Фильм мистики и ужасов Вий 1967 года

Каждая экранизация гоголевской повести чревата неприятными сюрпризами.

На съемках советского фильма «Вий» произошла целая череда мистических событий, словно кто-то пытался остановить процесс.

Премьера советского «Вия» состоялась в 1967-м году. В первый год проката первый отечественный «ужастик» занял 13-е, так называемое «дьявольское» место по количеству проданных билетов. Что довольно символично. Ведь этот фильм всегда был овеян мистикой и дурными слухами. А особенно «нехорошей» считается роль ведьмы, которую тогда сыграла Наталья Варлей.

В советский «Вий» на роль ведьмы пробовались и Светлана Коркошко, и Елена Санько. Но обошла их актриса Александра Завьялова, ее утвердили. Однако после первой же съемочной смены Завьялова тяжело заболела. Решено было ждать артистку, а пока снимать одного Куравлева.

Александра пошла на поправку и тут же приехала на съемки. Ее загримировали под ведьму, выставили свет, приготовили хлопушку. Но неожиданно Завьяловой стало нехорошо. Прозвучала команда «стоп».

Через некоторое время будущий муж Александры, а тогда еще возлюбленный - режиссер Резо Эсадзе - позвонил на «Мосфильм» и попросил снять Завьялову с роли Панночки.

Пришлось срочно искать новую актрису. О «Вие» к тому моменту распространилась дурная молва, и многие артистки отказывались даже на пробы приходить. Осмелившеюся Жанну Болотову только собрались утверждать, но она, как и Завьялова, резко заболела. Так в «дьявольскую картину» попала Наталья Варлей.

Наталья Варлей, уже известная по комедии "Кавказская пленница", согласилась на роль ведьмы, заменив актрису Завьялову. Варлей легко отмела актёрские суеверия о том, что когда ложишься в гроб, снятый по твоим меркам, это приносит беду, - ведь она была настоящая "спортсменка и комсомолка".

На следующий же день со звезды «Кавказской пленницы» сняли мерки для гроба, в котором по сюжету ей предстояло летать.

Гробов для съемок советского «ужастика» изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала с открытой крышкой, а третий смастерили с закрытой. Последний, кстати, сделали в два раза меньше остальных, чтобы его было легче перемещать.

Но во время съёмок летающего гроба, хотя сложная технически конструкция не раз проверялась на надёжность, Варлей вдруг выпала из гроба с приличной высоты. И только благодаря стремительной реакции Леонида Куравлёва, сумевшего поймать её в падении, актрисе удалось избежать серьёзных последствий.

- Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5-3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки - и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь! - рассказал в одном из своих интервью Леонид Куравлев.

Но на этом череда несчастий Натальи Варлей только началась.

После выхода фильма в прокат в 1967 году, по признанию самой Натальи Варлей, в её жизни наступила чёрная полоса. Тогда она решила окреститься, чтобы очиститься от греха, который она совершила, сыграв ведьму в храме.

После окончания съемок артистка надолго слегла с серьезной болезнью. А после выздоровления не смогла больше получить роль, которая была бы ярче, чем Панночка или Нина из «Кавказской пленницы».

В 69-м Наталья вышла замуж за Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Через два года Владимир в возрасте 40 лет скончался от сердечной недостаточности. Варлей осталась вдовой.

Личная жизнь актрисы так и не сложилась.

А в 85-м на свет вне брака появился второй сынишка Варлей - Александр. Однако роды прошли тяжело, жизнь Саши висела на волоске. Если бы не врач-реаниматолог Алексей Грачев, Наталья потеряла бы сына. К слову, Грачев впоследствии стал священником, и Варлей нередко приходила к нему, как к отцу-настоятелю за советом. Позже Грачев разбился в автокатастрофе.

Еще был мистический случай: как-то Наталья отправилась в морской круиз. Его организаторы в первый же день объявили вечерний показ «Вия». Варлей произнесла для собравшихся зрителей короткую речь перед началом сеанса, и вдруг… разбушевалось море. Наталья расценила это как нехороший знак и попросила перенести показ на другой день.

Через сутки история повторилась. И этот сеанс тоже отменили.

На следующий день организаторы все-таки устроили показ «Вия». Но не прошло и десяти минут, как на судне началась сильная качка, теплоход стал крениться на бок. Актриса бросилась к организаторам с мольбами остановить фильм. Море успокоилось только тогда, когда показ прервали.

После всего произошедшего в ее жизни после «Вия» Варлей уже в зрелом возрасте пришла к Богу.

Совпадение или злой рок, но трагедии после выхода картины на экран случались не только с Варлей. Один за другим начали уходить в мир иной создатели «Вия», совсем еще не старые люди.

Через четыре года после премьеры ленты на 49-м году жизни Алексей Глазырин, сыгравший сотника, умер от инфаркта.

Главный режиссер фильма - Александр Птушко - скончался в 1973-м, не дожив до своего 73-летия. Тогда же погиб Степан Шкурат, сыгравший Явтуха. Спустя два года умер оператор Федор Проворов, которому оставалось два месяца до 70-летия.

Чертова дюжина тайн советского «Вия»

1. Роль Панночки поначалу играла Александра Завьялова — Пистемея из сериала «Тени исчезают в полдень». Но, актрису поменяли на Наталью Варлей (пробы проходили Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко). Завьялова тяжело заболела. И ее будущий муж, а тогда возлюбленный — режиссер Резо Эсадзе велел уйти с «дьявольской картины».


2. Хому со стрижкой «под горшок» Леонид Куравлев играл в парике. Первоначально на эту роль планировался Вячеслав Невинный.


3. Во время съемок полета в гробу Варлей однажды едва не покалечилась. Ее спасла отменная реакция Куравлева, успевшего подхватить выпавшую актрису. Леонид на неделю выбыл «из строя», потянув мышцы рук.


4. Слухи о бедах и несчастьях Варлей, якобы обрушившихся на нее после премьеры, ходили еще долго. Сплетники связывали отсутствие у нее ярких ролей, смерть бывшего мужа (Владимира Тихонова) и многочисленные интриги завистников именно с проклятием «Вия».


5. Панночку в кадре ставили на специальный вибратор, устройство в виде холодильника, чтобы у зрителя складывалось впечатление, что она трясется от злости.


6. От роли старой Ведьмы отказались все актрисы еще на стадии проб. Поэтому вместо женщины на эту роль утвердили мужчину. Роль старой Ведьмы, которая летала на Хоме, сыграл — «король эпизода» Николай Кутузов. Неожиданно он стал крепко выпивать, однажды сорвав съемку. До этого не выпивавший артист свою неожиданную тягу к алкоголю объяснял страхом перед нечистой силой и своей "дьявольской ролью".


7. В образе Вия снялся артист цирка, акробат Николай Степанов.

8. В съемках участвовали десять лилипутов для контраста с актерами, изображающими рослых чертей.


9. Для изображения животной нечисти пробовали снимать под увеличительным стеклом насекомых — богомолов, жуков-носорогов и пауков. Но использовали летучих мышей, воронов, филинов и черных кошек.


10. В первоначальной версии было несколько сцен с обнаженными женщинами. Но руководство «Мосфильма» посчитало эти эпизоды «слишком реалистичными» и велело вырезать.


11. Музыку для ленты написал Карен Хачатурян, позволивший себе процитировать симфонию Мусоргского «Ночь на Лысой горе».


12. Поздно вечером 20 февраля 2006 года дотла сгорела деревянная церковь в украинском селе Горохолино-Лес, где снимались ключевые сцены. Через 40 лет после съемок - огонь вдруг занялся изнутри в то время, когда здание было закрыто.


13. В первый год проката «Вий» занял 13-е, «дьявольское» место по количеству проданных билетов.

 

Вий - мифологический персонаж

— Слово «Вий» (у западных славян — Ний) в украинском языке идет от слов «вия», «вийка» — ресница — мощный, приземистый старик с железными пальцами и ниспадающими, разросшимися веками, которые он не в силах поднять самостоятельно. Он слепой, но, поскольку живет в подземном царстве, видеть ему необязательно. В разных преданиях Вий владеет железными рудами, хранит подземные богатства. И этим похож на европейских гномов. Сам Гоголь писал: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».
Общие черты с Вием есть у Кощея Бессмертного. В одной из белорусских сказок служанка поднимала ему веки, по пять пудов каждое. Баба-яга тоже связана с Вием, но функционально — оба обеспечивают сопровождение в царство мертвых: яга это делает, поворачивая избушку, находящуюся на границе миров.
Предшественник Вия — языческий Велес — один из главных восточнославянских богов.





 


Рецензии