьмилетнего возраста: её отец, Генрих и Икара. Дети стоят на фоне кирпичной стены. Лиза переворачивает фотографию.  На обратной стороне написано простым карандашом: «Лефортово, 1937 год». Она смотрит на фотографию, на камзол, на фотографию. Садится в кресло, держа в руках фотографию. Звонит телефон. Лиза достаёт телефон из кармана фартука, фотографию держит в руке.

ЛИЗА
(в телефон)
Алло!Тётя Икара?
(слушает, что ей говорят по телефону)
На кладбище? Да, давайте сходим.
В выходные, да.
Тётя Икара, я нашла тут какой—то старинный камзол, похоже на екатерининскую эпоху…
(слушает трубку)
 у родителей в чемодане.
(слушает)
Да. Верно. Там ещё фотография: папа и вы с братом. 1937 год
 (слушает)
Сейчас? Ко мне?
 (слушает)
Конечно, можно. Приезжайте!

Лиза идёт в гостиную. Садится на диван. Смотрит на фотографию. Встаёт, берёт в руки камзол. Задумывается.

38. ИНТ. БИЛЬЯРДНЫЙ КЛУБ. ВЕЧЕР
Один из самых старых московских бильярдных клубов. Бильярдный игровой зал. Ретро обстановка, тёмные деревянные панели на стенах, настенные светильники, ковры,  картины в золотых рамах с изображениями пейзажей и портретов военачальников: маршала Будённого, Жукова, Конева, Малиновского. Рядом с портретом Будённого деревянная рамка с высказыванием маршала: «Бильярдное поле — это практический учебник геометрии и физики». Полумрак. Все столы заняты играющими. Рядом стоят столики, где ждут другие игроки, выпивают, курят. За одним из бильярдных столов с кием в руке стоит Сергей. Партию ему составляет пожилой, но подвижный мужчина в хорошей физической форме, СТЕПАН ПЕТРОВИЧ (62).

СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
Вроде, ты не плохо играешь, но что—то не пойму, то ли ты нервничаешь, то ли ты форму потерял. А дело рисковое, пацанчик. Ему проигрывать нельзя. Никому нельзя, особенно за такие деньги.

СЕРГЕЙ
У меня есть ещё три дня. Я взял за свой счёт. Никуда он от меня не денется. Лишь бы пришёл.

СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
Да он вокруг меня уже полгода кругами ходит, дай с кем—нибудь поиграть, чтоб кровь стыла.

СЕРГЕЙ
               Как зовут?

СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
Анатолий. Кличка у братков «Клоун». Растворимым кофе занимается. Пол—Москвы держит.
(ухмыляется)
Пока.
 
СЕРГЕЙ
               Опытный?

СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
Есть такой момент. И если договоритесь играть на пять штук, деньги надо предъявить, иначе играть не будет.

СЕРГЕЙ
(задумывается, смотрит на конфигурацию шаров на столе)
Передай ему — не пять, а десять. Я деньги принесу.

Сергей наклоняется над столом, прицеливается кием и бьёт.

38. ИНТ. Гранд Чероке. ВЕЧЕР.
Виктор ведёт машину по вечерней Москве. На переднем сидении рядом сидит развалившись полупьяный Рыскин с закрытыми глазами. На заднем сидении — две девушки: яркая косметика, крупная бижутерия, блестящие открытые платья.

ДЕВУШКА1
Ты, чё, дура? Попёрлась на рулетку!
Я тока в вишенки играю.

ДЕВУШКА2
Сама такая! В этих автоматах можно все бабки засадить, не заметишь! Как Ленка, не помнишь, что ли?

РЫСКИН
А, ну, цыц, курицы! Кончай базар!

Девушки резко замолкают.

РЫСКИН
(Виктору)
Слышь, Витёк, осталась неделя.
(крутит фигу перед носом Виктора и ухмыляется)
Как там твоя Лизавета? Класс, тёлка! Жду не дождусь!

ВИКТОР
У неё есть деньги. Она за себя может заплатить. Пусть за себя заплатит, а мы с парнями с вами разберёмся об остальном.

РЫСКИН
Не—а! Вы мне на хрен не нужны. Сравнил жопу с пальцем. Или всё или ничего…
(вздыхает)
Ох—ох—ох! На море хочу, в Монако.

ДЕВУШКА1
Ой, Павел Геннадич, и мы хотим!

РЫСКИН
Цыц, я сказа—ал! Лимита размалёванная!

Виктор еле сдерживается, стиснув челюсти, молчит и рулит.

39. ИНТ. РЕСТОРАН «ЗОЛОТАЯ РИВЬЕРА». ВЕЧЕР.
Иван стоит у окна, зайдя за портьеру. В одной руке держит папку со счётом, в другой телефонную трубку. Говорит по телефону.

ИВАН
(Приглушённо)
Эдуард, ты не понимаешь! Мне нужна любая работа, я абсолютно на мели. Хоть садовником у тебя в Маслово.
(слушает, что ему говорят по телефону)
Орхидеи? Да, готов. На полный день. Хоть завтра.
(слушает, что ему говорят по телефону)
Договорились! Я ей понравлюсь.

Иван нажимает кнопку, выключая телефон. Осматривается. Набирает другой номер.

ИВАН
Мам? Это я. Ничего не спрашивай, собирай вещи, завтра полетишь в санаторий в Кисловодск.
(слушает, что ему говорят по телефону)
На три недели. Самолёт в десять утра. Всё нормально. Приду поздно.

Иван выключает телефон. Опять осматривается. Ловит взгляд Стелы с противоположной стороны зала. Стелла отводит глаза и идёт дальше с подносом.

40. ИНТ. ГОСТИНАЯ ЛИЗЫ. ВЕЧЕР.
Лиза и ИКАРА (63) заходят в гостиную. Икара, худощавая , элегантная шатенка. Волосы расчёсаны на прямой пробор и собраны в маленький пучок сзади. Крупные тёмные добрые глаза, приятная улыбка. Одета в бледно—розовый костюм с узкой юбкой до колена, на шее коралловые бусы, в руках небольшая светло—серая сумочка.

ЛИЗА
Тётя Икара, дорогая, проходите. У меня ремонт, который так некстати сейчас. Соседи сверху затопили. Разбираюсь в час по чайной ложке. Некогда.
 
ИКАРА
Ерунда! Разберёшься!

ЛИЗА
Хотите чаю? Могу какао сварить.

Икара подходит к дивану, на котором лежит камзол.

ИКАРА
Вот он где! Ты посмотри!

Икара берёт в руки камзол, разглядывает его, вертит, берёт каждый рукав и осматривает манжеты, потом ворот.
Лиза внимательно наблюдает за Икарой.

ИКАРА
Столько лет прошло!

Лиза смотрит на неё в недоумении.

ЛИЗА
По моим подсчётам лет двести пятьдесят.

ИКАРА
(улыбается)
Сделай, что ли, чаю с молоком!

Икара идёт к столу и садится на стул.

ЛИЗА
Я мигом.
(протягивает фотографию)
А вот фотография. Узнаёте?

 (Икара берёт в руку фотографию, смотрит на неё потом на камзол)

ИКАРА
(задумчиво)
Какое счастливое у нас было детство! Вы так многого не знаете! Как мы все любили тётю Соню! Солнце какое—то, а не человек. Я в ней видела Россию, знаешь? Я хотела быть такой, как она.
(делает паузу)
 После войны это уже была другая страна. Сложно всё.

На глазах у Икары выступили слёзы. Она достаёт из сумки платок и промокает глаза.

ЛИЗА
Я сейчас.

Лиза выходит из комнаты. Икара сидит неподвижно перед фотографией на столе. Потом взгляд её смотрит куда—то вдаль, сквозь стену.
Через минуту заходит Лиза с подносом, на котором стоит чашка чаю на блюдце и сахарница.

ЛИЗА
Я с молоком возилась, извините. Вот чай, пожалуйста!

Икара берёт в руку чашку и отпивает глоток чаю. Ставит чашку. Обе молчат.

ИКАРА
Как ты похожа на тётю Соню, Лизонька!

Лиза улыбается ей в ответ.

ЛИЗА
               Папа тоже говорил.

ИКАРА
Ты , наверное, думаешь, почему я вдруг приехала, верно?
(кивает в сторону камзола)
Этот камзол спас нас от голода и тифа во время войны.
 
ЛИЗА
(неуверенно)
Вас?

ИКАРА
Да. Нас всех.

ЛИЗА
Как спас?

Лиза медленно садится напротив Икары за стол.

ТИТРЫ


Рецензии
Мне понравился Ваш пилот. А Вам есть куда его предложить?
Для киносценариев, наверное, есть какие-то площадки?

Всего доброго, Нонна!

Наталья Караева   19.03.2021 13:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.