Климат

         В Симферополе - жара. Термометр ползет к сорока градусам. Ошалевшая публика забивается под зонтики забегаловок и активно охлаждает свои перегретые организмы прохладительными жидкостями. Мне же в такие дни вспоминается Север. Притом, что замерзнуть можно где угодно, в том числе и во всяких цветных морях: Красном, Черном, Белом. Не верите? Зря.

         С севером, кажется, все ясно. Ядреный северный климат только и ждет зазевавшегося клиента, чтобы его охладить, переохладить, заморозить. Однако, делает он это по-разному. Например, очень убедительно в Оймяконе, или там, в Верхоянске. Когда спирт в термометре опускается ниже шестидесяти, жизнь как бы замирает. Не то, чтобы граждане впадали в анабиоз. Нет, просто лишний раз на природу они стараются не высовываться.

         А природа там представляет собой замечательное зрелище. Все покрыто мельчайшими кристаллами инея, в которых неяркое солнышко дробится на миллионы маленьких радуг и оттого создается впечатление праздничности. В полном безветрии дым столбами поднимается из труб на черт те какую высоту и стоят эти столбы, как сказочные великаны. Снег не то, что скрипит - визжит под ногами. При минус семидесяти становится, говорят пережившие, трудно дышать, тем более, что дышать приходится через сплошь заледенелый шарф.

          Любителей праздно наблюдать эту красоту что-то не замечал. Обычно, через несколько минут смерзаются ресницы. Человек на ходу начинает приплясывать, а потом крупной рысью устремляется к ближайшему жилью. Костерит последними словами все красоты северной природы, вместе взятые и северный климат отдельно. Почти у всех мордахи в этом краю с коричневыми пятнами - следами обморожения. Во всем остальном климат вполне приемлемый.

         Другое дело, где-нибудь в Тикси, или каком другом уютном месте у южного берега Ледовитого океана, в просторечии - Юбло. Свидетельствую, ощущения от местного климата тоже сильные, хотя и иного рода. Температура вроде не такая низкая, градусов эдак тридцать-тридцать пять. Зато ветер. Даже не ветер, а настоящий ветрюган, пронизывающий тебя насквозь. Кажется, что ты и не одет вовсе. Тепло моментально выдувается из каждой складочки одежды, сколько бы ты ее на себя не напяливал. Никакие меха не помогают. Да и какие меха помогут в аэродинамической трубе? Хорошо еще, если этот ветрюган дует сзади. А то ведь норовит плюнуть в лицо зарядом снега, сорвать шапку, повалить в сугроб. Тоже милые места, впечатляющие.

         Ну, а как быть с морями? С морями все нормально. Насчет Красного врать не буду, не был я там. В остальных доподлинно свидетельствую - холод имеет место быть, не зависимо от климата. В Белом, всем понятно - прохладненько. В Черном же, субтропическом... Тут надо по порядку. Существует такая штука ПОА - подводный обитаемый аппарат. Конструкций их довольно много: Бентос-300, Север, Пайсис, Поиск и другие. Ладно, других не надо. Остановимся на ПОА «Поиск».
Этот «Поиск» как-то, в не менее жаркое, чем в Симферополе лето, за какой-то надобностью решили «макнуть». Не корысти ради, а токмо что-то там проверить перед дальней экспедицией. На часик, погонять его на глубине 100 - 150 метров, то есть, на глубине для ПОА плевой.

          Судно-носитель болталось у входа в Геленджикскую бухту. Палуба разогрелась как сковородка и нырнуть в прохладную глубину представлялось верхом блаженства. Опять же, капитан не разрешал купаться с борта. Такой вот гад попался. И я упросил подводников взять меня на борт этого «Поиска». Вначале они наотрез отказывали, но в последний момент руководитель спусков махнул рукой. Как был в шортах и майке, я прыгнул в отваливающую шлюпку, а затем нырнул в люк.

         Ну и садистские шуточки у нашего брата-подводника. Этот руководитель спусков, чтоб ему, специально тянул с разрешением, дабы не дать мне одеться, как полагается. Подловил, можно сказать. ПОА - железная бочка, естественно, не отапливается. Энергия - только от аккумуляторов. На глубине более ста метров температура за бортом 4-5 градусов. Аналогичный климат устанавливается и на ПОА.

         Через двадцать минут я потерял всякий интерес к окружающему. Одна только мысль засела в голове: это же надо, в Якутии не замерз, а здесь дам дуба от переохлаждения. В общем, если у Вас есть возможность, не одевая на себя ничего лишнего, просидеть полтора часа в холодильнике, тогда представите себе мое состояние. Только холодильник выбирайте потеснее, для полноты впечатлений. Малогабаритный. ПОА ведь малогабаритная подводная лодка.

         Когда я вылез из верхнего люка, руководитель спусков сначала насладился моим посинелым видом и лясканьем зубов и только потом поднес стопарь спирта. Не жалко, эту жидкость, полагающуюся от переохлаждения при водолазных спусках (инструкция), выписывают бочками и канистрами. Вот и мне досталось от щедрот. Потом он рассказал, что год назад с ним случилось нечто подобное.

- Ты-то, - говорит. - одет был еще прилично. Мы же попрыгали в аппарат в плавках. Минут двадцать всего собирались. Чуть дошли до заданной глубины - подмыли винтами на крутом склоне грунт. А на грунте этом лежал какой-то кабель. Здоровенный такой, со свинцовой оболочкой и бронированный. Эта зараза свалилась на ПОА и придавила ее как козявку. Ни туда, ни сюда. Просидели трое суток, пока нас не вытащили. В плавках. Представляешь? Это тебе не часок. Впечатления остались, страсть какие сильные.

         Я очень хорошо представлял. Лучше некуда. И озлясь, ответил ему фразой из старого анекдота: дурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие. Чтоб я еще с тобой связался!

      Так что, замерзнуть везде можно. Вполне. При любом климате. Хоть в Черном море, хоть в Белом. Как это делается в Белом, расскажу в другой раз.


Рецензии