Выходной. Параллельные миры

Выходной в школе практической психологии «Наука жизни» распараллеливается на несколько миров. Каждому по свободной воле! Кому-то воля — смотреть в туманную даль ещё холодного Чёрного моря; кто-то решил зачистить карму на огненной ягье; кто-то решил умственную нагрузку трансформировать в физическую на спортивной площадке; кто-то  жаждет творчества — на сцену, товарищи, на сцену!

 Часть студентов заполнила туристический автобус и двинулась знакомиться со следами цивилизации, что рассеялись по Краснодарскому краю. Меня в числе других манила давняя-давняя мечта встретиться с дольменами.
Профессиональный рассказ экскурсовода отвлекал организм, не привыкший к серпантину южных дорог. Позади остался Туапсе, оккупированный бесчисленными бочками Роснефти, и пейзажи за окном уносили вслед за рассказом в далёкое прошлое, в период завоевания этого богатого края то Турцией, то Россией… Давно мы толкаемся с нашими южными соседями! Приближаясь к конечной точке нашего назначения, услышали притчу…

Когда-то в этих адыгейских аулах невозможно было встретить старца. Почему? Народ на юге горячий, воинственный, был склонен к захвату чужих территорий. Поэтому, когда поступал сигнал о наступлении врага, жители села быстро покидали дома, унося на руках детей. Со стариками возиться было некогда… Дожидаясь такого часа, немощные старики не хотели быть обузой для своих родственников. Однажды, чувствуя приближение своей немощности, они подходили к своим сыновьям и говорили одно слово: «Пора!» Дальше, если вы видели фильм «Легенда о Нараяме» режиссёра Сёхей Имамура, то знаете, что происходило… Сын доносил старика до высокой скалы, и тот делал шаг в пропасть. Вот такие ж ёсткие древние обычаи когда-то царили и в Японии, и в Адыгее.
 Вопрос, а как же уважительное отношение к старшим, зависал над пропастью, вдоль которой осторожно двигался наш автобус…

Но всё течёт, всё изменяется, как горная река… Когда-то в ближайшем селе жил мудрый человек по имени Тагир с красавицей женой и тремя сыновьями. Двое из них — настоящие воины, а третий как наш Иванушка-дурачок, сплошное недоразумение! Счастливая жизнь вскоре сменилась испытаниями: погибли в бою богатыри-сыновья, и жена умерла с горя.  Остался Тагир на попечении младшего. Своей мудростью Тагир восполнял промахи нашего «Иванушки» в житейском потоке… Сын боготворил отца. Но однажды понял уже немощный Тагир, что пришёл и его черёд взбираться на скалу. Как ни плакал, как ни отговаривал его сын, старик стоял на своём… Проводили в последний путь уважаемого старика всем аулом. По дороге сын всё умолял отца отказаться от этой нелепой традиции! Наконец старик сдался и признался, что и своего отца он не бросал со скалы, не брал грех на душу… А прятал его до самой естественной смерти в пещере, о которой не знали сородичи. Обрадованный сын отнёс любимого отца в указанную пещеру, благоустроил её для обитания и стал каждый день под видом пастушеских надобностей бегать к отцу в пещеру — кормил, поил, ухаживал. Отец же делился с ним мудростью и давал советы, которые всему селу позволяли процветать. Но вот пришла весть — враги окружили село! «Иванушка» в последний раз перед битвой прибежал попрощаться с отцом, а Тагир ему и говорит — веди по этой горной тропе в мою пещеру всех жителей! Послушался сын. Каково же было удивление односельчан, когда они увидели старика здравствующим! Но для эмоций времени было мало! Тагир повёл их вглубь пещеры. Он, проведя здесь много времени, выяснил, что у пещеры есть проход к другой стороне долины. Вывел сородичей в тыл врага, они со свежими силами напали на незваных гостей и прогнали прочь тех, кто остался жив после битвы.  Благодарные односельчане с тех пор завели традицию — стариков со скал не бросать, а уважать и заботиться, отдавая всё лучшее! Так и сохраняется у адыгов до настоящего времени почтительное отношение к старшим. Дети, например, не могут сидеть за одним столом со старшими, и то, что сказал старейшина рода, выполняется беспрекословно!

Тем временем автобус с кондиционером остановился на обрыве горной реки. Женская (и большая) часть напряжённо всматривалась в два зелёных военных грузовика с открытым верхом — ГАЗ-66… Сюрпрайз! Далее нам предстояло двигаться на этих вездеходах!  Мужчин было немного, но достаточно для того, чтобы подсадить всех дам в кузов зелёных гигантов. Думаю, это доставило им большое удовольствие! Женский щебет быстро перерос в визг разных тональностей, когда грузовики перевалились через крутой берег под углом 30 градусов и запрыгали по речным камням, игнорируя бурные потоки воды. Визги с оттенком восторга и счастья эхом разносились вдоль горной реки! Приключения начинались…

Оставив грузовики и водителей восстанавливаться после пережитых женских эмоций, наша дружная группа начала восхождение по горной тропе. Надо сказать, что не все вняли предупреждению экскурсовода по поводу спортивной одежды! Часть девушек осталась верной своей женственности и цепляла подолами длинных юбок колючки и кустарники. Думаю, местные духи подсовывали их, развлекаясь на свой лад…

На горе, где замерли в тысячелетиях мегалитические сооружения, лет 70 назад кто-то торопился поскорее построить коммунистическую страну-сад! И посадили на горе яблони! Непонятно, чем руководствовались идеологи, сажая деревья вдали от села и на большой высоте?! Связь с большой землёй была лишь через верёвочные лестницы и ГАЗики. В общем, партийные деятели не особо утруждали себя экономическим анализом. Мало того, они объявили войну древним памятникам человеческой цивилизации! Для закладки сада экскаватор выбирал (не знаю, как он взбирался на эту высоту) путь, на котором находились дольмены… Часть из них оказалась разрушенной;! От яблоневого сада остались дряхлые, но ещё цветущие яблони. Одичавшие и оккупированные другими деревьями, они старательно заявляют о себе нежнейшей пеной белых ароматных цветов. А частично выжившие в борьбе с партийной технократией дольмены одним всевидящим глазом дупла философски спокойно смотрят на этот безумный-безумный-безумный мир…

 Рассказ экскурсовода поведал о попытках человечества раскрыть тайну дольменов. Вариации расшифровки шарахаются от — «это древние могилы», до — «космические приёмники и накопители энергии»… Один из известных в Сочинском национальном парке дольменов называют храмом Солнца. По версии он располагается своим дуплом так, что в День летнего равноденствия — 22 июня на закате лучи солнца, прежде чем спрятаться в долину между двух вершин, должны падать в отверстие и освещать дольмен. Последний раз инициацию храма Солнца пытались провести в 2002 году. На обряд собралось множество духовно озабоченного или продвинутого народа, но как ни воздевали они руки к небу, чуда не произошло — луч солнца скользнул мимо отверстия, и солнце закатилось не в седловину между гор, а за одну из вершин. Никто и не подумал о том, что земная ось уже сместилась на тот момент. Всё течет, всё изменяется…
 Про дольмены уже много написано. Те, что мы увидели — прямоугольной формы с плитой наверху — такие гигантские скворечники из кварцевого песчаника. Непонятным для нас инструментом 4–5 тысяч лет назад мастера кропотливо обтачивали каменные глыбы и аккуратно составляли их, словно пазлы. Какая цивилизация прошлась по всем континентам земного шара и оставила нам для поиска разгадки свои магические сооружения?
 
Видимо, эта мысль не давал покоя одному нашему другу и он как Винни Пух залез по пояс в дупло дольмена, чтобы удовлетворить свое любопытство… Здесь же в округе находилось ещё несколько дольменов, часть из них была варварски разрушена, и один Менгир — довольно высокий — с подходом к нему как к намогильному памятнику. На небольшом расстоянии друг от друга находились огромные каменные диски метрового диаметра — они просто лежали на земле. Считается, что эти диски — поклон нашему солнцу!
Следующим открытием был водопад «Псыдах». Я не ожидала увидеть такое сложное и витиеватое сооружение природы! Вода в скале вымыла гигантскую слоёную петлю с пятиэтажный дом и падала каскадом в прозрачное озерцо. Система надёжных лестниц позволяла увидеть эту красоту с разных ракурсов. Набрав живой воды с серебром, двинулись уже на привычных грузовиках к другому водопаду — «Шапсуг». Верёвочный шаткий мостик привел нас к многослойным каскадам разной высоты. Бег по многочисленным деревянным ступенькам на свежем воздухе навевал мысли об обеде…
 
Кафе со свежими чебуреками с адыгейским сыром было очень кстати. Оставив деньги на развитие аула и поблагодарив за обед, мы двинулись к ещё одной порции дольменов. Они были из серии «попурри», о чем говорили истоптанные площадки и многочисленные ритуальные завязочки на кустах. Увидев наши слегка разочарованные лица, экскурсовод предложила подняться к необычному дольмену, скрытому от глаз ленивой публики. Правда, обещанные 10 минут растянулись на 25 — в горах трудно прогнозировать время в пути. Попрыгав положенное время по камням и корням старых деревьев, мы уткнулись в необычный природный союз: в отличие от нас с вами — высшей формы жизни — деревья даже разной породы могут иметь одну корневую систему, так два тополя приняли в свою семью граб. Дольмен же оказался большим, но почему-то перевернутым! Почему, зачем? Никто не знает ответа…

На обратном пути экскурсовод рассказала про один забавный эпизод… Однажды она привела к этому перевёрнутому дольмену одного чуткого путешественника. Склонившись на горе к дольмену-перевертышу, он услышал в нижнем дольмене у подножия какие-то звуки! Непонятно как, но они оказались связаны… Спустившись с горы, они увидели, что в нижнем дольмене, действительно, кто-то возится и по звуку — собирает жертвенные деньги, брошенные туристами в дупло дольмена! Заметив приближение людей, некто закрыл дупло картонкой. Экскурсоводу стало любопытно — кто же это?  На парковке стоял белоснежный мерседес с номерами 666! В этих местах все знают друг друга, как в деревне, и несложно было выяснить, кто же грабил дольмен. Каково же было удивление, когда выяснилось, что это машина начальника МВД одного их прибрежных городов!  Неужели на бензин собирал?!.
 
Ночной серпантин южных дорог втянул прожитый день, и дружная группа студентов с пионерскими песнями въехала в отель.
В этот день я была совершенно счастлива! Как крупная драгоценная жемчужина, этот день нанизался на все остальные, прожитые на сессии школы Науки Жизни! Каково же было моё удивление, когда на следующий день я узнала, что далеко не все в нашем туристическом автобусе разделяли мою радость от увиденного и пережитого! Кого-то напрягло изменение в графике поездки, кто-то раздражался на «завис» наших женщин сувенирной лавке, кто-то расстроился из-за мусора, оставленного в автобусе «продвинутыми учениками жизни»! И я поняла, что наш автобус вместил несколько параллельных миров, но каждый из нас выбирает свой мир сам!


Рецензии