Pump and Dump. История одной накачки

Ромка сидел напротив меня и игрался с колодой карт. Двойные подъемы, фальштасовки, ложные снятия – его арсенал постоянно пополнялся новыми приемами профессионального шулера. У него хорошо получалось. Периодически я действительно не понимал, откуда он достает очередного туза, или куда исчезают надоевшие мне шестерки. При этом смотрел я очень внимательно, и провести меня было непросто. Но у него получалось. Еще чуть-чуть, и за покерный стол с ним лучше не садиться.
 

- Слышал про Шкрели? – не отвлекаясь от колоды, спросил Ромка.

 
Слышал ли я про Шкрели? Естественно. Про тридцатидвухлетнего менеджера MSMB Capital Management не слышал только глухой. О нем трубили почти все западные СМИ, наперебой брали интервью и снимали ролики. Мартин Шкрели стал самым ненавистным человеком в США 2016 года, после того как выкупил узкоспециализированную фармацевтическую компанию и поднял цены на ее лекарства. В семь раз. Объяснил это тем, что должен зарабатывать деньги своим акционерам.

 
Аналогов на рынке не было. Выбора у пациентов тоже. Им предстояло либо умирать от токсоплазмоза, либо платить американскому предпринимателю албанского происхождения. И они платили. Вот только на этом Шкрели не остановился. К рэкету больных граждан он добавил ограбление дельцов Уолл-Стрит. Искусственно взвинтив акции другого фармацевта, Шкрели сбагрил их туповатым инвесторам. В довесок поимел неопытных шортистов, которые слишком рано поставили на понижение и понесли громадные убытки. Параллельно Мартин мухлевал с отчетностью. Уводил часть денег, чтобы расплатиться с прошлыми долгами за счет текущих вкладчиков. Ну и воровал там что-то по мелочи. В общем сначала из-за Шкрели многие люди разорились, а потом разозлились. В итоге они дружно нажаловались в КЦББ, и албанец попал под следствие. Находится под ним до сих пор. Вменяют ему много чего, но, думаю, сядет он ненадолго. Если вообще сядет.

 
Ромка ждал ответа. Поэтому я выбрал самое важное из этой истории:

 
- Ты про того гоблина с педиковатой челкой? – уши у Шкрели действительно гоблинские. Прямо как в фильмах.

 
- Ага. Тот самый гоблин, который раскрутил KaloBios Pharmaceutical с $2 до $45 за неделю.

 
Я кивнул, слегка ухмыльнувшись. До меня сразу дошло, к чему клонит мой собеседник. Ромка был немногим старше меня, но при этом весьма богат. После автокатастрофы какого-то дальнего родственника он унаследовал приличную сумму денег и неприличное количество недвижимости. Вторая давала ему рентный доход, с первой он развлекался. И, видимо, новости про Мартина Шкрели зажгли в нем искру. Ему захотелось попробовать. Авантюрист хренов.

 
Тем временем, шелест карт в его руках прекратился. Настала драматичная пауза. Воздух начал ощущаться физически. Первым не выдержал Ромка:

 
- Повторим? – спросил он.

 
- Легко, - я ответил мгновенно.

 
И в очередной раз понял, что на Уолл-Стрит приходят игроки. Никого другого сюда просто не тянет. Инвесторы, трейдеры, брокеры – они могут ходить в накрахмаленных белых рубашках и ездить в лексусах представительского класса. Выглядеть, как солидные бизнесмены, и разговаривать, как английские герцоги. Вот только это ничего не меняет. Потому что за внешним лоском скрывается азартный дядюшка Сэм, который не может не сделать ставки. Для него это наркотический кайф без вреда для здоровья. А иногда даже с пользой для кошелька. Особенно, когда риски чужие.

 
В этой ситуации риски были Ромкины. Он полностью финансировал затею с накачкой за счет своих финансовых ресурсов плюс занимался некоторыми организационными вопросами. В остальном его роль была наблюдательной. А вот основная часть работы ложилась на меня. Я должен был подготовить аферу. Должен был исполнить ее. Должен был вывести прибыль. Но самое главное – мне нельзя было попасть на завтрак к злым американским юристам и нажить большие проблемы. В общем дело было плевое, поэтому особо я не переживал. И запросил скромные двадцать процентов в качестве своей доли. Ромка согласился. Мы приступили.
 

Через две недели закончилась предварительная подготовка. Ромкин юрист открыл несколько подставных фирм, договорился с десятком брокеров и распределил деньги в нужной пропорции. Все следы щедро засыпал табаком. Настолько щедро, что мне даже стало жаль ищейку, которая рискнет что-то вынюхивать. В лучшем случае ей грозит пожизненная потеря обоняния.

 
Поэтому я спокойно засучил рукава и начал свое черное дело. Очень часто, когда искусственно взвинчиваешь цену акций, сама компания не причем. Акционеры, руководство и прочие стейкхолдеры – никто не знает, что происходит. Они так же хлопают глазами, как и широкая публика.

 
Зато знаю я. Потому что именно я понимаю, и именно я контролирую ситуацию. Более того – я ее создаю. Дьявольски приятное ощущение кстати.
 

Я зашел на сайт-скринер и начал искать кандидата. Мне требовалась дешевая неликвидная акция малокапитализированной компании. Проще говоря, я искал полный шлак, из которого предстоит сделать конфетку. Открытие случилось через час. Биржа NASDAQ, радиотехническая компания, ежедневный объем торгов – триста тысяч акций по $1,5. Никому неизвестная и ничем непримечательная конторка. Она что-то там паяет и кому-то это продает. Но есть пара нюансов. Во-первых, директор конторки недавно приобрел 7% акций и задекларировал это в КЦББ. Во-вторых, имеется новость о переговорах на государственном уровне. В паре потянет на легенду про госконтракт. А недавний рост выручки ее подтвердит. Но самое главное, в-третьих. У этой радиотехнической компании есть постоянный поставщик запчастей. Он тоже котируется на NASDAQ, но более ликвиден. Это потрясающе. Это позволяет мне внаглую манипулировать акциями и оставаться почти в рамках закона.

 
В качестве теста я купил сто пятьдесят тысяч акций радиотехника «по рынку». Цена взлетела на двадцать процентов. Это хороший знак. Значит в бумаге действительно нет ликвидности, и раскачать ее будет нетрудно. Можно идти пить кофе и начинать первый этап полномасштабной манипуляции.

 
Первый этап длится несколько месяцев. Акцию аккуратно покупают в узком диапазоне, а затем отпускают на некоторое время. Никто не должен знать, что ты набираешь позицию. Ни другие инвесторы, ни, тем более, КЦББ. Параллельно с этим происходит подогрев целевой аудитории. Специализированные компании создают красивую полуправдивую легенду и начинают рассылать ее своим подписчикам. В моем случае это была легенда о госконтракте. Слишком неопределенная, чтобы вызвать бурный рост, но достаточная, чтобы привлечь внимание. А это именно то, что требовалось. Поэтому я заплатил миллион баксов нескольким компаниям за пиар, а сам затарился акциями почти на пять миллионов. И приступил ко второму этапу.

 
Вообще, второй этап – самая затратная часть плана. Когда позиция набрана, а пиар запущен, акцию нужно подтолкнуть. Единственный способ это сделать – агрессивные покупки по уровням выше текущих. Т.е. я должен добровольно переплачивать за откровенный шлак, надеясь, что другие инвесторы подключатся к моим действиям. Если у меня получится, то все будет в шоколаде. Если нет – про прибыль можно забыть. Как и про большую часть вложенного капитала.

 
В конце очередного дня, за пятнадцать минут до закрытия биржи я начал действовать. Кинул рыночную заявку на десять тысяч акций. Ушла. На двадцать тысяч. Ушла. На пятьдесят. Цена повысилась. Еще раз на пятьдесят. Повысилась сильнее. Это означало, что продавцы капитулируют. Я продолжил агрессивнее. Десять быстрых заявок по десять тысяч. Одна на сорок. Потом еще пять на десять. Одна на двадцать. К окончанию торговой сессии я купил четыреста тысяч акций и взвинтил цену на сорок процентов. Это был отличный результат.
 

На следующий день моя никому неизвестная радиотехническая компания стала ньюсмейкером. Нет, она не попала на первую страницу Блумберга. Но в графе «необычные движения» уже была. Значит в скринерах у нескольких тысяч спекулянтов тоже. Поэтому, когда на открытии биржи я отправлял новые заявки на покупку, появилась конкуренция. Мои ордера подняли цену еще на двадцать процентов, а дальше она полетела сама. Через час акции торговались уже по $2.75. В этот момент я активно (хотя и очень скрытно) скупал другую компанию – того самого поставщика запчастей. Но несмотря на его бОльшую ликвидность, мне требовалось время, чтобы набрать позицию. Хотя бы дней двадцать. Поэтому я начал продавать радиотехника по $2.75 с одного брокерского счета и откупать его по $2.10 с другого. Внутри этого диапазона я акцию не трогал. Таким образом организовался коридор и спекулянтов стало трясти. Активность в акции сохранялась, но никто не понимал, что все это значит. Чуть позже интерес угас, а цена зависла на $2.20. Для меня это было идеальным положением дел.

 
В течение следующего месяца я скупил акций поставщика запчастей на двадцать миллионов долларов. Это было в два с половиной раза больше моей позиции по радиотехнику. Последний при этом сохранял небольшую активность, что тоже было мне на руку. Наступало время следующего акта.

 
На вторую пиар-кампанию я потратил еще три миллиона. Легенда стала более впечатляющей. Масштаб ее распространения увеличился. А возродившийся интерес предыдущих инвесторов, заставил расти акции радиотехника даже без моего участия. Это было здорово. Я начал жестко взвинчивать цену, снося всех продавцов на своем пути. Мне понадобилось три миллиона, чтобы раскрутить акцию до $4. Потом еще четыре, чтобы она стоила $5.30. А потом все пошло, как по маслу. Мне требовалось только поддерживать ликвидность, выкупая резкие продажи, а остальное спекулянты делали за меня. Рост шел уже по инерции. В итоге, через пару дней акция торговалась по $6.20 – это было четырехсотпроцентное повышение от первоначальных уровней. Моя позиция показывала хорошую прибыль.

 
И тогда я сбросил бомбу. Я открыл StockTwits (твиттер для биржевиков) и написал, что инвесторы упускают возможность. Они покупают конечного производителя после четырехкратного роста, в то время, как его ЕДИНСТВЕННЫЙ поставщик торгуется на прежних уровнях. А ведь в случае госзаказа обе компании выигрывают одинаково. А значит и расти они должны плюс-минус вместе.

 
Дальше случилось нечто. Мой твит мгновенно стал достоянием общественности и вызвал лавину покупок. Все спекулянты, которые уже сидели в радиотехнике, бросились скупать поставщика. Все инвесторы, которые боялись заходить в радиотехник по $6.20, бросились скупать поставщика. Все, кто хоть немного понимали ситуацию – бросились скупать поставщика. Через два часа после моего твита, компания подорожала в два раза. В течение следующего дня – еще в два. Если на раскачку радиотехника мне понадобилось почти пятнадцать миллионов долларов, то тут все произошло органически. Я не делал абсолютно ничего, чтобы поддержать цену. Даже наоборот – продавал акции небольшими пакетами, фиксируя прибыль. В общей сложности мне понадобилось три дня, чтобы полностью избавиться от позиции. Ликвидности хватало. Навар от сделки с поставщиком составил сорок миллионов долларов. Это была совершенно законная прибыль, ради получения которой я ничем не манипулировал.

 
Большая часть работы оказалась позади. Осталось разобраться с радиотехником. Здесь позиции показывали прибыль в десять миллионов. Теоретически ее реально было забрать. Наивных покупателей, которым можно сплавить бумаги, хватало. Вот только тогда бравые парни из КЦББ получали зацепку. Вряд ли у них бы вышло что-то доказать, т.к. деньги терялись в офшорах. Но гипотетический шанс был. Поэтому жадничать я не стал и фиксировать прибыль тоже. Вместо этого я подержал ликвидность еще пару дней, а затем позволил случиться неизбежному.

 
С $6.20 до $4.00 радиотехник упал почти сразу же. Затем немного подрос. И, наконец, начал плавное скольжение вниз. Продавцов было все больше, а покупателей все меньше. В районе $2.40 я тоже стал по чуть-чуть выходить из позиции. Ликвидность уже отсутствовала, поэтому процесс занял неделю. Но это было не важно. Когда я продал последний пакет акций, убыток составлял шесть миллионов долларов. Это был отличный аргумент того, что я сам являюсь обманутым инвестором и не имею никакого отношения к организаторам манипуляции. Лучший аргумент из всех возможных.

 
Моя работа подходила к концу. Ромка был счастлив. Когда он понял, насколько красиво мы все провернули, его охватил дикий восторг. Казалось, он готов сдаться КЦББ, только чтобы посмотреть, как они обламывают зубы. К счастью, мне это только казалось, и сдаваться он, конечно же, не стал. Вместо этого Ромка открыл коньяк и предложил мне отметить. Я решил, что справедливо будет пригласить и юриста. А пока он едет, можно тщательно организовать стол.


Наша итоговая прибыль составила тридцать миллионов долларов с хвостиком. Мы здорово заработали на поставщике, но немного потеряли на радиотехнике. Плюс четыре миллиона ушло на рекламу. Примерно так, кстати, все и планировалось. Превзойти результат Шкрели нам, конечно, не удалось. Зато, в отличие от него, мы не попались. И, надеюсь, не попадемся.

 
© Федотов Иван, Май 2017.


PS. История имеет реальные прототипы, но все-таки является вымыслом.


PPS. Не только развлекательные, но и деловые статьи вы можете найти на блоге нашей компании: https://fedotovcapital.ru/blog


Рецензии