Кипр православный
Кипр!
Здесь пляжи Средиземного моря, качественный европейский сервис и огромное количество православных святынь. И самое главное, для поездки сюда не надо оформлять шенгенскую визу (брать справку с работы, что ты получаешь 30 тысяч рублей, имеешь столько же на счету в банке, заполнять анкеты, делать фотографии, ездить в Москву для сдачи отпечатков пальцев и фото глаз и пр.). Всего этого для поездки на Кипр не нужно! Всего лишь заполнить на сайте посольства Республики Кипр анкету с информацией о себе и данными загранпаспорта (это занимает менее 10 минут) и примерно через 20 минут (у меня было так), получить визу на 90 дней пребывания на Кипре в течение 6 месяцев. Но это в случае, если турист собирается самостоятельно посетить Кипр, а если поездка оформляется через турагентство, то оно само все сделает.
Я не буду описывать пляжи, отели, климат Кипра – все это не оставит никого равнодушным, а уж тем более – недовольным. Кипр живет туризмом, киприоты умеют принимать и качественно обслуживать всех приезжающих сюда. Мой рассказ пойдет о том, как с пользой провести время на Кипре верующему человеку: что и как можно посмотреть, где помолиться, и какие святыни он может увидеть здесь.
Полет на Кипр занимает примерно 3,5 часа. Здесь два аэропорта – Ларнака и Пафос – расположенные в крупных курортных городах греческого Кипра, и нет никакой разницы, куда прилетать. Мы прилетели в Ларнаку и путь наш лежал, во второй по величине город страны – Лимасол, где мы с моим спутником решили остановиться.
Расскажем немного об этом городе (о самом Кипре рассказ впереди). Лимасол, по гречески Лемесос, расположен на южной стороне острова, на берегу залива Акротири. Население около 250 тыс., площадь примерно 35 км;. Наиболее древние могилы здесь датируются 2000 г. до нашей эры. К сожалению, древние историки не оставили упоминаний о дате основания города. Здесь провел 30 лет и скончался праведный Лазарь Четверодневный. В 327 году Елена Равноапостольная приняла решение построить недалеко от Лимасола церковь. Город населяют православные греки-киприоты и различные диаспоры англичан, румын, болгар, филиппинцев, армяне, турки и, конечно же, русские (их по официальным данным здесь около 8 – 9%). Нас встречал выходец из Грузии, который еще служил в Советской Армии, и я (да не обидится он), считал его, бывшего жителя СССР, своим соотечественником. Здесь везде все хорошо говорят и понимают русский язык, и поэтому не стоит беспокоиться о языковом барьере. Его здесь нет.
Меня с моим другом поселили в большой и просторной квартире недалеко от моря, и, что меня в ней больше всего поразило, так это отсутствие отопительных труб и батарей. Оказывается, здесь зимой температура не снижается ниже +10 градусов. Киприоты мерзнут, а нам этого, наверное, не понять. Так получилось, что я попал на Кипр не в летние месяцы, а в конце ноября, поэтому в море мы уже не попали (немного штормило), стояла дождливая погода, но некоторые русские смельчаки все же купались, не смотря ни на что. Но мы не расстроились из-за отсутствия моря, т.к. нас ждала обширная программа посещения святых мест.
Свой первый день мы посвятили знакомству с городом. Несколько часов мы бродили по его улочкам, заходили в магазины, молились в его храмах. День прошел насыщенно и пролетел как одно мгновение. Чувство голода нас вернуло в реальность. Я вообще люблю пробовать местную кухню, особенно греческую, и мы пошли по главной туристической улице вдоль берега моря в поисках небольшой греческой таверны. Одна из них нам понравилась: с небольшой (всего несколько столиков) стеклянной террасой, несколько столиков на улице под навесом, внутри уютно и тепло горит свет, сквозь большие стеклянные окна открывается великолепный вид на море, на двери надпись по гречески: «Открыто». Я уже было взялся за ручку, как мой спутник указал мне пальцем наверх. Я поднял голову и с удивлением прочитал вывеску, которую вначале не заметил: «Food House «Смак», под ней изображена большая тарелка с пельменями и ниже «Домашняя кухня». Так неожиданно мы встретили соотечественников.
Входим, нас радушно встретила молодая улыбчивая девушка, усадила за столик, сразу угадав что мы не греки, она по-русски спросила, что мы желаем. Тут наши мнения разделились. Я по;прежнему жаждал греческой кухни, а мой спутник, устав от нее, захотел, как он выразился, «нормальной еды», т.е. нашей. И здесь мы не ошиблись в своем выборе. Мы получили и то, и другое. Причем ассортимент был настолько разнообразен, что мы даже растерялись. Прошло всего несколько минут как перед нами уже стоял «сельский» салат (тот салат, который в России мы называем «греческим»), жареные баклажаны, морковный салат, голубцы, вареники, уха, борщ (для моего спутника) и необыкновенно ароматный хлеб. А сваренный кофе и рюмка местной виноградной водки с фруктами (подарок от хозяйки) завершил нашу трапезу. Пока мы ели, разговорились с девушкой, что нас встретила и кормила, и оказалось что это и повар, и хозяйка кафе в одном лице.
Ее зовут Маргарита, живет здесь уже более 10 лет и всегда рада соотечественникам. Оказалось, что мы даже земляки, она родом из Белгорода, и там живет ее мама. Мы надолго задержались в этом уютном и гостеприимном кафе, тем более что отсюда и началось наше паломничество по святыням.
Я несколько раз бывал на Афоне, в том числе и в монастыре Ватопед, где имел счастье приложиться к частице пояса Богородицы, которую несколько лет тому назад привозили в Россию. И примерно в то же время я от кого-то услышал, что есть еще одна частица и хранится она Кипре – то ли в городе Лимасол, то ли в горном монастыре, то ли еще где-то. В Интернете на одном из православных сайтов я прочитал следующее: «В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии, на Афоне (Ватопедский монастырь), и на Кипре».
Естественно, оказавшись на Кипре мы начали поиски этой частицы. И вот, когда мы были в кафе у Маргариты, здесь был один из ее знакомых местных греков-киприотов – Харис, с которым она нас познакомила. В ответ на наши расспросы о местонахождении частицы Пояса, он сказал что в Лимасоле есть церковь, которая называется "Храм «Пояс Богородицы»", в котором, возможно, и хранится эта частица. Он даже показал нам на карте как туда пройти. Это было довольно далеко и начавшийся дождь, казалось, спутал наши планы попасть в этот храм к этой святыне. Но Маргарита, узнав что я священник, тут же попросила помочь одного своего друга. Нодари – так звали нашего нового знакомого – не только любезно отвез нас туда на своей машине, но и, подождав, доставил нас к месту нашего проживания.
Уже темнело, когда мы вошли в этот храм. Над входом большая фреска изображающая Божию Матерь с Поясом на руках. Вечерняя служба уже давно закончилась, кое-где догорают свечи, народу никого нет, лишь один из работников на свечном ящике. Мы подходим к нему и спрашиваем, где в храме находится частица Пояса Богородицы. «Здесь ее нет», – слышим мы в ответ, – «Храм просто назван в честь Пояса Богородицы, но сам пояс на Афоне в Ватопеде». Получив такой обескураживающий ответ мы отправились домой, твердо решив на следующий день продолжить наши поиски.
На просторах Интернета мы нашли информацию о том, что частица Пояса Богородицы находится вовсе не в Лимасоле, а в монастыре Троодитисса. Вот туда мы и отправились. Это можно сделать с любым экскурсионным агентством (благо их на Кипре большое количество), а можно, взять машину напрокат и совершить самостоятельную поездку. Нужно только учитывать, что на Кипре как и в Англии левостороннее движение. Подобный способ путешествия нам показался наиболее приемлемым, так как по пути можно заехать еще в ряд интересных мест.
Рано утром мы отправились в Троодос. Это самая крупная горная система Кипра. Высочайшая точка – гора Олимп (1952 м). Горы Троодос находятся в западной части Кипра. Они известны своими горными курортами, живописными горными деревнями и византийскими монастырями и церквями (9 церквей и один монастырь внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), из которых наиболее знаменит монастырь Киккос, основанный в XI веке. А так как дорога в монастырь Троодитисса пролегала мимо него, мы решили сделать там остановку.
Несколько десятков километров по равнинной части Кипра стали постепенно переходить в возвышенности, и вскоре перед нами встали горы. По крутой серпантинной дороге мы стали петлять по горам, поднимаясь все выше и выше. Погода стала сначала незаметно, а потом резко меняться и из солнечного (+25) лета мы сначала попали в полосу багряной осени, а потом температура упал почти до нуля и на кронах деревьев появился снег. Когда мы добрались до вершины – к огромному нашему удивлению нас встретила снежная русская зима. Перевалив за вершины мы начали длинный крутой спуск к Киккосу.
Вообще эта дорога очень сложная и считается большим испытанием для паломников идущих к Киккос. Наша новая знакомая Маргарита, накануне в кафе говорила, что надо еще очень постараться чтобы добраться до Киккоса и Матерь Божия может вообще не пустить туда. Мы тогда не обратили на эти слова особого внимания, но вспомнили их, когда дорога на одном из склонов резко пошла вниз. Здесь дул резкий шквалистый ветер с дождем, который замерзал на дороге. Мы заскользили на обледенелом асфальте и когда водитель нажал на тормоза, то машина не остановилась, а как на санках, петляя, понеслась вниз, постепенно приближаясь к краю дороги, за которым был обрыв в сотни метров. Ситуация была критическая, нас ждало падение в огромную пропасть. Давно мы так не молились, как в этот момент! Но Матерь Божия смилостивилась над нами, спустя какое-то время машина выровнялась, и перед самым краем дороги начали работать тормоза. Мы даже остановились, чтобы перевести дух. Затем еще несколько минут по серпантину, и мы оказались на небольшой площадке перед Киккским монастырем.
Киккский монастырь, полное название «Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери» – мужской монастырь Кипрской православной церкви, один из богатейших и известнейших монастырей Кипра. Монастырь был основан примерно в конце XI века византийским императором Алексеем I Комнином. Монастырь находится на высоте около 1143 метров над уровнем моря. Сейчас невозможно установить происхождения названия монастыря – Киккос. Вероятнее всего оно произошло от одного из видов эбенового дерева «кокус», произраставшего здесь, хотя местное предание утверждает, что оно созвучно щебетанию местной птички: «кик-ко, кик-ко».
Согласно преданию в пещере горы Киккос жил старый отшельник по имени Исаия, которому во сне было видение Божией Матери повелевшей привезти на Кипр икону, находящуюся во дворцовой церкви византийского императора, написанную апостолом Лукой на Кипре. Это было практически невозможно, но Матерь Божия явилась ночью императору во сне и сообщила, что желает видеть эту икону на Кипре, и уже на следующий день корабль с иконой Богородицы отплыл на Кипр, где ее уже ждал Исаия.
Во время шествия от побережья к горам Троодос деревья сгибали свои стволы и ветви в знак приветствия и уважения к святой иконе. До сих пор там, где проносили эту икону, сосны растут ветками вниз, хотя в других местах они все правильной формы. Как нам сказали, ученые до сих пор не могут объяснить этот эффект.
Вскоре после перенесения иконы на остров, император распорядился соорудить церковь и монастырь в горах, где размещалось бы её хранилище. Так как монастырь был основан императорскому указу и на средства императора Алексея Комнина, он получил эпитет «царский».
Сегодня икона находится в главном храме монастыря. Сам образ покрыт шитой золотом завесой, в котором сделано небольшое окошечко, чтобы верующие могли приложиться к самой иконе. Этот покров никогда не снимается. Согласно преданию если человек увидит этот образ, то ослепнет. Как нам рассказали в монастыре, лишь в периоды засухи икону переносят на соседнюю вершину под названием Трони (Престол), высоко поднимают горизонтально к земле, ликом к небу и снимают покров. Затем служится молебен, по окончании икону покрывают и возвращают на свое место.
В алтаре соборного храма хранится десница апостола Варнавы, а рядом с притвором мощевой зал, где в киотах и стеклянных витринах хранятся десятки частиц мощей угодников Божиих.
Мы вновь петляем по горным дорогам, стремясь в монастырь Троодитисса, который находится неподалеку, на высоте примерно 1350 метров над уровнем моря в самом центре Троодосских гор. Название горного массива (Троодос – «Три дороги») дало название и самому монастырю. Это мужской монастырь, и по преданию, здесь спасая от иконоборцев икону Божией Матери (одной из 70 написанных апостолом Лукой), жил в середине VIII века один монах из Исаврии. Впоследствии на этом месте по чудесному указанию была обретена эта икона и построен монастырь. Сооружения монастыря дважды сгорали во время лесных пожаров. В 1585 году монастырь сожгли турки, затем он на долгое время опустел. Монастырь возродился к началу XVIII века. Нынешние постройки монастыря относятся к середине ХIХ века. В настоящее время в монастыре живут около 10 монахов. Сам он расположен в некотором удалении от дороги, в красивом живописном и уединенном месте.
Мы оставляем машину на небольшой площадке и идем к монастырским вратам. Вход в монастырь открыт для каждого, но на воротах монастыря висит объявление: «We are not in a position to accept tourists» (дословный перевод с английского: «Мы не принимаем туристов»), так в деликатной манере монахи просят не нарушать покой обители обычным мирским любопытством, быть не «туристами», а «паломниками», что пришли сюда поклониться святыне.
Соборный храм оказался закрыт. Мы прошли в книжную лавку у входа, здесь были два монаха и, представившись, я попросил дать нам возможность приложиться к святыням. Пока один из них ходил за иеромонахом, я огляделся и на книжных полках обнаружил на греческом языке жития святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской. Пришел иеромонах, и, узнав что мы из России, православные, а я еще и священник он с радостью проводил нас в соборный храм, где мы приложились к чудотворному образу Пресвятой Богородицы Троодитисса. Затем он нам вынес пояс Богородицы, чего мы собственно больше всего и ждали.
Но… оказалось это не пояс самой Богородицы, а пояс «посвященный Богородице». Объясню разницу.
В XIX веке здесь перед иконой Богородицы молилась немолодая бездетная женщина. Ее молитвы были услышаны. После рождения ребенка она приехала сюда и подарила ему свой пояс, который носила всю беременность. С тех пор появился обычай – на женщин, отчаявшихся родить ребенка и состоящих в венчанном, т. е. церковном браке, надевают этот пояс.
Рано утром в монастырь приезжают женщины за помощью. Настоятель выносит пояс из алтаря и, произнеся особую молитву, надевает его на просящую. После этого женщина усердно молится у древней иконы Богородицы. Говорят также, что этот пояс обладает свойством уменьшить боли роженицы. В последнее время экскурсоводы взялись, повторяя друг за другом, ошибочно утверждать, что в Троодосском монастыре хранится именно пояс самой Пресвятой Богородицы. Однако это не так, но, тем не менее, по искренней молитве и от этого пояса подается чудесная помощь Божия. Даже у нас в Орле есть женщина (я ее хорошо знаю), которая после посещения этого монастыря забеременела и пару месяцев тому назад родила мальчика.
Еще одной реликвией монастыря является камень, чуть не убивший одну из женщин. По преданию она поклялась, если у нее родится сын, отдать его в этот монастырь и исполнила свою клятву. но тоска заставила её решиться на то, чтобы выкрасть сына. Когда она взяла сына за руку, чтобы увести его, со стены упал камень. Он летел прямо в голову женщине, но неожиданно сменил траекторию, упав рядом. Тем самым Богородица показала, что она может понять тоску, но и то, что изменять данной клятве нельзя. Эти святыни (икона, пояс и камень) можно увидеть на мозаике над входом в соборный храм
В оставшееся время пребывания на Кипре нам довелось посетить еще две древние и замечательные церкви. Сначала мы хотели заехать в то место, где жил и служил святитель Спиридон Тримифунтский. Однако оно оказалось на турецкой стороне, и мы не знали, где и как переходить границу, да и вообще, возможно ли это. Дело в том, что северо-восточная часть Кипра с 1974 года оккупирована Турцией. Это большая и незаживающая рана в душе и сердце каждого киприота. Деревня Треметусия – это современное название древнего селения Тримифунт, известного как место служения святителя Спиридона. До турецкой оккупации к храму Святого Спиридона, находящемуся в центре селения, в день памяти святого ежегодно стекались тысячи паломников. В храме имелось множество древних икон и рукописей. После турецкого вторжения более 150 икон и бесценные рукописи исчезли. В настоящее время храм Святого Спиридона превращён в казарму одной из турецких воинских частей. Но даже туда нам попасть не удалось.
Но зато мы попали в храм в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины недалеко от Никосии, в деревне Менико. В нем хранятся их мощи, которые в 1298 году были принесены сюда из Сирии. Современная церковь представляет собой двухнефную базилику, которая была построена на месте более ранней византийской церкви по указу знаменитого короля Кипра Петра (Пьера) I Лузиньяна (1359 – 1369 гг.), который, поклонившись святым мощам, исцелился от одолевавшей его лихорадки. В знак благодарности вместо небольшой церквушки он велел построить величественное здание. Здесь у солеи на особой подставке хранятся части честных глав свв. Киприана и Иустины, заключенные в серебряный позолоченный мощевик.
Еще нас поразили небольшие восковые фигурки младенцев, которые в изобилии лежат вокруг иконы святых. Оказывается их приносят те, кто молился здесь и им была даровано рождение ребенка, или его исцеление. На территории храма находится источник, вода которого целебна и имеет очень своеобразный вкус.
И, наконец, главная, по моему мнению, святыня Кипра – гробница и мощи праведного Лазаря Четверодневного. Они находятся в городе Ларнака. Предание сообщает, что Лазаря, после его воскресения, иудейские начальники хотели убить. Это было во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства первомученика Стефана. Лазарь вынужден был уехать на остров Кипр, где прожил еще 30 лет, здесь же и скончался. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой и впоследствии был епископом Киттийским, т.к. жил в городе, который назывался в древности не по современному – Ларнака, а Киттион. Этот город, по преданию, было основан Киттимом, внуком Ноя, а впоследствии его переименовали в «Ларнака», («ларнакес», в переводе с греческого, означает «саркофаг»), вероятнее всего в честь гробницы святого Лазаря.
Храм, посвященный святому Лазарю стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над его могилой. Настоящее здание храма относится к XVII в. Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в мраморной раке, на которой было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX – начале X века над могилой Лазаря была построена большая и прекрасная церковь. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с главой и половиной костей тела, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря. Вероятно, мощи Лазаря были не полностью вывезены в Константинополь, а лишь некоторая их часть. И ее в 1291 г. крестоносцы унесли во Францию, в Марсель.
В храме слева от амвона небольшая лестница ведет в подземную крипту, где находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры примерно 6 х 12 м., поперек пещеры стоит гробница. На мраморном ковчеге, где лежали мощи написано: «Лазарь Четверодневный, друг Божий». Сейчас там только эта гробница, а сами мощи в специальной раке выставлены в храме: глава и несколько костей.
Неподалеку от города Ларнака есть место, связанное с праведным Лазарем. По преданию святой Лазарь, жарким днем гулял в окрестностях большого виноградника, и, встретив его владелицу, которая везла в корзинах собранные гроздья, попросил небольшую кисть винограда, чтобы немного утолить жажду. Но женщина была скупа и солгала ему, сказав, что винограда очень мало, а в корзинах всего-навсего соль. Тогда Лазарь сказал, что так и будет, как она говорит: на этом месте никогда ничего не родится, кроме соли. Так и произошло. Теперь на месте этого роскошного виноградника большое, пятикилометровое солёное озеро.
Кстати, сюда прилетают на зимовку розовые фламинго. По дороге в аэропорт мы их видели. Очень красивая картина. Безжизненная летом поверхность озера, зимой представляет собой зеркальную гладь воды, в которой отражаются многочисленные грациозные птицы. Словно ярко-розовое облако движется по поверхности озера, временами замирая на месте. Это зрелище настолько завораживают, что теряешь чувство времени, и любоваться им можно часами. Специально для этого на берегу озера установлены скамейки, поэтому наблюдать за птицами и фотографировать их можно со всеми удобствами.
Пришло время покидать этот гостеприимный остров – небольшую, но прекрасную жемчужину Православия. А сколько мы еще не увидели здесь! Только одних монастырей на Кипре 47! И это на территории чуть больше Орловской области! А старинные храмы, раскопки, разнообразные музеи, прекрасные пляжи не позволят заскучать не только паломникам, но даже самым требовательным туристам.
Улетая, уже в аэропорту, мы услышали что частица Пояса Пресвятой Богородицы и вправду хранится на Кипре, в Айа-Напе. Ну что же, будет повод еще сюда раз вернуться!
До встречи Кипр!
Свидетельство о публикации №217062801744