Родословная моей семьи

Спустя некоторое время после кончины моей мамы Марии   все силы были брошены на поиски моей двоюродной сестры Фани ( 1940 – 2014 гг) . Старший сын дяди Левы и тети Гиси  был устроен ,в свое время моей мамой в училище ,где он  мог учиться и получить специальность. 
С началом !! мировой войны  жизнь населения на территориях, где велись военные действия  подвергалась большой опасности, поэтому сразу же были развернуты работы по переселению людей и в частности  детей . Только в Узбекистан в течение  года было эвакуировано порядка 40 тысяч детей  из 70  детских домов ,которые были распределены по городам Узбекистана, в  том числе в Андижанскую  область -13  домов, из которых четыре детских дома прибыли из Донбасса.
После продолжительных поисков и переписок  с Андижанскими организациями, выяснилось, что Фаня была удочерена какой то семьей ,  которая бесследно  исчезла ,выбыв из того места в неизвестном направлении.
К розыску присоединилась,  одна из выживших от погромов в 1921 году на Украине, дочка моей тети Лизы . Погромная волна в Умани не обошла и семью тети. В одной из них были убиты она и все дети, кроме младенца – Розы (1921 – 1993 гг.).  Каким  - то  образом она оказалась  в Андижане. Обойдя все дома ребенка , случайно разговорилась в одном из домов  со старой няней , которая за определенную мзду выдала ей все подробности. И что  самое невероятное , случайность, которая подстерегает нас всю жизнь – эта семья ,приютившая Фаню, родом из Одессы. Мать Фани  тоже оттуда. И опять дело случая – эта семья расположилась рядом с сестрой тети Гиси, дети которой играли с Фаней , не подозревая , что они двоюродные сестры.
После долгих мытарств и судебных разбирательств выяснилось , что  приемные родители , не имели права удочерять ребенка при живых родителях. Отец на фронте, мать в заключении , но они были .
Все вроде бы прекрасно – счастливое окончание поиска и возвращение дочери , однако Фаня так и не смогла привыкнуть к своим  биологическим родителям и не признавала их. Только  преданность и любовь  к своему брату   Саше ( 1931 -    2006            гг )  и родившейся уже после войны , в той летней  кухоньке  , нашего дома , младшенькой  Эммы  1947 года рождения сдерживало ее в этой семье. Закончив школу десятилетки  она тут – же уехала в Новосибирск  , к   двоюродной сестре Вале.
Александр  Дюма – отец дал такое определение :”Случайность – запасной фонд Господа Б-га “. И тут никуда не денешься – все от Него. Это понятие философское и подход к его определению зависит от многих факторов того или иного мировоззрения. Так что не будем останавливаться на этой теме   мне  , по крайней мере , это не под силу.
Будем    считать , что так сложились обстоятельства . И коль я затронул , воспоминания Вали о  Розе, еще одной из наших двоюродных сестер, то не  мешало бы припомнить еще одну случайность. Точной даты не могу указать , однако мой отец спас жизнь будущему  мужу Розы – Лене , который оказался в одном вагоне  с  ним по дороге в Андижан. Видимо  , когда отец  ехал забирать свою семью из эвакуации. На фронт Леню не взяли по инвалидности. А произошло вот что. При резком торможении поезда огромный тюк с верхней полки сорвался и летел в сторону ,  где сидел Леня со своими родителями. Единственным  мужчиной , оказавшимся рядом, был мой отец , который на лету перехватил этот тяжелый мешок , спасая им жизнь. Так сложилось знакомство  и когда отец узнал ,что они тоже направляются в Андижан  , то предложил  им остановиться у одной из приемных детей  моей тети Лизы – Любы ( 1903 -            гг.)  . Там и состоялась встреча  Лени  с Розой. В дальнейшем  создалась еще одна семья наших родственников. Их дети – Элла 1951 года рождения  и Игорь 1956 года рождения , которые уже родились в Донецке.
Отношения между людьми играют большую роль  .  Взаимодействия с другими людьми сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. С кем – то нас связывают крепкие ,доверительные  отношения , с кем – то  поверхностные . Насколько уже помню я , был свидетелем  , не столь родственных , сколько приятельских отношений моего отца и Лени. Уже будучи в городе Донецк ( Сталино) , они часто встречались и Леня очень уважал моего отца.
Не имею права характеризовать отца – дети “ родителей не выбирают “, осуждать или писать дифирамбы не в моих правилах. Однако  по взаимоотношению его с людьми разного возраста , можно было судить о способности думать ,находить решение жизненных задач. Он не имел образования  ,  кроме “ хедер”- еврейская религиозная начальная школа. Однако обладал познавательными и аналитическими способностями, что давало ему  возможность оказывать людям помощь и давать разумный  совет. И что ,без зазрения совести ,могу сказать о демократичном отношении его к детям. Только в исключительных случаях , которые касались уже меня , о чем повествую далее – он терял самообладание и приводил свои отцовские права  по полной мере. Что случалось не так часто, но мне запомнилось на всегда.  Выручало  меня то , что дядя Лева- брат отца, с которым он ,практически, не расставался , спасал меня от избиения до полу смерти. А ведь было за что….
Уже будучи дедушкой с двумя прекрасными внуками и младенцем внучкой , даже представить себе не в состоянии , что – бы было  если бы они начали повторять  мои ,необдуманные поступки. Этим ошибкам нет оправдания , но причина  была. Лишь спустя годы начинаешь понимать - насколько ранима душа ребенка. Потеря самого дорогого человека – моей мамы , ушедшей  в мир иной – светлая ей память, дала о себе знать .Мне было всего – то около 4 лет. Отец  работал , средний брат Борис ( 1930 – 1999 гг.) учился и работал , а я, имея семью – был “ беспризорным “ пацаном , блуждающим по всему городу и за его пределами , по паркам и чужим сараям , вечно босой , из – за потери сандалии   , со следами на майке от шелковицы , которую пытался донести домой ,держа ее за пазухой. Вечно с осколками стекла от разбитых окон и бутылок , валявшихся по всему городу и его окрестностям , к тому же  с ушибленной “ башкой “ от уличных побоищ с камнями. Количество шрамов  на голове не сосчитать . А все почему :” Да потому что жизнь учил не по учебникам “. Чего было больше в этом хилом , кожа да кости , мальчугане – любопытства или любознательности.
Детская любознательность  присуща каждому ребенку - это воспринимается нормой поведения. Когда ребенок не задает вопросы и ни чем не интересуется – это настораживает родителей и взрослых. А что делать если не   к кому обратиться …  Приходиться  ко всему подходить методом проб и ошибок. Что и приводило к таким казусам , оставшимся в памяти на всю жизнь. Время было послевоенное , кругом разруха, разбитые дороги и дома ,было где разгуляться. Из воспоминаний детства мало  что осталось такого яркого и радостного , что бы поделиться с Вами –читателями.
Насколько  уже начал понимать и чувствовать в зрелые годы , что уход из жизни самого дорогого мне человечка – моей мамы , сильно сказалось на моей психики. Человеческая психика –сложный и тонкий  инструмент ,основа  которой эмоции – положительные и отрицательные. Наиболее сильной отрицательной  эмоцией является страх. Есть такое понятие – клаустрофобия , когда человек , находясь в замкнутом пространстве испытывает беспричинный страх. Сразу  оговорюсь ,что  все ниже сказанное – мои выводы и никак не связаны с  какими либо посещениями психолога. Да и , в принципе, эти ощущения  я испытывал очень сильно в детские годы. А суть в том , что , из описанного раннее ,обстановки того положения , когда я вынужден был оставаться в квартире , в которой было единственное окно , выходящее во двор  в младенческом возрасте. Это чувство боязни ,вызываемое воображаемой опасностью , что вот- вот появится какое то чудо из под кровати , а их было четыре  на эту небольшую комнатенку, с единственной тусклой лампочкой под потолком , с тряпичным абажуром, оставило след на моей психики. Довольно таки четко остался в моей памяти эпизод  , когда во двор  приводили пленных фашистов , для  отправления естественных надобностей. Единственная общественная уборная , кое как сооруженная из досок деревянных ящиков , находилась в дальнем углу нашего двора, и никак нельзя было миновать наши окна.  Можно себе представить то чувство не уютности и страха ,сидя на подоконнике окна , когда к тебе стучатся с просьбой вынести водички , это были пленные немцы ,используемые для восстановления разрушенного ими же города Сталино..Видимо все это выносит твою память на уровень подсознания и ты уже будучи взрослым человека вынужден бороться с этим проявлением.
Возвращаясь в прошлое , только сейчас начинаешь понимать та реакцию  и действия ребенка , часами ожидавшему кого либо из взрослых, которые освободят его из этого заключения и накопившегося адреналина  от перенесенных потрясений , вызванные страхом замкнутого пространства. Даже двор , довольно просторный , с многочисленными соседями , имеющими уже взрослых детей  ни как не прельщал меня. Один из печальных случаев произошедших со мной в эти годы , был  когда мне срочно понадобилось вырваться за ворота двора. Выскочив из дверей дома , наспех одевая сандалии на бегу , я имел честь споткнуться , и на большое мое огорчение точно угодить коленкой, а точнее чашечкой , на выступающий булыжник, которым была устелена дорожка к выходу из двора. Насколько  осталось в моей памяти  - проливал слезы не столько от боли  разбитого колена , как от какого то пропущенного происшествия , происходящих постоянно на дорогах  послевоенного города. Мой пожилой батя , недолго думая , пыхтя и задыхаясь потащил меня в травмпункт  близлежащего отделения поликлиники, где мне зашили голень и наложили повязку. Ушиб коленной чашечки распространенная   травма , характерная как для детей так и для взрослых  и не всегда воспринимается серьезно . В том случае был разрыв тканей , что оставило достаточно большой шрам и неудобства в движении до сих пор. С учетом возраста , кто , возможно , сочтет нужным прислушаться , дал бы совет , особенно молодому поколению – берегите себя  и не стоит недооценивать любой ушиб, последствия которого начинаешь ощущать уже с  годами.
Владея слепым методом печати, приобретенным в свое время в армии, где окончил школу младших специалистов войск связи,  в эру компьютерных технологий меня сильно выручает.  Если честно  -  навыки теряются с годами, так что часто приходиться возвращаться к удалению пропусков и ошибок. Однако это дает мне возможность экономить столь драгоценное время , отведенное мне Б-гом, и для других  целей ,по своему усмотрению. А что самое важное – сам процесс набора текста моих воспоминаний и мыслей , приносит мне  неимоверное удовлетворение , когда ,совершенно при этом не думая , что там вытворяют твои пальцы, ты выливаешь свои мысли на экран монитора, беседую с ним напрямую. Он же и устраняет твой пробел в орфографии и вообще –грамотности.
Кто в своей жизни не вел или пытался вести личный дневник . Еще будучи школьником , беря пример   с  известных писателей, великих людей  тоже заводил их. Сохранив  их , возможно, было бы мне легче восстановить события прошлых лет , хороших мыслей и идей .Ведя дневник Вы пишите для себя самые значимые для Вас переживания  в максимально подробной форме. Да это ценная вещь , место куда можно выложить все , что находится в Вашей головушке , а затем проанализировать свои мысли. Однако есть существенный минус : его могут прочесть Ваши близкие, друзья  и просто знакомые. Что и произошло с одной из учениц  старшего  класса , приведшего к трагическому последствию.  Подробности этого случая были скрыты, однако дело было так: - Любовь без взаимности в жизни встречается очень часто  и в основном – первая . Это приводит к определенным последствиям для психики человека,  а тем более молодой девушки в прошлом столетии , когда были , по моему мнению , другие нравы, к еще более плачевному завершению романтической сказки. Что и произошло с этой девушкой , которая , кстати была и моей соседкой. В обычной жизни миллионы людей и женщин , через какое то время прекрасно справляются с этой бедой ,забывают , выходят замуж или женятся  и продолжают жить дальше. Возможно так бы произошло  и в этом случае, все бы перегорело со временем ,  если бы ее дневник  не попал , случайно, в руки одноклассников и все стали перемывать ее косточки .  Девушка она была эмоциональной , стала уходить в себя и подумывать  о том , что этот мир не стоит того , чтобы в нем жить. Начитавшись романтической литературы , и сделав неправильные выводы она решила покончить жизнь самоубийством.   В черте города проходила железнодорожная ветка , по которой перегоняли грузовые вагоны, наполненные  то коксом , то металлом от металлургического завода.  Там ее и нашли без  сознания , без обеих ног. В дальнейшем она вернулась в школу , но уже на протезах. После этой трагедии у меня  напрочь  отпало  желание  продолжать вести личный дневник.


Рецензии