Танцы с барьерами

ШУБАРИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

23.12.1934 г. - 16.04.2002 г.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Сфера деятельности: Артисты эстрады, Музыканты, Певцы, Работники культуры, Танцовщики
Награды, звания: Заслуженные артисты РСФСР
Отрасль знания: История. Краеведение, Музыка. Театр. Цирк. Кино

О личности гениального танцовщика рассказывает снятый 2007 году документальный фильм «Артист забытого жанра».
Написанные Владимиром Шубариным мемуары «Танцы с барьерами», которые уже после его внезапной смерти опубликовала его жена Галина Шубарина, до сих пор пользуются огромной популярностью.


 Со своими выступлениями Шубарин побывал на гастролях почти в 40 странах. Его также часто приглашали сниматься в кино. Вот как Владимир Шубарин описывал своё участие в фильме «Женщина, которая поёт», в котором главную роль исполняла Алла Пугачёва: «Я в этом фильме был постановщиком танцев. В этой картине есть эпизод, когда Аллу Борисовну балетная группа берёт в кольцо, а я как солист этой группы должен был вокруг неё протанцевать. Взяли известную песню 1940-годов «О любви не говори». Мы с аранжировщиком задумали её сделать в свинге, в джазовом напряжении, а она всё тянула на такой попсовый рок. Музыканты расстроились. Они хотели свинговать, а тут нужно играть по-другому. И вот я как-то раз пришёл на запись, когда она должна была накладывать голос на ритм-группу, а потом к ней должны были наложить медь и всё остальное. Я вижу: ругаются. «Что тут у вас происходит?» - спросил я. «Да вот, никак не сговоримся», - отвечает Алла Борисовна. «Давай мы сейчас с тобой споём, и всё встанет на свои места» - предложил я. «А ты что, поёшь что ли?» - удивилась Пугачёва. Я и слов-то почти не знал. Мне написали слова, распределили, кто и что должен петь. Ей дали два уха, мне - одно. Она не слышала, что я пою. В первом дубле Алла Борисовна ошиблась в слове. Дали дубль-два. После того, как его спели, говорят: «Готово». Обычно пишут по десятку дублей. Звукорежиссёр мне говорит: «Прекрасно! У тебя такая плотная середина, а где верха микстовые, там ты улетел выше её». Микст - это такой крытый фальцет, признак академического голоса. Некоторые иногда говорят, что они поют микстом, хотя на самом деле они поют крепким фальцетом. Микст - это такая стенобитная нота. В общем, у меня такой диапазон получился в три октавы. Алла Пугачёва, прослушав дубль, от восторга захлопала в ладоши. Дубль пошёл в фильм. Более того. В канун «Олимпиады-80» на Запад пошёл рекламный ролик о Советском Союзе, в который был включён этот наш дуэт с Аллой Пугачёвой, представляющий советскую эстраду».

Владимира Шубарина часто называли в прессе «человек-пружина» и «летающий мальчик», и журналисты никак не могли придумать название жанра, в котором работал этот талантливый исполнитель – то ли он исполняет оригинальный танец, то ли эстрадный, то ли джазовый… Популярность Шубарина в 1960-70-е годы была фантастической, а любовь зрителей - огромной.
 
Владимира Шубарина часто приглашали выступать на телевидение, с его участием снимали музыкальные программы, состоящие из хореографических номеров.
 С конца 1960-х годов Владимир Шубарин начал сочинять слова и музыку к песням и выступал в качестве вокалиста. Во время выступлений он сам себе аккомпанировал на гитаре. Им были записаны три альбома - «Неожиданный поворот» в 1987 году, «Сидячий образ жизни» в 1988 году и «Мое открытие Италии» в 1990 году.
 В последние годы своей жизни Владимир Шубарин тяжело болел артритом, и практически не танцевал из-за нестерпимой боли. Владимир Шубарин планировал издать свои мемуары «Танцы с барьерами», но этому помешала его кончина в 2002 году. Он скончался от обширного инфаркта в реанимационной машине, когда его везли в институт Склифосовского с подмосковной дачи 16 апреля 2002 года. Работу над рукописью завершала его жена актриса Галина Шубарина. Она постаралась максимально сохранить его особый стиль повествования. В этой книге Владимир Шубарин описал свой жизненный путь с момента отъезда из Сибири в 16 лет.
 
Владимир Шубарин был похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Какая великолепная книга! Спасибо Галине Шубариной, что закончила дело мужа. Написано по-мальчишески, без оглядки. Как жаль, что он так рано ушел! Хочется, чтобы книгу читали молодые, не только, чтобы узнать выдающегося артиста, но чтобы перестать идеализировать жизнь в "совке". Никакие "плюсы" этого режима не смогут оправдать унижения и издевательства своры чиновников над талантливыми и великими.
Шубарин, один из немногих, кто мог бы, подобно Барышникову сделать головокружительную карьеру за рубежом, остался в этой стране и прожил достойную жизнь. Не спился, не стал брюзгой, а продолжал заниматься любимым делом несмотря ни на что, даже артрит не стал препятствием в этих занятиях. В книге много балетной терминологии, но это не должно мешать непосвященным. Шубарин старше меня на целое поколение, я, к большому сожалению, ни разу не видела его "живьем", но у нас нашлась даже пара общих знакомых, а его записей, виденных мной еще в детстве, хватило, чтобы надолго запомнить его танцы. У книги удивительная концовка, ведь автор умер почти сразу после завершения мемуаров. Уходят, уходят лучшие и самые профессиональные. После прочтения книги остается чувство светлой грусти и благодарности. Это одна из лучших книг воспоминаний, прочитанных мной, а я их прочла немало.


 


Рецензии