Попечение о душах

ПОПЕЧЕНИЕ О ДУШАХ
РЕКТОР ИРПЕНСКОЙ БИБЛЕЙСКОЙ СЕМИНАРИИ
АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ БРИНЗА
(перевод с украинского)

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10)
«Ибо мы соработники у Бога ...» (1 Кор. 3:9)

Слово «попечение» здесь означает взволнованность, переживание, проявление радушия и особого внимания по отношению к кому-либо. Это конечно связано с определенными жертва¬ми, которые один проявляет ради другого.

В этом отношении наш Господь является блестящим примером для подражания. Христос пришел на эту землю, оставив славу небес. Он  пожертвовал небесным для того, чтобы взыскать погибшее, и не только взыскать, а и спасти, что означает: освободить, вывести в безопасное место, научить и воспитать.

Почему Иисус Христос совершил такой подвиг любви? Потому что Он ценит каждую человеческую душу. «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32:15). Это Он показал всем пример доброго Пастыря, Который оставляет девяносто девять овец и идет за одной, которая потерялась. Пастырь испытывает великую радость, когда находит одну потерянную овцу (Луки 15 глава).

С самого начала Своего служения Он ходил по городам и  селам, ища погибающих овец.

Это не было формальным отношением к людям. Про Него сказано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы не имеющие пастыря» (Mт. 9:36).

Для того, чтобы приводить людей к Господу, необходимо их видеть. Он видел людей, видел их жалкое состояние, их бессилие порвать со грехом, освободиться от пут дьявола.

В Священном Писании есть история про слепого, которого Христос исцелил, дважды применяя по отношению к нему целительное воздействие. Первый раз он  видел людей, которые проходили мимо, как деревья, и только после второго раза стал видеть ясно (Map. 8:22-25).

Ныне у нас есть широкие возможности для евангелизации. Мы встречаемся с людьми разнообразнейших понятий и взглядов. Однако, может ли про нас Господь сказать так, как сказал про Марию: «Она сделала, что могла...» (Map. 14:8). Мы теряем много людей из-за невнимательности, отсутствия сострадания, безразличия и самообольщения.

Люди вокруг нас имеют множество проблем, и они ищут того, кому можно было бы излить свою душу, поделиться переживаниями.

Мы призваны быть соработниками у Бога, это значит работать вместе с Богом и для Бога. Дух Святой - третья Личность Бога, Он бестелесный, однако, вселившись в нас, желает действовать через нас, любить нашим сердцем, видеть нашими глазами, ходить нашими ногами и делать нашими руками.

А поэтому:
Первое: мы должны видеть людей и осознавать их ужасное состояние.

Второе: иметь сострадание к людям. Сострадание к людям побуждало Господа ходить, искать, не имея покоя, испытывать постоянное преследование народа, все время желающего что-то получить от Него. Фетлер пишет  про свое призвание Господом на труд. Он работал бухгалтером и часто, глядя в окно кабинета, видел людей, которые ходили по улице. Господь привел его к мысли, что все эти люди идут в ад, и он должен оставить работу и пойти сказать им про Бога, предостеречь от погибели. Он долго сопротивлялся, но потом принял решение оставить все и был благословлен Господом.

Мы видим сострадание апостола Павла к своим собратьям: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за бpaтьев моих, родных мне по плоти...» (Рим.9:3).

В наше время собираются сотни, а то и тысячи людей на евангелизационные собрания. Они слушают, им нравится, они каются, но потом об этих людях забывают.

Третье: Мы видим, что Христос ходил по городам и селениям. Владимир Соловьев писал: «Если люди не идут в церковь, церковь должна идти к людям». Понятно, что сейчас мы испытываем проблемы с транспортом, однако ради спасения людей от погибели мы должны жертвовать всем.

Слава Богу, что в нашем Братстве есть посвященные братья и сестры. Их еще мало, а труд велик.

Четвертое: Иисус Христос любил говорить не только на многолюдных собраниях, Он видел и отдельные души и шел к ним.

Он видел самарянку, и чтобы спасти ее пошел через Самарию; видел Нафанаила, разговаривал ночью  с  Никодимом, пошел в Иерихон, чтобы быть в доме Закхея. Пошел в дом Симона - фарисея ради великой грешницы. Люди льнули к Нему, ощущая тепло Его любви и сочувствие.

Когда-то в наших церквях пели гимн:
Больше, больше любви, больше ласковых слов
И горячего к ближним участья,
Пусть к любви каждый будет, собратья, готов.
В мире столько скорбей и ненастья.
И любовное слово, и ласковый взгляд,
Иногда лишь улыбка участья,
Сколько светлых минут они в жизни дарят,
Облегчают так много несчастий.

Будем нести это грешникам, которые погибают.

ОБРАЩЕНИЕ ДУШИ К БОГУ

Обращение души к Богу - это сложное переживание. Прежде всего необходимо привлечь внимание разума человека, ему необходимо осознать свое положение, признать свой грех перед Богом, отказаться от греха и принять Иисуса Христа своим Спасителем. Ибо по Слову Божьему, «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр. 28:13). Иногда душе дают неоправданную надежду  на помилование, а Дух Святой этого не делает. Так появляются в церквях духовные калеки, у которых со временем проходит подъем возвышенных чувств, и они разочарованными возвращаются в мир, понося истину Божью.

Иногда евангелисты бывают подобными неразумному сеятелю: в одной руке они держат зерно, а в другой - серп, чтобы жать еще не брошенное семя.

Лишь истинное покаяние запечатывает Дух Святой, а без Него не может быть новой жизни во Христе. Необходимо со всей ответственностью подойти к вопросу спасения души, не спешить крестить, а дать людям время помыслить: от чего они ушли и к Кому пришли. Наши церкви начинают превращаться в номинальные, наполовину светские организации. А люди переходят из одной религиозной группы в другую, принимают по два, три крещения, желая чего-то реального. Крещение Православной церковью, у харизматов, в Церкви Христа, - а покоя в душе нет.

ПОПЕЧЕНИЕ О НОВЫХ ВЕРУЮЩИХ   

Очень важно попечение о душах, которые обратились к Богу. «При недостатке попечения падает народ...» (Пр. 11:14).

Даже человек, который искренне обратился к Богу, нуждается в попечении, как птенец, который вылупился из яйца, как маленькое деревце, привязанное к колышку, чтобы не сломал ветер. Христос начатую работу всегда доводил до конца. Другой пример - про милосердного самарянина: он, обработав раны  маслом и вином, перевязал раны и отвез в гостиницу несчастного, который пострадал от  разбойников.

Новая жизнь требует опеки, тепла и нежности. «...Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.» (1Кор. 12:24-25).

Хотя в обращении души к Богу препятствия преодолены, но дьявол старается чинить препятствия в духовном развитии и совершенствовании верующего. Тут особенно необходима помощь, причем помощь своевременная, чтобы преодолеть трудности, рассеять сомнения.

В этом вопросе в церквях бывают упущения. Если до крещения проводятся беседы и встречи, то после этого души остаются одни. Бывает, что служители даже, не интересуются, почему нет новых членов на собрании, и где они. Апостол Павел переживал снова муки рождения, называя галатов детьми, пока в них  не отобразился Христос (Гал. 4:19).

Очень полезно организовывать группы общения с новообращенными, где они могли бы разговаривать, молиться, изучать Слово Божье и сближаться друг с другом, открывая свои переживания. Апостол Павел говорил, что он три года день и ночь непрестанно, со слезами учил каждого, кто потом стал пресвитером (Деян. 20:31).

У новообращенных есть трудности, которые необходимо разрешать в начале. В Притчах 22:6 написано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет».

ВАЖНЕЙШИЕ ИЗ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИХ ВОПРОСОВ

Важными для новообращенных, а также молодых членов церкви Христовой являются следующие вопросы:

Во-первых. Уверенность в спасении. Уверовавший никогда не будет расти духовно, трудиться и преодолевать трудности, если он не имеет уверенности в спасении. Необходимо найти причины сомнения, а они могут быть в неясности своего состояния перед Богом, от того, что кто-то посеял лжеучение, ибо неисповеданный грех колеблет душу.

Уверенность в спасении основывается на:
а) свидетельстве Слова Божьего. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоанн. 1:12).
б) пережитом факте обращения; апостол Павел несколько раз свидетельствовал, что у него была встреча со Христом;
в) свидетельстве Духа Святого. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим. 8:16).

Человек, уверовавший, должен быть уверенным в Слове Божьем и не искать каких-либо чувственных доказательств или свидетельств - знамений, говорения языками и тому подобного.

Во-вторых. Знать цель своего призвания. Человек, который только что уверовал, должен знать, что для него у Бога есть план: сделать его жизнь и характер подобными жизни и характеру Иисуса Христа. Цель Бога не только спасти от вечной погибели, но и освободить от власти и силы греха. «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8:29).

Грешнице Он сказал: «... иди и впредь не греши» (Иоанн. 8:11). Когда верующий понимает свое состояние святого во Христе и что ему, святому, необходимо освящаться, преображаться, тогда в трудностях и переживаниях он видит  очищающую руку Божью, а не помеху его духовному развитию. «...Святой да освящается еще» (0ткр.22:11).

В-третьих. Знание вопросов о Духе Святом. У многих верующих нет ясного понимания этих вопросов. Когда есть много неразрешенных вопросов, душа  не может радоваться в Боге и жить плодоносной жизнью. Слово Божье говорит ясно: «В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13-14). Апостол Павел, понимая важность этой истины для верующих, даже  таких слабых духовно как коринфяне, пишет дважды: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6:19).

Каждый, кто уверовал, должен быть уверенным, что Дух Святой живет в нем, лишь тогда он будет стараться не оскорблять Его, жить по Духу и совершать свое хождение в радости духовных побед. Тут нет необходимости в каких - либо неестественных подтверждениях, а полное доверие Слову Божьему. Его не пошатнут лжеучения. Апостол Павел, когда посещал верующих, утверждал души учеников, увещевая пребывать в вере (Деян 14:22).

В-четвертых. Вопросы греха. Эти вопросы также должны найти свое разрешение в душе. Одни не придают серьезного значения греху и допускают его проявления, потому что не оставили прошлые похоти и привычки. Через грех они утрачивают мир с Богом и попадают в искушения. Условие пребывания в мире с Богом: «... будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16; Лев. 11:44). Верующий должен понять, что всякий грех разъединяет его с Богом, и поэтому, через покаяние и оставление греха единство должно быть восстановлено как можно скорее. Другие наоборот, горят радостью спасенья, а потом, когда видят проявление греха в жизни, впадают в отчаяние и сомнение во спасении, думают, что похулили Духа Святого. В таких переживаниях они попадают к тем, кто дает им литературу про необходимость пережить другой факт после возрождения: «получение полноты святости» или «крещение Духом Святым», после чего, якобы, сразу получишь очищенное от присутствия греха сердце. Таким необходимо понять, что даже после уверования в человеке остается его старая природа, привыкшая ко греху: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоанн. 1:8), но грех может властвовать над нами, или, под действием Святого Духа не иметь над нами власти. «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12). 

В-пятых. Вопрос лжеучений. Руководство церкви должно давать полную информацию про лжеучения, с которыми может встретиться молодой в вере член церкви. Мы сейчас видим, сколько еретической литературы попадает в наши страну, как много распространителей разнообразнейших лжеучений, причем сильно замаскированных. Служители сами должны разобраться в этом и других предостерегать. Апостол Павел говорил пресвитерам: «...Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Сегодня под действием разнообразной литературы создаются новые группы, делятся церкви. Важно предостеречь и сберечь для Господа всех новых верующих, потому что они, не имея опыта, первыми попадают в ловушки.

Пусть Господь поможет всем служителям церкви помнить слова Писания о наставниках «...они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет...»  (Евр. 13:17).

Мы должны будем отчитаться перед лицом Господа за каждого человека, доверенного нам Богом.

Но для верных служителей Божьих есть великие обетования, и одно из них: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:4).

Впервые опубликовано в газете "Жатва" №6 Союза церквей ЕХБ Узбекистана. Апрель ’98      


Рецензии