Nha Trang
У каждого региона Великой Степи, раскинувшейся на необозримых просторах Евразийского континента, есть своя история. Она тесно связана с историей планеты Земля и всего человеческого рода в целом. При внимательном и профессиональном взгляде на национальное достояние жителей степи можно увидеть его огромное влияние на общий ход исторического развития человечества.
Планетарная история Земли развивалась по общегалактическим законам. Свыше 4,6 миллиардов лет назад среди бесчисленных звёзд из пыле-газовых облаков сформировалась планета Земля. Более 4 миллиардов лет назад на Земле появились первые водоёмы, послужившие первой колыбелью земной жизни. Первые одноклеточные организмы возникли около 3 миллиардов лет назад, а процесс разделение на мужской женский пол начался более 2 миллиардов лет назад. С тех пор и до сего времени продолжается бесконечный цикл развития живых организмов.
Люди, живущие после эпохи последнего ледникового периода, в современной науке называются «человек разумный» (хомо сапиенс). Кроме того, в настоящее время эти люди, жившие 30-40 тысяч лет назад, носят название «неоантропы».
Все сознательные действия этого типа людей связаны с каменными орудиями. В историографии «каменный век» потому так и называется, что люди в своей материальной культуре использовали исключительно камни. Самый продолжительный, самый сложный и тернистый путь развития человечества связан именно с каменным веком.
На территории Казахстана и Средней Азии найдено немало свидетельств проживания древних людей, в частности, стойбища возрастом более миллиона лет, а также каменные орудия, топоры, свёрла. скребки и ножи. Множество находок сделано в северо-восточном районе горного хребта Кіші ;аратау, в местах Шарба;ты, Т;;ір;аз;ан, Б;рі;аз;ан, А;к;л и ;азан;ап. Руины жилищ людей эпохи палеолита найдены в Центральном Казахстане в обширном степном регионе Сарыар;а. Археологические раскопки в Карагандинской области свидетельствуют о проживании древнего человека в местах, ныне именуемых Обалысай, М;збел, Талдысай, Жаман Айбат, ;осмола и ;ызылжар. Научные исследования доказывают, что люди проживали на указанных территориях ещё 40 – 100 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита.
Мезолит в Казахстане длился с XII - X тысячелетия до н.э. до неолита, датируемого III тысячелетием до н.э. Около 8 тысяч лет назад поймы реки Жайы; (Урал), густо поросшие сочной растительностью, населяли многочисленные стада мамонтов. К данному периоду относятся находки более 400 исторических памятников. Эти памятники, содержащие родовые и племенные символы, свидетельствуют о сложной структуре человеческого общества в ту эпоху.
В период с XII века III тысячелетия до н. э. природные условия Великой Евразийской степи в целом достигли состояния, соответствующего современному.
Данные природные условия и «подготовили» людей к овладению навыками животноводства и земледелия, добычи руд и полезных ископаемых, строительства жилищ методом плетения ветвей. То есть, природная зона от Хингана до Карпатских гор между 40 и 50 параллелью стала оптимальным местом для возникновения новых степных этносов.
Самая продолжительная по времени общественная формация в истории человечества, имеющая самую таинственную историю возникновения – это кочевое общество. Миграции родов и племён по обширным полупустынным степям Евразии, формирование традиций кочевой жизни и, таким образом, становление кочевого народа, не продиктовано врождёнными качествами, а обусловлено адаптацией к окружающей природной среде, суровой жизненной необходимостью.
Эта жизнь в рамках обычаев родоплеменного строя, где всё – от предметов быта до концепций миропонимания, от морально-этических понятий до социальных стандартов –гармонизировано со спецификой кочевого образа жизни. Этот образ жизни являлся основополагающим фактором трёхтысячелетнего господства кочевников на степных просторах Средней Азии, Казахстана, Восточной Европы и Южной Сибири.
К III веку до н.э. сарматы побеждают скифов. Абсолютное господство сарматов длится на протяжении целых 700 лет. В том же III веке до н.э. сарматов вытесняют гунны. На протяжении столетия (370 - 463) гуннам сопутствует удача. Затем булгары разгромили гуннов. Их господство продолжается двести лет (463 – 660). Булгары были разбиты хазарами. Хазары были поглощены к XIII веку кипчаками (половцами), после чего расцвело известное государственное образование Дешти-Кипчак.
После захватов Чингисхана, походов Джучи, вторжения Батыя, нападения Тамерлана, кровавого джунгарского нашествия было окончательно подорвано и разрушено кипчакское общество.
Таким образом, можно представить обзор трёх тысяч лет истории Евразии.
Шахзада Шонанова (1903 – 1938) – одна из дочерей казахского народа, расстрелянных в годы сталинских репрессий. По происхождению – из рода т;ре, родственница Бакытжана Каратаева. Замужем за выдающимся учителем Телжаном Шонановым. В 1931 года поступила в Алматинский медицинский институт, однако в связи с происхождением была под постоянным контролем и непрерывной слежкой. По этой причине обучение пришлось прервать в 1933 году. В 1937 была арестована по клеветническому доносу как «враг народа» и осуждена к смертной казни.
Динмухамед Ахмедович Кунаев возглавлял партийную организацию республики в течении почти четверти века. Был высокоэрудированным человеком, отлично знал народные традиции, обладал широким кругозором и глубоким знанием жизни, прекрасно разбирался в людях, к каждому находил особый подход, был демократичным руководителем, с душой относился к нуждам людей, понимал и поддерживал необходимость реформ общественной жизни. Даже после отстранения от руководства республикой по обвинению в противодействию «демократизации», оставался верным сыном народа. Скоропостижно скончался 22 августа 1993 года в возрасте 82 лет.
Основные города страны являлись символом казахской государственности и опорными центрами власти. Эти города реализовывали политические, экономические, торговые, и военные потребности страны и, самое главное, возможность централизованного управления страной. С таким типом государственного устройства казахи знакомы тысячу лет. Самым первым государством, поднявшим флаг на казахской земле, является Древнетюркский каганат. Столицей Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов является древний Суяб, заложенный ещё в пятом веке.
Испиджаб (Сайрам) и Отырар (Фараб) в VIII – IX являлись центрами Древнетюркского государства, Жанкент – огузов, Имакия на побережье Иртыша – Кимакского царства, Сыганак – центр Дешти-Кипчака, то есть главный город. Таковым он остался и после образования Казахского ханства.
Всего в истории Казахстана и Казахского ханства было 9 столиц. Некоторые из них продержались в статусе главного города всего несколько лет, другие – на протяжении веков состояли с толичном статусе. Каждый город имел своё предназначение, выполнял определённую историческую задачу и каждый из них представляет собой отдельную эпоху в истории казахстанской государственности.
Столичные города Казахстана в советский период: Оренбург (1920 - 1925),Кызылорда (1925 - 1929), Алматы (1929 - 1997). 20 октября 1997 года было принято решение о переносе столицы в Акмолу (ныне Астана).
Казахстанцы, являясь гражданами Советского Союза, мужественно защищали СССР, внося свой вклад в приближение Победы. За мужество и георизм, проявленные в боях с врагами, свыше 520 казахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них 105 казахов. «Имя героя – в памяти народа», имена тех, кто подарил нам мирную жизнь и светлое будущее, никогда не будут забыты. Светлая память о них будет оставаться навечно в наших сердцах.
Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 годов навсегда вошла в историю как неотъемлемая часть Второй Мировой войны. 18 декабря 1940 года, Гитлер подписал директиву № 21 (операция «Барбаросса») о подготовке к войне против Советского Союза, начинавшуюся с указания: «…Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании …». Согласно этого плана, сухопутные, авиационные и военно-морские силы нацистской Германии должны были одновременно атаковать СССР на огромном фронте от Балтики до Чёрного моря и в краткосрочной перспективе завершить разгром осенью 1941 г. (ноябрь). Советские люди своим мужеством и героизмом сорвали план «молниеносной войны», выступив с оружие в руках на защиту Родины.
Население в массовом порядке записывалось добровольцами на фронт. Ускоренную военную подготовку по республике прошли более 2 миллионов человек. На первом этапе войны были сформированы и отправлены на фронт 14 пехотных и кавалерийских дивизий и 6 стрелковых бригад. Казахстанская 36 отдельная пехотная бригада состояла из людей более чем 30 национальностей. Из уроженцев Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей и Киргизии была сформирована 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. На фронт из Казахстана ушло 1 196 300 человек, то есть каждый пятый житель республики.
С началом войны экономика страны была переведена на военное положение. Многие предпрития были переведены на выпуск продукции оборонного значения. Были перепрофилированы такие предприятия, как Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, угольные шахты Караганды и другие предприятия. 220 заводов и фабрик были эвакуированы из западных регионов страны в Казахстан, где продолжили работу в сложнейших условиях.
Вместе с промышленными предприятиями в Казахстан эвакуировано большое число специалистов. Некоторые для этой цели были отозваны с фронта. Казахстан стал главной военно-промышленной базой Советского Союза. В 1942 году 85 процентов советского свинца было произведено в Казахской ССР, 18 процентов угля, 60 процентов молибдена, около 1 миллиона тонн высокооктановой нефти.
Ситуация в сельском хозяйстве в период войны значительно ухудшилась. Численность работников сельского хозяйства в 1942 году сократилась на 600 тысяч человек по сравнению с 1939 годом. Доля женского труда в колхозном производстве в 1942 году увеличилась с 48% до 75% по сравнению с 1940 годом. С первых же дней войны Казахстан превратился в военную кузницу страны, обеспечивая фронт и тыл вооружением, обмундированием, боеприпасами и продовольствием.
Солдаты из Казахстана в составе Красной Армии участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Тысячи казахстанцев освобождали народы Восточной Европы от гитлеровских захватчиков. Первыми женщинами Советского Востока, награждёнными орденом Ленина и медалью "Золотая звезда" Героя Советского Союза, стали пулеметчик Маншук Маметова и снайпер 54-ой стрелковой бригады Алия Молдагулова.
Молодой офицер Рахимжан Кошкарбаев со своим другом Григорием Булатовым 2 мая 1945 года впервые водрузил Знамя Победы на рейхстаге в Берлине. 8 мая нацистская Германия подписала договор о полной и безоговорочной капитуляции. 9 мая Великая Отечественная война законилась полной победой Красной Армии. В соответствии с союзническим долгом 9 августа 1945 года СССР вступил на Дальнем Востоке в боевые действия против императорской Японии для того, чтобы ликвидировать последний очаг мировой войны.
Война Красной Армии на Дальнем Востоке длилась 24 дня. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. Таким образом, Вторая Мировая война завершилась. Более 500 казахстанцев за ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них – Т. Бегельдинов, Л. Беда, И. Павлов. С. Луганский был награждён этим званием дважды. И.Кожедуб, выпускник эвакуированного в Шымкент Чугуевского авиационного училища, стал трижды Героем Советского Союза.
Велика была цена, уплаченная за Победу. В этой войне СССР потерял 27 миллионов человек. Из них 603 тысячи казахстанцев. Тяжелейший урок, преподанный войной, заставляет нас задуматься над ценностью мирной жизни, памятью павших и заботой о живых ветеранах, призывает к бдительности и готовности в любой момент защитить мирное будущее человечества.
Рубахо Филипп Яковлевич (1923 – 1943) – снайпер отдельного батальона морской пехоты, старшина 1-й статьи.
Филипп Рубахо 9 сентября 1943 года в числе первых в батальоне высадился на берег в районе Новороссийска, гранатами уничтожил две вражеские огневые точки, а в рукопашной схватке — трёх солдат противника. Отважный морской пехотинец был тяжело ранен в голову на плацдарме в Новороссийске при артналёте 14 сентября 1943 года, эвакуирован на катере в один из госпиталей Сочи, но на следующий день, 15 сентября, скончался.
Похоронен в городе Сочи Краснодарского края, в братской могиле на Завокзальном мемориале. Всего старшина 1-й статьи Ф. Я. Рубахо уничтожил 346 немецких солдат, подорвал 8 дзотов, танк, миномёт.
Рубахо Филипп Яковлевич (1923 – 1943) – если внимательно посмотреть, то какие-либо сведения о нём отсутствуют и связи с этим, он не имеет никакого отношения к казахам. Украинцы считают его своим героем, в российских средствах массовой информации его называют русским снайпером, которого «присвоили» украинцы.
Ораза – воздержание от приёма пищи и напитков в дневное время, третий из пяти основных столпов ислама. Человек, соблюдающий оразу, с восхода до заката воздерживается от употребления пищи, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей и тех вещей и действий, которые могут привести к нарушению поста.
Ораза – время духовного роста и очищения, победы над человеческими страстями, пора избавления от пороков и вредных привычек, исполнение предписанных исламом обрядов и ритуалов, направленных на освобождение души от вредных мыслей и тела от мирских соблазнов. Соблюдение оразы в священный месяц Рамадан органичного вошло в традиции казахского народа, тесно переплетясь с благородным обычаем «ауызашар».
Ислам предписывает во время уразы воздерживаться от пустых разговоров и сквернословия, неприличных мыслей и негативных действий. Ораза – это время торжества духа над плотью, она раскрывает божественную суть в каждом человеке, она позволяет по-иному взглянуть на этот мир и своё место в нём. Ораза – это очистительная практика во имя спасения человеческой души.
Ораза уравнивает бедных и богатых, способствует установлению мирных взаимоотношений между людьми и странами, даёт каждому человеку ощутить духовную связь с братьями по вере, учит любви и взаимопониманию, веротерпимости и толерантности, дружбе и гостеприимству, взаимному уважению и бережному отношению к нуждам других людей. Человек, проведший весь день в посте, учится уважительно относиться к нуждающимся, к нуждам голодающих, к пище, добываемой в поте лица. Тот, кто всегда сыт, вряд ли сможет до конца прочувствовать состояние тех, кто голоден. Ораза даёт возможность познать это.
Ораза учит умеренности и терпеливости. Пост в дневное время в течение месяца дисциплинирует человека, помогает ему справиться со своими мыслями, побороть негатив в душе, избавиться от неправильных дум и очистить свой разум.
«Ораза;ыз ;абыл болсын!» («Да будет благословенным пост ваш!») – такое пожелание произносится на протяжении всего священного месяца Рамадан, тем самым мусульмане поддерживают единоверцев в их очистительном намерении. Ораза – это праздник очищения и терпимости, а ежевечерний ауызашар – одним из лучших проявлений этого праздника.
В ночь на 27-е число месяца Рамазан пророку Мухаммеду был ниспослан Коран. Согласно суре «Кадыр», ночь сия равноценна тысяче месяцев, а каждая молитва в эту ночь обладает силой тысячи молитв. Божественная благодать её длится до утренней молитвы. Считается, что ангелы нисходят в эту волшебную ночь с небес и до рассвета внимают молитвам и просьбам верующих. Желания исполняются у тех, кто чист сердцем. Арабское название священной ночи «Лейлят аль-Кадр» переводят как «Ночь Предопределений», хотя точный дословный перевод – «ночь силы», «ночь могущества». Это та самая единственная ночь, когда можно упросить Всевышнего переписать «твою» страницу в Книге Судеб, что-то изменить в своем жизненном «расписании».
Согласно канонам ислама, пост для детей в месяц Рамадан, не достигших совершеннолетия не обязателен. Возраст, с которого дети могут начать держать оразу: для девочек от 9-14 лет, для мальчиков от 13-15 лет. От обязательного соблюдения поста освобождаются беременные женщины, люди преклонных лет, с ослабленным физическим здоровьем и психическими заболеваниями, а также «мусафиры», то есть путешественники, находящиеся в дороге минимум за 90 километров от дома.
Ораза Айт начинается в первый день месяца Шавваль и длится три дня, этот праздник разговения символизирует окончание поста и является одним их важнейших религиозных праздников мусульман. В этот день раздают милостыню неимущим, вспоминают близких и родных, готовят угощения и встречают гостей. Люди проводят уборку домов, надевают праздничные одежды, ходят в гости.
Четыре вида домашних животных – верблюды, лошади, крупный рогатый скот и козы с овцами. Независимо от того, парнокопытные они или нет, в народе их называют «ая;ты мал», то есть скот, обладающий крепкими ногами, нужными при кочевом образе жизни. Есть много интересных легенд о происхождении животных. Согласно одной из них, верблюд создан из солончака, поэтому и обладает нужными для пустыни качествами. Лошади возникли посредством стихии ветра, поэтому они быстры как ветер. Коровы – водное творение, поэтому они предпочитают пастись возле рек, ручьёв и водоёмов. Овцы – райский подарок Всевышнего для благополучия народа. Единственным из всех животных, побывавшим в раю, считался баран. Козы несут на себе знак камня, поэтому они так легко скачут по горам.
Согласно народным представлениям, у каждого вида домашних животных есть свой небесный покровитель, божественный защитник, оберегающий от зла, сглаза и болезней. Покровитель верблюдов – Ойсылкара, защитник лошадей – Камбар-ата (Жыл;ышы-ата), коров опекает Зе;гі баба, овец – Шопан-ата, козам покровительствует Шекшек (Сексек) ата.
За века кочевой жизни у казахского народа сложилось немало традиций, обычаев, примет и поверий, напрямую связанных с животноводством. Каждый из четырех видов скота, имел свое место в мировоззренческой системе народа. Детальнейшее знание особенности поведения и психологии домашних животных породило немало неписанных законов, в соответствии с которыми народ относился с уважением к скоту. Так, например, нельзя было произносить бранных слов, пинать и издеваться над животными. Плохой приметой было считать животных. Скот берегли от сглаза и завистливого взгляда.
У каждого вида скота было своё наименование для каждого возраста, половой зрелости, масти и окраса шкуры, в зависимости от мясного, молочного, транспортного или иного предназначения, караваны верблюдов, табуны лошадей, стада коров, отары овец и коз формировались по своим особым признакам и характеристикам, в целях селекционного усовершенствования и отбора лучших производителей. Особое значение придавалось первому приплоду, от результатов которого зависела перспективность породы. Таких особо ценных породистых животных, как семенной белый верблюд, сивый жеребец, чёрный бык-производитель и иссиня-чёрные овцы, не продавали, не дарили, не резали на мясо.
Кочевое животноводство требует упорного труда, долгосрочного терпения, выдержки, наблюдательности, умения приспособиться к окружающей среде и навыков выживания в экстремальных условиях. Недаром народ оформил этот опыт в виде пословиц: «Коров пасу – ограду сколачиваю», «Коз пасу – слёзы лью», «Верблюда выращиваю – одет-обут буду», «Коней пасти – скакать постоянно», «Чтобы пасти баранов, не забудь надеть колокольчики».
Казахский народ высоко ценил домашний скот. Верблюд олицетворял богатство и торжество, конь – красоту и великолепие, корова – изобилие, овца – зажиточность. В полном соответствии с народными устоями любящие матери ласково именовали своих детей «мой верблюжонок, жеребёночек, ягнёнок», отражающими всю глубину философской мысли народа.
Овцеводство является одной из основных отраслей кочевого животноводства казахского народа. На протяжении тысяч лет природа выпестовала сильное, выносливое животное, обладающее питательным мясом, устойчивое к жаре, холоду и прочим климатическим особенностям местности. Овцы казахской породы – крупные, окрас шерсти красноватый, коричневый, белый, чёрный, курдюк жирный, самцы в большинстве случаев рогаты.
Казахи выращивали овец вместе с козами. Поскольку козы – активные, понятливые, упрямые и шустрые животные, они всегда идут во главе отары.
Осенние козы-первогодки уже весной сами рожают козлят. Самцы называются «теке», кастрированные козлы именуются «серке». Но, как правило, количество коз обычно невелико, так как они плохо переносят холода. К тому же козье мясо в отличие от баранины не столь вкусное, и поэтому оно не подаётся уважаемым гостям.
Таким образом, козы воспринимаются как отдельный вид, не смешивая их с овцами.
Названия овец и коз в зависимости от возраста: ;озы - ягнёнок в возрасте до четырёх месяцев, общее наименование для молодняка овец. К;беген, к;бдік – самый первый приплод. М;йікті ;озы – активно сосущий и хорошо питающийся ягнёнок, быстро набирающий вес. Арамза – ягнёнок раннего окота, чьё зачатие произошло ранней осенью. К;пей – очень поздний приплод в конце июня. Б;дене ;озы – перворожденный и недоношенный мелкий ягнёнок. Торым - уже годящийся на мясо (то;ты). Кепе – подрощенный барашек зимнего окота. Сырбаз ;озы – подходящий к употреблению в пищу. Мар;а – ягнёнок раннего окота, но моложе, чем то;ты. Ба;лан – сосунок, хорошо набравший вес. Шираз – ягнёнок с голубоватым оттенком каракуля. Ж;рын – тощий ягнёнок. То;ты – барашек более полугодового возраста. Т;са; – самочка в возрасте от одного года до двух лет. Т;са; – кастрированный двухлеток. Бойда; – баран с большим весом. ;;нан ;ой – крупный трёхлеток. Шар ;ой – крупный баран старшей возрастной группы. Азбан (а; ауыз ;ой) – тяжеловесный кастрированный самец. Сары; – ещё один тип каракульской породы. Саулы; – овца, используемая и для дойки и для приплода. ;ош;ар – самец-производитель. ;орты; ;ош;ар – мелкий самец, от которого будет мелкий приплод. ;;тпан, келепан – элитный производитель, лидер отары.
Ла; – козлёнок шестимесячного возраста, общее наименование для козьего приплода. Шікір; – козёл. Туша – головалая коза. Шыбыш – самка-первородка в возрасте от одного года до двух. Серкешік – козлёнок от одного года до двух. Серке – пяти-шестилеток, возглавляющий баранью отару. Текешік – самец, достигший возраста теке. Теке – производитель от двух лет. Ешкі – коза. Ту ешкі – ранее рожавшая коза, ныне откармливаемая на мясо.
В кочевом быте казахов конь занимает особое место. В соответстви с ним, кумыс (заквашенное кобылье молоко) – очень целебный природный напиток. Конина – весьма качественный продукт, ;азы – общепризнанный деликатес. Из конской кожи производятся уздечки, ремни, подпруги, шорно-седельные изделия, обувь, камчи, плети, кнуты, некоторые виды посуды, мешки и т.д.), конский волос идёт на приготовление арканов, нитей, верёвок.
Весенняя линька лошадей позволяет добыть конский волос, который широко используется в народных промыслах. Изделия из него обладают высокой прочностью.
В период линьки жеребята подвергаются клеймению. В это время жеребят приучают к седлу. Кобылица кормит жеребёнка в течение 2 – 3 недель, после чего её привязывают, доят и помещают кумыс на закваску.
В зимний период лошади питаются собранными летом запасами сена, в случае бескормицы копытом пробивают слой снега и отыскивают подножный корм.
Казахи вывели четыре породы лошадей. Это – жабынская, адайская, кошимская и костанайская породы. Общее название для лошадей – ;ыл;;йры;.
;;лын – шестимесячный жеребёнок. Жаба;ы – от шести месяцев до года. Тай – жеребята обоего пола от года до двух. Арда – сосунок от года до двух. ;;нан – самец от двух до трёх лет. ;;нажын – самка от двух до трёх лет. Д;нен – семец-четырёхлеток. Сойтал – кобылица свыше четырёх лет. Бесті – жеребец-пятилеток. Ай;ыр – самец- производитель, лидер табуна. С;урік – новый лидер, сменивший прежнего ай;ыра. Сая; – кастрированные тай, ;;нан, д;нен. Они пасутся отдельно, вне табуна. ;ысыры; – не рожавшая молодая кобылица, приведённая в табун. ;улы; – молодая лошадь, ещё не приносившая приплод. Бие – уже рожавшая кобылица. ;асаба – мнокократно приносившая приплод. Мама бие – главная кобыла табуна. Ат – кастрированный конь. М;стек – мелкая лошадь небольшого роста. ;азанат – физически сильный, крупеый конь, способный вылержать долгую дорогу. Ар;ыма; – элитный производитель. Т;лпар – конь особой породы, богатырский конь. Тумыш – помесь ар;ыма;а и казахской породы. ;арабайыр – помесь ар;ыма;а и жабынской породы. Пыра; – крылатый мифический конь.
Корова – парнокопытное жвачное животное семества полорогих. Требуют ухода и выпаса. Предпочитают сочные травы вблизи водоёмов. Зимой питаются летними запасами сена. Крупный рогатый скот используется не только по мясо-молочному назаначению, но и как средство передвижения. Быков запрягали в арбы для перевоки грузов, в плуг для пахоты, использовали для верховой езды подобно коням. Для этого быкам вставляли кольцо в носовую перегородку, управляя им в случае необходимости.
В отличие от овец, коз, кобыл и верблюдиц, которые дают молоко только в ретний период, коров можно доить круглый год, за исключением периода за пару месяцев до отела. В течение одного-семи суток после рождения телёнка корова выделяет «уыз» - особо ценное и питательное молозиво, которое помогает телёнку быстро набирать вес.
Общее наименование для крупного рогатого скота – ;арамал.
Б;зау – телёнок, не достигший шестимесячного возраста. Баспа; – свыше полугода. Торпа; – от полугода до года. Тайынша – более года. Тана – от года до двух. ;ашар – тёлка-двухлетка. ;;нажын – трёхлетняя корова. Д;нежiн – четырёхлетняя. Тай;гiз – однолетний кастрированный бычок. ;гiзше – двухлетний кастрированный. ;;нан ;гiз – кастрированный трёхлеток. Д;нен ;гiз – кастрированный четырёхлеток. Атан ;гiз – крупный, сильный кастрированный скот. ;;р ;гiз – сильный кастрированный вол, запрягаемый в арбы и повозки. ;гiз – сильный пятилетний тягловый вол, используемый в гужевом транспорте. Б;;а – бык-производитель. Б;;ашы; – однолетний самец. Б;;аш – двухлетний самец. Сиыр – корова. Саун сиыр – дойная корова. Жылдам сиыр – неоднократно отелившаяся корова. Тынжы – высокопроизводительная дойная корова. ;аша; – не подпускающая от быков неосеменённая тёлка. ;;са; – корова с первым отёлом. ;ызыл б;зау (красный телёнок) – зародыш во чреве коровы. Ша;да;ы – мифический рогатый скот.
Верблюд – один из основных помощников казаха в условиях кочевого быта. Верблюд устойчив к жаре и холоду, прекрасно переносит долгие перекочёвки в пустынной и полупустынной местности, приспособлен долго выдерживать жажду, накапливая необходимое количество влаги в своих горбах, неприхотлив в еде, может питаться колючкой, хорошо выдерживает длинную дорогу.
Верблюды подразделяются на два вида: одногорбый «нар» и двугорбый «айыр». В Казахстане обитают оба вида, а также их помеси и гибридные породы. У каждого из них есть свои особенности: нар более производителен по молоку, айыр – по шерсти.
Верблюдицы производят приплод один раз в два года. Самец называется «бура», самка - «інген», кастрированного самца именуют «аттан».
Стрижку верблюдов производят до выгона на летние пастбища. Шерсть, состриженная с головы, шеи, плеч и холки, называется «шуда». Шерсть со спины и боков называется «жаба¬;ы». Всё остальное таки и зовётся «т;йе ж;н» – верблюжья шерсть. «Шуда» идёт на производство арканов, прочных верёвок, мешков, тёплой верхней одежды, оснастки юрты. Из «жаба¬;ы» изготавливают тёплые одеяла и покрывала.
Верховая езда на верблюдах менее развита, нежели грузовое применение. Верблюжонка с раннего возраста приучают к перевозке груза. Во время кочёвки на верблюда с обеих боков и на горбы навьючиваются огромные тюки неимоверного веса. Весь домашний инвентарь, юрта в сложенном состоянии, сундуки, короба, постельные принадлежности, посуда, кошмы, ковры – всё тщательно укладывается и связывается. При движении каравана все верблюды, соединённые общей верёвкой, идут одной вереницей.
Для управления верблюду вставляют шип в хрящ носовой перегородки между ноздрями, в таком случае он легко поддаётся дрессировке.
Верблюжья шерсть является очень ценной продукцией, а молоко – очень жирным, густым и целебным. Из заквашенного верблюжьего молока изготовляют шубат – очень полезный продукт, который является одновременно и напитком, и едой.
Общее наименование верблюдов – Шал;;йры;.
Айыр т;йе – двугорбый верблюд. Нар т;йе –одногорбый. Бота, к;шек – общее наименование приплода верблюдов, не достигших периода полового созревания. Нарбота – молодая верблюдица. Тайла; – верблюжонок-трёхлетка. Б;лдіршгін – самка до трёхлетнего возраста. ;;нанша – самка-трёхлетка. Д;ненше – четырёхлетняя самка. Ты;ыршын – не рожавшая самка свыше четырёх лет. Со;тан – самец свыше четырёх лет. Буыршын – четырёхлетний молодой самец, потомство от аураны и ;лека. Атан –кастрированный сильный двугорбый верблюд. Атанша – двугорбый холощёный пятилеток. Інгенше – нерожавшая самка до пяти лет. Мая – двугорбая самка. Аруана – одногорбая чистопородная верблюдица. Т;мса – первородящая інген либо мая.
Нар: 1) общее наименование одногорбых верблюдов; 2) холощёный одногорбый верблюд.
Нарша – молодой нар. ;лек – чистопородный одногорбый самец-производитель. Бура – чистопородный двугорбый самец-производитель. Алаша – потомок от iнген и дикого буры. Жампоз – элитное потомство от iнген и буры. Бipтума – чистопородное первое потомство от ;лека и iнген либо от буры и аруаны. Т;с айыр – первое потомство чистопородного буры и аруаны. Л;кip – потомство от чистокровных буры и аруаны. ;ле нар – потомство от чистокровных ;лека и аруаны. ;оспа; – гибрид ;лека и iнген. Бал;оспа; – потомок буры и мая. Ара;оспа; – потомство от чистопородного буры и самки мырза;оспа;а либо бал;оспа;а. Мырза;оспа; – помесь буры и бал;оспа;а. Нар;оспа; – помесь буры и аруаны. Жарбай – гибрид второго поколения мая и ;лека. Ж;; – второе поколение мая и ;лека. К;рт – смесь ж;; мая и ;лека. Кердерi – гибрид второго поколения от мая и ;лека. Кезнар – помесь
К;РТ – Ж;; МАЯ МЕН ;ЛЕКТЕН ТУ;АН БУДАН. КЕРДЕРІ – БІРТУМА МАЯ МЕН ;ЛЕКТІ; ЕКІНШІ ;РПА;Ы. КЕЗНАР – ;ОСПА; ІНГЕН МЕН ;ЛЕКТІ; ;РПА;Ы.;ЫЛА;АЙ – ;ОСПА; ІНГЕН МЕН БУРАДАН ТУ;АН ;ЛСІЗ ОСАЛ Т;;ЫМ. ;ЫЛ;И – ЖАМПОЗ МАЯ МЕН ТАЗА Т;;ЫМДЫ ;ЛЕКТІ; Т;РТІНШІ ;РПА;Ы. ;АЛБА;АЙ – ;ЫЛА;АЙ ІНГЕН МЕН ;ЛЕКТІ; БУДАНЫ. О;БА; – ТАЗА Т;;ЫМДЫ ;ЛЕК ПЕН ;АЛБА;АЙ ІНГЕННІ; БУДАНЫ. БЕКБАТША – БУРА МЕН АРУАНАДАН ТУ;АН БУДАН.;ОЛБАТША – ;ЛЕК ПЕН ІНГЕННЕН ТУ;АН БУДАН. Ж;НЕК – БЕКБАТША НЕ ;ОЛБАТША БУРА МЕН АРУАНАНЫ; НЕ ЖАМПОЗ ІНГЕННІ; ;РПА;Ы.
Конь Кабанбая по прозвищу Кубас был «самым быстрым из сотни, тулпаром из тысячи», что означало что он был подобен мифическому крылатому коню, ни с одним конём ни одного исторического деятеля Казахстана не связано столько географических наименований. Например, В Восточно-Казахстанской области у села Аксуат в зарослях облепихи берёт начало источник «родник ;убаса», чуть дальше – большая просёлочная дорога «Путь Кубаса», недалеко от Кызыкесика есть местность «Долина Кубаса».
В Маканшынском районе на вершине горы Барлык покоится голова Кубаса. Кабанбай завернул голову Кубаса, умершего за три года до него, в кошму и закопал её на возвышенности. По форме головы Кубаса и определяется внешний вид коней породы аргамак – узкая голова без лишнего мяса.
Части туши, выкладываемые на блюда. Главное блюдо. Голова и тазовая часть (жамбас). Разделение на куски и распределение ппоручается самому старшему или, по его поручению, одному из гостей.
Подарочное блюдо. Гостям предлагаются голова и тазовая часть.
Среднее блюдо. Голеннная часть , иногда с тазовой частью.
Завершающее блюдо. Остальные части туши предлагаются соседям.
Блюдо зятя. Бедренная часть и грудинка.
Блюдо снохи (блюдо сватовства). Кишки и сердце.
Девичье блюдо. Сердце, почки, щёки и язык.
Блюдо сватов. Тазовая часть либо нижняя часть задней ноги и рёберная часть.
Блюдо для беременных в период токсикоза. Для взрослых женщин – бедренная часть, для молодых – голенная часть, кишки, грудинка. К ним , согласно обычая. Придагается нож из кованой стали.
Казахские единицы измерения.
У казахов была своя терминология для каждой единицы измерения. Каждый критерий предмета, существа, природного явления и географического объекта является проявлением его сущности. Внешний вид, цвет, длина, высота, ширина, глубина, мягкость, твёрдость – любая характеристика влияет на восприятие и имеет свой глубинный смысл.
У каждой вещи есть свои физические характеристики. Вся Вселенная, каждое природное явление, каждое существо и каждый предмет имеет свои размеры, свои качественные и количественные показатели. От бытовых повседневных вещей до глобальных процессов – всё подвергается измерению.
В давние времена у наших предков отсутствовали точные измерительные приборы и научные методики определения размеров. Поэтому в старину для определения размеров окружающей среды, предметов, пространств использовались прикладные характеристики, взятые из бытовых представлений и актуального на тот момент материального и духовного наследия народа. Разработанная в Казахской степи ещё в давние времена система измерения с присущими только ей специфическими понятиями до сих пор продолжает прежние традиции в народной культуре.
Веками накопленный опыт наших предков, передаваемый из поколения в поколение, сформировал свою собственную национальную систему измерений.
1 ширек (чай) – приблизительно 250 г
1 ;шм;;ке (чай) – приблизительно 50 г
1 тайм;;ке (чай) – приблизительно 25 г
1 ;айнатым (чай) – приблизительно 6,5 г
1 ш;кім (соль) – приблизительно 12,5 г
1 пітір (пшеница) – 3 кг
Меры длины и расстояния:
Ша;ырым – мера длины в Средней Азии и Казахстане, также широко распространён в Странах Востока. Характеризуется как в пределах слышимости человеческого крика. Подобные меры длины встречаются и у других народов. В арабских странах используется фарсах (или парсанг), соответствующий приблизительно 6 км. В России данному понятию примерно соответствует верста (1,0668 м). В настоящее время ша;ырым понимается как тысяча метров, то есть один километр.
Переход с ночёвкой – 200 – 250 км
Дневной переход – 90 – 100 км
Полудневный переход – 30 – 40 км
На одну лошадиную скачку – 20 – 35 км
Расстояние между кочевьями – 10 – 15 км
На одну скачку трёхлетнего жеребёнка – 8 – 10 ша;ырым (трёхлеток скачет на 10-15 км)
Козье пастбище – 6 – 7 км
Овечье пастбище – 5 – 6 км
На одну скачку двухгодовалого жеребёнка – 4 – 5 км
Расстояние на одну печень (пока селезёнка ёкать не начнёт) – 4 – 5 км
Насколько видит глаз – 2,5 – 3 км
В пределах слышимости человеческого голоса – 250 – 300 м
В предлах слышимости сказанного «Эй» - 100 м
На расстоянии брошенной палки – 10 – 15 м
Широкий шаг – 1 м
На расстоянии вытянутой руки
На вороний шажок
На расстоянии камчи (плётки) – очень близко
По подбородок – расстояние до ближайшего холма
Расстояние во весь рост до земли
Насколько хватит пройти пешком
Неопределённое расстояние – место, где спряталась умирать собака
Край Земли
Шестимесячный путь до Мекки - очень большое расстояние
Меры ширины:
С лезвие ножа, с мизинец, с толщину волоса, в половину ладони, с большой палец, с ладонь, с лопату, шириной с шест для ловли лошадей, в человеческий рост. Как видно, для таких понятий использовались характеристики, присущие человеческому телу.
Длина стрелы – 1,0 – 1,5 м
Длина копья – 3 – 5 м
Длина аркана – 10 – 12 м
Габаритные параметры:
С кончик иглы, кусочек, крошка, с пылинку, с ладошку, с листик, размером со след конского копыта, со стельку (с человеческую стопу), с тарелку, со шкуру, размером с внутренний объём юрты, с поле (от одного до шести гектаров), с шею (полгектара), на одну прогулку (один гектар), размером с озеро (очень широкое расстояние)
Саба (кожаный мешок из лошадиных шкур) – 180 – 200 л
К;нек (сшитый из шкур мешок для сбора кобыльего молока) – 15 – 16 л
Торсы; (из козьей шкуры) – 8 – 10 л
1 саба (для кумыса) – 10 – 15 л
1 ведро – 12, 3 л
1 к;нек молока – 6 – 7 л
Торсы; (айран) – 6 – 7 л
Шара (чаша) – 1,5 – 2 л
Ая; – 1 л
Тоста;ан – 0,5 л
Ковш – 0,5 л
Ложка – 50 г
Меры времени:
Между бровями и глазами – один миг, время на моргание
Один раз моргнуть – интервал примерно 0,7 – 1 секунда
Один миг – 1 секунда
Срок варки молока – 5 – 10 минут
Время дойки кобылицы – 1,5 часа
Срок варки мяса – 2,5 – 3 часа
С;ске – к;нні; ар;ан бойы к;терілген кезі
С;ске т;с - ша;;ай т;с мезгілі, немесе к;нні; ;и;аш 45 градуспен т;суі (мысалы, ;азы;ты; ;зіні; биіктігі мен к;ле;кесіні; ;зынды;ы те;ескен ша;)
Один день (ночь) – 12 часов
День и ночь – 24 часа
Т;н ортасы (полночь) – 12 часов ночт
Т;н жарым (середина ночи) –3 часа ночи
Ат адым – а;пан айында;ы кенні; ;заруы, ол 38 минут;а те;
Елік адым – ;а;тарды; басынан а;панны; ая;ына дейінгі аралы;та;ы к;нні; ;заруы, ол 74 минут;а те;
;ар;а адым – ;а;тар айында;ы к;нні; ;заруы, ол 36 минут;а те;
Неделя – 7 дней
Месяц – 28 -28, 30 – 31 день
То;сан (деяностодневка) – 3 месяца
Год – 365 дней
Век – 100 лет
М;шел – 12 лет
В традиционном казахском обществе до 1926 года применялся циклический 60-летний календарь, называемый «м;шел» состоящий из пяти двенадцатилетних циклов, каждый год которого назван именем определённого животного. Животные подразделяются на шесть чистых и шесть нечистых, то есть шесть диких и шесть домашних. В соответствии с народным преданием, название «мушел» восходит к термину «муше» - «часть», что перекликается с традиционными представлениями о 12-частном строении организма, в соответствии с которым и поныне совершается жертвенная разделка туши. При этом не стоит забывать и о том, что практика традиционных лекарей также базируется на представлениях о 12-частном строении и человеческого тела. Исконные казахские названия годов календаря таковы: Мышь, Корова, Барс, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.
Как исторические события прошлого, так и возраст человека подразделялся на двенадцатилетние циклы. Каждый год определённого животного в системе мушел начинается 22-го марта и длится до 21 марта следующего года.
Отсчёт возраста человека начинался с рождения. Первый м;шел жас (время перехода от первого 12-летнего цикла ко второму) считался с 12 до 13 лет. Начиная с этого, каждый 12-цикл характеризует возраст человека отдельным термином.
Первый м;шел – младенчество и детство – до 13 лет (до начала полового созревания)
Второй – молодость до возмужания – до 25 лет
Третий – интеллектуальная зрелость – до 37 лет
Четвёртый – средний возраст – 49 лет
Пятый – пожилой возраст – до 61 года
Шестой – старческий – до 73 лет
Седьмой – преклонный возраст – до 85 лет
Восьмой – долгожитель - до 97 лет
Девятый – встреча с праправнуками – до 109 лет
Десятый – встреча с праправправнуками – до 121 года
До тринадцати лет – возраст больших физиологических и психологических изменений в организме, переходный период, отражающихся на всех уровнях здоровья, в том числе нервной и сердечно-сосудистой системы. Когда приближается этот возраст, ребёнок молит: «Всевышний, позволь мне пройти эту пору без осложнений!»
До двадцати пяти лет – первая ступень возмужания, когда человек полон сил, находится в расцвете физического здоровья, интенсивно развивается, способен принимать самостоятельные решения. В этот период даются пожертвования, чтобы благополучно преодолеть следующий цикл развития.
До тридцати семи – один из важнейших периодов в жизни человека. В эту пору человек находится в стадии интеллектуальной зрелости, объективно оценивает прошлое и активно строит будущее, активно участвует в семейной и общественной жизни.
До сорока девяти лет – человек обретает более мудрый взгляд на жизнь, начинает подведение определённых жизненных итогов. Начинают появляться внуки, однако человек не считает себя старым, продолжает жить полноценной жизнью.
До шестидесяти одного года – приходит мудрость, человек спокойно и уравновешенно воспринимает своих детей и внуков, учит их своим примером, но и прислушивается к их мнению и советам.
До шестидесяти трёх лет - приходит старость, ухудшается общее состояние, уже подводит здоровье, мучают старческие болезни, человек с ностальгией вспоминает молодость.
До восьмидесяти пяти - интеллектуальный спад, старческая забывчивость, человек может забыть ел он или нет, становится обидчивым и вспыльчивым. Народная пословица гласит: «Лучше смеяться над старцем, чем плакать над ним».
Возрастной счёт
Младенец до одного года – ша;ала;, н;ресте.
От 1 жастан 10 жас;а дейін – с;би.
Девочка от одного года до двух лет – б;пе, мальчик – б;бек
От года до трёх – б;лдіршін
От трёх до пяти – балдыр;ан, балауса
От 6 до 7 лет - ойын баласы, жеткіншек
Подростки от 13 до 15 – ересек бала, жас;спірім
Молодёжь от 16 до 19 лет – бозбала, бойжеткен.
Парни и девушки от 20 до 30 лет – жас жігіт, ;ыз
От 30 до 40 – д;р жігіт, а;а, еркек, к;рі ;ыз, келіншек
От 40 до 50 – ер т;легі, ота;асы, ;ке, к;ке, ;йел, ана, т;те
От 50 до 60 – жігіт а;асы, сары кідір ;йел
От 60 до 70 – ;араса;ал, ата, ;ара кемпір, апа, ;же
От 70 до 80 – а;са;ал, а;б;рым
От 80 до 90 – а; ;рпек шал, а; ;рпек ана, ;арт, ;ария
От 90 до 100 – селкілдек шал, селкілдек кемпір
От 100 лет – баб;, кейуана
Возрастное распеределение обязанностей
До 10 лет – возраст, в котором доверяют пасти ягнят и козлят
От 10 до 20 лет – овец и коз
От 20 до 30 – лошадей
30 лет – призывной возраст, когда мужчина привлекается в военные походы и к обороне народа от врага
40 лет – возраст воинской службы
50 лет – возраст уважаемого в народе человека .
50 лет – брат, это возраст.
60 лет – возраст Пророка, одна из вершин жизни
70 лет – награда за жизнь, долголетие
80 лет – возраст заслуг перед обществом
Слова Бауржана Момышулы о пожилых людях
Бауыржан Момыш;лы делил пожилых людей на четыре возрастные группы: шал, ;ария, а;са;ал и абыз.
Тот, кто не может далеко отходить от дома, но ходит по соседям, постоянно обсуждая политику и подбирая всякие сплетни - шал.
Заслуженный авторитет в доме – ;ария.
Держащий весь аул в единении, помогающий нуждающимся, защищающий интересы всего рода, имеющий право впервые сажать ребёнка на коня, передающий свою мудрость окружающим - а;са;ал.
Авторитетный человек, имеющий право говорить от имени всего народа и всему народу, решающий вопросы глобального характера, затрагивающие общенациональные интересы, глубокий знаток истории и современности, полностью отражающий народный дух - это абыз.
Жетi ата (предки семи поколений):
В соответствии с культурным наследием и нравственными ценностями казахского народа на родственные связи издревле был наложен строжайший запрет, по неписаному народному закону во избежание кровосмешения, генетического сбоя и нравственной целостности народа практиковалась строжайшая экзогамия, нерушимый запрет на брачные отношения между членами родового объединения до седьмого поколения. Поэтому каждый должен был знать своих предков именно в этих масштабах, а лучше - и шире. Ещё в древности народ вычислил и практически применил те законы генетики, которые были заново открыты не так давно. Поэтому каждый обязан знать своих предков "до седьмого колена" в прямом смысле этого выражения. Старики с детства учат детей без запинки перечислять имена дедов-прадедов. В том случае, если молодые люди одного родового объединения желают заключить брак, их родословные сравниваются и сопоставляются. Если не будет найдено пересечения в пределах семи поколений предков, старшие рода дают разрешение на брак, режут серую кобылицу и благословляют новобрачных.
Немере – внуки, т.е., мальчики и девочки, рождённые от сыновей. Они являются друг другу двоюродными братьями и сёстрами. В зависимости от возраста и пола их дети будут друг другу Немере а;а, Немере іні, Немере ;арындас, Немере апа, Немере сі;лі.
Ш;бере – правнуки, т.е. дети внуков. В традиционном казахском обществе правнуками считаются мальчики и девочки, рождённые от внуков.
Ш;пшек – четвёртое поколение, т.е. праправнуки. С них начинается генетическое разделение и отдаление в родственном плане.
Немене – дети ш;пшека.
Туажат – дети немене. Шестое поколение. Считаются потомками одного предка, однако родственные отношения становятся всё более отдалёнными.
Журежат – дети туажат. Седьмое поколение. Генетические связи утрачены. Родство отдалено настолько, что можно вступать в брачные отношения.
Ж;ра;ат – потомки одного предка. Как правило, это люди одного рода.
Жекжат, Жама;айын, Жама;ат – этнос, народ, социум, общество, нация, объединеные одним древним общим происхождением. Вступлают в разнообразные брачные отношения.
Курдюк и печень.
К приходу сватов родители невесты приводят белоголового барана светлой масти, показывают сватам, получают их благословение, затем режут его. Для варки используется почти всё мясо. Приглашаются все соседи. Сначала красиво нарезается курдючное сало и печень, смешивают в небольших дозах с айраном и подаётся сватам. Пословица «Курдюк с печенью ели, Божье благословение получили, сватами стали» используется при заключении договора о сватовстве.
Согласно поверью, те, кто вместе ел печень и курдюк, становятся близкими друг другу. По казахсому обычаю, это блюдо употребляется тогда, когда достигнуто взаимное согласие.
Вместе с этим –
30 лет – призывной возраст, когда мужчина привлекается в военные походы и к обороне народа от врага
40 лет – возраст воинской службы
50 лет – возраст уважаемого в народе человека .
50 лет – брат, это возраст.
60 лет – возраст Пророка, одна из вершин жизни
70 лет – награда за жизнь, долголетие
80 лет – возраст заслуг перед обществом
Усыновление детей (Книга, 440 Б)
Бездетные семьи могут взять на усыновление чужого ребёнка. Это называется «баурына салу». Так было всегда. Есть определённые условия, которые нужно соблюдать. Например, в соответствии с казахскими законами усыновители должны забрать новорождённого ребёнка в том состоянии, в каком он родился. Затем усыновители должны исполнять следующие обычаи:
Обязательно устроить той. По обычаям казахского народа, если у супругов не было своих сыновей, они имели право усыновлять только мальчиков своей родни. Допускался и приём девочек. После этого состоятельные люди устраивали празднества. Конские скачки, а простой народ – приносил в жертву скот и читал Коран.
Производили обряд имянаречения, затем усыновлённому мальчику давали в руки асы; жiлiк – нижнюю часть задней ноги, девочке то;пан жiлiк – берцовую кость. При данном обряде должно было присутствовать много людей, тем самым они клялись не разглашать впоследствии тайну усыновления. То есть, при большом количестве свидетелей обе стороны подтверждали своё согласие на усыновление.
Обучение мальчиков верховой езде. Было принято брать мальчиков 5-6-летнего возраста. Это – возраст, когда мальчиков нужно начинать обучать верховой езде. В таком возрасте для усыновления брали от близких родственников. Детей чужого рода нужно было брать в младенческом возрасте.
Отдача первенца дедушке и бабушке не считалось усыновлением. Этот ребёнок не был приёмным, так как являлся прямым родственником, внуком.
Монумент «;аза; Елi».
На западной стороне расположен барельеф «Созидание», отражающий путь Казахстана от кочевого быта до эпохи космических полётов. Он показывает созидательный труд учёных, инженеров, металлургов и земледельцев.
На восточной стороне барельеф «Будущее» иллюстрирует путь к независимости и самоопределению, показаны достижения молодёжи Казахстана в учёбе, науке и спорте.
Идея обретения независимости Казахстана отображена также в завершающей скульптурной композиции «Единство».
Монумент открыт в 2009 году. Авторы – Сарсенбек Жунисов и Жанбыршы Нуркенов.
Исторический монумент «550 лет Казахского ханства»
В самом сердце древнего Тараза расположен монумент «550 лет Казахского ханства». Он выполнен в виде мраморной восьмигранной стелы высотой 27 метров. Стелу венчает Звезда Улугбека. По обе стороны от стелы - скульптуры ханов Жанибека и Керея. У Керея в руках перо и бумага. Это символизирует его Указ о создании ханства. У Жанибека в руках копьё, на коленях – меч. В ту пору Жанибек был ещё молодым, но уже прославленным героем. Длина копий, представленных на памятнике – 14 метров. Автор архитектурной композиции – Серик Рустембеков.
Памятник установлен в западной части города напротив нового Дворца спорта «Тараз – Арена»
До 1988 года казахстанские спортсмены выступали в составе команд СССР. В 1990 году был создан Национальный Олимпийский Комитет, ставший членом Международного Олимпийского Комитета в 1993 году. После распада Советского Союза в 1991 году СССР 15 стран, объединившись в единую команду, выступили на XXV летних Олимпийских играх 1992 года в Барселоне, Испания.
В 1974 году молодой тренер Анатолий Бабушкин объявляет набор в секцию пулевой стрельбы, Володя становится одним из первых его учеников. Выиграв третье место в Кубке СССР в 1980 году, он принимает участие в чемпионате Европы, завоевав золотую медаль среди юниоров и став членом олимпийской сборной.
Борис Александро (1955 – 2002) – один из лучших примеров для детей, увлекающихся хоккеем. Он отрыл путь многим одарённым мальчикам. Наибольшего успеха главная команда страны, составленная из игроков усть-каменогорского «Торпедо», под его руководством достигла в 1998 году на Олимпиаде в Нагано (5-е место), где добилась права выступать в группе «А». Это – большая победа и результат личных заслуг Бориса Викторовича. До июля 2002 года был главным тренером сборной Казахстана. Многие звёзды хоккея начинали свою карьеру под его руководством.
Каждый из видов современного пятиборья (стрельба, фехтование, плавание, верховая езда с препятствиями, бег) по-своему труден. На Олимпиаде 1996 года Парыгин завоевал: по пулевой стрелье – 11-ое место, по фехтованию – 1-ое место, по плаванию – 21-ое место, верховая езда с препятствиями – 2-ое место. В беге опередил россиянина Зенова на финише, одержав победу, вызвавшую единодушный восторг болельщиков.
Ольга Рыпакова (лёгкая атлетика) Рыпакова Ольга Сергеевна (30 ноября 1984, Оскемен) – казахстанская легкоатлетка, специализирующаяся в прыжках в длину, тройном прыжке и семиборье. Чемпионка Олимпийских игр в Лондоне (2012) и дважды бронзовый призёр Олимпийских игр в Пекине (2008) и в Рио-де-Жанейро (2016) в тройном прыжке. Чемпионка мира 2010 года в помещении в тройном прыжке. О. Рыпакова в Пекине на Олимпийских играх 2008 года в тройном прыжке достигла 15 метров 11 сантиметров в длину, побив рекод Азии и завоевав 4-е место на Олимпийских играх.
В мае 2010 года в Шанхае завоевала золотую медаль «Бриллиантовой лиги по легкой атлетике». Кроме того, завоевал звание чемпиона мира в ЧМ-2010. В 2011 на чемпионае мира по легкой атлетике в Тэгу Ольга Райпакова завоевала серебряную медаль, а в 2012 выиграла золотую медаль на Олимпийских играх в Лондоне.
В 2016 году на XXXI летней олимпиаде в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 26 видах спорта участвовали 104 спортсмена из Казахстана. Всего казахстанцы выиграли 17 медалей (3 золотых, 5 серебряных, 9 бронзовых), что стало в целом рекордом для всей спортивной истории страны. Это были: пловец Дмитрий Баландин, тяжелоатлет Нихат Рахимов и боксйр Данияр Елеусинов – золотые медали; дзюдоист Елдос Сметов и боксёр Адильбек Ниязымбетов, тяжеловес Жазира Жапаркул, боксёр-тяжеловес Владимир Левит, мастер спорта по вольной борьбе Гузель Манюрова – серебро; дзюдоистка Галдадрах Отгонцэцэг, легкоатлеты Фархад Карки, Карина Горичева, Александр Зайчиков, легкоатлетка Ольга Рыпакова, борцы-вольники Эльмира Сыздыкова и Екатерина Ларионова, а также боксёры Иван Дычко и Дарига Шакимова, завоевашие бронзовые медали. В общем медальном зачёте Олимпийских игр 2016 года Казахстан находится на 22-ом месте.
Допинговый скандал (тяжелая атлетика)
Международная федерация тяжёлой атлетики опубликовала сообщение о том, что в результате повторного анализа МОК, допинг-проба показала положительный результат у четверых казахстанских тяжелоатлетов. В применении допинга на Олимпийских играх в Пекине заподозрены Майя Манеза, Илья Ильин, Зульфия Чиншанло и Светлана Подобедова. Спортсмены, однако, отрицают обвинения и активно отрицают факты применения допинга.
ЖЕТІ ;АЗЫНА Семь сокровищ
Казахский народ считал семёрку священным числом и использовал её в понятии «семь скоровищ». Это – повседневные вещи. Используемые в народном быту. И что же входит в эти семь сокровищ? Есть разные мнения на этот счёт. Много споров и точек зрения есть на эту тему. Например, «казан, быстрый конь, мудрость (книга), борзая собака, верный беркут, меткое ружьё». Правда ли это? По преданию, эти самые необходимые вещи помогли выжить изгнанным из рая прародителям человечества Адаму и Еве.
Если красивую женщину внести в этот список, то она будет считаться собственностью мужчины. Поэтому её и нет в этом перечне. Вот ещё один из вариантов: 1) кремень, ибо без огня нет дня; 2) казан для приготовления пищи; 3) Хорошая собака – верный помощник чабана; 4) Лук, не только для войны, но и для добычи пропитания; 5) Конь - крылья джигита; 6) Беркут для традиционной охоты; 7) Книга – источник знаний.
Перевал Куйик. Хребет Малый Каратау на востоке Жамбылской области граничит с Жуалинским районом. Его общая протяженность 200 километров, ширина 34 – 40 километров. Автострада Алматы – Ташкент – Бишкек проходит через перевал Куйик. Абсолютная высота которого 1200 метров. В энциклопедии Жамюылской области обозначен как очень трудный и опасный перевал.
Перевал Кеген или Кайкы.
Перевал Кеген (Кайкы) расположнен на востоке гор Кулыктау. Наибольшая высота 1900 м. Частые затяжные подъёмы и спуски. В летнее время снега не наблюдается. На южных, западных и северных склонах редкая растительность, изредка встречаются лиственные леса, издавна освоенные местным населением. Переход к Чарыну есть в верхней части Кегенской долины.
Типы лошадей, конский аллюр (фото)
Тип лошади
Осмотр шеи и характеристика ушей
Тонкая шея Торчащие уши
Толстая шея Вислые уши
Лебединая шея Прямые уши
Овечья шея Длинные уши
Округлая шея Короткие уши
Длинная шея Кабаньи уши
Форма головы Чёлка
Голова как у сайги Редкая чёлка
Голова как у кулана Торчащая чёлка
Голова как у Кубаса Густая чёлка
Утиная голова Длинная чёлка
Длина головы Тип лба
Рыбья голова Плоский лоб
Голова тупой формы Широкий лоб
Маралья голова Узкий лоб
Тощая голова Связь с глазами
Оленья голова Овечьи глаза
Телячья голова Коровьи глаза
Овечья голова Косоглазие
Жабья голова Зелёные глаза
Серповидная голова Птичьи глаза
Соотношение гривы и цвета глаз
Шелковистая грива Сверкающие глаза
Мелкая грива Чёрные глаза
Густота гривы Соотношение с носом
Куцая грива Козлиный нос
Жидкая грива – Сайгачий нос
Густая грива – Лосиный нос
Подгрудок (нижняя часть шеи) Соотношение с зубами
Округлый подгрудок Коровьи зубы
Подрудок как у сайги Овечьи зубы
Челюсть Свиные зубы
Прямая челюсть Зубы в форме пшеничных зёрен
Ровная челюсть Верблюжьи зубы
Тощая челюсть Птичьи зубы
Полная челюсть Зубы в форме уха
Острая челюсть Тонкие зубы
Тонкая челюсть Длинные зубы
Губы Соотношение с ноздрями
Нижние губы Ноздри в форме ячменного зерна
Отвислые губы Ноздри в форме сумки
Прижатые губы Сайгачьи ноздри
Губы в форме чаши Узкие ноздри
Конская стать (2 рисунок)
Грудь Соотношение с грудиной
Грудь как у барса Широкая грудина
Узкогрудый Глубокая грудина
Широкогрудый Отвислая грудина
Крупногрудый Энергичная грудина
Грудинка соотношение с грудной клеткой
Лисья грудинка Соотношение с бабками (надкопытными косточками)
Грудинка как у беркута Толстые бабки
Грудинка. Обеспечивающая твёрдую поступь Узкие бабки
Копыта Соотношение с лопатками
Поперечные копыта Чашеобразные лопатки
Полные копыта Круглые лопатки
Высокие копыта Широкие лопатки
Тонкие копыта Заячьи лопатки
Низкие копыта Соотношение с крупом (кострецом)
Прямые копыта Плоский круп (кострец)
Соотношение с холкой Широкий круп (кострец)
Длинная холка Соотношение с ляжками
Короткая холка Подтянутые ляжки ( как у козла)
Куцая холка Ляжки в форме шокпара (дубинки)
Соотношение лопаток с ляжками Верблюжьи ляжки
Широкие лопатки Ляжки как у самца-верблюда
Ровные лопатки Круглые ляжки
Плоские лопатки Соотношение с хвостом
Широкие лопатки Острый хвост
Поясница Собачий хвост
Выгнутая спина Куцый хвост
Рёбра Раздвоенный хвост
Изогнутые рёбра Куцый хвост
Крупные рёбра Шелковистый хвост
Тонкие рёбра Короткий хвост
Соотношение голени (коленного изгиба) Хвост пучком
Голень верблюжонка Кривой хвост
Голень леопарда (барса) Соотношение с локтевым суставом
Кривизна голени (Искривлённая голень) Растопыренные локтевые суставы
Голень верблюдицы ;ыла;;ырау локтевые суставы
Соотношение брюха Узкие локтевые суставы
Толстобрюхий Изогнутые локтевые суставы
Коровье брюхо Широкие локтевые суставы
Брюхо борзой
Желудок (ТУЧНЫЙ)
Части туши коня (рисунок 3)
Подгрудок. Горло. Грудинка. Органы воспроизводства. Топшы. Грудь. Выпуклая грудь (молочные железы).
. Т;с с;ріншек. Шынта;. Тізе. Барлау. ;;ндызды;.
Тебінгілік. Жауырын. Ар;а. ;абыр;а. ;аптал. Бел. Мы;ын. Бектеріншек. Сербек. Сауыр. Жая. ;;йры; т;п. К;нтимес. Аламай. ;ршы;. Жа;бырлы;. Шап орай. Жон. Та;ы. ;;йры; (сабау). Тобы;. Сан. Тірсек (шідерлі). Тілерсек. ;ылта. Шата. Ж;лы;. М;ртабан. Жер со;ар. Ба;ай. Т;сар. Жіліншек. К;рі жілік. ;олты;. Т;с. ;зе;гілік. Бауыр. ;арын. Ума (;аса). ;лпершек. Шап. Кіндік. Май ;кше. Т;я;. Кебе.
Жыл;ыны; сырт;ы м;шелері (4-сурет)
Босар;а.. шынта; с;йек. Шо;ты; жал. Мойын т;п. Жая. Май жая. ;ыл жая. Желкелік. К;к желке. ;;ла;. Т;бе с;йек. ;;ла; т;п. ;;ла; ;шы. Кекіл. Сыр;алы;. Ма;дай ;аба;. К;з. Ке;сірік. М;рын. Т;мсы;. Танау. ;сті;гі ерін. Ш;ралы;. Ауыз. Ерін. Езу. Тіс. Асты;;ы ерін. Иек. Бет с;йек б;дыры. Асты;;ы жа;. Жа; (шы;шыт). Бауыздау жері.
Жыл;ыны; желіс т;рлері
Желіс. 1. Б;лкіл желіс. 2. Жай желіс. 3. Сар желіс.
Жор;а. 1. Жол жор;а. 2. ;ой жор;а. 3. Он ;;лаш жор;а. 4. Су шай;алмас жор;а. 4. Т;кпе жор;а.
Шабыс. 1. О; шабыс. 2. Сол шабыс. 3. Жай шабыс. 4. Шо;ыра; шабыс.
Ая;. 1. Келте ая;. 2. ;гіз ая;. 3. Жай ая;. 4. Жел ая;.
Свидетельство о публикации №217062800628